Братья сербы. «Там, где умножается беззаконие, там изобилует и благодать». Галина Симонова

«Там, где умножается беззаконие, там изобилует и благодать».

 

altВ 2005 году, по просьбе друзей я поехала в Сербию на Косово, в Грачаницу, прямо к самому Преосвященнейшему владыке Артемию епископу Рашко-Призренскому.

 

В микроавтобусе мест не было, но с помощью друга серба, упросив водителя, счастливая, отправилась в неведомое... Дело шло к вечеру, сербы, увидев русскую женщину, естественно стали расспрашивать: куда и зачем? Не страшно ли? Как Россия? Как живут русские люди? Почему Россия не заступилась за Сербию, когда на нее сбрасывали натовские бомбы? Мне было стыдно и нечего было сказать.

 

Ехали долго, более восьми часов. На границе у меня возникли проблемы, албанская полиция не хотела впускать и лишь по просьбе сербов разрешили отправиться в ночную, пугающую своей темнотой дорогу. Большую часть пути ехали молча, тишина царила мертвая, как будто ждали шиптарской засады, стрельбы, беды... Лишь далеко пылали огни казино. И только подъехав к Грачанице, все дружно перевели дух.

 

Утро началось, как раз со стрельбы. Страшно перепугавшись, я выглянула из окна гостиницы и увидела, как веселые сербы, взрывая петарды, носились по улице в своих стареньких автомобилях, перевозя в них небольшие деревья и ветки. Как выяснилось потом, они везли бадняк, так называемую сербскую рождественскую елку. Дубовые ветки с листьями срубали в лесу и приносили в дом. Уже потом ночью, под звуки рождественских песнопений, в присутствии всех жителей Грачаницы, монахов и священников торжественно сжигался прошлогодний бадняк.

 

Братья сербы. «Там, где умножается беззаконие, там изобилует и благодать». Галина СимоноваСначала была Литургия Свт. Василия Великого. В монастырской домовой церкви служил епископ Артемий. Меня поразили тишина и покой на молитве. Сербы, присутствующие на службе, внимали каждому слову, читаемому в храме. После службы меня облепили прихожане и стали задавать вопросы о России. Кто-то произнес: «Владыка идет»...

 

Владыка благословлял присутствующих, с кем - то решал вопросы и говорил с такой любовью и сердечностью, что меня охватил страх и трепет. Хотелось упасть ниц, но от радости только пролепетала: «из Москвы к вам, можно к вам?...» Получив благословение, через считанные минуты уже оказалась в просторной комнате для приемов гостей, где все было скромно: помимо икон, висели портреты преподобного Иустина (Поповича), святителя Николая (Велимировича) и портрет Патриарха Павла.

 

Владыка как будто бы давний знакомый, сразу начал задавать вопросы: как Россия? Как живут люди? Как выживают монастыри? Какая православная литература издается? Есть ли среди них книги святых сербских исповедников? Что пишут в России о Сербии, о Косово?..

 

От растерянности я спросила владыку, как мне с ним разговаривать, на что он, по-доброму, сказал: «Говори, как сердце подсказывает, просто».

 

С той самой минуты я почувствовала радость и умиротворение. Какое счастье видеть удивительного, простого, великодушного человека, способного слышать и понимать. С первой минуты он поразил меня своим неподдельным вниманием и глубокой внутренней сосредоточенностью. Все, что я рассказывала о России, он как будто сверял с жизнью сербов на Косово. Ведь все, что происходит там не передать словами: сербов лишили права на жизнь, права на свободное передвижение, права на труд, права на охрану здоровья, права на нормальное образование детей... Жизнь сербов это - анклавы, гетто, лагеря, колючая проволока...

 

Косово - древняя сербская земля, которую захватили албанцы с помощью запада и это страшно. Люди, когда - то жившие в Албании переехали жить на Косовскую землю, их пустили жить как гостей, а теперь они захватили сербскую землю и превратили ее в другую - албанскую. Под покровительством так называемого международного сообщества была произведена этническая чистка - изгнано 250 тысяч и убито около 5 тысяч cербов. Разрушены десятки тысяч сербских домов, свыше 150 церквей и монастырей... И все это- одно большое горе лежит на плечах Владыки и верных ему священников, монахов-подвижников - верных друзей...

