КРЕСТНЫЙ ПУТЬ... МУЧЕНИКИ НОЯБРЯ. Часть 6. Убийства священников и мирян в России. Священник Виктор Кузнецов


Священник  Виктор   Кузнецов


«Мученики нашего времени»


МУЧЕНИКИ   НОЯБРЯ


Часть 6-я.


КРЕСТНЫЙ   ПУТЬ


«... я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе Владыко Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число». 

Откр. 6, 9-11


«Нет больше той любви, как если кто 

положит душу свою за други своя».

( Ин. 15. 13. ) 


+       +       +

Иеромонах Исайя (Яковлев)
42-летний насельник Свято-Успенско-Казанского монастыря села Кузнецово Ивановской области, иеромонах Исайя (Яковлев), был убит 2 ноября 2003 года возле села Раифа (Татарстан). 

Отец Исайя ехал в Раифский монастырь, чтобы договориться о паломничестве. Монастырь находится в нескольких десятках километров от Казани. В 1930 году здесь пострадали (были расстреляны) от чекистов монахи и миряне за то, что отмечали день преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных.

Приехал в монастырь отец Исайя накануне, но не успел решить все вопросы за день, остался до утра следующего дня.  Чтобы не будить братию, кроме того, в машине были иконы и другие ценности, иеромонах решил переночевать в салоне своего автомобиля на стоянке. 

В это время, поздно вечером, ранее судимый 19-летний местный житель, находясь в нетрезвом состоянии, пришёл на стоянку и потребовал от священника отвезти его в ближайший город Зеленодольск «развлечься». 

Отец Исайя, сославшись на усталость, не согласился везти позднего гуляку. Тогда проситель убил его ударом ножа в сердце. 
Истекавший кровью монах скончался до приезда медиков. 
В феврале 2004 года Зеленодольский суд приговорил преступника к 12 годам колонии строгого режима.

Убийство в Раифе

...В Успенско-Казанский мужской монастырь, что в селе Кузнецово Ивановской области, Игорь Яковлев ушёл 10 лет назад. Сначала был послушником, потом — иеромонахом. Пользовался большим авторитетом как человек исключительно мягкий, доброжелательный и выдержанный. 

2 ноября 2003 года, иеромонах Исайя приехал в Раифский монастырь для того, чтобы накануне праздника договориться о предстоящем визите паломников. Все вопросы за один день решить не успел, поэтому вынужден был остаться ночевать. Можно было остановиться в монастырской гостинице, но, по всей видимости, иеромонах не решился бросить машину на неохраняемой ночью автостоянке. Не хотел оставить без присмотра в салоне авто иконы, картины, фотографии и другие церковные ценности, решил переночевать в машине. 
Роковой для монаха стала встреча с местным любителем горячительных напитков Д. Новиковым. 

По словам самого подсудимого, ещё в шесть часов вечера они с приятелем надумали развлечься в Зеленодольске. До самого вечера гуляки искали транспорт, чтобы добраться до города. Ни один из водителей, припарковавших свои авто на стоянке возле монастыря, не соглашался подвезти двух подвыпивших субъектов. Последнюю попытку приятели сделали уже поздно вечером. К этому времени на автостоянке остался только микроавтобус иеромонаха Исайи. Понятно, что священнослужитель, уставший с дороги и тяжёлого дня, с ценным грузом в салоне, ехать не согласился. Новиков настаивал... 

По словам людей, хорошо знавших иеромонаха, он отличался завидным спокойствием, грубости от него не слышал никто. Новиков же в ходе следствия и суда доказывал, что решил убить монаха только в ответ на оскорбление. На отказ монаха, подвыпивший выхватил нож из рукава куртки и вонзил его в грудь прибывшего. Тот смог завести микроавтобус и проехать круг по автостоянке, но потерял сознание.
Шум на площадке насторожил сотрудников охраны Раифского монастыря. Они выбежали посмотреть, что случилось, и обнаружили неподалеку, что за рулём автомобиля истекает кровью монах. Сотрудники монастыря сразу же вызвали милицию, "скорую" и попытались оказать первую помощь. Их усилия оказались тщетными, пострадавший скончался до приезда медиков. 

—  В то время, когда Новиков отсиживался в лесу, следственно-оперативная группа работала на месте преступления: опрашивала свидетелей, отрабатывала версии, — рассказывает следователь расследовавший убийство. — Личность подозреваемого была установлена и начались его поиски. В 11 часов следующего дня задержали убийцу в его доме. Вскоре он во всём сознался, показал болото, куда выбросил нож, рассказал об обстоятельствах преступления...

В 2002 году Новиков уже проходил по делу о групповом хулиганстве, но получил четыре года условно. Казалось бы, благодари судьбу за шанс исправиться... В этот раз суд отменил предыдущий приговор и вынес Новикову наказание, по которому он проведёт за решёткой 12 лет. Приговор вступил в законную силу.  

Убит за то, что не согласился подвезти

 «Коммерсантъ»

По мнению следствия, монаха убили двое жителей села Раифа Заленодольского района Татарии за то, что тот отказался отвезти их в город.

42-летний иеромонах Исайя (Яковлев), по делам своего монастыря часто ездил по стране, а в Раифский монастырь прибыл, чтобы договориться о паломничестве. 

Раифский Богородицкий мужской монастырь, расположенный в 30 километрах от Казани, основанный в 1613 году, получил страшную известность в 1930 году, когда чекисты схватили монахов и верующих. Судебная "тройка" ГПУ ТАССР приговорила пять иеромонахов, одного послушника и двух мирян к расстрелу. Новые мученики Раифские были причислены к лику святых. Ныне монастырь стал местом массового паломничества. Монастырь принимает паломников круглый год без ограничений. 

