НЕДЕЛЯ 6-Я ПО ПАСХЕ, О СЛЕПОМ. Архимандрит Петр (Кучер)

НЕДЕЛЯ 6-Я ПО ПАСХЕ, О СЛЕПОМ

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры!

 

После Пасхи все воскресные дни являются праздниками. Православные христиане празднуют дары, принесенные на землю воплотившимся Господом, Который научил людей Заповедям блаженства, пострадал, взял на Себя грехи рода человеческого и вознесся на сороковой день после Своего Воскресения. Через эти заслуги Иисуса Христа Дух Святой - третья ипостась Пресвятой Троицы - ниспослал нам великие блага, но в этой жизни это только крохи, а в будущей наступит полнота, т.е. Вечное блаженное Царство.

 

altМы уже неоднократно говорили, дорогие братья и сестры, что Великий пост необходимо провести со смиренной душой и сокрушенным сердцем, чтобы встретиться со Христом. Здесь на земле эту встречу прообразует Пасха, которую мы переживаем благодатно и невидимо. А при переходе в иной мир лишь те из нас воочию будут лицезреть Христа, Виновника Вечного блаженства, которые удостоятся этого своей верой и делами.

 

Наша встреча с Творцом в Царстве Небесном зависит от того, как мы проведем отведенное здесь на земле время, что прообразует Великий пост. От нас требуется покаянная жизнь, которую продемонстрировала преподобная Мария Египетская, приобретение благодати Духа Святаго, чему учит преп. Иоанн Лествичник, и молитва, которую стяжал свт. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, чтобы вокруг головы появился нимб, показывающий Божественную благодать, которая подается людям за веру и богоугодную жизнь.

 

Нам тоже надо стремиться к доброделанию и нести подвиги по нашим силам, вот тогда мы воскреснем, как воскрес Четверодневный Лазарь, для встречи со Христом и для вкушения вечных благ. Сейчас Церковь Христова на земле только предвкушает блага, уготованные верующим в Него.

 

Первые два воскресенья после Пасхи были посвящены тому, как Господь уврачевал неверие Фомы, а затем женам-мироносицам, которые первые возвестили миру о Воскресшем Христе. Затем Господь призывал нас быть способными для делания добра через расслабленного. Ведь, если бы мы вывернули все карманы наизнанку, отдали все нуждающимся, - это альтруизм, а не добро, потому что многие так поступают ради гордыни. Самое главное добро, не столько дать воды вещественной, сколько дать воды, текущей в живот Вечный, а это значит наполнить человеческое сердце верой в Бога, источающей духовную воду - благодать Божию.

 

И вот, в это воскресенье мы совершали Богослужение, в честь праздника об исцелении слепорожденного. Господь уврачевал слепоту людей как физический недуг. Сейчас, к нашему счастью, на земле небольшой процент слепых, но самая главная слепота, которой поражен почти весь род человеческий, - духовная: неверие и отсутствие христианского сознания. Если человек неверующий и не знает Бога - это слепец! И если такие люди учат других каким-то житейским мудростям, а тем более если они еретики, сектанты или сатанисты - это еще страшнее.

 

Так вот, смысл сегодняшнего праздника, что Господь отверз очи неверующему роду человеческому в лице Вартимея, сына Тимеева из Иерусалима. Господь знал, кому дать зрение, и этот слепой не подвел, как говорится, надежды Божией, ибо получил исцеление и прозрел не только телесными очами, которые ему даровал Господь, но и духовными, потому что исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим, как и апостол Петр. Помните, когда Спаситель спрашивал Своих учеников: «Вы же кого Мя глаголете быти?» (Мф. 16, 15), апостол Петр отвечал: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16; 16). Вот что самое главное, от нас требуется исповедовать Христа Сыном Божиим, веровать в Него, исполнять святую волю Божию и жить по Евангелию.

 

Врачевание слепоты - это был один из последних аккордов мессианства Господа Бога нашего Иисуса Христа на земле. Не столько страшна слепота телесная, сколько слепота духовная: когда человеку 70, аще 80 лет, а он не знает, для чего живет! А мы, православные христиане, должны знать и верить, что находимся здесь и идем по пути, ведущему в Царствие Божие, и наш компас - Евангелие, по которому мы должны ориентироваться, чтобы через веру прийти ко Христу. «И вопросиша Его ученицы Его, глаголюще: Равви! Кто согреши, сей ли, или родители его, яко слеп родися?» (Ин.9; 2). Посмотрите, какой вопрос Господу задают апостолы, ведь как мог согрешить человек прежде своего рождения, поэтому апостолы решили, что он родился слепым по грехам родителей. Но «отвеща Иисус: ни сей согреши, ни родители его, но да явятся дела Божия на нем» (Ин. 9; 3).

