Гибель боговОтец
Евгений, новоиспеченный настоятель кладбищенского Свято-Лазаревского храма,
уединившись в том самом кабинете, где еще совсем недавно, почитывая
Мережковского и Андрея Белого, сиживал его трагически погибший предшественник,
протоиерей Александр Кузнецов[1], предавался мрачным раздумьям. Он думал о том,
что сегодня вечером ему опять придется совершать Богослужение, так сказать, для
Ангелов. Ведь всем известно — они незримо присутствуют на каждой церковной
службе. Кажется даже, будто, чем меньше в храме прихожан, тем больше Ангелов. В
таком случае, Богослужения отца Евгения посещают одни Ангелы. Потому что почти
все прежние прихожане Свято-Лазаревского храма покинули его. Первой ушла
городская интеллигенция, чьим духовным отцом был покойный протоиерей Александр
Кузнецов. Причем ушла отнюдь не тихо и незаметно, как это в обычае у людей
простых и неученых, а по-интеллигентски. То есть, громко хлопнув дверью. И
ославив отца Евгения на всю Михайловскую область этаким новым Дантесом, который
расправился с отцом Александром, как из зависти к его уму и учености, так и
ради того, чтобы самому стать настоятелем Свято-Лазаревского храма. И что тут
возразишь? Он и впрямь занял место отца Александра… дорого же оно ему далось!
Разумеется,
отец Евгений попытался удержать в Свято-Лазаревской церкви хотя бы прихожан из
числа не мудрецов, а простецов. А потому в каждой своей проповеди обрушивался
на них с яростными обличениями, дабы внушить словесным овцам — их земная и
посмертная участь будет неописуемо страшна, если они не станут как можно чаще
(лучше каждый день) ходить в Свято-Лазаревский храм. Мало того — приводить с
собой детей и внуков. Но и этого мало: они, по благочестивому обычаю предков,
должны жертвовать на церковь десятую часть своих доходов. Нет, даже больше,
потому что милостыня — царица добродетелей, ради которой творящему оную прощаются
многие грехи. А их грехи неисчислимы, как песок морской…как адские муки,
ожидающие их за нерадение к спасению собственных душ.
Однако
старания отца Евгения были напрасны: под градом его обличений трепещущие
прихожане лишь опускали головы все ниже и ниже. И появлялись в церкви все реже
и реже… И вот итог: храм пуст. Лавка не дает выручки, кружки пусты. Приход не
приносит дохода. А ведь доходность прихода свидетельствует о его благополучии.
И о соответствии его настоятеля занимаемой должности. Тут есть, о чем подумать…
Вдобавок,
ремонт Свято-Лазаревского храма, который намеревался сделать покойный отец
Александр, теперь тяжким бременем лег на отца Евгения. А денег на ремонт нет, и
взять их негде. Вот уж и впрямь — за что боролся, на то и напоролся!
Что-то
будет дальше?
*
* *
Размышления
отца Евгения прервал стук в дверь. Однако то было не робкое и едва слышное
«тук-тук» смиренного прихожанина (наипаче же — прихожанки), со страхом и
трепетом стоящего за батюшкиным порогом, а громкий и властный стук человека,
уверенного в том, что перед ним обязана распахнуться любая дверь. И столь же
уверенно идущего по жизненной дороге, не задумываясь над тем, что может ждать
его за очередным поворотом этого извилистого пути, и куда именно приведет его
этот путь.
Кто
бы это мог быть?
*
* *
Не
успел отец Евгений решить, ответить ли ему уставным «аминь» или куда более
привычным для него «я занят», как дверь распахнулась и в кабинет вразвалку
вошел…
—
Кто это? Спортсмен или…бандит? — промелькнуло в голове у отца Евгения при виде
нежданного и незваного визитера.
В
самом деле, незнакомца в равной мере можно было принять и за того, и за
другого. Невысокого роста, в черной футболке и фирменных джинсах, крепко
сложенный, с хорошо накачанной мускулатурой, короткой бычьей шеей, столь же
короткой стрижкой и тяжелым взглядом из-под низкого лба. Кто он? Что ему здесь
нужно? И где отец Евгений мог видеть этого человека? Причем, не позже, чем
вчера…
…Да,
он и впрямь видел его вчера вечером, когда смотрел свой любимый сериал «Питерские».