Отец Исайя приехал в монастырь накануне, остался до следующего утра. Чтобы не будить братию, монах решил переночевать в салоне автомобиля на стоянке перед монастырем. Однако поспать ему не дали. Двое пьяных жителей посёлка Раифа потребовали отвезти их в Зеленодольск. Отец Исайя не согласился. После чего, один из подошедших ударил монаха ножом в сердце. После этого оба скрылись.
Убийц священнослужителя задержали уже на следующий день. 
11.11.2003 г.

«Бог дал нам духа не боязни, но силы и любви, и самообладания».

(2 Тим. 1, 7).


+      +      +

Священномученик Филумен Святогробец

«Как невозможно погаснуть солнцу, так и памяти мучеников».

Святитель Иоанн Златоуст.
 



Священномученик Филумен Святогробец.
 
Филумен родился в 1913 году на Кипре. Его родители происходили из селения Орунда в районе Морфу, неподалеку от Никосии. Их звали Георгий и Магдалина Хасаписы, они были благочестивы и имели тринадцать детей.

С самого раннего возраста он выказывал благочестие. Когда ему исполнилось 12 лет, он тайно бежал из родительского дома со своим братом-близнецом, чтобы поступить послушником в монастырь Ставровуни. Там они оставались на протяжении пяти лет, а потом отправились в Палестину, желая посвятить себя служению Церкви.

В 1934 году переехал в Иерусалим, начал обучение в гимназии Иерусалимской православной церкви. В 1937 году принял монашеский постриг с именем Филумен. По окончании обучения в Патриаршей гимназии стал членом Святогробского братства хранителей святых мест. 5 сентября того же года был рукоположён во иеродиакона. Окончив обучение в 1939 году, Филумен исполнял различные послушания в Иерусалимской патриархии. 1 ноября 1944 года Филумен был рукоположён во иеромонаха. 

Будучи рукоположен в священный сан, святой Филумен усердно исполнял различные послушания, которые ему поручали: в монастыре святого Саввы, в Вифлееме, затем в обителях святых апостолов на Тивериадском озере и архангела Михаила в Яффе. Был настоятелем различных храмов и монастырей в Иерусалиме, Яффе, Рамалле.

Призванный в Иерусалим, он служил в монастыре Архангелов. Он был игуменом монастыря святой Феодосии и настоятелем патриаршей церкви святых Константина и Елены.

В 1977 году святой Филумен был наречен игуменом обители при Кладезе Иакова в Самарии, возле которого Христос встретился с самарянкой (см.: Ин. 4: 6). И здесь святой проявил отличавшую его пастырскую ревность и сразу же занялся сбором средств и получением необходимых разрешений на постройку церкви святой Фотинии над колодцем, которая оставалась неоконченной со времен Первой мировой войны.


Иисус Христос и самарянка (Фотиния) при колодце св. Иакова.

Игумен Филумен отличался мягким и приветливым характером, его связывали мирные отношения как с христианами, так и с мусульманами и иудеями. 

Вскоре группа иудейских фанатиков потребовала от него убрать кресты и иконы от колодца Иакова, заявив, что христианская символика мешает им молиться в этом священном для них месте. Архимандрит Филумен отказался, напомнив, что Колодец Иакова был и остаётся православной святыней многие сотни лет. В ответ была высказана угроза, что если архимандрит не уйдёт с этого места, то он должен готовиться к худшему. Выкрикивая непристойности и угрозы в адрес христиан, иудеи ушли.

Монах, убитый иудеями 

16 ноября 1979 года, когда отец Филумен один совершал вечерню в часовне, два иудея набросились на святого, нанесли топором в лицо две крестообразные раны, выкололи глаза и отрубили по частям пальцы правой руки. Не удовольствовавшись убийством кроткого священника, они осквернили храм: разрубили распятие, разбросали и осквернили священные сосуды и совершили другие кощунства. Наконец, взорвав в часовне гранату, они бежали. 

Наутро сторож-араб обнаружил тело Филумена в крови, следы которой по сей день видны на стенах храма во свидетельство веры во Христа. Ведь именно в этих местах Господь возвестил, что тем, кто последует за Ним, Он даст воду, которая сделается источником воды, текущей в жизнь вечную (см.: Ин. 4: 14).

Убийца был задержан спустя три года монахом монастыря у Колодца Иакова при попытке снова проникнуть в монастырь. После того, как был передан израильской полиции, Ашер Раби сознался в убийстве архимандрита Филумена, а также нескольких других убийствах и покушениях на убийство на почве религиозной ненависти. 

+       +        +
Фёдор Михайлович Достоевский пророчески писал в «Дневнике писателя»:

«...Близится их царство, полное их царство. Наступает вполне торжество идей, перед которыми никнут чувства человеколюбия, жажда правды, чувства христианские, национальные и даже народной гордости европейских народов. Наступает, напротив, материализм, слепая, плотоядная жажда лишнего накопления денег всеми средствами — вот всё, что признано за высшую цель, за разумное, за свободу. Вместо христианской идеи спасения посредством теснейшего нрав­ственного и братского единения людей... Мы говорим о жидовстве и идее жидов­ской, охватывающей весь мир вместо «неудавшегося» христианства...».

Тело святого Филумена, оставшееся нетленным и сотворившее уже немало чудес, Тело архимандрита Филумена было погребено на кладбище Святогробского братства на горе Сион. Покоится в часовне при церкви святой Фотинии.
 
Храм, над которым столько потрудился священномученик Филумен, был освящён в 2009 году.

Канонизация

30 ноября 1983 года патриарх Иерусалимский Диодор совершил обретение мощей Филумена. Их обнаружили практически полностью нетленными, обмыли, покрыли новым покровом и поместили в Троицком храме греческой семинарии на Сионе, в специально устроенной раке. 29 августа 2008 года перед освящением храма Фотинии Самарянки монастыря над Колодцем Иакова мощи из Иерусалима перенесли в Наблус.

11 сентября 2009 года Филумен Святогробец был канонизирован как священномученик иерусалимским патриархом Иерусалимским Феофилом III. 29 ноября 2009 года в храме святой Фотинии Самарянки состоялась торжественная церемония с крестным ходом в честь прославления.

