О неосуждении пастырей. Свт. Лука (Войно-Ясенецкий)

altМеня просят в письме разъяснить вам, какая разница между осуждением ближнего, которому могут быть подвергнуты и священники, и возмущением, вызываемыми их некоторыми неправильными поступками. Пишут, что многие не понимают этой разницы, всякое возмущение, вызванное неправильными действиями священника, считают осуждением, и потому молчат, и потому не смеют высказать свое возмущение открыто, почитая его осуждением.

 

Осуждающие часто имеют своим побуждением гордость, ибо всякий гордый считает себя ни в чем не заслуживающим осуждения, а всех окружающих людей считает грязными, нечистыми и осуждает их.

 

Но кроме осуждения еще есть и другое понятие – обличение.


И в Священном Писании можно немало найти примеров того, что обличение даже предписывается как обязанность. Но когда вникнем во все те места Св. Писания, в которых говорится об обличении, то увидим, что эти места относятся в посланиях святого апостола Павла не к простым людям, а к епископам: их он обязывает обличать, когда это нужно.

 

Но если им это предписано, и должны по своему сану, по своим высшим обязанностям обличать епископы, то это не значит, чтобы всякий из вас имел такое же право. А к обличению очень близко стоит то возмущение, о котором пишется в письме. Когда вы указываете мне на недостатки, на дурные поступки священников, возмущающие вас, то это близко к обличению. Должно ли так поступать? Не от себя отвечу я вам на этот вопрос. Скажу вам, как ответил на него Сам Господь и Бог наш Иисус Христос: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» (Мф.18:15).

 

Если здесь речь идет о брате вашем, то это нисколько не мешает эти слова отнести и к священнику, который погрешает против вас, раздражая вас своими поступками, которых вы не терпите. Он согрешает против вас, а Господь велит по отношению ко всякому, кто согрешил против вас, поступать так, как только что сказано. Он велит подойти к такому священнику, который своими делами смущает и возмущает вас, подойти не с раздражением, не с негодованием, а с кротостью, с любовью и смирением и сказать: «Батюшка, батюшка! Зачем смущать нас, зачем позволять себе такие действия, которые в наших глазах унижают твое достоинство? Батюшка, батюшка! Опомнись, исправься!»

 

Так велел поступать Сам Господь Иисус Христос. А что говорят об этом великие святые? Послушаем слова великого отца нашего Иоанна Златоуста: «Порицающий, хотя бы и справедливо, весьма много вредит себе». Сами себе, сами себе приносим много вреда, порицая ближнего. Поэтому обличать надо с величайшей осторожностью. Обличать, а не порицать можно только с любовью, можно только с заботой о душе того ближнего, которого обличают.

 

А Василий Великий об осуждении и обличении, а, следовательно, и о близком к обличению возмущении так говорит: «Не будем жестоки в обличениях, не скоры и с гневом обличать других, ибо это признак гордости: не будем осуждать за маловажное, как будто мы сами праведники, а падших будем принимать и исправлять духовно, – кратко сказать: будем стремиться к смирению, как любители его, – и оно прославит нас», – пред Богом прославит, ибо пред Богом ничто так не велико и не достойно, как смирение.

 

Вот что говорят св. апостол Павел и святые отцы. А что прибавлю я от себя? Я скажу, во-первых, что я, будучи поставлен Богом во главе Церкви Крымской, конечно, считаю своей обязанностью наблюдать над всеми священниками. И наблюдаю, и хорошо знаю все, что возмущает вас, – раньше вас знаю. Все это знаю, ибо я должен это знать. И, если кажется, что не принимаю надлежащих мер, то знайте, что для этого бывают весьма глубокие и важные причины. Прежде всего я начинаю не с кар, не с прещения, не переводя с одного места на другое; а всеми силами стараясь исправить его, я поступаю так, как велит Господь наш Иисус Христос. Я хочу приобрести брата своего, ближнего своего, священника – приобрести и себе, и Христу. Я не скор на осуждение, а многие из вас скоры.