 

Монастырь Грачаница одна из главных Православных святынь Косово. Основанный в XIV-м веке, он расположен в одноименном населенном пункте близ косовской столицы Приштины и является резиденцией епископа Рашко-Призренского Артемия, который вот уже 20 лет неустанно служит там Богу. Прежняя епархия, которая находилась в городе Призрень, была сожжена 17 марта 2004 года албанцами. Тогда же, за один день они разрушили 36 православных храмов. Община Грачаница, считается самым крупным сербским анклавом на территории края.

 

Выслушав и благословив наше желание публиковать материалы о жизни косовских сербов в газете «Дух Христианина», Владыка предложил остановиться в монастыре и встретить Рождество Христово...

 

Церковь Успения Пресвятой Богородицы была переполнена верующими людьми. Сербы молча, как будто перед боем, занимали свои позиции. Стены дышали древностью, а в воздухе царило пугающее напряжение, как будто, каждый пришедший в храм, проверял другого на «свой или чужой». Было не по себе. Рядом стояли солдаты из КФОР, на рукавах было написано - Украина. Я их поздравила с праздником, но получила в ответ презрительное молчание. Тревожное ожидание сменилось радостью, когда на амвоне появился владыка Артемий, ручьем потекли слезы. Заметно было, как содрогались и мужские плечи.

 

Вместе с народом молился Владыка! И я подумала, что подобное чувство бывало у меня раньше только на Пасху. В тот момент ко мне пришло ясное понимание того, что для всех молящихся епископ Артемий был как Вифлеемская звезда. Они живут там верой, что по молитвам Владыки, завтра наступит утро, и снова будет светить солнце, что справедливость восторжествует и сербы никогда не потеряют свое Косово.

 

Владыка утешал всех, ободрял, вселял уверенность, словно по Апостолу, он сделался всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых (1 Кор.9,22). В проповеди он сказал:

 

«Господь Иисус Христос Своим Рождением на земле начал грандиознейшее дело, самую судьбоносную войну, которая когда-либо была в истории рода людского, - войну и бунт человека против всякого греха, против всякого зла, против диавола. Косово для Сербии и сербского народа - то же, что и сердце в человеке. Если вынуть сердце, то человека не станет; и если бы - не дай Боже! - мы потеряли Косово, приняли и признали его отделение от Сербии, то не стало бы и Сербии, и нас, сербов, как нации».

 

Позже, летом уже в Белграде, в крохотном домике, где мы вновь встретились с епископом Артемием, он продолжил ту же мысль: «Главное, чтобы Косово не исчезло в сербском сознании, в этом случае вернуть его, с Божией помощью, не составит большого труда».

 

В том же году у Владыки обострились отношения с Синодом СПЦ и решался вопрос о Меморандуме. Известно, что после албанского погрома 17 марта 2004 г, Владыка подал иск в Международный суд против западных государств, войска которых допустили волну насилий и разрушений в Косово. Он неоднократно говорил, что в этом вопросе речь идет не только о необходимости наказания виновных в злодеяниях, но в первую очередь о том, что «православные святыни должны восстанавливаться только православными людьми. Если привлекать к таким работам иноверцев, храмы останутся в их распоряжении, а сербам дорога туда будет закрыта».

 

Западные противники Владыки бесновались, наталкиваясь на его упрямое сопротивление. Тогда Синод СПЦ потребовал от Епископа отозвать иск, но он отказался подписывать Меморандум с Советом Европы и с переходными косовскими властями о восстановлении разрушенных храмов в Косово. Владыка постоянно заявлял о недопустимости «поручать разрушителям восстановление святынь», а к работам привлекались исключительно албанские компании. Восстановительные работы зачастую проводились неумело и небрежно, отчего сам проект и не принес ожидавшегося снижения межобщинной напряженности в крае. Епископ требовал «проведения профессиональной реставрации с привлечением сербских и зарубежных специалистов». В итоге в 2005 г. Меморандум был подписан через голову косовского архиерея. Ситуация повторилась, когда владыка Артемий отказался принять восстановленные объекты и опубликовал критический отчет о низком качестве работ. Попытки добиться от него согласия провалились, и от имени СПЦ документ о приеме ряда объектов подписал уже епископ Нишский Ириней (Гаврилович), в январе 2010 г. ставший новым сербским Патриархом.

 

В то же время Владыка сказал: «Каноны говорят, что никто не имеет права вмешиваться в дела епархии, кроме правящего епископа. Поэтому, как можно не спрашивая епископа, что-либо делать в его епархии? Епископом Косово являюсь я, и потому прошу сейчас епископов соблюдать канонические правила. К сожалению, положение в Церкви сегодня непростое. Очень много предательства и подмены».