5 марта 2010 года Священный синод Русской православной церкви постановил «включить имя священномученика Филумена (Хасаписа) в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением празднования его памяти 16/29 ноября, как это установлено в Иерусалимской Церкви».
https://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/57769.htm



Священномученик Филумен
Память 16 / 29 ноября.

Протоиерей Игорь Рябко.
«Для нас, христиан, не имеет значения, что случится, важно, чтобы мы были готовы к пришествию Господа» (из письма священномученика Филумена).

Жизненный подвиг священномученика Филумена являет собой зримое воплощение мученичества последнего времени. Его жизнь, смерть и посмертные чудеса могут вдохновить на несение своего жизненного креста тех, кто ослабевает в вере, и ещё раз напомнить нам о великой любви Бога к человеку.

Детство

Святой Филумен родился 15 октября 1913 года на острове Крит в благочестивой многодетной христианской семье. Его родители Георгий и Магдалина были великими постниками, молитвенниками и бессребрениками. Удивительная судьба этих простых, искренних христиан. Они так любили друг друга, что не представляли жизнь один без другого. Вместе жить и вместе умереть, чтобы не расставаться никогда – таково было желание их любящих сердец.

15 июля 1964 года Магдалина сказала детям: «Сегодня я умру. Не хочу, чтобы вы оплакивали меня. Похороните меня и пойдите в ближайшее кафе попить кофе, только без плача». Её погребение совершилось в три часа дня. Мужу Магдалины, Георгию, который в это время находился в другом городе, дети не сообщили о смерти супруги, понимая, что он не сможет это пережить. Но в этот же день, в четыре часа дня Георгий, ничего на зная о смерти своей жены, сам отошёл к Богу со словами на устах: «Где ты, моя Магдалина?».

Блаженная кончина блаженных людей

Своих тринадцать детей Георгий и Магдалина воспитывали в глубокой вере. Все они с самых малых лет были приучены к храму, богослужению, к постам и молитвам. Но двое детей этой благочестивой пары оказались особенно близки к Богу. Это были близнецы Софокл (будущий святой Филумен) и Александр (архимандрит Елпидий). Александр был волевым и целеустремлённым, Софокл – смиренным, тихим и спокойным.

Уже в семилетнем возрасте они не удовлетворялись обычным правилом и ночью вставали для того, чтобы ещё в течении двух часов простоять на молитве. В четырнадцать лет, втайне от родителей, со слезами вымолив благословение у духовника, братья отправились в уединенный горный монастырь. С помощью полиции родителям удалось разыскать беглецов. Но их безпокоило даже не то, что они убежали в монастырь, а то, насколько их сыновья уверенны в том, что хотят отречься от мира. Внимательно выслушав своих детей и помолившись, Георгий и Магдалина благословили их идти монашеской дорогой.

Монастырь, в котором остались братья–близнецы, был очень бедный, питались Софокл и Александр весьма скудно. Это не могло не сказаться на здоровье молодых, растущих организмах. Через пять лет они заболели туберкулезом. Ушло два года на то, чтобы как-то восстановить здоровье. В 1934 году братья становятся учениками православной гимназии при Иерусалимском патриархате.

Учеба и служение

Близнецы отличались незаурядной ревностью в учебе. Не меньшей была их ревность и в богослужении. Ученики жили бедно и голодно. В школе не было отопления, а у братьев теплой одежды. Софокл запомнился товарищам своим мирным детским незлобием, светлой улыбкой и добротой. Никто ни разу не видел его сердитым или угрюмым. Софокл никогда не обижался, всё принимал с покорностью, всегда всех прощал. Самой отличительной его чертой было смирение.

Александр был деятельным и активным, а Софокл предпочитал всегда находиться в тени. В 1937 году братья приняли монашеский постриг с именами Филумен и Елпидий, и в том же году были рукоположены. Отец Елпидий прожил удивительную жизнь, увенчавшуюся несомненной святостью. Но его судьба – это тема отдельной публикации.

Смирение и послушание

После окончания учебы отец Филумен занимал многие должности и проходил послушания в разных монастырях и храмах Иерусалимского Святогробского братства, членом которого он стал. Везде он проявлял добросовестность и духовную чуткость. Особенно его отличала любовь к детям, с которыми отец Филумен любил проводить время в духовном общении. Но не исключительная доброта, любовь, смирение и незлобие привлекало людей к отцу Филумену. От него шёл особенный мир и покой. Это отмечали все, кто с ним общался. Сам его вид, одежда, то, как он любил говорить, как соблюдал молчание, да и вся его жизнь были исполнением обетования Божия о том, что Господь «смиренным даёт благодать».

Ни разу ни с кем отец Филумен не вступал в спор, никого не осуждал. Всегда сохранял свою незабываемую добрую улыбку. Рядом с ним, казалось, исчезали все скорби и проблемы. Глубокое целомудрие и чистота ума светились в его глазах. Отец Филумен никогда не говорил на мирские темы. Всегда его разговор имел только духовный характер. Несомненно, отец Филумен нёс какие-то свои, ведомые только ему и Богу, подвиги, которые он тщательно скрывал от окружающих. Строгий аскет, во всём и везде следующий воле Божией – таким запомнили отца Филумена его духовные чада.

Его ревность и любовь к святыне также не знала преград. Однажды иудеи нагрянули в Тивериаду с намерением бульдозером разрушить монастырь святых Апостолов. Но отец Филумен лёг перед бульдозером и преградил ему путь своим телом.

Мученическая кончина

Последним местом подвига отца Филумена стал город Наблус в Самарии. Сюда он был послан Иерусалимской Патриархией нести служение у местной святыни при Колодце Иакова. Местность находилась под управлением приверженцев иудаизма, и они искали способ завладеть Колодцем. Они утверждали: колодец Иакова — место паломничества и поклонения иудеев, это — их собственность, а вовсе не христиан. Много раз святой Филумен объяснял им, что христианское присутствие в этой стране насчитывает уже две тысячи лет, что их притязания не имеют оснований, но всё это нисколько не изменило их взглядов и притязаний. Его постоянно запугивали, но он своими ответами приводил их в замешательство и заставлял умолкнуть.


