ЕВРОПА – ПОКОЙНИЦА... Безрелигиозному поколению сложно повернуться к БогуВ одном из своих интервью известный русский православный писатель
Владимир Николаевич Крупин сравнил Европу с покойником. «Европа – это
покойник. А покойников у нас наряжают, обряжают… она умерла, ее
приукрашивают: и, конечно, и улицы подметены, и кафе, но это все
мертвое, по сути дела». Конечно, писатель здесь имеет в виду жизнь не
физическую, а духовную.
Его оценку подтверждает недавнее исследование, проведенное
британским теологом. Оно свидетельствует о том, что большинство молодых
людей из дюжины европейских стран не ассоциируют себя ни с одним из
религиозных учений. Это является яркой иллюстрацией последовательного
движения Европы к постхристианскому обществу, а, говоря прямо, к
язычеству и духовному исчезновению.
Опрос молодежи в возрасте от 16 до 29 лет показал, что наименее
религиозная страна в Европе – Чехия: 91% признались в отсутствии какой
бы то ни было религиозной принадлежности. Примерно 70-80% молодых
жителей Эстонии, Швеции и Нидерландов также назвали себя неверующими.
Самой религиозной европейской страной оказалась Польша, где лишь
17% молодых людей не ассоциируют себя с религией, за ней следует Литва –
25%.
В Великобритании только 7% молодых людей являются приверженцами
Англиканской церкви, их еще меньше чем католиков (10%). Молодые
мусульмане (6%) вот-вот обгонят тех, кто считает себя частью
государственной церкви Великобритании.
Эти цифры были опубликованы в докладе профессора теологии и
социологии религии в Университете Святой Марии в Лондоне Стивена
Булливанта (StephenBullivant) под названием «Европейская молодежь и
религия». Они основаны на данных Европейского социального опроса (ESS)
за 2014–2016 год.
Религия «умирает», говорит ученый.«С некоторыми заметными
исключениями молодые люди все чаще не отождествляют себя с религией и не
исповедуют никакую веру».
Эта траектория, вероятнее всего, станет еще более выраженной. «Христианство по умолчанию, как норма, уходит и, вероятно, уходит
навсегда – или по крайней мере на ближайшие сто лет», – считает
Булливант.
Но, по его словам, между странами наблюдаются и существенные
различия. «Страны-соседи, обладающие схожим культурным наследием и
историей, могут находиться в абсолютно разных ситуациях с точки зрения
религии».
Две наиболее религиозные страны, Польша и Литва, и две наименее
религиозные, Чешская Республика и Эстония, являются
посткоммунистическими государствами.
Тенденция, сложившаяся в отношении религиозной принадлежности,
повторяется и тогда, когда молодые люди рассказывают об отправлении ими
религиозных обрядов. Только в Польше, Португалии и Ирландии более 10%
молодых людей сказали, что посещают службы не реже одного раза в неделю.
В Чехии 70% заявили, что они никогда не ходят в церковь или
какое-то другое место отправления культа, а 80% признались, что никогда
не молятся. В Великобритании, Франции, Бельгии, Испании и Нидерландах
соответствующие показатели колеблются между 56% и 60% и между 63% и 66%.
Среди тех, кто отождествляет себя с католицизмом, наблюдается
большой разброс в уровнях приверженности. Более 80% молодых поляков
называют себя католиками, при этом лишь половина из них ходит на службу
не реже одного раза в неделю. В Литве, где 70% молодых людей относят
себя к католикам, еженедельно на мессу ходят только 5%.
По словам Булливанта, многие молодые европейцы «получают крещение и
после этого ни разу не переступают порога церкви. Культурная и
религиозная принадлежность просто не передается от родителей к детям.
Она из них вымывается».
Цифры, касающиеся Великобритании, частично объясняются высоким
уровнем иммиграции, добавляет ученый. «Каждый пятый католик в
Великобритании не родился в Великобритании».
«И мы знаем, что уровень рождаемости у мусульман выше, чем у
населения в целом, к тому же они демонстрируют гораздо более высокий
процент удержания [внутри религии]».
За последние 30 лет в Ирландии наблюдается значительное снижение
религиозности, «но по сравнению с другими странами Западной Европы она
по-прежнему выглядит довольно религиозной», говорит Булливант.
«Новой настройкой по умолчанию теперь становится „отсутствие
религиозной принадлежности", и те немногие по-настоящему религиозные
люди оказываются плывущими против течения», – говорит ученый.
Выводы британского теолога заставляют вспомнить удивительные
прозрения великого Сербского богослова ХХ века преп. Иустина (Поповича).
Причем святой вскрывает одновременно и причины нынешнего духовного
омертвения Европы: «Смертные боги и обожествленная природа – писал он, –
это сейчас пока последняя глубина западного человечества в его
неудержимом и вековом падении с высот Христовых в тартар сатанинский.
Это вершина отождествления людей на Западе с древним язычеством римским и
современным азиатским.
Тысячи книг ежегодно выпускают они в свет во
славу великих людей и в похвалу своей культуры, и тысячи газет ежедневно
находятся на службе ложной славы и похвалы человеческих дел под
напыщенным названием „культура". Потому предал их Бог срамным сластям
(ср.: Рим. 1, 26, 28), и они удовлетворяются не небесным, а земным и
только тем, что вызывает смех диавола и плач Ангелов Христовых.
Сласти
их в заботе о плоти, в грабеже чужого, в похищении у малых и слабых, в
умножении земных благ и расширении своего господства и власти, в
вероломном завоевании чужого отечества, в всесилии и танцах, в
отвержении всякой веры как суеверия, в отрицании Бога, в полностью
биологической (скотоподобной) жизни, в назывании обезьяны своим предком,
в растворении антропологии в зоологии».
Однако, несмотря на то, что святой более пессимистичен в оценке
духовного состояния Европы, нежели Стивен Булливант, взгляд на будущее у
него более оптимистичен. «Вы спросите, может ли это самое заблудшее в
истории поколение когда-либо повернуть к истине? – вопрошает он и
отвечает. – Может. И пусть бы отверженный им Христос скорее это
сотворил».
|
23 апреля 2018
Просмотров: 5 345