 

Когда спросили об отношении Владыки к экуменизму, он ответил, что «экуменизм сегодня есть самая опасная ересь в христианстве. Нельзя соединить свет и тьму».

Владыка часто расспрашивал о нашей жизни, о газете, но его тревоги и надежды всегда были связаны с Косово. «Сейчас в монастыри Косово возвращаются монахи, слава Богу! Конечно, они живут в окружении албанцев, безо всякой возможности нормального существования. Служат в храмах каждый день, и люди, живущие там, идут на молитву. Мы видимся с ними, разговариваем, ободряем, чтобы не уходили. И, слава Богу, они твердо стоят, хотя знают, что опасность остается. Косово - это наши корни, наша духовность, наша культура, наша державность».

 

Мало осталось на земле таких подвижников, как владыка Артемий. Много людей, живущих не только на Косово и Метохии, в Сербии, но и за ее пределами стремятся попасть к нему, своими глазами увидеть его, ибо пока стоит Владыка, стоит и Косово. Он - тот магнит, который притягивает к себе многих своей богоугодной жизнью, силой своей веры, силой своей любви. Это мы прочувствовали, приехав в составе российской делегации в конце июня 2006 года, на Видовданские торжества, когда вся Сербия, в первую очередь Косово и Метохия, отмечая величественную и скорбную дату - годовщину знаменитой Косовской битвы, от мала до велика, собралась в Грачанице.

 

alt28 июня 2006 г, ныне покойный, Святейший Патриарх Сербский Павел в сослужении епископов молился на Гази-Местане об упокоении душ всех Сербских православных вождей и воинов. В тот день премьер-министр Сербии Воислав Коштуница нашел в себе мужество приехать и публично заявить, что «Косово было и останется сербским».

 

Депутат Государственной Думы РФ, Сергей Николаевич Бабурин сказал тогда, что: «Для нас, тех, кто уважает принципы выживания человечества, которые воплощены в международном праве, принципиально важно сохранить территориальной целостности суверенного государства Сербия. Мы говорили с г-ном Беришей на разных языках не только в прямом, но порой и в переносном смысле. Иное дело - беседа с мудрым человеком - владыкой Артемием, который в силу жизненного опыта, чувствует все политические нюансы и полностью согласился со мной в том, что сегодня проблема заключается в неопределенной позиции официального Белграда. Косовские сербы это прекрасно понимают. Они осознают, что сегодняшняя позиция Белграда не выражает мнения сербского народа».

 

Замечательный сербский поэт Ранко Джинович, возглавляющий Центр « Культура против террора» добавил, что «владыка Артемий - наш новомученик Косовско-Метохийкий, который остается со своим народом на Косове и борется за то, чтобы Косово и Метохия остались Сербией. Владыку любят и уважают как духовного лидера, помощника монашествующих и простых сербов. Многие сербы нашли приют за стенами монастырской обители», потом он сказал: «Все мы смотрим на Россию, как на старшего брата, который может нам помочь. Кто был на Косове, тот видел этот ужас, но у нас на первом месте - Бог, на втором - Россия».

 

Илья Числов председатель «Общества Русско-Сербской дружбы» напомнил, что «совсем недавно к владыке Артемию обратились представители 10-тысячной общины горанцев (сербов-мусульман), оставшихся патриотами своего славянского отечества с просьбой: «Хотим вернуться в Православие. Все до единого!».

 

А сам Владыка, когда его спросили: что испытывают люди в процессе ожидания, когда в это время другие вершат их судьбу, ответил: «Мы не ожидаем, мы сами решаем свою судьбу. Мы никому не вручали мандат на то, чтобы за нас кто-то принимал решения о судьбе Косова».

