"ИНТЕРВЬЮ", "ИДОЛ", "В ПОЕЗДЕ", «УСПЕХИ» ДИПЛОМАТИИ... Из рассказов священника Виктора Кузнецова

«Перестали понимать русские люди, что такое Русь: 
она есть подножие Престола Господня».
(Св. прав. Иоанн Кронштадтский)



«Русский народ – более, чем народ. Это народ, собирающий вокруг себя народы».
(проф. историк. С. Соловьёв)

ИНТЕРВЬЮ

В одном городе прошёл молебен, освещение источника и часовни над ним. Корреспондент местного радио оперативно записывала высказывания важных лиц города, по поводу происшедшего события. В конце подошла и к одному мужчине, подходившему с двумя бидонами для воды. Спросила о его отношении к происходящему, а в конце задала вопрос:

– Вы в храм ходите?
– Нет, – признался мужчина чистосердечно, – Жена у меня ходит. А я вот как-то... – стеснительно усмехнулся, и смущённо продолжил. – Не доберусь никак.
– В Бога веруете?
Мужчина обиженно, резко заявил:
– А как же! В Бога верю. Больше уж ни в кого нынче верить не осталось.

ИДОЛ

Как-то, в былые годы, после записи спектакля, задержались мы с известным артистом Леонидом Куравлёвым. Между прочих бесед он рассказал и об интересном случае, бывшим с ним и великим русским писателем, кинорежиссёром Василием Шукшиным.

Это было в семидесятых годах прошлого теперь уже века.
После съёмок в Новосибирске Василий Макарович и Леонид Куравлёв дожидались задерживающийся рейс на Москву. Коротали время в зале ожидания.

– Смотрю, – рассказывает Леонид, – Макарыч насупился, разговаривать перестал, на что-то упорно уставился. Гляжу, напротив нас, посреди огромного зала ожидания, стоит большая, высокая колонна. Наверху её стоит маленькая статуя Ленина.
Василий Макарович неотрывно смотрел на того малюсенького вождя в бронзе и сказал сквозь зубы:
– И этот пигмей... перевернул всю Россию!..

Помолчав немного, Леонид добавил:
– После этого и я увидел, какой уродец там, на колонне, воздвигнут. Парит над всеми, царствует идол и после своей смерти.

«Властитель, опасаясь умных, впадёт в руки хитрых, которые в угодность ему притворятся даже глупцами; не пленяя в нём разума, пленят страсть и поведут его к своей цели».
(Н. Карамзин «История Государства Российского»)

«УСПЕХИ»  ДИПЛОМАТИИ

По телевидению показывали, как первое лицо нашего государства принимали в западной стране.
Комментатор, описывая его проводы обратно на Родину, с гордостью сообщил о том, что «переговоры прошли успешно». Показали, что провожавший нашего высокого представителя, западный высокий чин, в доме которого пребывал тот, и где интимно решались многие важные для нашего государства вопросы, хозяин выпроваживал главного представителя нашей страны в… спортивных штанах. Демонстративно, даже не потрудился отойти от входной двери, сойти вниз, проводить гостя.

Сидевшая за молодой парой, тоже видевшая этот сюжет бабушка недоумённо произнесла:
– До чего докатились они в презрении к нам. Зачем решать важные вопросы «наедине», таясь? Шушукаются о чём-то по углам. Так действуют только те, у которых есть что скрывать. Так, по закоулкам «договариваются» только злоумышленники, которым есть что утаивать.

Рослый внук дерзко, привычно для нынешних времён, возразил ей:
– Больно ты умная, баб! Много понимаешь.
Бабушка не растерялась, спокойно осталась на своём:
– У вас, дети мои, всё перевёрнуто и воспринимается неправильно, а поэтому многое идёт кувырком. Вы считаете такое – «нормальным». Мы же, в отличие от вас, имели нормальное образование и воспитание. Сохранили «крышу» свою на должном месте. Она у нас не съехала набекрень, как у вас, вслед за этими вот «воспитателями», – бабушка кивнула головой в сторону экрана телевизора. 

