Богом - прославленный Царь. Часть - III

Часть 

Часть II

 

altПожелание Царя-Мученика


ПРЕПОДОБНЫЙ Кукша Одесский (Величко) свидетельствует о Царе-мученике: «Когда мне исполнилось 14 лет, дома я уже не жил, а был послушником в монастыре, а потом семинарию окончил и в 19 лет стал иеромонахом. Был царским священником, ездил по вагонам причащать раненых солдат. 


Случилось так, ехали мы с фронта, везли целый вагон раненых. Они были положены в три этажа, даже повесили люльки для тяжелораненых. В дороге, на ходу, у нас совершалась литургия с 7-ми до 10-ти утра. Все солдаты посходились со всех вагонов, за исключением дежурных, но в этот раз и дежурные пришли, так как день был воскресный, по Божьему промыслу.

 

Один вагон был церковь, другой кухня, дорожная больница. Состав большой - 14 вагонов. Когда мы подъезжали, где шёл самый бой, австрийцы неожиданно сделали засаду и перевернули все вагоны, за исключением четырёх вагонов, которые остались невредимыми по промыслу Божьему. Проскочили чудом, все солдаты были спасены, и ещё удивительно, что и линия была повреждена. Сам Господь нас вынес из такого огня. Приехали в Царьград (царствующий град Петербург), а нас там уже встречали. Выходим из вагонов, смотрим - дорожка метров 20 в длину постлана с вокзала до самой площади.

 

Сказали, что приехал Царь (Император Николай II) и хочет нас всех видеть. Мы выстроились в два ряда, солдаты и священники из разных поездов. В руках держим кресты служебные и хлеб с солью. Приехал Царь, стал посреди нас и сказал речь: «Святые Отцы и Братия! Благодарю вас за подвиги. Пусть же Бог пошлёт на вас Свою благодать. Желаю вам уподобиться Сергию Радонежскому, Антонию и Феодосию Печёрским и в будущем молиться за нас всех грешных».

 

Так всё и исполнилось. После его слов мы все, военное духовенство, попали на Афон. И все, кому он пожелал святости, стали схимниками, в том числе и я грешный».

 

Чтобы лучше понять значение для о. Кукши этой встречи с Царём, познакомимся с некоторыми эпизодами его жизни.

 

«Это было на берегу моря (в ссылке): холод, мороз, снег, а мы все голодные, ещё больше мёрзнем, все монахи да священники. Присел я к плоту с краю, молюсь, прошу Господа: «Господи, Ты всевидящий, Ты пророков Своих кормил, не оставляя их, а Твой раб голоден, не остави и нас, Господи. Дай силу в труде и терпении, в холоде». Смотрю - ворон летит, в когтях его буханка хлеба белого, какого мы давно не видели, и какая-то связка. Несёт и прямо мне на колени положил. Смотрю, а в свёртке колбаса, наверное, больше, чем килограмм. Позвал епископа, он благословил, раздал всем. Мы возблагодарили Господа за Его великую милость к нам, грешным.

 

Господь нас подкрепил на целый день. На третий день опять мы работали на снегу, сел я отдохнуть, а есть хочется. Утром перед работой дали по сухарику. Если б не Господь - никто бы не выдержал, работа очень тяжёлая. Сижу и думаю: «Господи, не остави нас грешных». Неподалёку от нас проехала машина с пирогами, продуктами для вольнонаёмных рабочих. Сгружали пирожки, как видно, к обеду. На них налетели вороны, и поднялся шум. Один ворон летит ко мне, в когтях у него пирожки, в одном два, в другом три. Подлетел и опустил на колени мне».

 

О. Кукша - святой человек, который может дать изнутри подлинную оценку святости. Он знает, по чьему ходатайству сподобился он благодати схимничества. Чудо, которое было с ним в ссылке, и чудо спасения всех в поезде в четырёх вагонах благодаря Божественной Литургии, когда остальные десять вагонов были смяты бомбовыми ударами, он ставит в один ряд с чудом Царского пожелания.  

