БЛАГОЧЕСТИЕ ЦАРЯ НИКОЛАЯ II



Мой Государь

 

«Зная исключительную силу веры и молитвы Государя Николая Второго и его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним Собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), - мы можем не сомневаться в том, что это он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника.

И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей «Дом Богородицы» в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа, в момент его величайшего духовного падения, и приняла на Себя преемство власти державы Российской, когда сама идея Православно-Самодержавной народной власти была попрана во имя самовластия сатаны.

Потому строг, и суров, и скорбен взгляд Ее дивных очей, наполненных слезами гнева Божественной и материнской любви; потому и пропитана мученической русской кровью Ее царская порфира и алмазные слезы русских невинных мучеников украшают Ее корону. Символ этой иконы ясен для духовных очей: через неисчислимые страдания, кровь и слезы, после покаяния, русский народ будет прощен и Царская власть, сохраненная Самой Царицей Небесной, будет России, несомненно, возвращена. Иначе, зачем же Пресвятой Богородице сохранять эту власть?».

(Профессор И. М. Андреев, 1951 г.).

 

Державная икона Божией Матери, обретенная в с. Коломенском под Москвой, была явлена русскому православному народу 2/15 марта 1917 года - в день насильственного отречения Императора Всероссийского Николая II от престола, как знак того, что Пречистая приняла на себя бремя Царской власти над народом России.

Икона была обретена по откровению благочестивой пожилой крестьянке Евдокии Андриановой. Из уст Пречистой Девы она услышала слова: «Сейчас Я Сама взяла державу и скипетр в Свои руки, а с иконой Державной посылаю Свою особую благодать и силу. Копии с этой иконы надо распространять среди людей в помощь им. Эта икона не спасает от испытаний, так как испытания нужны, чтобы пробудить духовную сторону в людях. Но кто во время испытаний будет с верою молиться у этой иконы, тот будет во время этих испытаний спасаем».

Сергей Бехтеев.

Перед Твоей Державною иконой
 Стою я, трепетом молитвенным объят,
 И Лик Твой царственный, увенчанный короной,
 Влечет к себе мой умиленный взгляд.
 В годину смут и трусости бесславной,
 Измены, лжи, неверия и зла,
 Ты нам явила Образ Твой Державный,
 Ты к нам пришла и кротко прорекла:
 «Сама взяла Я скипетр и державу,
 Сама Я их вручу опять Царю,
 Дам царству русскому величие и славу,
 Всех окормлю, утешу, примирю».
 Покайся ж, Русь, злосчастная блудница...
 Омой в слезах свой оскверненный стыд.
 Твоя Застyпница, Небесная Царица,
 Тебя и грешную жалеет и хранит.

1934 г.

 

«Под Высочайшим покровительством работали православные братства. Продолжало развиваться миссионерское дело, особенно необходимое вследствие вредной деятельности всякого рода сектантов, часто направлявшихся из-за границы.

Благочестивый Государь понимал значение исторической древности церковной и проявил заботы о ней. ...Государь очень ценил древние иконопись и церковное зодчество, и в его царствование, в особенности с 1911 г., все более ширился интерес к ним.

В 1912 г. в Царском Селе был освящен Государев собор в честь Феодоровской иконы Божией Матери, вовне и внутри выявлявший красоту древних храмов... Император Николай Александрович, как и его отец, очень ревновал о развитии церковно-приходских школ, против которых вела потом кампанию Государственная Дума. В 1912 г. в этих школах (их было более тысяч - сост.) воспитывалось 1 988 367 детей.

Государем был утвержден устав о пенсиях и единовременных пособиях священнослужителям и псаломщикам. Шла с 1915 г. подготовительная работа по созыву Церковного Собора. По Высочайшему повелению образовано было в январе 1906 г. Предсоборное присутствие.

 

Председателю такового, митрополиту Петербургскому Антонию, Государь писал: «С глубоким вниманием слежу я за подготовительными работами к предстоящему Поместному Собору Русской Православной Церкви. Да благословит Господь ваши труды к обновлению нашей церковной жизни».

Присутствие выработало ряд важных постановлений, которые были представлены на благоусмотрение Государя. В 1912 г. учреждено было Предсоборное совещание для дальнейшей разработки этих вопросов. Наступившая в 1914 г. война задержала созыв Собора.

 

В 1913 г., когда праздновалось ЗОО-летие Дома Романовых, Государь, подчеркивая важность высшего духовного образования, наименовал Духовные академии Императорскими. Государь даровал полную свободу исповедания старообрядцам. Поощрял он всячески развитие деятельности Императорского Палестинского общества, дававшего возможность большому числу богомольцев из всей России совершать дешево и удобно паломничество в Святую Землю».


(Н.Д. Тальберг, «Светлой памяти возлюбленного Государя»).