 

Тогда в Израиле, и у нас сейчас, все были склонны сложить вину на кого угодно, только не на себя. Есть такое предание в Библии: «Наводяй грехи отцев на чада, и на чада чад, до третияго и четвертаго рода» (Исх. 34; 7), т.е. накажу до четвертого колена. Не Господь наказывает род человеческий до четвертого колена, до правнуков, а наказывает своих детей сам прадед, дед или отец, который пил водку, был блудником или грабителем, не исповедовал свои грехи, не веровал в Бога, и тем самым не научил своих потомков идти по стопам Христа Бога нашего. Если отец пьет, то и ребенок с ним. Сейчас 12-летние мальчики валяются под забором пьяные. Ну, куда уж больше! Когда раньше давали 100 граммов водки 20-летнему, он отпихивался, не хотел пить, то сейчас 10-12-летние дети страдают алкоголизмом, а семилетние с папой могут выпить ящик пива.

 

Так вот дети наказываются за грехи родителей, которые передают им по наследству через генный код свои страсти и пороки. Но это есть не наказание и не месть, а уврачевание от этих пороков, ибо ничто нечистое не войдет в Царствие Божие, поэтому дети должны исцеляться от этих пороков, каяться в них и молиться за своих сродников, тем самым, спасая их от вечных мучений.

 

Многие из здесь стоящих часто задаются вопросом: почему у меня не получается исцеление, не клеится дело, не ладится в жизни и т.п. А это потому, что твои внуки и правнуки сейчас пьют и ходят по сатанинским стезям. Этим самым они обличают и обвиняют тебя, что ты не научил их жить по воле Христа Бога, не привил с детства Православную веру и не сделал из них людей, т.е. христиан. Вот за это мы все и страдаем.

 

В Ветхом Завете было так, что за грехи прадедов наказывались правнуки, их правнуки тоже несли наказание, и так продолжалось безконечно, пока Христос не уврачевал людей от греха. Конечно, до пришествия на землю Господа были праведники, которые ждали утехи Израиля, такие как праведный Симеон Богоприимец, пророчица Анна, праведные Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы и другие. Были считанные люди, ожидавшие Христа Бога, Который должен прийти на землю, воплотиться и пострадать за весь род человеческий. Тогда на земле было, может быть, не шесть миллиардов народонаселения, как сейчас, а несколько сотен миллионов, которые не знали воли Божией, не подозревали о должном воплощении Сына Божия и были слепы отсутствием Божественного мышления и веры!

 

altА вот этот слепец Вартимей не подвел Иисуса Христа, оправдал милость Божию к себе - исцеление, дарование зрения; он исповедовал Его Сыном Божиим и не отрекся от Господа перед фарисеями, которые со злобой допрашивали его: «Мы вемы, яко Человек Сей грешен есть» (Ин. 9; 24). Вартимей же прозрел мысленными очами: «Аще не бы был Сей от Бога, не мог бы творити ничесоже» (Ин. 9; 33). Перед книжниками он говорил без боязни и вел себя мужественно, не как его родители, которые по своему малодушию чуть не отреклись от сына. Он не стал выкручиваться и говорить, что я исцелился и не знаю, кто это сотворил, наоборот, Вартимей вступил в спор с фарисеями и укорял их в неверии и безумии: «О сем бо дивно есть, яко вы не весте, откуду есть, и отверзе очи мои» (Ин. 9; 30). И когда исцеленного выгнали из храма, Господь спросил его: «Ты веруеши ли в Сына Божия? Отвеща он и рече: и Кто есть, Господи, да верую в Него. Рече же ему Иисус: и видел еси Его, и глаголяй с тобою Той есть. Он же рече: верую, Господи! И поклонися Ему» (Ин. 9; 35-38).

 

Не сказал: я Тебе не верю, и пошел восвояси, а поклонился Ему до земли, тем самым, оправдал милость Иисуса Христа, которую Он сотворил на Вартимее. Таким образом, этот слепорожденный показал на своем примере весь род человеческий, который Господь исцелил от отсутствия веры в Бога и богопознания.

