КРЕСТНЫЙ ПУТЬ. Новомученики и исповедники России. Апрель. Дополнение 19-е. Священник Виктор Кузнецов.

Священник Виктор Кузнецов

«МУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ».


Дополнение 19-е. 

КРЕСТНЫЙ ПУТЬ


«Бог дал нам духа не боязни, но силы и самообладания».

(2 Тим. 1, 7).


+ + +

Игумен Борис (Храмцов)

Крестный путь отца Бориса

Отрывок из книги.
Редактор-составитель Людмила Бородина.

5 сентября 2001 года отошёл ко Господу игумен Борис (Храмцов). Всю свою жизнь без остатка он отдал Богу и людям. Сам много переживший, он обладал даром врачевать души своих ближних, всех, кто в его помощи нуждался, безконечно благодарных своему пастырю, открывшему для них мир Святой Матери-Церкви.



«О игумене Борисе у меня остались самые добрые воспоминания, как о человеке высокой духовности и молитвенной жизни. Всегда учтивый, вежливый, корректный, скромный.

Сердце православного человека чуткое и зоркое. Люди чувствовали расположение отца Бориса к их сердцам и отвечали ему любовью. Никакая проповедь с амвона не бывает так трогательна и доходчива, как сама жизнь православного пастыря. Отец Борис незаметно нёс свой крест, оставляя добрый след в сердцах своих пасомых.

По его молитвам Господь являл православным людям Свою помощь. Без отца Бориса осиротели многие. Его кончина — это большая потеря для всей Православной Церкви».
Архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Амвросий (Щуров).

Жизнеописание игумена Бориса (Храмцова)
«Истинных почитателей Господа во все времена было немного… Истина никогда не имела многочисленных последователей, которые всегда были и будут гонимыми. Не слава и не богатство ждут их в здешнем мире, а крестный путь. Только этим путём они и могут достигнуть Царства Божия».

Митрополит Иннокентий Пекинский (Фшуровский, ум. 1931)

Игумен Борис (в миру Илья Михайлович Храмцов), почивший о Господе в возрасте 46 лет, оставил осиротевшими так много людей, любивших его и обращавшихся к нему за поддержкой. Великое множество страждущих и болящих людей считали его своим отцом и другом. Всей своей жизнью он исполнил закон Христов: «Друг друга тяготы носите». Скорби приходящих к нему людей он воспринимал как свои собственные, и, благодаря данной ему от Бога благодати и мудрости, многие сложные ситуации разрешались с его участием легко и просто.

У отца Бориса был исключительный дар любви к людям. Каждый человек во время беседы с ним понимал, что именно его скорби и заботы больше всего на свете волнуют батюшку, настолько близко к сердцу он принимал то, что говорил собеседник. Сколько людей, запутавшихся в наше трудное время в сложных житейских проблемах, наладили свою жизнь по советам батюшки, направив её по единственному душеспасительному пути — к Богу.

Любившие отца Бориса старцы Троице-Сергиевой Лавры называли его «земным ангелом». Это выражение очень точно характеризовало отца Бориса. Его советы и наставления всегда были благоразумны и душеполезны. Святые отцы говорят, что люди приносят Богу разные дары, в меру своих возможностей. Одним из таких избранников Божиих был игумен Борис.
Вспоминая пройденный им земной путь, начинаешь понимать, что это был путь подвижника, душу свою положившего «за други своя».

Детство


Детство и юность отца Бориса прошли в Западной Сибири — в Тюменской области. Родился он 1 августа 1955 года в селе Карым-Кары, расположенном на берегу Оби, в семье простых трудовых людей.

Отец, Михаил Никонович Храмцов, был лесником. Про него говорили, что он мастер на все руки. Умел плотничать, столярничать, мог сложить печку, построить дом, сшить любую обувь, был хорошим бондарем, отличным охотником, рыбаком. Не было такой работы в деревне или в тайге, которую он не умел бы делать.

Мать, Нина Андреевна (впоследствии монахиня Аполлинария), в молодости работала зоотехником по оленеводству. Многие сотни километров исходила она по тундре вместе с оленьими стадами. Тоже была трудолюбива, добросовестна и получила звание почетного гражданина города Ханты-Мансийска. Характер у Нины Андреевны был кроткий и смиренный, но в то же время достаточно твёрдый. Овдовела за три месяца до рождения Ильи. И вся тяжесть воспитания сыновей легла на её плечи. Она была человеком верующим и детей воспитывала в страхе Божием.