Архимандрит Филумен у святого Колодца Иаковля.


Отцу Филумену неоднократно угрожали, но он смиренно, как ни в чём не бывало, нёс своё послушание. Несмотря на угрозы, которые слышал святой, он принял решение остаться на месте.

«Он был, — передает о. Евдоким, — человек жертвы и долга. Имел вместе и глубокую веру к Богу, надежду, что, если его и убьют, свидетельство его мучения примет Бог, почему сотворил послушание и ушёл к колодцу Иакова».

 «Что делать. Пусть меня убьют! Чем же ещё спастись?» — сказал он однажды одному из своих духовных братьев. Имея глубочайшую веру, отец Филумен жил надеждой на то, что если его убьют, то Господь примет это как мученичество ради послушания, которое он исполнил, служа у Колодца Иакова.

29 ноября 1979 года тело отца Филумена нашли бездыханным. Вокруг всё было залито кровью. Лицо мученика было неузнаваемым по причине множественных следов от побоев и взрыва. Как оказалось позже, иудейские фанатики напали на отца Филумена и после долгих издевательств ударили топором по голове, одновременно отрубив несколько пальцев правой руки. Затем, чтобы скрыть следы преступления, бросили ручную бомбу.

Печально было зрелище, открывшееся прибывшим: иконы в ярости разбиты, от Распятия отрублена левая рука, святая риза исчезла… Граната, которую «неизвестные» бросили в храм, сотворила такую разруху, что казалось: всё здесь заброшено многие годы.
Убийца архимандрита Филумена был признан «психически невменяемым».

В то время, когда отец Филумен мученически страдал, его брат-близнец, отец Елпидий, пребывал в своей келье на Афоне. Бог открыл его внутреннему взору всё, что происходит сейчас с его братом. Он видел отца Филумена и слышал обращённый к нему голос: «Брат мой, меня убивают. Брат, меня убивают. Не негодуй… Во славу Божию!»

Когда к месту мученичества приехали монахини, чтобы убрать храм, то увидели, что всё измазано кровью. Они согрели воду и стали делать уборку, но как ни старалась, кровь не отмывалась. Было чувство, что она проступает сквозь пол. Монахини плакали и продолжали мыть…


Фреска в монастыре св. Фотинии.


Посмертные чудеса

После кончины отца Филумена его тело доставили в Тель-Авив и только на шестой день разрешили забрать из морга. Оно было всё уязвлено ранами. Хотя шёл шестой день с момента его кончины, тело не источало ни малейшего запаха тления и было очень мягким. Братья не могли выдержать вида ран отца Филумена, у которого была отсечена топором часть черепа, и облачать его взялся только один монах по имени Софроний: «Когда я начал его одевать, — потому что другие не могли даже смотреть на него из-за ран, — говорю отцу Филумену, словно живому: «Отче, помоги мне тебя облачить, потому что, как видишь, я один».

И тут совершилось чудо. Когда отец Софроний начал одевать рубашку на тело отца Филумена, то он сам протянул ему руку. Таким же образом он помог и с ногами. Отец Софроний сгибал их, а когда заканчивал одевать, то мученик сам их выпрямлял.

«Войдя в часовню, — вспоминает сестра Митродора, — мы повсюду увидели кровь: на полу, стасидиях, железных перилах лестницы, стенах… Отец Филумен не умер сразу после ударов, но его протащили к выходу… Итак, мы начали уборку. Согрели воды и взялись, но вся эта кровь не уходила. Будто сочилась из пола… А мы оттирали её и плакали».

На месте служения у колодца Иакова отца Филумена сменил отец Иустин. Он также стал претерпевать множество угроз. Однажды во сне он увидел мученика Филумена, который будил его ко службе. «Я проснулся, – рассказывает отец Иустин, – посмотрел на часы и понял, что ещё рано. И тут я почувствовал, как рука отца Филумена опирается на моё плечо. Теперь уже не во сне, а наяву я услышал голос отца Филумена, который сказал мне, чтобы я шёл в храм, но не через левый, а через правый вход. Я перекрестился и стал читать «Достойно есть». Тогда отец Филумен снова взял меня за плечо и сказал: «Не смущайся, я Филумен, и говорю тебе, проходи не левой, а правой дверью». Спускаясь в храм, я услышал тиканье часового механизма, а потом обнаружил и саму бомбу, которая была заложена с левой стороны от жертвенника. Я вызвал полицию и бомбу удалось обезвредить».

При благодатном содействии мученика Филумена отцу Иустину удалось сделать невероятное — завершить строительство храма святой мученицы Фотинии над Колодцем Иакова, которое началось ещё в начале двадцатого века. Чудеса, которые сопровождали это строительство, были безчисленные. Мы расскажем лишь об одном из них, которое совершилось уже по завершении самих работ.

В 2005 году на храм было совершено нападение двух израильских танков. То, что возводилось с таким большим трудом, могло быть во мгновение ока разрушено. Первый выстрел танка пришёлся по колокольне. Отец Иустин стал в отчаянии молиться: «Отче Филумене! Если ты святой, то яви это теперь!» И святой сразу же пришёл на помощь. Отец Иустин своими глазами увидел отца Филумена, в его обычном сером подряснике, на колокольне храма. Он трижды взмахивал руками, будто что-то отбрасывая. Потом стало ясно. Это были три снаряда, вылетевшие из танков, но не долетевшие до цели. Они упали, так и не взорвавшись, и покатились по мостовой, как пустые бутылки. После этого танки развернулись и скрылись.

Документально зафиксировано множество чудес, которые совершались по молитвам к священномученику Филумену, но описать даже малую их часть нет возможности.