 

Посмотрите, в чем архиереи-фарисеи упрекали Христа, они Его выгнали из синагоги как исповедника истины. Почему же они не уверовали в Мессию? Потому что их чаяния души, весь настрой жизни был на материальное! Это они были первые марксисты-материалисты, хотевшие построить рай Божий на земле! Они ждали Христа, как царя земного: с мечом на белом коне, который бы пришел к ним и сказал: «Ну, братья фарисеи и саддукеи, пойдемте на Рим! Мы им головы посечем и сделаемся владыками мира». Вот к чему они стремились еще с тех давних времен и до сих пор, потому что жили только жаждой этой мирской жизни и не обращали свои взоры к Богу, не молились и не стремились к стяжанию благодати Духа Святаго, которая просвещает и наставляет на всякую истину. Вот эти первосвященники и книжники ослепли духовно, до прихода Христа на землю они совершенно исчерпали свой харизматический потенциал, т.е. духовные возможности для просвещения Израиля, богоизбранного народа, и тем более - для язычников. Они уже стали слепыми вождями, как явствует из сегодняшнего евангельского повествования, поэтому и не распознали Сына Божия.

 

Как Господь мудро все устроил: родился в Вифлееме, а явился из Назарета! Вот если бы Он родился в Вифлееме и вышел на проповедь из Вифлеема, какой ребус довелось бы разгадывать этим израильским вождям, и как тогда нужно было бы уврачевать их слепоту, да и их духовное состояние не открылось бы. А так, как Сын Божий Христос родился в Вифлееме, а как человек - был Назарянином. Назарет скрыл Его Божество. Было все прикровенно и сокрыто для того, чтобы сами люди не глазами и знанием библейской истории, а своим сердцем и духом, очами веры узрели, что это Сын Божий, познали Бога по Его делам! Ибо сами простецы говорили: «От века несть слышано, яко кто отверзе очи слепу рождену» (Ин. 9; 32) и «Никогда человек не говорил так, как Сей Человек» (Ин. 7; 46).

 

Кажется, вот эти свидетельства должны открыть слепоту израильским вождям, но нет, этого было недостаточно, и они посылали арестовать Его. А Господь делал все, чтобы размягчить их окаменелые сердца и открыть их духовные очи: проповедовал, исцелял, был мучим и распят, воскрес и вознесся на виду у всего израильского народа - а воз и ныне там.

 

Вот что такое материализм, братья и сестры, вот что такое увлечение мамоной! Именно эта причина привела к духовной слепоте книжников и вождей израильского народа. Они поэтому и не могли понять, что суббота (в переводе с еврейского - «покой») есть отсутствие всякой заботы, т.е. что тебе кушать, где жить, не выгонят ли тебя с работы и как ведут себя твои дети, - все это суета и забота. И чаще всего это забота о нашем теле, которое требует за собой постоянного ухода. Как апостол Павел пишет: «Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю» (Еф. 5; 29). А покой - это еще означает безстрастие, отсутствие гнева, злых помышлений, ненависти и презрения к ближним, (кроме заботы о приобретении насущного хлеба), покой от зла, от страстей и пороков. Жизнь по нашим страстям, превышение так называемых физиологических функций человека, генерирует, т.е. творит зло, от которого страдаем мы сами и окружающие нас.

 

Покой - это совершенство. Можно привести такой банальный пример. В 50-х годах XX века в Киеве была международная выставка птицеводства. Обыватели подходят к венгерскому павильону и спрашивают: «А что это у вас куры валяются ножками кверху, как дохлые?» А гид им переводит, что они уже ни в чем не нуждаются, у них наступил покой - рай в клетке. Они получили концентраты, зерно, витамины, зелень и водичку, а теперь блаженствуют, чем не бройлеровский рай!?

 

Так вот и здесь суббота - это значит покой, беззаботность. Именно в субботу для будущей небесной субботы надо делать все, чтобы человек не заботился о земном и суетном, не думал о болезнях и болячках, не ахал и не охал. Это полное блаженное, беззаботное состояние души, а не то греховное, в каком мы сейчас находимся на земле. Беды же нам причиняет наша злая воля или хотение: что хочу, то и ворочу, т.е. это, по сути, - мятеж, революция против Бога. Вот это несогласие и война, которую мы ведем против нашего Творца, доставляют нам хлопоты, несчастья и беды в этой жизни. И кто удостоится Царства Божия и будет обитать там с ангелами и святыми, тот больше не увидит скорбей и болезней.

 

Фарисеи и саддукеи ликовали бы, что пришел такой Пророк, Который давал прозрение, исцелял от недугов, кормил, воскрешал, но это не было оценено по достоинству и не привело этих князей Израиля к вере и духовному прозрению. Господь делал великие блага людям, ну куда уж больше: больных врачевал, прокаженных очищал, рожденного слепым сделал зрячим! Этот слепец рад был увидеть свет Божий и готов был уже после этого умереть, и этого ему было достаточно, ведь он 20 лет прожил от рождения слепым и ничего не видел. Или тот больной, который 38 лет лежал возле Силоамской купели, и ждал милости от людей, чтобы они опустили его в святой источник. А получил он милость Божию, Сам Господь пришел на землю, чтобы исцелить его телесный недуг и избавить от вечной погибели.