 

Молитва валаамца

 

ПОДОБНО тому, как отречение Государя 2-го марта 1917 года запечатлелось явлением чудотворного образа, убийство Царской семьи было событием Церкви земной и небесной.

 

«1918 года 17-го июля вечером мы приехали с покоса на пароходе в девятом часу. Поуставши, поужинал я в трапезной и выпил чайку. Пришёл в келию, прочитал молитву на сон грядущим, перекрестил постель на все четыре стороны с молитвой «Да воскреснет Бог» и прочее. Поуставши, я заснул крепким сном.

 

Полночь. Во сне слышу радостное и приятное торжественное пение. На душе стало ясно, и я от радости запел эту песнь громко во весь голос: «Хвалите Имя Господне. Хвалите рабы Господа. Аллилуйа, Аллилуйа, Аллилуйа. Благословен Господь, живый во Иерусалиме. Аллилуйа, Аллилуйа, Аллилуйа. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуйа, Аллилуйа, Аллилуйа». От радостного громкого звука пения я проснулся. Душа была точно не своя, так приятно и радостно. Я повторял про себя эту песнь Господню, сидя на койке и размышляя, почему так сильно пел во сне. Осмотрелся я: кругом темно, потому и не мог видеть, который был час. Хотел я было лечь опять спать, но внутренний голос говорит: «Исполни своё малое правило, а остальное после». Я послушался, встал с койки, в темноте перед Спасителем исполнил половину своего правила и хотел лечь спать, но совесть опять заговорила: «Помолись перед чудотворным образом Божией Матери» - и я пал на колени перед сим образом «Споручницы грешных» с усердием и умилением, на душе было приятно.

 

Внутренний голос продолжал: «Помолись, помолись Господу и Царице Небесной, нашей Ходатаице перед Сыном Своим и Господом нашим, попроси милости и покрова, о сохранении державы Российской и о сохранении христолюбивых людей, и об одолении врагов видимых и невидимых, и о поставлении Царя в России по сердцу Своему, и о сохранении обители нашей и живущих в ней от злых людей и страхований, от глада, потопа, огня, меча и междоусобныя брани. Сохрани, Милостивая Владычице, обитель нашу и братию нашу, живущую с настоятелем о. Павлином. Как Ты Сама пришла от далёких мест к нам грешным спасти и сохранить обитель сию Своим честным покровом, ходатайством пред Сыном Твоим и Богом нашим. О, преподобные отцы наши Сергие и Германе, не оставьте нас, грешных, милостивии, помолитеся о нас Господу вместе с Богородицей, да сохранит нас Господь Своею милостию по вашей просьбе».

 

Так, предстоя пред чудотворным образом Божией Матери, молился я. Внутренний голос говорил мне: «Попроси об этом в ночную темноту с усердием». Когда я, грешный, кончил своё прошение, лёг спать опять. Через немного времени ударили в колокол к полунощнице. Я проснулся и пошёл в церковь. Весь день я, грешный, чувствовал себя хорошо. Эта песнь всё время звучала у меня в ушах». В эту ночь была зверски уничтожена семья Николая II. (См. Р. П. номер 4 за 1991 год.)

 

Новый Николай Угодник


ИЗ ДОКУМЕНТОВ, собранных Георгием Новиковым, они были напечатаны в Санкт-Петербургских епархиальных ведомостях. В 1958 году 12-летняя православная русская девочка Галина, проживавшая в местечке Хиславичи бывшей Могилёвской губернии, в 100 верстах к востоку от Могилёва, ныне Смоленская область, видела сон. Как бы в каком-то помещении на возвышенном месте стоял Царь-мученик Николай II. Одет он был в старую русскую форму, как в царской армии, с орденами. Был он с бородой и русыми волосами, очень русским лицом и «как Бог - святой». Он ласково смотрел на неё и сказал что-то хорошее, но, что именно, она не помнит. Чувство её было такое, что она нисколько не испугалась, ей было интересно, а в сердце были умиротворение, спокойствие и радость.