 

«1903 г., 18 июля. Саровская обитель.
В Успенском соборе совершается ранняя обедня... Вдруг в храме произошло движение. Тихий шепот пронесся вокруг. В церковь, одни, без свиты, вошли Царь и Царица и заняли места на левом клиросе. Вместе с народом молятся они за Божественной литургией, приобщаются Пречистых Таин Христовых.


Послеобеденные часы того же дня.


Гудит народный говор вокруг стен монастыря. Но вот загремело могучее «ура!», пошло дальше в лес, полный богомольцев. Это народ восторженно приветствовал Императора Николая Александровича, который в сопровождении Великих Князей следовал пешком по пыльной дороге, под горячими солнечными лучами помолиться в тех местах, где подвизался благодатный старец. Государь побывал у источника, у камня, где преподобный тысячу ночей возносил молитвы в его дальней пустыньке.

19 июля.


Только что начало появляться раннее летнее солнце. Государь в сопутствии князя Алексея Ширинского-Шихматова (тогдашнего управляющего Московской Синодальной конторой) удаляется в лес. Кругом тихо, и жизнь еще не началась. Придя к источнику, Царь опускается в его воды, глубоко уповая на помощь смиренного старца. В тот же день, тогда ставший великим русским праздником.

Окончилась литургия, совершенная сонмом святителей и иереев. Государь с духовенством и Великими Князьями обносят вокруг храма гроб со святыми мощами преподобного Серафима. Народ горячо молится вновь прославленному святому и радуется благочестию Помазанника Божия. Сбылось в те дни пророчество преподобного Серафима, так крепко чтившего Государей: «Вот какая радость-то будет! Среди лета запоют Пасху, радость моя! Приедет к нам Царь и вся фамилия».

1911 г., сентябрь. 


Берега извилистой Десны полны празднично разодетым народом. От древнего Чернигова движется по реке пароход, на котором находится Самодержец Всероссийский, возвращающийся с богомолья. Исполняя обет свой, Государь Император Николай Александрович поклонился святым мощам святителя Феодосия Углицкого, прославленного в его благочестивое Царствование...».
(Н.Д. Тальберг, «Светлой памяти возлюбленного Государя»).

«К сожалению, мало кому известно, что до царствования Николая II невозможно было отличить священника от диакона, так как тогда существовали только наградные нагрудные кресты, введенные впервые при Царе Павле Петровиче. Их вручали немногим священникам, да и только для богослужения, как и набедренник, митру, палицу и др.

А святой Царь Николай Александрович, решив крестным украшением почтить иерейский сан, издал указ о ношении нагрудного креста всеми иереями. Этот указ был обнародован во время празднования 300-летия Дома Романовых. С тех пор каждый батюшка на своей груди носит Царский подарок - святой крест. Да еще к тому же, всечестные отцы во Христе, никогда не будем забывать, что получили мы его из рук великого Божия угодника - святого Государя Николая II Александровича».


(Из письма иеромонаха Дамиана (Ивановская обл) в Комиссию по канонизации Царственных мучеников, 1996 г).

«Какое, братие, великое, какое неизъяснимое утешение знать и видеть, что державный вождь русского народа, коему вверены Богом судьбы отечества нашего, в основание всего в своем царстве полагает не иное что, как благочестие, сам лично давая пример глубокого, чисто древлерусского благочестия, любви к благолепию служб церковных, почитания святынь русских, забот и усердия к прославлению великих подвижников святой богоугодной жизни».


(Из проповеди настоятеля Екатеринбургского собора о. Иоанна Сторожева).

«В сердце народном у тебя, Государь, нет на земле соперников, а есть они только на небе. Православный народ твой никого так на земле не любит, как своего Царя. Но он любит на небе святых Божиих угодников, тех, которые, будучи в теле, жили на земле жизнью блаженных ангелов. Какова же бывает радость народа, когда он своими глазами видит, что эти две основные привязанности не противопоставляются одна другой, но, напротив, совпадают, когда он, собираясь на поклонение святым угодникам, видит среди себя Государя своего, покидающего свои столицы и дворцы и поспешающего в глухой угол своей необъятной страны для поклонения православной святыне.


 

И такие радости для народа русского не на сегодня только. В черные дни своей трудовой жизни он припомнит, что могyщественный Самодержец, его Православный Государь, стремится разделить молитвенные подвиги своего народа, что и он услаждает душу свою созерцанием Божественной святыни, что ему, как и деревенскому простецу-крестоносцу, более всего дороги и любезны Божии святые, их помощь и слава».

(Из приветствия Государю Николаю II архиепископа Волынского Антония (Храповицкого), 3 сент. 1912 г.).

«Величайшей заслугой Государя было стремление его пробудить духовные силы любимого народа, привести их к живительным церковным источникам. Для этого старался Николай II вести и воспитание молодого поколения в отечественном духе, составлявшем испокон веков силу России. Тем самым молодежь все более приближалась к Церкви. Заботился Царь и о разумном и здоровом физическом развитии молодой смены».


(Н.Д. Тальберг, «Светлой памяти возлюбленного Государя»).

22 марта 2024 Просмотров: 8 008