СО СВЯТЫМИ УПОКОЙ... Памяти митрополита Иоанна Снычёва

2 ноября 2020 года исполнится 25 лет, как перестало биться сердце всероссийского пастыря Иоанна (Снычёва), бывшего в 1990-1995 г.г. митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, а до того - на протяжении 25 лет - епископом (архиепископом) Куйбышевским и Сызранским.

2 ноября 1995 года в приёмной А. Собчака в Санкт-Петербурге скончался один из выдающихся наших современников – митрополит Иоанн (Снычёв). В помещении было душно, мэр намерено задержался на час, сердце 68-летнего митрополита не выдержало духоты в помещении, переполненном людьми.

Митрополит Иоанн – выдающаяся личность и выдающийся архиерей нашего времени. Он смело говорил то, что считал нужным, не оглядываясь по сторонам. Современным иерархам нашей Церкви есть чему поучиться у владыки. 

Прежде чем стать митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским в 1990 г., он 21 год пробыл епископом, а затем архиепископом Куйбышевским (Самарским) и Сызранским. Я достаточно часто бываю в Самаре и Самарской области и знаю, как самарцы с благодарностью вспоминают Владыку Иоанна. Жил он очень скромно, к нему (правящему архиерею) легко было попасть на личный приём.

До сих пор в либеральных кругах митрополит Иоанн критикуется за традиционализм, т.н. антисемитизм, монархизм, национализм и анти-западничество. Однако слишком много мусора было нанесено (и наносится по сей день) на светлое имя Владыки.

В основе политических воззрений Иоанна лежала библейская идея, что власть исходит от Бога, а не от манипуляций. Поэтому критерием всякой истинной власти может быть лишь откровение. На этом основании наиболее оптимальной формой государственного устройства является монархия в её самодержавной форме, которая воспринимается как «богоучреждённая форма существования православного народа». 

Единственным противовесом власти монарха должна быть Церковь, которая обезпечивает баланс духовной и светской власти — симфонию властей и "теономию". При такой монархии царь — помазанник Божий, олицетворение богоизбранности и богоносности народа, молитвенный предстатель и ангел-хранитель. В своей самодержавной власти он не ограничен ничем, кроме выполнения обязанностей, служения народу Божьему. Конституция» такой монархии — Евангелие. 

Однако, по мнению митрополита Иоанна, столь совершенную форму общественно-государственного устройства надо вымолить, заслужить перед Богом. Все другие формы земного правления посылаются за грехи, и следует терпеливо и мужественно нести этот крест, искупая покаянием и смирением отступление народа от пути спасения.

Двумя важнейшими качествами русского народа, устоями его политического и общественного бытия, митрополит Иоанн считал соборность и державность. Причём, по его мнению, именно Церковь всегда была источником как соборности, так и «державного духа».

Демократию считал мифом: «лозунг народовластия — всего лишь лукавая приманка для доверчивых, ширма, за которой обделывают свои мрачные делишки политиканы, без чести и совести грабящие народ». Хотя саму идею народного представительства владыка Иоанн не отрицал, однако полагал, что она должна быть ограничена церковными и нравственными рамками.

Очевидно, что ни советская, ни постсоветская действительность ни в малейшей степени не соответствовали этому идеалу. Характеризуя положение России начала 1990-х, митрополит Иоанн писал (в книге «Самодержавие духа»):

«Единое государство разрушено. Русский народ расчленён на части границами новоявленных „независимых государств“. Россия отброшена в своем территориальном развитии на триста пятьдесят лет назад. Общество оказалось совершенно беззащитным перед шквалом безнравственности и цинизма, обрушившимся на людей со страниц „свободной“ прессы и экранов телевизоров. Церковь подвергается бешеным атакам еретиков и сектантов, понаехавших в Россию со всего света, чтобы „просветить“ русских варваров. Ростки здорового национально-религиозного самосознания погребены под грудой нечистот „масскультуры“ и фальшивых ценностей „общества потребления“. Страной по-прежнему правят богоборцы, космополиты и русоненавистники.»

Иудаизм им трактовался как антихристианство и как орудие в борьбе со святой Русью. Эпизодами этой борьбы были Хазарский каганат, ересь жидовствующих, либерализм, большевизм. С еврейством митрополит Иоанн объединял и масонство.

Масонство, в представлении митрополита Иоанна, является «одним из самых вредных и поистине сатанинских лжеучений в истории человечества»«тайной интернациональной мировой революционной организацией борьбы с Богом, с Церковью, с национальной государственностью и особенно с государственностью христианскою. Под знаком масонской звезды работают все темные силы, разрушающие национальные христианские государства»

«Масонская рука» очевидна как в принципах и методах большевиков, так и в эпоху перестройки: «15-летнее наблюдение над разрушением нашей Родины воочию показало всему миру, как поработители русского народа верны программе масонских лож по борьбе с Богом, с Церковью, с христианской нравственностью, с семьей, с христианским государством, с христианской культурой и со всем тем, что создало и возвеличило нашу Родину» (из книги «Тайна беззакония»).

Публичные выступления митрополита неоднократно приводили к скандалам. Власть новой России постоянно находилась под критическим прицелом владыки Иоанна, не приемлющего прозападную политику ельцинской администрации. Во времена владыки Иоанна (Снычёва), Санкт-Петербургская епархия приобрела славу одной из самых быстро развивающихся, преумножающихся новыми приходами, стоящая на крепких консервативных основах в России.

К. Луговой-Давыдов
2 ноября 2020 Просмотров: 2 146