 

Поутру девочка рассказала сон своей бабушке, с которой жила, что «видела Бога, как Царя», в старой русской военной форме. «Откуда ты знаешь, что это был Царь? Можно подумать, ты Царя в жизни видела!» - спросила бабушка. Царя Галина в жизни действительно не видела, даже на фотографии или на портретах, но именно таким его и представляла, думала ещё раньше и уверена была, что он именно так и должен выглядеть. «Как бы войны не было» - сказала бабушка. «Сейчас?» - спросила Галина. «Нет, на твоём веку» - ответила та.

 

Как известно, русские православные люди особо почитают святого Николая Чудотворца, которого чаще именуют Николаем Угодником. Некоторые ветхие старушки иных святителей не знают, порой путают образ Спасителя с ликом святого Николая Чудотворца. Однажды, в пору современных притеснений, а было это в последние годы коммунистического ига, одна богомольная старушка во время поста молилась в храме святому Николаю Угоднику о спасении России. И вот в какой-то момент перед глазами разостлался как бы туман, в дымке которого явились ей двое. Впереди шёл святой Николай Чудотворец и вёл за руку Государя Николая Александровича. Обратившись к молящейся, святой Николай Чудотворец сказал: «Почто просишь меня? У России ныне есть заступник, его и моли! - и, указав на Государя, добавил.- Вот новый Николай Угодник, благоверный Царь-мученик, святой молитвенник за Россию и за русский народ».

 

Портрет Царя


altЦЕЗАРЬ Голодный, сын известного поэта, певца революции Михаила Голодного, человек неверующий, крайне рациональный, рассказал мне в начале 60-х годов, что в войну, когда ему было 14 лет, он с мальчишками тушил на крышах зажигательные бомбы. И однажды в одном из домов на чердаке на них свалился откуда-то сверху деревянный ящик. Он с треском раскололся, и они увидели большой портрет Николая II в золочёной раме.

 

Мальчиков охватил непонятный им самим ужас. Они стояли, как заворожённые, и смотрели на портрет. Чего испугались они? Прикосновения к чему-то запрещённому, невероятному посреди советской действительности? Тогда ведь, при Сталине, могли обвинить в укрывательстве портрета и огромный срок дать. Пойди потом докажи другое. Уже в одном факте, что они видели, был, с точки зрения власти, криминал, наглядная антисоветская агитация. «Да нет же,- сказал Цезарь,- это был совсем другого рода страх.

 

В это время уже шли похоронки, одна за другой». И он стал называть имена убитых на войне молодых ребят, немного старше его, из его двора. «Какая связь между войной и царским портретом?» - спросил я.- «В этом-то и дело, что здесь, на чердаке, произошло то, что как молния просветило сознание: как в каком-то странном калейдоскопе Царь и эта война, и вся наша жизнь соединились в одно,- сказал он.- Глядя на лицо Царя, я вдруг пронзительно, отчётливо понял, что возмездие существует. Мы убежали, оставив на чердаке портрет, и никогда не обсуждали это событие между собой. Но то, что мне тогда открылось, навсегда осталось в душе».

 

Фотография Царя как икона

 

ЧУДО - не только явная благодать, не только внешне выходящее из ряда событие, это встреча, которая остаётся на всю жизнь. Это то, что на душу влияет так, что в душе что-то меняется навсегда. Обнажается правда, которая выше всяких разговоров и слов, и это делается как очевидность. Завеса лжи сдёрнута, и тайное стало явным. Хотя в советские годы всё было сделано, чтобы ничто не напоминало о личности Царя, и образ его появлялся только в карикатурном виде, но в жизни многих людей он продолжал напоминать о себе. Для некоторых достаточно было посмотреть на фотографии, чтобы что-то понять.

 

Прихожанка нашего храма Анна Г. рассказывает, что когда ей было 10 лет (это были сталинские годы), она впервые увидела фотографии Царя и его Семьи в дореволюционном журнале «Нива». «Лицо Царя поразило меня тем, что показалось очень знакомым и, конечно, своим удивительным благообразием и благородством. Это действительно настоящий Царь, подумала я. Чувство благоговения у меня вызвали фотографии его жены и детей. Я поняла, что это люди высшего порядка, равных которым среди тех, кто окружал меня, нет. В их лицах было такое, как будто они сейчас готовы принять участие в твоей жизни. С тех пор я никогда не воспринимала никакой клеветы в адрес Царской фамилии. И одна мысль неотступно преследовала меня: как же такую семью можно было расстрелять?»