Искренно изумилась:
– Неужели вы не видите, не понимаете, что это унизительно для любого человека, а тем более облечённого такими полномочиями, представляющего нас, такую огромную страну, когда так вот его провожают, в спортивных штанах!.. Так ни одного мелкого африканского чиновника я не видела, чтобы провожали. Пусть этот наш высокий чин роняет себя лично как угодно, но не нашу великую страну. Это же позор! На весь мир!!.. Так можно дойти до того, что завтра наших представителей, после этих самых «саммитов», будут провожать, простите, в кальсонах. Ничего себе – «успехи» высокой дипломатии!.. Такая вот «дипломатия» – унизительна и позорна, не только для нашего высокого чина, которым мы его облекли, но и для нас, миллионов людей. Позор!

При этом ей ничего не смогли возразить самоуверенные юнцы. Молчание, как знак согласия, в несогласии с самым «высоким» чином нашей страны и обслуживающими его СМИ. Опасное молчание. Не дай Бог, чтобы оно накапливалось и далее.

Досада  предпринимателя
«Величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа».
(М. Ломоносов)

Начал своё путешествие Василий не перелётом или поездом в Полтаву или Киев, а поехал для начала на электричке. Надо приноровить себя к неторопкости. Сбросить с себя столичный, нервный зуд. Перед этим узнал, что из Курска идёт Крестный ход в Дивеево и он решил примкнуть к нему. Вышел после Тулы на промежуточной станции. Походил по платформе. Потом побродил по пристанционной площади среди множества народа, ларьков, машин…

Там стоял расстроенный чем-то мужчина. Василий спросил его, может, помочь ему чем-нибудь надо?
– Да чем тут поможешь! – раздражённо ответил мужчина. – Машины не могу дождаться. Третьего водителя за месяц меняю. Хорошего работника сейчас днём с огнём не сыщешь. – Все нервы на это уходят да на чиновников. На работу и времени не остаётся.

– У Вас большое хозяйство?
– Не особо. Только начинаем. Совхоз наш совсем «деляги» положили. Коров порезали, технику и помещения распродали, людей уволили. Ждут, когда можно будет землю под дачи распродать.
– Дождутся, – грустно, с уверенностью предположил Василий.

– Конечно, дождутся! Осталось совсем немного. Вся политика давно уже на это работает, – с горечью поддержал мужчина. – Как же! У них денег много, ожидается намного больше. Такая махина взяток даром приплывёт к ним. Все чиновники от низа до верха запляшут!
– Уже. Пляшут.
– Давно уже, – мужчина досадливо махнул рукой. – Это же не создавать десятилетиями, общими усилиями. То – тяжело, долго. А распродавать, профукать, в один момент. Откуда и коррупция. Те, верхушка, своровали у всех и продают налево и направо. Чиновники, прокуратура, милиция соучаствуют в грабеже. Разом подгоняют под воров все законы, указы, распоряжения…

– Печальное положение.
– Да уж куда дальше–то.
– Большой голод говорят, будет.
– А как ему не быть? Ничего не производится, ничего на селе почти не сеется, не убирается. Фермы разоряют и распродают. В магазине картошка, и та из Польши и даже из Израиля.

– Беда…
– В магазине одни банки из-за границы. Всем нравится. Чистенькие, в ярких упаковках. А никому невдомёк, что в любой момент их могут убрать с прилавков. Перестанут привозить. И что тогда? Своего уже нет ничего, не выращиваем. Будет – голод. Куда ж ему деться. Да ещё какой…

Помолчали немного. Потом Василий спросил:
– А как же вы обходитесь? Вы сказали, что у вас своё небольшое хозяйство есть?
– Ещё толком нет. Пытаемся с двумя нормальными мужиками наладить. Да плохо получается.
– Почему?
– Взятками душат отовсюду. Да и работать по-нормальному никто не хочет. Разучились.
– Сколько у вас людей работает?
– Сорок рабочих.
– Местные?
– Не-ет!.. Узбеки.
– Почему? Надо же прежде всего о своих согражданах, односельчанах позаботиться.
– Как?
– Давать в первую очередь им работу.