Это же киллер по кличке «Соленый»! Нет, не может быть! И все-таки это он! И его
приход не предвещает ничего хорошего…
—
Вы — отец Евгений? — деловито поинтересовался незнакомец.
—
Д-да… — пробормотал испуганный настоятель, ощущая, как в кабинете зловеще
повеяло могильным хладом…
—
А я — Макар. — ухмыльнулся гость, и…протянул отцу Евгению волосатую
короткопалую руку. Настоятель машинально протянул ему свою десницу…экая,
однако, хватка у этого субъекта! Не человек, а бультерьер! Хорошо хоть не киллер…
Однако что ему нужно от отца Евгения?
Впрочем,
Макар ответил на этот вопрос прежде, чем священник успел его задать:
—
Я к вам, святой отец, по делу пришел. Тут у вас рядом с воротами домик стоит…
Так вот, я у вас его купить хочу. За сколько отдадите?
Отец
Евгений сразу понял, какой домик имеет в виду Макар. Разумеется, пустующую
церковную сторожку возле входа на кладбище. А ведь он уже хотел за
ненадобностью пустить эту лачугу на слом… Но с какой стати этот Макар
вознамерился купить ее?
—
А зачем она вам? — спросил он.
—
Да тут такое дело… — замялся Макар. — В общем, хочу я там похоронный магазинчик
открыть. Венки-памятники-оградки и все такое прочее для кладбища… Ну как,
святой отец? По рукам?
—
Да-да, понимаю. — рассеянно кивнул отец Евгений, на ходу размышляя над столь
неожиданным предложением Макара. — Идея хорошая. Только… ведь это кладбище
закрыто. Здесь уже давно не хоронят.
—
Сегодня закрыто, завтра открыто! — невозмутимо ответствовал Макар. — Так как,
святой отец? Продадите домик?
А
ведь дело-то — выгодное! — подумал отец Евгений. — И, если подойти к нему с
умом и не продешевить, можно получить от него хороший навар (вспомнилось ему
словечко из любимого сериала). Впрочем, это же не ради корысти, а на Божие
дело! Что ж! Для начала нужно дать понять этому Макару — его благополучие
всецело зависит от благоволения отца Евгения…
—
Не продам. — твердо произнес он. И, выдержав эффектную паузу, добавил. — Здание
принадлежит Церкви. Поэтому оно не продается. Однако я, как настоятель храма,
могу позволить разместить в нем магазин ритуальных принадлежностей. Разумеется,
не безвозмездно. Потому что приход остро нуждается в средствах.
—
Базар по делу. — резонно отметил Макар. — По любому договоримся, святой отец.
По
тому, как это было сказано, отец Евгений понял: Макар и впрямь не постоит за
ценой. Однако что означают его загадочные слова: «сегодня кладбище закрытое,
завтра открытое»? Впрочем, разве это важно? Куда важней другое: сегодня он
провернул крайне выгодное дело. Теперь ему больше не придется думать о том, где
и как добыть деньги на ремонт храма. Они явились к нему сами — в лице этого
Макара. И отец Евгений не продешевит…
—
Что ж. — промолвил он, указывая Макару на стул по другую сторону письменного
стола, за которым сидел сам. — Давайте обсудим наши условия…
*
* *
Спустя три недели после этого делового
разговора здание бывшей церковной сторожки преобразилось до неузнаваемости.
Теперь оно было обито новенькой вагонкой, выкрашенной в ласкающий око
небесно-голубой цвет. В оконных проемах поблескивали стеклопакеты (какими в ту
пору не могло похвалиться даже Михайловское епархиальное управление). Над
крыльцом громоздилась большая черная вывеска, по бокам которой были изображены
два факела, перевитые ленточками. А посредине багровела надпись, видная аж с
другого конца улицы: «ООО Ритуал». И хотя отец Евгений понимал, что находится
внутри этого здания, он все-таки не смог совладать с любопытством и заглянул
внутрь.