Перенесение мощей

До августа 2008 г. мощи отца Филумена пребывали при патриаршей школе на Сионе. От них уже там совершалось множество чудес и исцелений. Было принято решение перенести мощи к месту мученической кончины праведника, к храму Колодца Иакова. И здесь не обошлось без чуда.

Дело в том, что мощи отца Филумена очень сильно благоухали, и это могло привлечь внимание израильских солдат на границе. Их реакция могла быть непредсказуемой. Но, как только автомобиль с мощами мученика подъехал к пограничному пропускному пункту, благоухание мощей мгновенно прекратилось. Израильский солдат строго спросил монахов: «Кого везете?». Если бы солдаты открыли гробницу и увидели останки, то у монахов были бы серьезные проблемы с пересечением границы. Помолчав мгновение в молитве, игумен сказал: «Это наш отец». И в тот момент вся братия ощутила: отец Филумен реально был их отцом. Израильский солдат, удовлетворённый ответом, разрешил проезжать без дальнейшего осмотра.

После многих лет пребывания в стенах Сионской школы мощи отца Филумена возвратились туда, где и по сей день виднеются следы его крови. Через тридцать лет после мученического подвига в 29 ноября 2009 года Священный Синод Иерусалимской Церкви увековечил память святого в лике святых мучеников.

Послесловие

В 2009 году, незадолго до канонизации отца Филумена, настоятель монастыря отец Иустин спустился вниз, в храм при Колодце, чтобы навести порядок. В алтаре его внимание привлекло то, что в застекленном шкафу виднелся плат для причастия, который накрывал какой-то небольшой предмет. Отец Иустин удивился, потому что кроме него никто в алтарь не входил, и шкаф был заперт на ключ, который также находился только у отца Иустина. Настоятель открыл шкаф и увидел миниатюрную серебряную чашу в виде потира. На ней был выгравирован текст: «Чаша мученической крови священномученика Филумена Кипрского, излиянная за дом Господень 16 ноября 1979 года. Чашу, которую я пью, будете пить».

Игумен Иустин точно знал, что ни он и никто другой эту чашу туда не ставил. В самой чаше были обнаружены частички запекшейся крови святого, пролитой в час его мученической кончины. Чудесный факт появления этой чаши с частицами крови в запертом шкафу и происхождение надписи на ней, никто объяснить так и не смог.
Святый мучениче Филумене, моли Бога о нас.



Прмч. Филумен Иерусалимский.

Тропарь, глас 3.
Де́монов победи́телю,/ те́мныя си́лы разори́телю,/ смире́нием унасле́довавый зе́млю,/ на Небесе́х ца́рствуеши;/ священному́чениче Филуме́не,/ моли́ Милосе́рдаго Бо́га на́шего // спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак, глас 8
Священному́чеников новосия́нную звезду́,/ у студенца́ возше́дшую Самаряны́ни/ и облиста́вшую Це́рковь Христо́ву/ целому́дрием и страда́нием,/ ны́не воспои́м, я́ко а́гнца, за ве́ру Православную.

«Сии на колесницах, и сии на конех,  мы же имя Господа Бога нашего призовем».
( Пс. 19. 8. )

«Аще бо и пойду посреде сени смертные, не убоюся зла, яко Ты со мною еси».
( Пс. 22, 4. )

Иудеи  рисовали   свастики

Двое мужчин и один мальчик были арестованы после того, как на стенах двух иудейских учреждений в Пайксвилле появились антисемитские граффити, сообщает Baltimorsun.com со ссылкой на полицию округа Балтимор.
Один из мужчин оказался членом той иудейской организации, на стене которой была нарисована свастика и написано слово «наци».
Инцидент не будет рассматриваться как разжигание межнациональной розни (hate crime), но тем не менее полиция отказалась обсуждать мотивы действий вандалов и провокаторов. 

«Враг Бога искусно направлял и направляет заблудшие человеческие общества на служение ему, вместо служения истинному Богу».
( св. прав. Иоанн Кронштадтский ). 

Иисусу  Христу   инкриминируют  статью 282  УК  РФ

Армавирской прокуратурой заведено уго­ловное дело против юриста-правозащитника Андрея Александровича Мозжегорова. Ему инкриминируется распространение в 2007 году брошюры афонского монаха Афанасия «Отдайте нам Родину!».
По мнению сотрудников Краснодарской лаборатории судебных экспертиз и кримина­листического отдела ГУВД Краснодарского края, слова Христа в Евангелии от Иоанна: «Ваш отец Диавол и вы похоти отца вашего творите». (Ин. 8:44), обращенные к иудеям, являются «экстремистскими».

Местную прокуратуру, желающую во что бы то ни стало упечь правозащитника за решётку, не остановило даже то, что ин­ститут криминалистики ФСБ не признал бро­шюру монаха Афанасия экстремистской.

Попытку привлечь к уголовной ответствен­ности А. Мозжегорова «за экстремизм» следует рассматривать как откровенную и по-хамски неприкрытую провокацию про­тив православно-христианского учения. Видимо, пришло время сажать в тюрьму «за экстремизм» тех, кто исповедует святоотеческое учение... Тогда на одной скамье подсудимых рядом с Мозжегоровым могут оказаться свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Александрийский, блаж. Феофилакт архиепископ Болгарский, прп. Еф­рем Сирин, свт. Геннадий Новгородский и многие десятки других православных свя­тых...

Если дать волю этим утратившим свои на­циональные корни «стражам правопоряд­ка», то они скоро и Господа Бога обвинят в экстремизме и антисемитизме. И запылает на кострах Новый Завет, и снова потянутся на даль­ние зоны колонны приходских священников, не продавших свою православную веру эку­менистам и «толерастам» за иномарку, или дачу в Альпах.
А. Герасимов, Русский общинный центр
Вып. № 26

«Славянское самосознанье, 
как Божья кара, их страшит».
(Ф.И. Тютчев).

+       +        +
Священник Василий Смоляк.

