Украинская земля ждет Ротшильдов?

Пока киевская власть отмечала по-украински 70-летие победы над нацизмом во Второй мировой войне, ходит по миру с протянутой рукой, выпрашивая денег, готовится к саммиту глав стран «Восточного партнерства» в Риге, на Украине с марта ведется пропагандистская кампания в поддержку отмены моратория на продажу земли сельскохозяйственного назначения.

То сделал заявление Порошенко, то заместитель главы администрации украинского президента Дмитрий Шимкив, то сам глава администрации Борис Ложкин сообщил, что «рынок земли должен появиться достаточно быстро. Мораторий может быть снят уже с 1 января 2016 года. Очень на это надеюсь». Ложкин при этом попытался успокоить общественность, мол, «земли в мире много. От России до Аргентины есть много мест, где землю можно купить совершенно свободно в больших количествах. В Украине не все понимают, что мы лишь одни из игроков, у которых множество конкурентов на этом рынке».

Примечательно, что запуск рынка земли был заложен в программу действий правительства, но из-за разногласий по этому вопросу внутри коалиции был отложен. Сейчас же этот вопрос снова стал частью повестки дня правительства и президента. Утилизация страны идет полным ходом. Продать собираются все. Но пока покупателей на другие активы, кроме, как на землю, среди западных инвесторов нет.

В своих планах по тотальной распродаже земли Кабмин решил начать с так называемого разгосударствления. В частности, министр аграрной политики и продовольствия Украины Алексей Павленко заявил о том, что его министерство будет добиваться приватизации 254 предприятий, 177 из которых ранее были в списке объектов госсобственности, запрещенных к приватизации. 101 из них планируется приватизировать через распаевку. Более 10 000 членов трудовых коллективов получат земельные паи. А вот другие будут реорганизованы в 10 предприятий и в дальнейшем также приватизированы. «Сегодня приватизация – единственный выход из ситуации. Миссия министерства – формировать политику, способствовать развитию агросектора, а не зарабатывать на коррупционных схемах», – убеждал А. Павленко депутатов Верховной рады.

Практически одновременно (с разницей примерно в месяц) с появлением в повестке дня правительства и президента вопроса о продаже земли, возникла общественная организация Agro.ReformsUA, которая готова поддержать подобные инициативы готовыми проектами законодательных актов и составила дорожную карту изменений. Другая общественная организация – Easy business – уже успела провести исследование на данную тему, наглядно демонстрирующее все преимущества снятия моратория и подтверждающее курс, выбранный Agro.ReformsUA.

И вот тут начинается самое интересное. Сейчас, как и в 2012-м при Януковиче, значительно активизировался и набирает обороты процесс наращивания земельных банков и консолидации аграрного бизнеса, в том числе и через скупку управляющих компаний и предприятий-арендаторов крупных и не очень земельных угодий.

И этим занялся украинский президент. Если еще не так давно за президентской семьей числился только 12-й по размеру земельный банк в стране (по подсчетам УКАБ, 112 тыс. га через контролируемое ею ООО «Агропродинвест»), то за последний год он, после смены владельцев немалого числа агрокомпаний, увеличился минимум в три раза, превышая уже 300 тыс. га.

Но Порошенко не управляет своими активами сам! В августе 2014-го он нанял для поисков покупателей на свои активы во главе с кондитерской корпорацией Roshen… международную инвесткомпанию Rothschild & Cie.

Кстати, шесть лет назад Джованни Сальветти, управляющий директор Rothschild & Cie в РФ и СНГ, без обиняков говорил, что интерес его компании в Украине выходит за пределы финансового сектора, Ротшильдов, дескать, прежде всего интересуют украинская фармацевтика и сельское хозяйство.

Может, это просто совпадение? Но череда совпадений на этом не заканчивается, а лишь начинается.

С 2013 года частный инвестиционный фонд Franklin Templeton Investments, являющийся одним из крупнейших инвестиционных фондов США, скупил 43% всех долговых обязательств Украины, номинированных в долларах и евро. Как сообщает Bloomberg со ссылкой на отчетность фонда за первые три месяца этого года, Franklin Templeton увеличил портфель украинских евробондов на $62 млн. Сейчас его общая стоимость в портфеле фонда оценивается в $7,6 млрд. Большая часть суверенного долга Украины была скуплена в интересах американского семейства Ротшильдов.

С середины февраля еврооблигации Украины с погашением в 2017 году подешевели почти вдвое и достигли цены ниже 46 центов за доллар. В конце апреля украинские бонды с погашением в 2017 году торговались на уровне 39% от номинала (39 центов за доллар), их доходность составляет 62,19%. По экспертной информации, держатели украинских еврооблигаций в этом году потеряли 31% своих вложений.

Управляющий директор Rothschild & Cie в России и СНГ Джованни Сальветти сообщил 6 марта 2015 года о том, что его компания предложила свои услуги по урегулированию вопроса с реструктуризацией долгов Украины путем создания группы держателей гособлигаций государства.

Международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service 24 марта (за неделю до инициативы президента начать дискуссию о рынке земли) снизило долгосрочный рейтинг эмитента Украины до Ca с Caa3, указав на возможность значительных потерь держателей украинских облигаций и оценив вероятность дефолта страны по своим обязательствам почти в 100%. Ca – это предпоследняя ступень в рейтинговой шкале Moody's. Это уникальный случай в новейшей истории, когда менее чем через две недели после получения кредита от МВФ (средства пришли в Украину 13 марта 2015 года), одно из ведущих мировых рейтинговых агентств снижало свой прогноз по суверенному рейтингу страны.

В этот же день, 24 марта, в интервью Bloomberg министр финансов Украины Наталья Яресько заявила о том, что достижение договоренности с кредиторами относительно реструктуризации части госдолга является одним из ключевых условий продолжения программы сотрудничества Украины с МВФ и получения второго транша по программе расширенного финансирования. Этой нормы нигде ранее зафиксировано не было!

30 марта, эксперты, опрошенные агентством Bloomberg, оценили вероятность провала переговоров, в результате которого либо произойдет неуправляемый дефолт, либо не будет достигнуто соглашение, устраивающее обе стороны, в 30%.

10 апреля международное рейтинговое агентство Standard & Poor's Ratings1 снизило долгосрочный кредитный рейтинг Украины до уровня СС, объяснив свою позицию намерениями правительства реструктуризировать часть государственного долга, что по критериям Standard & Poor's равносильно дефолту.

Для чего это может быть сделано? Рискну предположить, что подобная операция направлена на дальнейшее снижение стоимость украинских евробондов и доведения их до категории «мусорных бумаг», которые можно будет купить за 5-10% от номинала. Этим могут воспользоваться Ротшильды и скупить посредством Franklin Templeton выбрасываемые на рынок украинские бумаги. Более того, можно предвидеть их попытки договориться с Россией о покупке тех 3 млрд. долларов в евробондах, держателями которых является РФ за… 20-30% от стоимости. Так или иначе, но Ротшильды получат контроль над более чем 60% суверенного долга Украины, эмитированного в ценных бумагах.

До конца текущего года, пока действует мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения, они даже могут пойти на частичную реструктуризацию долга (относительно отсрочки платежей по основной части долга до 2016 года). После этого в обмен на долги поступит требование о продаже земли, так как в ЗВР Украины явно не будет средств, чтобы выполнить взятые на себя обязательства. Режим настойчиво толкает Украину к тому состоянию, когда страна уже не будет принадлежать сама себе.
 
Олег ДМИТРЕНКО
13 мая 2015 Просмотров: 4 884