Увиденное
потрясло его до глубины души. Такого обилия и разнообразия венков, надгробных
памятников и крестов он никогда не видывал. А какие гробы! Не гробы, а
прямо-таки саркофаги, достойные египетских фараонов! А вот такой гроб: дубовый,
с бронзовыми фигурками коленопреклоненных ангелов по бокам, с пышной шелковой
обивкой и кружевными рюшами, он видел в своем любимом сериале, том самом, про
питерских… Однако город Михайловск, хоть и областной центр, а все ж не Питер.
Кто здесь купит такие роскошные гробы? Да и какой смысл торговать ими тут, на
закрытом для захоронений кладбище?
—
Ну и как вам мой товар, святой отец? — поинтересовался Макар, по-хозяйски
вразвалку подходя к священнику.
—
Быстро же вы развернулись! — ответствовал восхищенный отец Евгений.
—
А как иначе-то? — пожал плечами Макар. — Умеючи, все можно сделать!
—
А вот у меня с храмом проблемы. — вздохнул священник, покосившись на
монументальный гроб с ангелами по бокам. — Деньги-то есть. А вот рабочих нет. А
храму ремонт нужен. Думаю, вы и сами это заметили…
При
этих словах он покосился на Макара, пытаясь понять, уразумел ли тот его намек…
—
Не вопрос, святой отец! — откликнулся сметливый Макар. — Поможем! Только… вы
ведь, наверное, слыхали, что тут у нас иногда постреливают?
Отец
Евгений вздрогнул. Он вдруг осознал зловещий смысл загадочных слов Макара:
«сегодня кладбище открыто, завтра закрыто». Так вот для чего этот тип открыл
здесь свою лавочку! На этом кладбище будут хоронить местных бандитов, убитых в
кровавых разборках! Господи, с кем он связался!? И что с ним будет?!
—
Да вы не дрейфьте, святой отец! — поспешил успокоить его Макар. — С вами все
будет спокойно. Всего-то надобно — похоронить красиво: чтобы с отпевом, да с
хором да с колокольным звоном. А рабочих для вас мы найдем!
Отец
Евгений успокоился. В самом деле, чем он рискует? Разве он будет иметь какое-то
отношение к кровавым разборкам местной братвы? Он станет всего лишь отпевать
убиенных. И молить Бога о прощении их грехов. Ведь всякая душа по природе своей
— христианка… И всем известно, что первым в рай попал ни кто иной, как
покаявшийся разбойник. Главное…
—
Главное, чтобы они крещеные были. — подытожил он вслух свои размышления.
—
Г…. базар. — ответствовал Макар. — Здесь и покрестим.
В
тот же вечер Макар нанес отцу Евгению ответный визит. Однако не в одиночку, а в
сопровождении двух незнакомцев, похожих на него, как две капли воды. Итогом их
разговора с отцом настоятелем стало то, что спустя несколько дней отец Евгений
имел удовольствие наблюдать, как Свято-Лазаревский храм одевается решеткой
строительных лесов.
И
гордиться своей предприимчивостью. Ловко же он взял в оборот этого Макара!
*
* *
Впрочем,
радость отца Евгения была недолгой. Ведь человек редко довольствуется
пресловутой синицей в руках, и, не заботясь о том, чтобы удержать при себе эту
скромную птаху, горящими от жадности глазами глядит на проплывающего в небе
журавля. А отцу Евгению было на что заглядываться, и о чем мечтать. Ибо как раз
в это время Владыка Михаил вознамерился построить в Михайловске кафедральный
собор. Точнее, новый кафедральный собор, вместо старого, Спасо-Преображенского.
И на то было несколько причин.
Прежде
всего — тем самым восстанавливалась, так сказать, историческая справедливость.