19 ноября 2007 года в городе Бельцы (север Молдавии) средь бела дня был убит пожилой священник Василий Смоляк.

По словам представителей полиции, 85-летний священнослужитель  был обнаружен с перерезанным горлом в собственном доме в Бельцах. Тело священника обнаружила его дочь около 14.30. При этом отмечается, что из дома ничего не пропало.
По словам очевидцев, убийца, увидев приближающуюся дочь священника, скрылся. Кинолог с собакой пошёл по следу, который оборвался у реки Рэут. 

Священник Василий Смоляк служил Церкви на протяжении 55 лет. Последние десять лет он находился на заслуженном отдыхе.
По факту убийства полиция возбудила уголовное дело. 

Вскоре полицейские задержали убийцу на одном из железнодорожных вокзалов района Унгень. Им оказался уроженец села Фынтыница района Дрокия 29-летний Р. Никорич, который до этого отсидел шесть лет за хищение. Он освободился из мест заключения год тому назад.
В марте 2008 года убийца был приговорён судом первой инстанции к 22 годам заключения за убийство с особой жестокостью. 

«…И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить». 
(Мф. 10: 28)

«… Если Меня гнали, будут гнать и вас. Будете ненавидимы всеми, имени Моего ради. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира сего, мир этот любил бы вас. Но так, как вы не от мира сего, но Я избрал вас, потому ненавидит вас мир.  …Что для человеков высоко, мерзость есть пред Богом.  …Кто захочет спастись, должен погубить себя. И кто погубит себя ( за других – сост. ), тот и сохранит себя.  …Нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за други своя.   …Претерпевший до конца, тот спасен будет ».
 ( Ин. 15: 13,18-19).

+       +        +
В Белоруссии убили священника

Москва. 25 ноября. ИНТЕРФАКС - Убит настоятель Преображенского храма в агрогородке Смольяны Витебской области Белоруссии священник Александр Морозов.

Преступление было совершено в ночь на 22 ноября. Отпевание клирика было совершено в оршанском соборе Рождества Пресвятой Богородицы, сообщает сайт Московского патриархата.

Как заявили в Следственном комитете по Витебской области, священник незадолго до трагедии разрешил двум молодым мужчинам временно на безвозмездной основе пожить в его доме. Их задержали.

"Установлено, что они нигде не работали и не имели определённого места жительства. Проведённые исследования показали, что преступники находились в состоянии сильного алкогольного опьянения", — говорится в сообщении.
23 октября 2013 г.



Мы  Божьи, ибо нас убивают!
Иеромонах Роман (Матюшин)

«Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков». (Лк.10:3)

«Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня». (Мф.25:35).

Накануне, вечером узнал о гибели отца Александра Морозова. Вспомнилось, как впервые встретились с ним в келье отца Никиты в Оршанском монастыре. Молодой, ревностный священник, недавно рукоположенный, увидел в игумене Никите мудрого и кроткого наставника, очень к нему прилепился. Когда тот заболевал, ухаживал за ним, как за ребёнком, боролся за его жизнь, как мог… На его же руках отец игумен и скончался.

«Простите, отец Роман, не уберёг я отца Никиту» — со слезами на глазах и дрожью в голосе сказал он мне пред началом отпевания. В ответ я молча обнял почерневшего от переживаний и безсонных ночей собрата.
После смерти отца Никиты встречались нечасто. Как-то осенью он приехал ко мне в скит. Сходили в лес, пособирали грибов, а вечером гость показал фото заброшенного дома.

—  Хочу купить и жить в уединении — вопросительно глядя, проговорил отец Александр.
У вас живой приход, есть кому петь и читать, люди доверяют — это очень много! И потом — уединение внешнее мало пользует, да и не рановато ли?
Отец Александр кивнул, положил фотографию в сумку, и разговор принял иное направление. А утром, перед уходом, он с молдавскими паломниками пошёл в храм отслужить молебен. После молебна, уже в селе, тепло попрощались.

… И вот — поразившее всех известие: «Настоятеля православного храма Преображения Господня в деревне Смоляны Оршанского района Александра Морозова убили двое безработных и бездомных, которых священник приютил в своем доме».

Как? За что? Почему? Что изменят ответы на эти вопросы? Пусть на них отвечают работники суда земного, мы же доверчиво склоним головы пред непостижимым Промыслом Человеколюбца. Выражая глубочайшее соболезнование родным и близким, мы верим Сказавшему, что «и волос с головы вашей не пропадет» (Лк.21:18). Смерть священника, убиенного за исполнение Заповеди Христовой, подаёт великую надежду, что Господь примет Своего верного служителя.

Всемилостивый Господь благоволит жертвам, а не палачам. Чужеродный мир не принял Божьего благоволения, оставив христианам в Голгофский час осознать и утешиться своим сыновством: мы Божьи, ибо нас убивают!
Дорогие братья и сестры, окажем братолюбие, помолимся об убиенном иерее Александре!
Иеромонах Роман (Матюшин)

Скит Ветрово

25 ноября 2013 г.



Игумен Никита (Корниенко), иеромонах Роман (Матюшин), священник Александр Морозов

Печальная новость

23 ноября 2013 г. 

22 ноября в Орше был убит православный священник Александр Морозов, который являлся настоятелем церкви Преображения Господня в деревне Смоляны и окормлял приход агрогородка Межево. По этому факту было возбуждено уголовное дело Оршанским межрайонным отделом Следственного комитета Беларуси.

Как стало известно правоохранителям, незадолго до трагедии священник позволил двум молодым людям, пожаловавшимся на тяжёлое материальное положение, временно пожить в его доме на безвозмездной основе. В ночь на 22 ноября между устроившими пьянку постояльцами и хозяином дома возник конфликт, в результате чего священнику были нанесены ножевые ранения, которые и стали причиной его смерти. 

Подозреваемые задержаны. Как выяснилось, они нигде не работают и не имеют определённого места жительства. Полученные результаты исследований показали, что оба подозреваемых были сильно пьяны в ту ночь. Расследование продолжается.
С. Пономарёва

В Оршанском районе убит священник

22 ноября. ПРАВМИР. 