 

Всех дел Божиих по спасению рода человеческого не перечесть, и Господь делал людей счастливыми, ведь здоровье - это наполовину счастье, а стопроцентное счастье, скажем так, - это и есть совершенное блаженство! Еще если добавить, что это будет в Царствии Божием с Самим Богом, то это есть полнота покоя и блаженства.

 

И вот посмотрите теперь, какое лукавство проявили родители Вартимея! Пусть уж какие прохожие или соседи, которые видели это чудо, не заступились за исцеленного и за Виновника исцеления, которое соделал Господь, но родители, самые близкие на земле люди, стали стыдиться своего чада. Они должны были свидетельствовать за сына, прославить Бога и Иисуса Христа, Который сотворил такое чудо, заступиться за Него, сказать, что это был Пророк, это еще даже не оскорбительно для Бога, т.е. назвать все своими именами. Так нет же! Они испугались фарисеев, поэтому спихнули все на сына: «Како же ныне видит, не вемы, или кто отверзе ему очи, мы не вемы; сам возраст имать, самого вопросите, сам о себе да глаголет» (Ин. 9; 21).

 

Они умыли руки, и все - в стороне от этого события, дабы не быть отлученными от синагоги. Но к тому времени от благодати, от синагоги уже остались рожки да ножки! Харизма уже исчерпалась. Почему Господь и сказал: «Се оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23; 38). А без благодати синагога уже не дом Божий, она стала просто сборищем людей, обыкновенным гражданским зданием и не более того.

 

Но эти родители ни слова не сказали за своего сына! Тут бы ликовать, подпрыгивать от радости до небес, ведь сколько они скорбей имели за эту болезнь сына, позор лежал на семье, и таких людей считали грешниками. Как страдали за безчадие праведная Анна, мать пророка Самуила, Захарий и Елисавета, родители Иоанна Предтечи, помните, как Иоакима изгнали из синагоги и не приняли от него жертву: раз у тебя нет детей, значит ты грешник.

 

А мы, дорогие братья и сестры, как ведем себя, как защищаем свое сокровище - Православную веру? По сей день веруем в кулак: смотрим по сторонам, нет ли посторонних, можно ли перекреститься, а где-нибудь в общественных местах, так Боже упаси, как бы чего не вышло, как у того премудрого пескаря!

 

Так вот, погоня за материализмом привела не только фарисеев, саддукеев и первосвященников Израиля, но и великий богоизбранный русский народ, Третий Рим, к такому плачевному состоянию! Нам было мало тех благ, какие были у нас сто лет назад, когда при царях были в обиходе золотые монеты, разводов никто не знал, люди были здоровые и сильные. Этого показалось мало, решили, что построят еще лучше. И построили то, что сегодня приходится перестраивать. Уклонились в материализм и копаются в нем, как курица в навозной куче. И вот теперь перебирают: этот президент плохой, давай другого изберем. И этот тоже ничего не даст, ведь жизнь и благосостояние народа зависят не от правителей, а от Бога. Это Он нам не дает земных временных благ, чтобы мы не надеялись на князей и на сынов человеческих, не служили бы маммоне и, тем самым, чтоб не погубили себя!

 

Не дает Господь нам ожидаемых земных благ, т.к. наша жизнь духовно не рентабельна, не спасительна. Господь не дает земного счастья, чтобы мы не впали в еще худшее греховное состояние. Можно сказать, что это наше благо, что Господь нам не дает благ. Вот если бы мы их отталкивали от себя по своему смирению и богоугождению, тогда бы Господь, наоборот, засыпал бы нас ими. Он по Своей неизреченной любви хочет на небе, в райских обителях дать верующим в изобилии духовные блага. А здесь можно и на сухариках прожить, потому что на земле мы временные жители, путешественники, ибо сказано в Евангелии от Матфея: «Ищите прежде Царствия Божия, и правды Его, и сия вся приложится вам» (Мф. 6; 33). А мы, наоборот, умудрились переставить вторую часть сложного предложения вперед, т.е. ищем прежде то, что приложится, - материальные блага, а Царство Божие - как придется.

 

Итак, не будем слепотствовать, дорогие братья и сестры, - такой смысл сегодняшнего Евангельского сказания. Верою, молитвою и бдениями, всеми добрыми делами будем прозревать духовно, приобретать христианское сознание и мышление Божие. Аминь.

20 мая 2012 Просмотров: 11 843