Ведь некогда в центре Михайловска стоял кафедральный собор, освященный в честь
небесного покровителя города — архангела Михаила. Однако в конце двадцатых
годов, во времена гонений на Православную веру, Михайло-Архангельский собор был
закрыт, а вскоре — снесен. Мало того: словно в насмешку над старинной
поговоркой «свято место не бывает пусто», на его фундаменте в те же годы
возвели михайловский драмтеатр. Что до Преображенского храма, то он стал
собором лишь в середине сороковых, при легендарном епископе Михайловском и
Наволоцком Леониде, который, подобно исповедникам древних времен, пронес свою
веру через тюрьмы и лагеря, как огонь в глиняном сосуде. И, как огонь делает
твердой хрупкую глину, вера Владыки Леонида дала ему силы не только выжить в
лагерях, но и после освобождения возродить церковную жизнь в Михайловской
епархии. Одним из символов этого возрождения стало возвращение верующим одного
из уцелевших храмов города — Спасо-Преображенской кладбищенской церкви — и
придание ей статуса кафедрального собора. Семьдесят с лишним лет в центре этого
храма стоял невысокий помост, покрытый ковром — кафедра Михайловских и
Наволоцких архиереев. И собиралось малое стадо верующих, которых в полном
смысле этого слова можно было назвать — верными.
Однако
гонения на веру давно миновали. Отчего бы в таком случае не построить в центре
города, рядом с городскими и областными административными зданиями, новый
собор? Просторный, величественный, с золочеными куполами, блеском способными
соперничать с солнцем — воплощенное свидетельство торжества Православной веры
не только на небе, но и на земле.
Но
кто станет настоятелем нового собора? Разумеется, отец Евгений имел все
основания полагать… В самом деле, кто как не он? Академик, епархиальный
миссионер, секретарь Владыки Михаила. Иначе говоря — правая рука епископа, его
помощник и советчик. Ведь, что таить, Владыка Михаил подчас принимает решения,
подсказанные ему отцом Евгением. А отец Евгений своей выгоды не упускает… Так
что настоятелем Свято-Лазаревского храма он пробудет недолго. И за это краткое
время отремонтирует его, да так, что эту церковь собственные прихожане не
узнают!
Впрочем,
ремонт только начат. И его не удастся завершить без помощи Макара. Вон у него
какие деньги, какие связи! Однако…
Однако
щедрость Макара не безгранична. И, разумеется, не бескорыстна.
Но
что отец Евгений может предложить ему взамен? Впрочем, для начала нужно
выяснить одну вещь…
*
* *
Ради
этого отец Евгений нанес Макару очередной визит. Благо, имелся повод: следовало
отблагодарить кладбищенского бизнесмена за помощь Свято-Лазаревскому храму.
—
Кстати, Макар, а вы крещеный? — поинтересовался отец Евгений, когда распитая
ими бутылка «Хенесси» наполовину опустела, а их, поначалу сугубо деловая беседа
перешла в разговор «за жизнь».
—
Нет… — честно ответил Макар. — А зачем мне креститься?
—
Как это — зачем? — удивился отец Евгений. В самом деле, что за нелепый вопрос!
Хотя так ли он нелеп? Скорее, он свидетельствует об отсутствии у Макара
пресловутых духовных запросов. И о том, что он вполне доволен своей жизнью. В
самом деле: он — человек со связями, в деньгах не нуждается. Чего еще ему
хотеть? Впрочем…
Впрочем,
люди всегда хотят большего. И боятся утратить то, что имеют. Желание большего и
неуверенность в будущем способны заставить человека уверовать в кого угодно и
во что угодно. Особенно, когда он во всем руководствуется собственной выгодой.
А этот Макар как раз из таких…
Разумеется,
для вящего успеха в деле его обращения не стоит вдаваться в богословские
тонкости. А объяснить все кратко, просто и на понятном для него языке. Ведь
разве сам Святой Апостол Павел, проповедуя Христа среди людей разных племен и
нравов, не поступал подобным образом? О чем свидетельствовал сам: «для Иудеев я
был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев, для подзаконных был как подзаконный,
чтобы приобрести подзаконных, для чуждых закона — как чуждый закона, — не
будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых
закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я
был всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых»[2]. В таком случае, что
мешает отцу Евгению последовать примеру святого Апостола? И приобрести для
своего словесного стада не какую-нибудь ледащую овечку, а тучного бара… сиречь,
овна.