Погиб священник Александр Морозов, служивший в храме Преображения Господня в агрогородке Смоляны и окормлявший приход в агрогородке Межево. 
Убийство было совершено 21 ноября с 22.00 до 23.00. 
По словам людей, знавших священника, погибший приложил много усилий к реставрации здания церкви, построенной в XVIII веке, благоустроил территорию вокруг неё. Кроме того, он помогал волонтёрам, которые исследовали историю села и расположенного здесь бывшего монастыря доминиканцев  XVII века. Благодаря ему монастырь не был полностью разрушен, поскольку он первым сообщил о попытках властей уничтожить этот памятник истории и культуры.

Прошло отпевание священника

Орша, 25 ноября 2013 г.

Отец Александр Морозов своей жизнью и смертью ответил на вопрос законника из Евангельской притчи о добром самарянине: «кто есть ближнiй мой?»
23 ноября 2013 года в храме Рождества Богородицы в Орше отпевали священника, убитого теми, кому он оказал милость.

Все слышали эту притчу на следующий день, за Божественной литургией: о том, как священник и левит опасливо прошли мимо израненного и избитого человека, лежавшего у обочины дороги, а отверженный многими самарянин  не прошёл. (Лк, 10:30-37).

«Подозреваемых — двое, каждому – чуть больше 20 лет, неработающие, выросли в интернате: ни родных, ни средств к существованию. Священник решил дать им крышу над головой», – пишет белорусский новостной ресурс Tut.by.
Все прошли мимо этих никому не нужных, неприятных и отверженных людей. Как часто проходим и мы мимо лежащих на лавках бездомных и уличных попрошаек, — а батюшка не прошёл.

И вот, казалось бы, итог: «Оба подозреваемых в ночь совершения преступления находились в состоянии сильного алкогольного опьянения. Степень опьянения даже сейчас не позволяет им самим во время допроса воспроизвести картину произошедшего, то есть они не помнят, в чем была суть конфликта», — рассказала вскоре после их задержания официальный представитель управления Следственного комитета РБ.
Многие, наверно, подумали: ну зачем он их пустил, неужели не видел, что это за люди?

Видел, но исполнил слово Христа, не сказавшего «помогай только тем, кому помогать приятно и не опасно».
Такая смерть по земным меркам ужасна, но христианин знает глубину любви Божией к человеку. Отечество наше на Небесах. И Господь, заповедовавший нам «иди, и ты поступай также», не оставит Своего иерея без награды.
В храме Рождества Богородицы в Орше утром 23 ноября было не протолкнуться.
Люди прощались с иереем Александром Морозовым. Он был настоятелем сельской церкви в пятнадцати километрах от города, но отпевали его в главном городском храме.

О убиенном священнике

26 ноября, 2013.  

О погибшем вспоминает протоиерей Валерий Серко, благочинный церквей Оршанского округа:

—  Я познакомился с отцом Александром в 2006 году, когда меня назначили благочинным Оршанского района. Он тогда служил в храме преподобного Серафима Саровского в деревне Межево.

Местные жители рассказали мне, что в агрогородке Смольяны нужно восстанавливать Преображенский храм – памятник архитектуры XVII века, но нет настоятеля, крыша течёт, и храм продолжает разрушаться.

Видя труды отца Александра на приходе Серафима Саровского и его трепетное отношение к церковному послушанию, я попросил его перейти и на этот приход, мы получили благословение архиепископа, и отец Александр был назначен настоятелем Преображенского храма в Смольянах. За дело он взялся ревностно, отремонтировал крышу, реставрировал храм, и сегодня трудно поверить, что всего несколько лет назад храм, памятник архитектуры стоял в запустении и продолжал разрушаться. Многое там отец Александр сделал своими руками.

К нему приезжали не только из Оршанского района, но из разных мест Белоруссии. Люди знали его как ревностного и чуткого пастыря, у которого слова не расходились с делом, и народ тянулся к нему. И проститься с ним тоже приехало много людей, было много цветов.

Конечно, это огромная утрата и для Оршанского района, и для Белоруссии, и для Матери Церкви, и для меня лично. Не все свои труды отец Александр успел завершить. Но Господь даёт силы перенести потерю с верой в Его Промысл. Не только нам, но и матери отца Александра. Сильная и мужественная женщина, она побывала на месте убийства, общалась со следователями, и выдержала это испытание. 
По молитвам отца Александра Господь укрепляет её и всех нас, кто знал и любил батюшку.
Вечная ему память!

О священнике Александе Морозове

Витебск, 23 ноября 2013 г.

Иерей Александр Морозов родился в 1970 году в Орше. Учился в Смоленском медицинском институте и Витебском духовном училище. В январе 2002 года был хиротонисан во диакона, в сентябре — во иерея. Был награждён правом ношения набедренника, камилавки и наперсного креста. Состоял в браке, детей не имел. С 2006 года нёс послушание настоятеля храма Преображения Господня в агрогородке Смольяны Оршанского района, сообщает официальный сайт БПЦ.

«Жестокое убийство священника, усердно служившего на ниве Божией, отозвалось в моей душе скорбью. Трагическое событие под Оршей свидетельствует, сколь нуждается наше общество в духовном врачевании. Молюсь Пресвятой Владычице нашей Богородице об умягчении злых сердец и о воцарении мира внутри нас и вокруг нас», — говорится в соболезновании митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси.

Митрополит попросил передать слова поддержки осиротевшей пастве отца Александра, его родным и близким, «да утешит их обетование Спасителя: В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16: 33)».

«Помните, что Отечество земное есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить… Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной веры… Восстань же. Русский человек! Перестань безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу — и вам, и России».
(св. прав. Иоанн Кронштадтский).

В наши дни

Опять известий ниоткуда;
Просвета нет средь нашей тьмы…
И сердце чует близость худа,
Какого не знавали мы.