 

Весьма часто бывает – и этому научил меня долгий опыт епископской деятельности и священства, – что священника обвиняют незаслуженно. О, как это часто, как постоянно. О если бы вы знали, как это часто!.. О зачем, зачем так клевещут! Зачем так легко и быстро осуждают людей и даже священников!

 

Должны ли вы сделать из всего сказанного мною такое заключение, что неодобрительно отношусь я к тем из вас, которые приходят и с глазу на глаз рассказывают, что смущает их в поведении одного или другого священника? О нет, нет, не запрещаю – приходите, приходите, говорите, рассказывайте, ибо, может быть, сам узнаю, чего не знал до сих пор, хотя не думаю этого – я все знаю, должен все знать. Приходите, приходите, поговорите со мною с глазу на глаз, но не разглашайте никогда того, что я слышу от вас.

 

То письмо, на которое я даю ответ в своей сегодняшней речи, не было анонимным, оно было честно подписано. Но много, много получаю я иных писем, писем анонимных, из них многие весьма дурные, письма, полные клеветы, грязи, мерзости и несправедливого осуждения того или другого священника. Такие бросаю в печку, по ним ничего не предпринимаю, ибо анонимное письмо – безчестие, пятнающее совесть вашу. Если пишете – пишите открыто, с подписью и адресом своим, а мерзкие анонимные письма буду бросать в печку.


Вот ответ на этот тяжелый вопрос, поставленный мне в письме.

20 января 2016   Просмотров: 9 721   
6 февраля 2011 11:55
Всегда вовремя. Благодарю.

  P.S. Я бы ещё выделила "... с заботой о душе того ближнего, которого обличают".
  Жалоба      1
6 февраля 2011 22:01
Святитель Лука за время пребывания на Крымской кафедре запретил рекордное количество священников. Одного нагнал, увидев что служебник в храме на страницах, где чин Литургии, грязный, засаленый. Значит  перед службой руки не моети Агнца на проскомидии дерзает грязными руками брать. Нерадивый или невер. В запрет! Проницательный владыка был. 
  Жалоба      2
20 января 2016 15:23

Простите, не по теме.

 

Владимир Путин утвердил создание единой базы данных о гражданах.

 

Интересно, те, кто без паспортов или отказался от них, попадут туда?

  Жалоба      3
20 января 2016 19:16

Искажение Веры в Духовенстве
Безучастность духовенства к окружающим, равнодушие к происходящему и другие страшные слова говорила мне подвижница Пелагия о священниках. Я от ее слов входил в ужас; даже вступал с ней в спор!.. Но она мне сказала твердо: слушай и молчи, а то вменится тебе в грех, и Господь - не простит! Тогда, когда она говорила мне, я очень ее боялся и слушал. Все запоминал. Много раз повторяла Божия угодница Пелагия:
1. Богатые священники распяли Господа!..
2. Богатые священники свергли Царя!!.
3. Богатые священники приведут нас к антихристу!!! Сами для себя делайте вывод...
Пелагия предсказывала, что народ скоро не будет знать, как молиться, и не будет молиться. Она говорила, что скоро будет всемирная вера и что наше духовенство для нее будет восстанавливать и готовить храмы!
Сказала, что архиереи разрешат проповедовать у нас адвентистам седьмого дня, которые ад винтят и отрицают Животворящий Крест! Вот какая цель будет у нашего духовенства: открыть все двери антихристу!
Блаженная девица Пелагия говорила, что раньше духовенство готовило народ для рая, а сейчас - для ада! Священство и народ не знают, как перекреститься! Сделано все умышленно!
Большинство духовенства не имеют разума; Бога и народ не любят! Все сделано священством, чтобы народ молился небрежно, кое-как, хотя вся сила в крестном знамении!

  Жалоба      4
21 января 2016 00:30

Цитата: серж монаст
народ не знают, как перекреститься!

В Церкви во время службы молодой мужчина крестится двумя пальцами, объясняю как надо, а он мне на иконы на иконостасе показывает, мол, вот как надо (благословение Господне)!

 

"Лучше промолчать, за умного сойдёшь", допускать до Причастия из униатской Церкви (один же Символ Веры поём), - мнение донецкого священника.

  Жалоба      5
-->