Придя
к такому выводу, отец Евгений тут же, за столом, провел с полупьяным Макаром
краткую катехизическую беседу, для пущей доходчивости уснащая ее словечками из
сериала про питерских: «пахан», «крышевать», «бабло», «понт». Смысл этой беседы
был весьма прост: стоит только Макару креститься, как у него появится Небесный
Покровитель, Который будет помогать ему во всех его делах, хранить его от
опасностей и приумножать его доходы. От Макара же потребуется всего-навсего
веровать в Него, и подтверждать свою веру добрыми делами. То есть, делиться с
Богом своими доходами. А Господь за это отблагодарит его сторицей…
—
Дело базар! — промолвил Макар, выслушав отца Евгения. — Пожалуй, покрещусь-ка
я! Так оно вернее будет…
*
* *
В ближайшее воскресенье в Свято-Лазаревском
храме состоялось торжественное крещение Макара. К сожалению, поскольку оно было
совершено при закрытых дверях, я могу поведать о нем лишь немногое. Да и то — с
чужих слов. Впрочем, рассказчица являлась не только очевидицей, но и участницей
этого знаменательного события. И это придает ее рассказу особую ценность и
значимость.
Итак,
судя по рассказу оной очевидицы, на крещение Макара были приглашены не все
певчие Свято-Лазаревского храма, а лишь солисты. Нет, какая же это честь: это
же самое настоящее унижение! Ведь отец Евгений еще и солистов из соборного хора
пригласил. Как будто они поют громче! Они-то и пели все сольные партии… да
разве эта Райка умеет петь «птичку»?[3] Она же не пела, а визжала! И что же?
Как все закончилось, отец Евгений каждому из соборных певчих вручил по
конвертику. А им всего лишь по праздничному выходу[4] поставил! И стол для них
накрыли на церковной кухне. А этих, соборных, с собой в ресторан повезли! Ну не
обидно ли?! Вот как они певчих ценят! А сами… Что еще она помнит? Да что это
вспоминать? Орали эти соборные, как на архиерейских похоронах! Да еще двое
мужиков с кинокамерами по храму шныряли: все на камеры снимали, только петь
мешали. Народу немного было, и все на одно лицо, в черных костюмах, без
галстуков, как бандюки из кино. Вскоре одного из них: бритого, со шрамом на
щеке, в их храм отпевать привезли… А этот… стоял в белой атласной рубашке выше
колена, со свечкой в руке. А свечку купил самую дорогую, такую большую, толстую,
с позолотой. Их еще венчальными называют. А крестик нательный… да такой крест
хоть на храм ставь! Золотой, и цепь к нему тоже золотая! Это же сколько такой
стоит! Она столько и за полгода не напоет! Вот как они певчих-то ценят! А
сами-то, сами!..
Думаю,
после этого вы поймете, почему рассказчица пожелала, чтобы я сохранила в тайне
ее имя…
*
* *
С
тех пор Макар каждый день являлся в Свято-Лазаревскую церковь. И, не обращая
внимания на то, пуст ли храм, или в нем идет служба, первым делом подходил к
свечному ящику, и, вынув из кармана купюру, покупал пачку свеч. После чего
начинал обходить храм, истово и размашисто крестясь перед каждой иконой, и
водружая на каждый подсвечник по свечке, а то и не по одной, в зависимости от
того, сколько святых было изображено на иконе. Ибо новокрещеный раб Божий
Макарий имел к святым великое, хотя отнюдь не бескорыстное почтение.
Этим
он был обязан отцу Евгению. Как-то раз, вскоре после крещения Макара, священник
принес ему в подарок икону. Ее нашли в ходе ремонта Свято-Лазаревского храма,
среди прочих икон, за ветхостью и ненадобностью отправленных на церковный
чердак. И, возможно ее, по той же причине, сожгли бы в церковной печи вместе с
другими найденными иконами, не окажись на ней изображения преподобного Макария.
