О «негуманном» и «стеснительном» чине анафематствования. Свт. Феофан ЗатворникРедко бывает, чтоб совершающийся в воскресенье первой недели Великаго
поста чин Православия проходил без нареканий и упреков не с той, так с
другой стороны. Иным кажутся церковныя анафемы не гуманными, иным
стеснительными. Все такого рода предъявления, может быть, и уважительны в
других случаях, но уж никак нейдут к нашему чину Православия.
Что такое св. Церковь? Это — общество верующих, соединенных между собою единством исповедания богооткровенных истин, единством освящения богоучрежденными таинствами и единством управления и руководства богодарованным пастырством. Единство исповедания, освящения и управления
составляет устав этого общества, который всяким, вступающим в него,
должен быть исполняем неотложно. Вступление в общество обусловливается
принятием сего устава, согласием на него; а пребывание в нем —
исполнением его.
Посмотрите, как распространялась и распространяется св.
Церковь. Проповедники проповедуют; из слушающих одни не принимают
проповеди и отходят, другие принимают, и в следствие сего освящаются св.
таинствами, поступают под руководство пастырей и воцерковляются.
Вступая в Церковь, они сливаются со всеми, объединяются и пока
составляют едино со всеми, до тех пор и в Церкви пребывают.
Ведь анафема есть ничто иное, как отлучение от Церкви, или исключение из среды своей тех, которые не исполняют условий единения с нею, начинают мудрствовать иначе, чем она, иначе, нежели как сами обещались, вступая в нее. Посмотрите, какия лжеучения и какие лжеучители отлучаются. Отвергающие бытие Божие, безсмертие души, Божественное
промышление, не исповедующие Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго
Духа, — Единаго Бога, не признающие Божества Господа нашего Иисуса
Христа и искупления нашего крестною Его смертию, отмещущие благодать
Святаго Духа и божественныя таинства, подающия ее, и проч. Видите, —
каких предметов они касаются! Таких, собственно, по коим св. Церковь
есть Церковь, на которых она утверждается и без которых она не может
быть тем, чем есть.
Следовательно, те, которые вооружаются против таких
истин, суть то же в Церкви, что в житейском быту люди, покушающиеся на
жизнь и достояние наше. А ведь ворам и разбойникам не позволяется
действовать свободно и безнаказанно нигде; и когда их вяжут и предают
суду и наказанию, никто не считает это негуманным и стеснением свободы;
напротив, в этом самом усматривают дело человеколюбия и обезпечения
свободы в отношении ко всем другим членам общества. Если вы здесь так
судите, то судите так же и об обществе церковном. Лжеучители — это ведь
воры и разбойники [1]: они расхищают собственность Церкви, развращают и
губят членов ея.
Что ж, неужто она поступает худо, когда вяжет их, судит
и извергает вон? И разве с ея стороны было бы человеколюбиво, если бы
она равнодушно смотрела на действия таких лиц и предоставляла им полную
свободу губить всех? Какая мать позволит змее свободно подползти и
ужалить свое дитя, еще малое и не понимающее угрожающей ему опасности?
Если бы в наше семейство ворвался разбойник, или втерлась какая-нибудь
развратница, и первый начал бы душить и резать ваших детей, а последняя —
развращать вашего сына или дочь, — что ж, вы равнодушно смотрели бы на
их действия из опасения прослыть негуманными и отсталыми? Вы не
вытолкали бы их вон и не затворили бы для них дверей вашего дома?
Смотрите таким же образом и на действия св. Церкви. Видит она, что
являются люди, растленные умом, и вносят тлю свою в среду других, и
возстает против них и гонит их вон, да кроме того предостерегает и
других: «смотрите, вот такой-то и такие-то хотят губить вас; не слушайте
их и бегите от них!» Церковь в таком случае исполняет долг материнской
любви и, следовательно, поступает человеколюбиво или, по-нынешнему,
гуманно.
У нас теперь много расплодилось нигилистов и нигилисток, естественников, дарвинистов, спиритов и, вообще, западников; — что ж, вы думаете, Церковь смолчала бы, не подала бы своего голоса, не осудила бы и не анафематствовала их, если б в их учении было что-нибудь новое? Напротив, — собор был бы непременно, и все они, с своими учениями, были бы преданы анафеме; к теперешнему чину Православия прибавился бы лишь один пункт: «Бюхнеру, Фейербаху, Дарвину, Ренану, Кардеку и всем последователям их — анафема!» Да нет никакой нужды ни в особенном соборе, ни в каком прибавлении. Все их лжеучения давно уже
анафематствованы в тех пунктах, которые упомянуты выше. Видите ли
теперь, как мудро и предусмотрительно поступает Церковь, когда
заставляет совершать нынешний оклик и выслушивать его! А говорят,
несовременно. Напротив, теперь то и современно. Может быть, лет за
полтораста назад оно было и несовременно; а по нынешнему времени не то
что в губернских городах, но во всех местах и церквах следовало бы
ввести и совершать чин Православия; да собрать бы все учения, противныя
слову Божию, всем огласить, чтобы все знали, чего надо опасаться и каких
учений бегать. Многие растлеваются умом только по неведению; а потому
гласное осуждение пагубных учений спасло бы их от гибели.
Кому страшно действие анафемы, тот пусть избегает учений, которыя подводят под нее; кто страшится его за других, тот пусть возвратит их к здравому учению. Если ты, неблаговолящий к этому действию, — православный, то идешь против себя; а если потерял уже здравое учение, то какое тебе дело до того, чтó делается в Церкви содержащими его? Ты ведь уже отделился от Церкви, у тебя свои убеждения, свой образ воззрений на вещи, — ну, и пожинай с ними. Произносится ли или нет твое имя и твое учение под анафемой, — это все равно: ты уже под анафемой, если мудрствуешь противно Церкви и упорствуешь в этом мудровании. Страшна анафема: — брось мудрования злыя. Примечание: [1] Как, например, нынешние душегубы-сектанты: баптисты, адвентисты, пятидесятники и всякаго рода атеисты. Источник: Епископ Феофан. Чин Православия. // «Хлеб Небесный». Духовно-нравственный православный иллюстрированный журнал. Издание Казанско-Богородицкаго мужского монастыря. № 3. 1-31 Марта 1932 г. Харбин: Собственная Монастырская Типография, 1932. — С. 7-9. |
21 марта 2016
Просмотров: 4 988