 

И это не просто слова, под руководством Владыки, обновился монастырь Святых Архангелов близ Призрена, монастырь Девич около Сербицы, монастырь Георгиевы Столпы около Нового Пазара, монастырь Кончул около Рашки, монастырь Дубокий Поток около Зубина Потока, монастырь Сочаница около Лепо-савича, монастырь Баньска около Звечана, монастырь Зочище около Ораховца, монастырь св. Иоанна Предтечи у Великой Хочи. Кроме того, построены новые монастыри: Свв. Целителей Косьмы и Дамиана во Врачеве около Лешка; святой Параскевы Пятницы около Лепосавича; Пресвятой Богородицы (в честь иконы «Троеручица») на Девиных Водах около Звечана; Святой Варвары около Нового Пазара. Около монастырей, где это возможно, обновляются старые и воздвигаются новые церкви, и прежде всего, в тех местах, куда возвращаются изгнанные прежде сербы. Несмотря на трагичность периода, уже подняты новые прекрасные храмы - в Зубином потоке (2000 г.), в Лепосавиче (2002 г.), в Косовской Митровице (освящена в день памяти св. Димитрия 08.11.2005 г.). Восстановлена церковь в Осоянах, первом селе, в которое стали возвращаться сербы. Освятили руины разрушенного храма Рождества Святого Иоанна Крестителя в селе Левоше, куда вернулось 50 сербских семей.

 

Получив благословение, вместе с сопровождающими нас сербами, мы поехали по святым местам Косово. Под конвоем военной полиции, со сложными процедурами и многократными проверками, проехали всю центральную часть Косова со столицей Приштиной, через Обилич и Косовское Поморавье, самую восточную часть Косова. Ехали по «зачищенной» Метохии, где сербов осталось лишь несколько тысяч. Богатство албанских коттеджей потрясало воображение.

 

Через узкие улочки мусульманской части Ораховца мы попали в сербскую часть города, сербов от албанцев отделяла колючая проволока, а там, куда дорога закрыта, возвышались искореженные бомбежкой дома.

 

Здесь мы встретили удивительных людей. Учительница Ольга рассказала, что «несмотря на все тяжести жизни, они из Косова никогда не уедут, здесь их корни, могилы, Родина». Местный священник Срджан Миленкович, настоятель Храма Успения Пресвятой Богородицы, в прошлом военный, сказал что «Слава Богу, сейчас много рождается детей, и много детей ходит в школы, хотя всем нам очень трудно и еще мы очень надеемся на Россию»...

 

Монастырь святых целителей Косьмы и Дамиана - Зочиште, находится на юге Метохии, в пяти километрах восточнее Ораховца. На протяжении столетий, в храме, построенном в XIV-м веке, сохранялись мощи святых и уникальные фрески. 13 июля 1999 года албанские террористы заминировали церковь и сожгли все сербские дома в Зочиште, изгнав около 200 сербов, немного людей осталось только в селе Велика Хоча.


Ранним утром, под палящим солнцем, в развалинах монастыря служили русские и сербские священники, а сопровождавший отец Петр пытался всячески уберечь нас от шальной шиптарской пули.

Ниже монастыря живут албанцы, от них в любую минуту можно было ждать провокации.

 

А 16 июля 2007 года владыка Артемий в присутствии 2000 сербов освятил восстановленный монастырь.

 

altНебольшой монастырь Гориочи, с древним храмом Николая Чудотворца, построенном еще в XIII веке, охранялся испанским КФОР. Игуменья матушка Антуса, живая, радушная встретила нас как самых близких: накормила, напоила, определила на ночлег. На ней держится все хозяйство, остальные монахини - преклонного возраста. Мы попали в тот момент, когда у испанцев срок службы подошел к концу. Они буквально плакали, прощаясь с матушкой, словно малые дети. По благословению владыки Артемия, мать Антуса выучила испанский язык, чтобы общаться, надо сказать у нее это здорово получалось, мы этому свидетели.

 

И еще одно важное благословение получила она от Владыки - восстанавливать церковную жизнь в Косово. С какой энергией мать Антуса общалась со строителями, подрядчиками, которые заново строили кельи, возрождающегося монастыря. И это все, помимо главной ее обязанности - духовной поддержки и физической помощи живущим здесь сербам.

 

В эту ежедневную жизнь, она допустила и нас. Мы ехали с ней в машине, которую оплевывали, забрасывали камнями, пока она пробиралась к очередному сербскому анклаву, через албанские поселения. Каждый приезд матушки был поводом для радости, мы видели, как сербы в ней нуждаются. И еще мы видели, как сербы живут: там, где раньше стояли их дома, были пустыри, без крыш, колодца засыпаны и забиты мусором, огороды заросли бурьяном и все же, совместными усилиями люди заново строили свою жизнь.

alt

Война не ушла из этих мест. Когда мы поехали с сербами на кладбище, поклониться их предкам, где лежит не одно поколение, нас увели, прервав молитву, так как испугались провокации. На кладбище, куда сербы уже не так часто приходят, стреляют и само кладбище, как будто перепахано войной и бесновавшимися здесь албанцами, жаждавшими выкорчевать из земли всю сербскую историю.