Чем не подарок для кладбищенского бизнесмена? Тем более что реставрация иконы
обошлась отцу Евгению недорого: владелец недавно открытой в Михайловске
художественной мастерской «Преображение» Борис Жохов, в явной надежде на
будущие заказы, сделал священнику десятипроцентную скидку. Что до Макара, то
ему все равно, какой Макарий изображен на иконе — Великий, Московский или
Унженский. Главное — это святой Макарий, его небесный тезка. Что до двух других
святых, нарисованных на иконе, то отец Евгений уже придумал для этого
подходящее объяснение. Зачем говорить Макару, что в старину существовали так
называемые семейные иконы, на которых зачастую соседствовали самые разные
святые? И этот образ — как раз их таких.
—
Это старинная икона. — пояснил отец Евгений, вручая Макару свой презент.
—
А это кто такая? — спросил Макар, разглядывая изображение девы в багряных
одеждах, со свитком в одной руке и Чашей — в другой[5].
—
Это — святая Великомученица Варвара. Ей молятся, чтобы не умереть без покаяния.
— ответил отец Евгений. И поспешил разъяснить:
—
То есть, чтобы умереть не внезапно. И не от чужой руки.
—
Понял! — ухмыльнулся Макар. — Это чтобы не замочили, значит! А это кто?
—
Это святой Христофор.
—
Это который Америку открыл? Колумб?! — блеснул эрудицией кладбищенский
бизнесмен. — А ему для чего молятся?
—
Эх, Макар, Макар… — сокрушенно вздохнул отец Евгений. — Не Колумб, а святой
мученик Христофор[6]. Он вам будет в торговле помогать. А еще в торговле святой
великомученик Иоанн Новый[7] помогает…
—
Надо его купить! — ответствовал Макар.
Вскоре
после этого разговора в офисе Макара, одна за другой, стали появляться иконы.
Постепенно их становилось все больше и больше, так что стороннему посетителю
могло показаться, что он зашел не в кабинет владельца магазина ритуальных
услуг, а в иконную лавку. Каких только икон здесь не было! Икона святого
великомученика Иоанна Нового, и другого Иоанна, Янинского, тоже Нового, но
просто мученика, помогающих в торговле. Иконы великомученика Феодора Тирона и
мученика Иоанна Воина, — защитников от воров и помощников в розыске
потерянного, иконы Святителя Спиридона Тримифунтского и преподобного Иосифа
Волоцкого, покровителей бизнесменов. Разумеется, были тут иконы святого
Архистратига Михаила, защитника Богоспасаемого града Михайловска, и святого
Великомученика Георгия, покровителя воинов, и преподобного Марка Гробокопателя
Печерского, и Святителя Николая, скорого помощника и преславного чудотворца…
А
над этим импровизированным многоярусным офисным иконостасом висел крохотный
образок Христа Спасителя…
(продолжение
следует)
монахиня Евфимия
Пащенко
_____________________
[1]Данный
рассказ является продолжением ранее написанного рассказа «Звезда и смерть отца
Александра».
[2]1
Кор. 9, 20-22.
[3]Название
ектении, в которой сольную партию исполняет сопрано.
[4]В
ряде храмов зарплата певчих является сдельной и складывается из так называемых
«выходов». Пропел службу — получил «выход». Будничные и праздничные службы
оплачиваются по-разному. Отсюда термин: «будничный (или праздничный) выход».
[5]Так
на православных иконах изображают Святую Великомученицу Варвару. Память ее
совершается 17 декабря (4 декабря ст. ст.). Считается, что Господь даровал ей
благодать избавлять от насильственной и внезапной смерти. Оттого-то на иконах
она и держит в руках Чашу для Причастия — Потир.
[6]Святой
мученик Христофор (память 22 мая (9 мая ст. ст.)) жил в 3 веке и был воином. В
его житии, написанном Святителем Дмитрием Ростовским, упоминается, что, по
преданиям, он происходил из страны людоедов и имел песью голову (поэтому в
старину на иконах его изображали с собачьей головой). В других версиях его
жития говорится, что святой Христофор, желая, дабы его красота не послужила
соблазном для него самого и для других, умолил Бога сделать его безобразным.
[7]Святой
Великомученик Иоанн Сочавский пострадал за Христа в 14 в. в Белграде
Босфорском, куда прибыл по торговым делам. Память его совершается 15 июня (2
июня ст. ст.).
|
16 февраля 2015
Просмотров: 5 005