Экуменический экстаз. Выступление митрополита Филарета и кардинала Эрдё на христианском форуме в Римини стало «праздником единства»

altСовместное выступление перед многотысячной аудиторией (более 12 тыс. слушателей) митрополита Минского и Слуцкого Филарета и президента Совета епископской конференции Европы, примаса Венгрии, архиепископа Эстергомского и Будапештского, кардинала Петера Эрдё стало одним из главных событий XXXI Митинга в Римини, проходившего 22-28 августа. Впечатлениями от первого в более чем 30-летней истории христианского форума в Римини выступления православного архиерея поделилась одна из активных устроителей форума, атташе по культуре представительства Ватикана в РФ, член фонда «Христианская Россия» Джованна Парравичини.

«С этим выступлением были связаны большие ожидания, т.к. оба иерарха готовили доклад на одну тему, подсказанную Достоевским: «Может ли современный образованный европеец верить в реальность Иисуса Христа, Сына Божия?» Этот вопрос отражает главный вызов, который стоит сегодня перед человечеством», -- сказала она.

«Сопровождая митрополита Филарета в качестве переводчика, я видела, как менялись взаимоотношения членов православной и католической делегаций в течение дня. Утром митрополит, кардинал и все сопровождавшие были взаимно вежливы и любезны, но еще чувствовался какой-то барьер, возможно, связанный с восприятием недавнего советского прошлого. Но через несколько часов мы видели двух пастырей, которые были едины в своем свидетельстве о Христе, которые оба положили свои жизни для того, чтобы люди встретились со Христом», -- рассказала непосредственная участница событий.

Говоря о впечатлении, которое произвело на аудиторию выступление митрополита Филарета, Джованна Парравичини отметила: «Это выступление было просто замечательным, он говорил очень живо, ярко. Это были слова пастыря, человека глубокой веры, глубоко живущего богочеловечеством Иисуса Христа. Безусловно, это было больше, чем просто выступление или некое культурное событие. Когда митрополит Филарет и кардинал Эрдё в сопровождении целой делегации вошли в большой зал Митинга, люди встречали их стоя. Было ощущение праздника подлинного единства. При этом я не увидела никакой экзальтации, каждый переживал это очень лично».

От Джованны можно было услышать такие подробности: «Я была рядом с выступавшими и слышала, как митрополит Филарет, обратившись к кардиналу Эрдё, сказал: «Когда меня спросят, что такое христианское единство, я скажу: поезжайте в Римини и посмотрите». Интересно, что кардинал, который знает много языков, вдруг перешел на русский. Я переводила его речь с итальянского и заметила, что в процессе выступления он внес в свой заранее подготовленный текст цитаты из восточных отцов Церкви, некоторые слова о единстве. Думаю, что это произошло не из любезности, а под впечатлением этой встречи».

Собеседница отметила также огромный интерес итальянских СМИ к теме Митинга и, в частности, к вышеупомянутому выступлению. По ее словам, все крупные итальянские газеты писали об этом событии Митинга, отмечая встречу и совместное выступление митрополита РПЦ (текст выступления) и столь высокого представителя Католической Церкви «как фактор сближения, подготавливающий совместный путь к единству».

Тема единства христиан была освещена в докладе главы Белорусского экзархата на Митинге в Римини. «Свою правду отстаивают и Западная, и Восточная Церкви в их историческом споре друг с другом. О своих внутренних неправдах мы предпочитаем говорить тихо и в узком кругу. Дипломатичность православных и католиков по отношению друг к другу нередко служит лишь способом умалчивания о противоречиях, которые вопиют к Небесам об их разрешении, но не находят для этого человеческой решимости на земле. Именно поэтому Личность Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия,  Второго Лица Святой Троицы является тем неоспоримым идеалом, тем совершенным критерием, той нетленной красотой, которая – над всеми, во всём и для всех», -- с такими словами обратился митрополит Филарет к христианам Италии и других европейских стран. Проблему общих вызовов, стоящих перед всеми христианами, он видит следующим образом: «Впрочем, современное понятие политически корректной цивилизованности неожиданно включает в себя совершенно дикие нравы и низменные наклонности, если рассматривать их с точки зрения здравого смысла и элементарной человеческой порядочности. (...) Современный цивилизованный человек – существо очень наивное. Его детская самоуверенность в совершенстве приобретенных знаний, его подростковая восприимчивость к массовым стереотипам мышления и поведения были бы милы, если бы всем этим не пользовался и всё это не поощрял нечистый дух, желающий погубить его. И вопрос даже не в том, сознаёт ли это сам цивилизованный человек: наступит время, и он поймет всё и сразу. Для нас, христиан Европы, важно то, чтобы хоть кто-нибудь из нас был в состоянии просить Бога об исцелении этого больного отрока».

Юлия Зайцева
7 сентября 2010 Просмотров: 3 540