– Даю. Не хотят! Молодые, здоровые, толкутся с утра на остановке, клянчат у прохожих: «Дай червонец…» Я им говорю: «Дам. И не червонец, а сотню-другую и больше. Только пойдём к нам на объект. Дам лопату. Помахай ею час-другой…».Не хотят!
– Почему?
– Не знаю. Наверное, потому, что отбили уважение к труду. Научились у «учителей» из телевизора. Отвечают мне: «Ты что? Буду я ещё пахать на кого-то! Я – свободный человек. Не раб никому».

– Не может быть! Для себя же! Работы нет. Другие за 300-400 километров в Москву ездят работать, чтобы выжить.
– Да, ездят, мучаются. А дома, в родном селе, работать не хотят, презирают такую работу. Да и заработки, конечно, у нас не столичные.
– Так они их на дорогу да на обеды химические в Макдональдсах все порастранжирят.
– Ну и что? Зато форс какой! Поди, узнай чем они там занимаются? А в основном – охранниками, сторожами «работают». Девицы – продавщицами, или теми же подавалками в кавказских забегаловках. Зато ручки и ботинки чистые, не в земле родной «запачканы».
Василий был поражён той пропастью, которая открылась:
– Это же дорога – в никуда! До какой степени отбили в нашем народе разум, простейший дар рассуждения, стремление к жизни. Убили всякое желание выбраться из явной, видимой погибели. Вот и остаётся только, дурманя себя, уткнуть нос либо в банку с пивом, либо в телефон с игрушками.

– По телевизору, в интернетах, всяких журналах что показывают? Собчачек, киркоровых, шлюх, проходимцев, аферистов. Вот и изуродовали молодёжь.
– Но здесь-то на земле, душевно здоровые должны быть люди.
– Выровнялось всё. Тотальная агитация. Телеящик всё и всех скосил. Что в городах, что в сёлах. Всех достал, всех зазомбировал. Свои огороды многие уже не засаживают.

– Совхозные?
– Не-ет! Те давно заросли или распроданы. Личные уже заброшены! Старушкам и дедушкам сил нет их обрабатывать.
– Дети ко всем приезжают. В праздники, на выходные.
– Приезжают. Но совсем не для того, чтобы поработать на земле.
– А для чего же тогда?
– Поспать, позагорать, покупаться, шашлычки полопать, – «отдохнуть».
– Получается, что спасти не только душу, но даже тело никто уже не хочет.
– Похоже, так… – нехотя, грустно согласился фермер. – Но мы, старая гвардия, сдаваться не станем! Будем через «не могу» работать, преодолевать. Отступать больше некуда. Не мотаться же мне тоже за триста километров, чтобы сторожить там чьё то награбленное имущество. Глядишь, и перетащимся через пропасть, выживем. Что-нибудь хорошее, полезное организуем.
– Это хорошо, что вы не унываете.
– Нам не осталось ничего другого. «Надежда умирает последней».
– Правильно. Напрасным труд благой не бывает. Бог поможет.
– На Него только и надежда, – согласился мужчина.

На том и разошлись. Подошла электричка, и Василий побежал к ней.
Усевшись на свободное место, он, после разговора с фермером, погрузился в невесёлые мысли. 
«Как бы ни были велики наши исторические несчастья и крушения, мы призваны самостоятельно быть, а не ползать перед другими; творить, а не заимствовать; обращаться к Богу, а не подражать соседям; искать русского видения, русских содержаний и русской формы, а не ходить, собирая на мнимую бедность. Мы Западу не ученики и не учителя. Мы ученики Бога и учителя себе самим. Перед нами задача творить русскую самобытную культуру – из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе, раскрывая русскую предметность».