 

Еще одна памятная остановка - обитель Черная река (Црна река) была воздвигнута в середине XIV в. после Косовской битвы. Главная святыня монастыря - частица мощей святого Петра Коришского. Вплоть до начала XX века к обители вели лишь потайные тропинки, благодаря чему она сохранила свой первоначальный облик. В 1978 г., когда настоятелем был назначен владыка Артемий, начался расцвет монастыря. За тринадцать лет его игуменства в стенах этой обители подвизались более 100 монашествующих. Среди них три будущих епископа, десять настоятелей монастырей и десятки иеромонахов. 15 июня 1999 г. принял мученическую смерть о. Харитон. Он нес хлеб Владыке, и в центре г. Призрена был схвачен шиптарами-албанцами, которые отсекли ему голову. Тело монаха только через год было обнаружено на мусульманском кладбище массовых захоронений. Новомученик Харитон покоится теперь на братском кладбище.

alt
Нас встретил настоятель монастыря, игумен Николай, с которым удалось побеседовать на духовные темы во время монастырской трапезы. На вопрос о его отношении к экуменизму, он ответил: «Нужно идти к тем, кто остался верен Святому Преданию и Святым Отцам, там исповедоваться и причащаться. Кто уклонился от Истины, за теми нельзя следовать. С теми, кто принял папу римского, кто с ним служил, иметь дело нельзя. Это явные слуги антихриста». Благословив нас в дорогу о. Николай сказал: «Я глубоко верю в то, что Господь нас не оставит! Волков в овечьих шкурах мы всегда узнаем. И вам того же желаю. Аминь! Боже дай».

 

Мы возвращались в Грачаницу, чтобы поблагодарить владыку Артемия за оказанное гостеприимство и поделиться своими впечатлениями. Настроение было подавленное. Какая чудовищная безнаказанность на заре третьего тысячелетия христианской эры?! Во что США и их натовские партнеры превратили миролюбивую Югославию?! Какой жестокий цинизм в дни Великого Поста на бомбах и снарядах писать «счастливой Пасхи»!? О какой демократии они могут рассуждать, когда они первые ее нарушители и первые осквернители слова свобода!

 

 

alt

Прощаясь, мы спросили Владыку, при всех невыносимых трудностях, как можно жить дальше?

 

Владыка Артемий ответил: «У меня есть вера и надежда на Господа! Я уверен, что правда Божия восторжествует в мире. Добро сильнее, чем зло и добро победит. Бог победит! А мы с Богом!»

 

altНакануне решения о будущем статусе Косова и Метохии, Владыка обратился к Европейскому Союзу и посольствам европейских стран в Белграде: «Уважаемые господа, есть такая сербская народная пословица: «Не рой яму другому, сам в нее попадешь». Уже долгое время, больше пяти лет, Европа под знаменем «права народа на самоопределение» способствует расколу и дроблению некоторых европейских государств так называемого «коммунистического блока» (СССР и СФРЮ). Завершить этот раскол Европа желает в Сербии, стремясь отделить от нее КОСОВО и создать еще одно албанское государство на Балканах. Хочу Вам напомнить: если это произойдет, то знайте, господа европейцы, это будет не конец, а начало разрушения и самой Европы».

 

Затем мы встретились с Владыкой в 2006 году в Москве, куда он приехал искать поддержки. На пресс конференции Владыка сказал: «Они ожидают, что Россия проявит слабость в своей внешней политике. Они рассчитывают на то, что Россию и Сербию можно купить. Я хочу подчеркнуть, что мы не просим Россию о деньгах и о финансовой помощи или о войсках, мы просим Россию воспользоваться своими правами постоянного члена в Совете Безопасности ООН. Если Россия проявит себя как поборница прав человека на международном уровне, то она защитит не только интересы сербов на Косове, но также и свои собственные интересы».

 

В просторном помещении информационного агентства «Интерфакс» присутствовало всего три журналиста.

 

Россия Косово предала, Сербия Косово предала, а владыка Артемий, последний защитник косовской земли стал не удобен и потому не угоден. Его решили вычеркнуть из большой политики. А те, кто хотел остаться, те приняли условия игры.