Не видя смысла смуты дольной,
Мы взор возводим к небесам –
И вспоминается невольно:
«Мне отомщенье; Аз воздам» 
(Рим. 12, 19)

Алексей Жемчужников.


Убийство доброго пастыря 
11.01.2007

В основном СМИ занимаются очернением исключительно — Православия. Другие конфессии они упоминают с почтением. Вот и результаты! Осквернения, грабежи и поджоги православных храмов, насилия и убийства православных священников, растут как поганки по осени. 
Гласность криминальной хроники у нас работает однобоко. Либо замалчивает эти преступления, либо лжёт и вместе с судебными органами прикрывает преступников, выворачивая всё на «бытовуху», или их «невменяемость». Чем помогает безнаказанности и росту преступлений по отношению к Православной Церкви.

Лучше было бы, когда бы честно и подробно рассказывалось о воспоследовавшем справедливом и суровом наказании таких преступников. Когда бы гласность работала на общее предупреждение, донося до безрассудных людей, что убивать священников совсем уже нехорошо и что такие деяния влекут за собой по закону особо неприятные последствия (а не «отмазки» от заслуженного наказания).

На то возражение, что убивать вообще нехорошо, хоть «попа», хоть тракториста, и особо строгое наказание за убийство священника противоречит принципу равенства всех в светском государстве, заметим, что градация убийств присуща как человеческой природе, так и писаному праву. Законодатель подразделяет убийства на простые и квалифицированные, свидетельствующие об особой испорченности злодея, за которые по этой причине положена более суровая кара. Случай со священником должен подпадать под п. 2-б ст. 105 УК РФ - "Убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга".
Сама природа священнического служения требует полной открытости. 

Иерей есть тот пастырь добрый, который радеет о всех заблудших овцах, ибо "…дабы не погиб ни один из малых сих" (Мф. 18:14). Как никому не должен быть возбранен доступ в храм, так никому не может быть отказано в духовном утешении, причём «во всякое время и во всяком месте». Священник всегда при исполнении, и работа с людьми, причём любыми, — есть его постоянная обязанность. В данном отношении Церковь существенно отличается от других лиц и учреждений, которые вольны устанавливать какие угодно меры для охранения личной безопасности и ограничения доступа к ним. 

Сегодня каждая шарашкина контора обзаводится пропускной системой и охранником, а каждый частный человек волен определять себе круг общения и место служения. Священник же в этом не волен, а двери не только храма, но и его дома (бывают неотложные требы) должны быть открыты для всех. Церковь не является клубом для избранных.

Часто жертвами становятся священники, ведущие активные проповеди в местах лишения свободы. Освободившиеся "чада" выходят на волю, и первой их жертвой становится знакомый гостеприимный священник, который делит с ними стол и дом.

Из чего проистекает особая, повышенная уязвимость священника, который не может закрыться и отгородиться от опасностей, а равно и не волен в самообороне. Даже случайное убийство (например, наезд на пешехода по вине последнего) влечет за собой извержение из сана. Убийство с целью обороны — тем более. Что приближает покушение на священника ещё и к отягчающему п. 2-в ст. 105, который говорит о заведомо безпомощном состоянии жертвы. 

Убийство человека, который по самой природе своего служения уязвим и беззащитен, есть убийство предательское. Вряд ли стоит напоминать, в каком круге ада находятся предатели доверившихся им и какое страшное звучание у слова "отцеубийца", ведь оно тоже предполагает предательство, опрокидывающее все представления о человеческих отношениях.

Скорее всего хоть верующим, хоть неверующим будет понятно, что убийство человека, который в силу своих обязанностей доброго пастыря не может уклоняться от опасностей, есть проявление такой испорченности, которая заслуживает максимально тяжкой уголовной кары.
 
 Максим Соколов. "Известия"
 11 января 2007 г.
«Лучше быть неповинным мучеником, чем молча переносить ужасы беззакония».
Св. Филипп, митр. Московский, 1539.

Поддержана  инициатива
26.12.2006 г.
В связи с участившимися в последние годы жестокими убийствами священников Русской Православной Церкви, 18 декабря православная правозащитная организация предложила внести дополнения в Уголовный Кодекс России.

«Мы считаем, что священнослужители, так же, как и лица, находящиеся при исполнении служебного или общественного долга, должны быть защищены законодательно, а меры наказания за убийство священнослужителя, нанесение ему и его близким телесных повреждений, должны быть более жёсткими!»

Заместитель председателя комитета Госдумы по делам общественных и религиозных организаций Александр Чуев подтвердил эту информацию, отметив, что подобный законопроект он намерен вынести на думское обсуждение: «Преступления, совершённые против священнослужителей, по моему убеждению, должны расцениваться так же, как и преступления, совершённые в отношении должностных лиц, государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов. В последнее время преступления против священнослужителей резко участились. Поэтому такие поправки в Уголовный кодекс необходимы», — заявил депутат.

†   †   †
«Сейчас надо, чтобы верующие настраивали  и готовили себя ко всевозможным испытаниям и скорбям. К этому идёт. Надо, чтобы не паниковали, не унывали и не отчаивались. И если Господь попустит какие-то испытания, нужно безропотно, с радостью и надеждой, со спокойствием в душе сподобиться Царствия Небесного».
Архимандрит  КИРИЛЛ (Павлов).

Священник Виктор Кузнецов

«Мученики  нашего   времени»

Мученики ноября.

Часть 6-я


Заказы о пересылке книг священника Виктора Кузнецова по почте принимаются по телефонам: 8 800 200 84 85 (Звонок безплатный по России) — издат. «Зёрна»,    8 (495) 374-50-72 — издат. «Благовест»,     8 (964) 583-08-11 –  маг. «Кириллица».
Для монастырей и приходов, общин, паломнических групп... книги   —  безплатны.  Звонить по тел. 8 (495) 670-99-92.
27 ноября 2022 Просмотров: 1 469