(И.Е. Забелин, историк и археолог, 1870 г.)



Великий  князь  Димитрий  Донской
Они кричат, они грозятся:
«Вот, к стенке мы славян прижмём!»
Ну, как бы им не оборваться,
В задорном натиске своём!..
(Ф. И. Тютчев)

В ПОЕЗДЕ

В купе поезда ехали двое – военный и священник. Добродушно беседовали. Вдруг, в ответ на одно из выражений соседа по купе, военный возмущённо спрашивает:
– Вы что – русский националист?

Священник несколько обезкуражен таким, принятым уже повсюду, грубым навешиванием ярлыка на него. Потом решил идти не путём оправданий, а защитой ошельмованных ныне, некогда святых понятий. Ответил открыто, спокойно:
– Да, я – русский националист. Русский национальный священник!

– Как это?!.. – в свою очередь, удивился военный неожиданной открытости собеседника. – Так вот и признаётесь?..
– Да, вот так и признаюсь, – не сробел, как это бывает обычно при такой ситуации, собеседник. Более того, сам пошёл в атаку на военного непонятных войск. – Русский национализм спас Европу от татарского ига?
– Да… – невольно согласился военный.

– Русский национализм спас мир от Наполеона?.. – ещё уверенней предъявил счёт священник.
– Уже известно всеми, что сионисткие банкиры создали, вооружили и направили Гитлера на Россию. Тот «фашизм», который они приписывают нам изобрели они. Духовная самомобилизация, в первую очередь русских людей, спасла мир от фашизма?
– Да… – ещё более осторожничая, но согласился военный.

– Почему, при всех интервенциях отребья всего мира, Россия побеждала?..
Офицер, не зная, но предполагая, чем закончит священник, не отвечает, трусливо помалкивает. Священник неумолимо тормошит его вопросом:
– За что наши солдаты, и весь народ воевали?
– …
– Эх, вы – «офицер». За Отечество своё! За землю, уклад, обычаи предков своих, созданных и пронизанных Православной Верой. Вот за что!! Не за коммунистическую утопию, утопившую в крови миллионы и загнавшую всех в тяжелейшее, колхозное и заводское рабство. Не за генсеков же…
– Ну, это да. Согласен, – промямлил военный.

– Русский национализм спас мир и тех же многих евреев от смерти? 
— Победа над фашизмом, уничтожавшим евреев, это факт — неоспоримый.
— Они же в «благодарность» русским за это, изобрели и стращают всех тем ярлыком, который вы на меня, как позорное клеймо кинули.

– Простите, я без всякого умысла... – поспешно стал извиняться военнослужащий.
– Так почему же всем так ненавистен этот самый «русский национализм»? Может, потому, что его, в сущности, теперь у нас почти и не осталось? Сто лет вытаптывали, вырывали с корнем кровавые псы и потомки Фили Дзержинского. А он,  не только для нас, но и для всех людей опять единственный путь ко спасению? Это только и может собрать всё разрозненное и размётанное, вновь – воедино. Без общего авторитета старшего брата в нашем доме, на радость злоумышленникам и воцарился хаос. Безудержно разгулявшиеся ныне насилие, воровство, продажность, кумовство и прочее зло по нашей стране?

– Наверное, не так всё просто… Есть много и других факторов… – стал осторожничать военный.
Священник продолжил свои утверждения:
– Всем, выходит, можно его иметь. Свой собственный, доморощенный национализм прибалтам, кавказцам, и выходцам из Средней Азии, только не нам, не русским. Я уж не говорю про американский, еврейский, английский, немецкий… западный национализм. Тех, которые только тем и живут, что поглотили, закабалили, колонизировали – Африку, Азию, Латинскую Америку... теперь уже и бывшее СССР, и нашу Россию. К нам же, в отличие от Запада, к России, к её «национализму» всегда, все народы сами добровольно прирастали. Искали союза с ней. Под её десницу прятались.