 

В то, что произошло сегодня в канун Великого поста, кажется не возможно поверить. Средства массовой информации сообщают:

 

Сербская патриархия, которую недавно возглавил новый Патриарх Ириней, временно отстранила от управления епархией епископа Артемия, возглавлявшего Рашко-Призренскую епархию в Косово, сообщает:


«Споры между Артемием и Синодом продолжались уже несколько лет и были связаны с кадровой политикой в епархии, требований Синода перевести резиденцию епископа в Призрен, где сербов нет вообще и смысл расположения там епископа малопонятен, а также вопросов восстановления разрушенных храмов и монастырей в Косово», сообщает Информ-Религия


«Уже составлен план дальнейшей зачистки в монастырях Баньска и Чёрная река. Очевидно, требуется уничтожить и стереть с лица земли всё, что предано Преосвященному Владыке Артемию. «В атмосфере террора и страха игуменье монастыря Антусе сообщили, что ей надлежит «немедленно освободить монастырь от своего присутствия». Eparhija rasko-prizrenska i kosovsko-metohijska-2010


«Перед зданием Патриархии в Белграде собралось несколько сотен человек, в том числе множество священников и монахов. Собравшиеся несут транспаранты в поддержку епископа Артемия и исполняют церковные песни», - говорится в Српска.Ру


«Косовские сербы выражают глубокую тревогу в связи с настоящими событиями, т.к. расценивают их: во-первых, как очередной шаг западных сил по принуждению Сербии отказаться от Косова и Метохии. Во-вторых, как угрозу существованию сербских анклавов, т.к. личность владыки Артемия и монастыри с проживающими в них насельниками являются основополагающим ядром, вокруг которого объединяются косовские сербы» - газета "Вечерние новости".


«Скупщина союза общин Косово и Метохии прислала в Синод официальное письмо в котором выражает свою поддержку епископу Артемию и обвиняет владыку Липлянского Теодосия (того самого, который недавно встречался с албанским мэром Дечан) и монастырь Дечаны в распространении клеветы в адрес Артемия», собщает «РУСЬ-ФРОНТ».  


«С глубочайшей скорбью и болью мы восприняли сообщение о решении Священного Синода Сербской Православной Церкви от 13 февраля, который был собран под председательством новоизбранного Патриарха Сербского Иринея, по существу об отстранении от своих законных обязанностей Всечестного епископа Рашско-Призренского Артемия, мужа украшенного апостольскими добродетелями, борца за веру и ее исповедника», - говорится в заявлении митрополита Пирейского Серафима (Элладская Православная Церковь), текст, которого приводит сайт «Православный апологет».


И чтобы избежать раскола в Церкви и сохранить мир в Косово Владыка Артемий уступил административное кресло Рашко-Призренской епархии и послал обращение Синоду СПЦ:

 

«В чём проблема? В том, что более десяти лет последовательно и упорно борюсь за свой народ на Косове и в Метохии и за Косово и Метохию в Сербии. Такая позиция и заинтересованность мешали режиму Слободана Милошевича, сегодняшнему режиму Бориса Тадича и особенно международному сообществу в осуществлении идеи создания так называемого Независимого Косова, как второго албанского государства на Балканах. И ещё: Моя ясная и решительная позиция по отношению к экуменизму, папизму и глобализму, к обновленцам в церковной практике и богословии (Игнатий Мидич) мешала и мешает отдельным лицам в Сербской Православной Церкви, которым эти принципы и цели близки и над осуществлением которых они работают. Итак все, кому каким-либо образом я мешаю в осуществлении их нечестивых целей, объединившись, вместе нападают на меня, готовые устранить с места, на котором нахожусь, или - физически меня уничтожить. Знаю, что все мои предшественники на престоле Епархии Рашско-Призренской, как и весь сербский народ на Косове и в Метохии, веками страдали и страдают по попущению Божьему. Неудивительно, что и я разделяю их судьбу. Однако не могут заставить меня учинить раскол и разодрать Свято-Саввский хитон Сербской Православной Церкви, не могут меня загнать ни в объятия папы римского, ни в объятия экуменистов европейских, ибо я со своих позиций не намерен отступать. Потому, молитвенный вопль: "Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя". Аминь».

 

Расправа над смиреннейшим владыкой Артемием еще раз показала нам, куда катится мир. Несправедливость, алчность жажда мести и наживы порабощают людские души, которые забыли о самом святом, что у нас есть. Владыка Артемий сегодня стал символом совести сербского народа. Совести, обличающей предателей, защищающей истину и не приклоняющейся перед злом.  

 

Галина  Симонова
7 марта 2010   Просмотров: 6 744