 

Чудо - узнавание. Как грудной ребёнок, вырастая из младенчества, изо всех бесчисленных лиц узнаёт свою маму, как в браке узнают суженного: «Я его узнала», «Он меня узнал». Это узнавание - большое счастье, будь то в плане личной жизни, будь то в плане судьбы страны. Одна женщина рассказывала, как она молилась в детстве, чтобы ей было дано узнать, что произошло в 1917 году. Её родители говорили ей, что всё дело было в том, что честные большевики и нечестные. И вот ей приснился подробный сон, в котором открылась истина. В этом смысле фотография Царя была как сон. Бог вознаграждает алчущих и жаждущих правды, и Бог не любит тех, кто прячется от правды, обманывая себя. («Не надо, не надо нам этого знать» - со страхом говорят они.) А на желание правды Высшее существо, высший мир отзывается, идёт навстречу, так что даже какому-нибудь матёрому диссиденту Буковскому открывается, что дело не в политике.

 

Душа изначально всё знает, потому что по природе она христианка, просто не сразу всё происходит. В сталинское время одна девочка-третьеклассница в Москве позвала подругу к себе домой, как бы приглашая её к тайному, запретному: «Идём, я тебе что-то покажу». У неё было спрятано изображение Спасителя, иллюстрация из Библии Дорэ. «Я увидела,- рассказывала через много лет гостья этой девочки,- что-то очень знакомое, то, что всегда знала и что надо было только вспомнить. «Кто Он?» - спросила я её. «Он чисто русский» - уверенно ответила девочка». И в этом бесконечно наивном ответе было на самом деле высшее богословие: в каждом человеке и в каждом народе подлинно только то, что принадлежит Христу.

 

Разве не созвучен этот рассказ с тем, что произошло с фотографией Царя? Когда я беседовал с Анной Г. по поводу её воспоминания, она сказала: «Я не очень фотографии воспринимаю, а здесь лицо действительно меня поразило. Оно и значительное, оно и сердечное. Видно было, что человек поставлен Богом быть Царём и что он всем нужный. И отмеченность особая святости была у него. Я не смела произнести тогда этого слова, но чувствовала именно так. Во всяком случае, это сыграло роль в моём неприятии советизма, а потом помогло мне многое понять на пути к вере».

 

Я слушал её и думал, что как бы кто ни смотрел на Царя, никому невозможно отрицать, что лицо его всегда исполнено подлинной значительности. А также о том, что икона Царя в Зарубежной Церкви - по существу, просто фотография с нимбом, и некоторые фотографии Царственных Мучеников воспринимаются как иконы. Не случайно во многих православных домах они висят вместе с иконами.

 

Царская помощь в родах


ПРИХОЖАНКА нашего храма Елена Д. рассказывала, что супружество её было долгое время бесплодным. Она обращалась к разным врачам, и врачи ничем не могли её обнадёжить. Особенно часто она молилась Царственным Мученикам, потому что помимо того, что она всегда их почитала, она помнила о чудесно дарованном им Богом Наследнике после многих лет супружества.

 

Однажды во сне она увидела Государя в цветущем яблоневом саду, и он с сияющим лицом среди этого цветущего сада протянул ей спелое яблоко, говоря слова утешения, которые она не запомнила, но совершенно ясно поняла проснувшись, что у неё родится ребёнок. Сейчас у неё уже двое детей.

 

Другая прихожанка нашего храма Анна Ш. накануне больших испытаний и приобщения к Церкви видела во сне, как стоит на берегу реки, в которую должна войти. «Я боялась идти в эту реку, но вдруг вижу, как идут по ней Царь Николай Александрович, Царица и их дети. Они зовут меня, я вступаю в воду и мне хорошо идти с ними. Оттого, что они рядом, всё преображается. Мы идём через очень чистую воду, очень ароматную, тёплую, как воздух, по которой плавают белые лепестки цветов, вода - как будто не вода, как южный воздух, и мне легко, и радость, как на Пасху».