 Паразитировали, кормились за счёт «русских националистов». Те, кто как раз ныне имеют этот самый национализм в переизбытке, доходящем до нацизма, именно они подрывают везде, где можно, в каждом народе, всё национальное. Русское начало — не только в названии национальности одного народа. Больше! Это организующее, связующее начало всего и везде. Это — наднациональное единство. Государево начало.

Кроме того, само это название народа — «русский», оно, как уже замечено, единственное в своём роде. Все нации, гордо обозначаются именами существительными: француз, узбек, американец, немец, бразилец, вьетнамец и т.п. Только «русский» является именем прилагательным. То есть прилагающим и другие национальности, как и христианство («нет ни эллина, ни иудея»), где – все равны по-настоящему. «Приходящего не прогоню вон», – говорил Сам Искупитель. 

Это доброприимное начало, всех принимающее, сберегающее, дарящее себя всем, и создало две обширные территории пространства. Одно, для мира – Россию, другое, для вечности, духовное – Отечество Небесное. Вот такой, «страшный» для всех – русский жертвенный национализм, которым постоянно всех стращают. На эту тему, есть замечательные строки у великого русского поэта Фёдора Тютчева:

«Славянское самосознанье,
Как Божья кара, их страшит!»

Да и слова другого выразителя сокровенностей духовных можно привести. Извините за прописные истины, несколько слов нашего великого классика, — Николая Васильевича Гоголя: 

«Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все то, что ни есть в России. К этой любви нас ведёт теперь Сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри её и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней состраданья. А состраданье есть уже начало любви.

…Если вы действительно полюбите Россию, у вас пропадёт тогда сама собой та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже весьма умных людей, то есть будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России и будто они ей уже не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с ней возможно всё сделать. Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей. Последнее место, какое ни отыщется в ней, возьмёте, предпочитая одну крупицу деятельности на нём всей вашей нынешней, бездейственной и праздной жизни. Нет, вы ещё не любите Россию. А не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши своих братьев, не возгоретьс
я вам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись вам».      
 (Н.В. Гоголь. «Нужно любить Россию», 1844 г.)

Заметьте, это слова выходца с Украины, который, как никто другой смог отобразить всю красоту и особенность Малороссии, которую в течении многих веков накачивали враждой к родной России. Кровавые результаты этого разделения мы уже пожинаем. Внедряют же эту вражду, как раз те, кого спасли мы от уничтожения в Отечественную войну. Их ядовитый лозунг-правило: «Разделяй и властвуй!» сотворил все основные злодеяния в мире, во всех народах.

– Крепко вы… да-а… – озадачился военный.
– «Плохой» я? «А ещё священник!»... Так наверное про себя, меня осуждаете? Может, ещё и «красно-коричневый»? Я ведь в октябре 93 года в расстреливаемом Ельциным из танков «Белом Доме» был. Не добили тогда «демократы»-толерасты.
– Не хотел вас обидеть. Так… не подумав, привычный набор слов употребил…

Примирительно улыбнувшись, военный попросил.
– Простите меня, батюшка.
– Бог простит, и я, грешный, прощаю, – улыбнулся и священник. Осенил крестным знаменьем собеседника и себя. Немного помолчав, решил всё же «для закрепления» добавить, немного укорил:
– Вы же военный! Тем более – офицер, командир солдатам, защитникам нашим. Кто из нас больше за Отечество своё стоять должен?
– Виноват! – согласился офицер и покаянно склонил голову.

Осенив его крестным знамением, священник назидательно произнёс:
– Напоследок процитирую вам слова другого русского «националиста», философа Ивана Ильина: «Национализм есть ЛЮБОВЬ в историческому облику и творческому акту своего народа… Национализм есть ВОЛЯ к тому, чтобы мой народ творчески и свободно цвёл в Божьем саду. Национализм есть СОЗЕРЦАНИЕ своего народа перед лицом Божиим… Национализм есть СИСТЕМА ПОСТУПКОВ, вытекающих из этой любви, из этой веры, из этой воли и из этого созерцания».
А вот какое стихитворение написал нам в назидание поэт Игорь Северянин:

Предгневье

Москва вчера не понимала,
Но завтра, верь, поймет Москва:
Родиться русским – слишком мало,
Чтоб русские иметь права...
И, вспомнив душу предков, встанет,
От слова к делу перейдя,
И гнев в народных душах грянет,
Как гром живящего дождя.
И сломит гнёт, как гнёт ломала
Уже не раз повстанцев рать...
Родиться Русским – слишком мало:
Им надо быть, им надо стать!

И в заключение напомню слова Фёдора Михайловича Достоевского: «Хозяин земли русской есть один лишь русский человек. Так было и всегда будет».

—  Сильно, – согласился военный.
Спать легли в мире и согласии. И это – большое достижение, для двух разделённых ныне, по злой воле недругов, русских людей.

«Друзья мои: разве вы не знаете, что любовь не умирает.
А славянофильство есть просто любовь русского народа к России. И она безсмертна.
Назовите её «глупою» — она безсмертна.
Назовите её «пошлою» — она безсмертна.
Назовите её «гадкою», «скабрезною», «отрицающею просвещение» и ваш «прогресс» — и она всё-таки не умрёт.
Она будет потихоньку плакать и закроет лицо от ваших плевков — и будет жить.
Пока небо не откроется. Пока земля станет небом…»              
(В. В. Розанов).

СКАЖИТЕ, ГДЕ ВЫ БЫЛИ?..

Последнее стихотворение адмирала А. В. Колчака, 
написанное им в Иркутске, незадолго до расстрела.
Скажите, где вы были, 
Когда чужие кони поднимали пыль, 
Когда кривые сабли головы рубили 
И на крови сквозь кости рос ковыль?
Где были вы, когда на Поле Куликовом 
За Русь сражался инок - Пересвет, 
Где каждый третий пал в бою суровом... 
Где были вы, скажите, где ваш след?
Или на Бородинском поле, 
Где смерть за честь была для нас, славян, 
Где русский дух сломил чужую волю –
Вас в прошлом нет, не клевещите нам.
Чужое, неприкаянное племя, 
Так нагло лезущее к нам в учителя, 
Кичась прогнившей древностью своею, 
Свой путь монетой грязною стеля,
Что принесло ты русскому народу, 
Чтобы решать, как нам сегодня жить? 
Ты! Паразитствующее сроду, 
Теперь желаешь нам законом быть!
Мы для тебя — безродная скотина, 
Презренная, как мухи на стекле, 
Тебе России прошлое противно, 
Но вспомни, ты на чьей живешь земле?



Благословение  на  подвиг

«Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства».
(Гал. 5,1)

Страна чудес, о Русь моя святая!
Иноплеменников теснят тебя толпы
И силятся запять твои стопы...
Но ты идёшь, страна моя родная,
Вперёд с надеждою на Господа Христа,
Смиренно преклонясь под тяжестью креста.
(Прп. Варсонофий Оптинский)

«Слава Богу, что мы русские!»
(Н. В. Гоголь)

Заказы о пересылке книг священника Виктора Кузнецова по почте принимаются по телефонам: 8 800 200 84 85 (Звонок безплатный по России) — издат. «Зёрна», 8 (495) 374-50-72 — издат«Благовест»8 (964) 583-08-11 – маг. «Кириллица».Для монастырей и приходов, общин, паломнических групп... книги  —   безплатны.  Звонить по тел. 8 (495) 670-99-92. 
19 июля 2023 Просмотров: 2 501