 

Спасение заблудившихся на болотах

 

altПИСЬМО, которое я получил с просьбой передать его в комиссию по канонизации Царской Семьи.

 

«Уважаемая Комиссия Священного Синода по канонизации Царской Семьи Николая II!

 

Долго не решалась сообщить о событии, которое произошло со мной, православной христианкой Михайловой Евгенией Николаевной, и моей знакомой Мироновой Любовью Флорентьевной в 1991 году в октябре месяце. 15-го октября мы поехали за клюквой на болото в деревню Красницы, что в 25-ти километрах от Пушкино. Набрав ягод, мы стали выходить из болота ещё засветло - в 16 часов 30 минут, но выйти не смогли, хотя находились недалеко от выхода на нужную тропу. В октябре быстро темнеет, и мы потеряли ориентир - болото огромное, тропинок много. Тогда мы пошли на звук электрички и заблудились совсем.

 

Я стала читать вслух молитвы, но чем дальше мы шли, тем места становились непроходимее - топи, поваленные деревья, и дороги назад тоже не было. Темнота надвинулась разом, кричать бесполезно - кругом никого нет. Я продолжала читать молитвы и идти, ощупывая палкой глубину воды. И вдруг я вспомнила, как озарённая, случай, описанный в книге «Письма Царской семьи из заточения» о том, как отряд казаков был окружён в болотах, и вместе с отрядом был обоз с детьми и стариками, среди них был священник.

 

Они стали молиться Царским Мученикам и вышли из болота к своим. Я в отчаянии стала читать в небо молитву, которая сложилась в моём сердце: «Убиенный благоверный Царь-мученик Николай, убиенная Царица-мученица Александра, убиенные мученицы Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, убиенный мученик Царевич Алексей и все убиенные с ними, ради Господа нашего Иисуса Христа, выведите нас из этого тёмного леса, из топкого болота! Царские Мученики, спасите рабу Божию Евгению и Любовь!»

 

Это была молитва надежды и отчаяния, в абсолютной темноте и среди топи мы ощупывали почву палкой и шли, куда ужа не знали совсем. Прокричала я два раза мою молитву - и что-то в темноте засветилось. Это был сук дерева без коры и ещё, ещё. Хватаясь за них, мы прошли по длинному дереву, под ногами не было воды. Вытянув руку вперёд, как слепая, я шла и продолжала кричать в небо свою молитву. Любовь шла за мной. Молитв через пять мы вышли на широкую просеку. Светила луна, видны были на дороге следы, и мы долго шли по этой тропе и пришли в Сусанино. Проплутав в темноте 6 часов, приехали домой в полночь, не веря самим себе, что мы живы. Я заказала отслужить панихиду по Царским Мученикам, и с тех пор для меня Царь-мученик Николай II и его семья - святые, наши спасители.

 

Любовь Флорентьевна - в то время маловерующий человек, и её свидетельство о случившемся, может быть, ещё более объективно. Мой сын иерей Евгений и его матушка Ольга ждали меня из леса и очень волновались. Придя домой, я сразу им всё рассказала, а также позвонила дочери Любови Флорентьевны, Наталье, и все знали об этом чуде спасения по молитве к Царю-мученику Николаю II и его Семье. Об этом я рассказывала и владыке Василию Родзянко, когда он служил в Феодоровском Государевом соборе с моим сыном. Он мне посоветовал написать в комиссию. Может быть, и этот рассказанный мною случай будет полезен при рассмотрении вопроса о канонизации мучеников за землю Русскую - Царя Николая II, его Семьи и замученных с ними.

 

Для нас, православных христиан, они являются примером в жизни, в терпении и в подвиге мученичества. Это истинный православный Царь, удерживающий, достойный для нашего спасения сейчас быть святым земли Российской.

 

С любовью о Господе, Евгения Михайлова, учитель математики, и Любовь Миронова, сотрудница Русского Музея». 

 


Из журнала «Русский Паломник» 

Валаамского Общества Америки, № 15, 1997 г.
26 февраля 2024 Просмотров: 16 343