Семье, потерявшей кормильца, досталось много скорбей и лишений. Нине Андреевне с двумя маленькими детьми пришлось много скитаться в поисках удовлетворительного жилья и подходящей работы. Одно время семья ютилась в кладбищенской сторожке, потом Нине Андреевне удалось устроиться «техничкой» в школе, там обеспечивали служебной жилплощадью. В этих глухих краях селения располагаются далеко друг от друга, поэтому переезды часто бывали очень длинными. В связи с частыми переездами детям приходилось менять школу, привыкать к новому классу и новым учителям.

Детская память навсегда сохранила картины величественной сибирской природы. Река Обь во время разлива казалась бескрайним морем, об этой картине сибирской природы отец Борис всегда вспоминал с восторгом.

Илья от рождения был крепким и здоровым ребёнком, жизнерадостным, ласковым и добрым. Он отличался любознательностью, находчивостью, смышленостью, был послушен матери и учителям. Учеба давалась ему легко. Любое дело он старался сделать как можно лучше и быстрее.

Крестили его в возрасте полутора лет в Тобольске, во время одного из очередных переездов. В школьные годы он уже знал наизусть много молитв. В тех краях, где они жили, не было церквей. Причащаться приходилось ездить за 500 километров в Тобольск. Удавалось это нечасто.

Юность


По окончании восьмилетней школы в поселке Заречном они с мамой переехали в Тюмень (старший брат в это время жил в Тобольске — учился в ремесленном училище на плотника). В четырнадцатилетнем возрасте, впервые придя в большой храм, Илья сложил руки на груди и воскликнул: «Вот мой дом родной!»

В Тюмени Илья поступил в медицинское училище и одновременно стал ходить в кафедральный Знаменский собор, пел на клиросе. Его полюбили за быстрое усвоение богослужебного устава и необычайно красивый голос, безупречный музыкальный слух.

В те годы безбожного правления молодёжь в церковь не допускалась. Но Илья, укрепляемый молитвами матери, не смущался, не боялся запретов и ядовитых насмешек со стороны сверстников, не скрывал своей веры и всегда носил нательный крестик.

В это время он познакомился с иеромонахом Гавриилом, который жил в пустыни в горах Кавказа и приезжал в Тюмень навестить своих родственников. По окончании первого курса училища Илья вместе с отцом Гавриилом ездил на Кавказ. Он побывал в пустыни, в горах близ Сухуми, повидался с глинским старцем-схиархимандритом Андроником (Лукашом), который жил там после закрытия Глинской пустыни. По его совету и благословению Илья оставил учебу в медучилище и постоянно ходил на службу в Знаменский собор. В ожидании призыва в армию, в свободное от служб время работал грузчиком.

Начало службы в армии было для Ильи очень трудным. В части процветала «дедовщина». Илья служил в Москве, в стройбате. Приходилось выполнять тяжёлые работы, на которых он частично подорвал здоровье. Неверующие сослуживцы старшего года призыва невзлюбили Илью, пытались снять с него крестик, обидеть его. Вскоре он обратил на себя внимание начальства как добросовестный и исполнительный солдат, и ему было поручено развозить пищу по подразделениям. Со временем сослуживцы и начальство с доверием и уважением стали относиться к Илье. Он окончил службу в звании ефрейтора.

Служение в Сибири


По окончании армейской службы Илья переехал с мамой в Тобольск. Вместе с ними в квартире жил иеромонах Феодор (Трутнев), переведённый из Троице-Сергиевой Лавры на приход.

Илья поступил на клирос в Покровский собор и в 1975 году принял иноческий постриг с именем Борис (в честь святого благоверного князя-страстотерпца Бориса). Постриг совершил епископ Омский и Тюменский Максим (Кроха).

Вскоре отец Борис был рукоположен во иеродиакона. Кроткий, нестяжательный отец Феодор своими духовными советами поддерживал молодого иеродиакона, исповедовал его, направляя жизнь инока в нужное русло. Служение отца Бориса начиналось в очень сложных условиях. Атеистические власти через свою агентуру сеяли в народе неприязнь к Церкви и её служителям.

После рукоположения во иеромонаха отцу Борису недолго пришлось служить в Покровском соборе. Опытных духовных наставников было мало, так что епископу Максиму пришлось перевести его в Омск, где отец Борис прослужил почти десять лет в Никольском храме.

В большом, почти миллионном городе Омске было в то время только два действующих храма — Крестовоздвиженский собор и Никольский храм, так что нагрузка на священника была очень велика.

Служить отцу Борису приходилось очень часто. Было много крестин, и исповедь больных на дому, да ещё заочная учеба в Московской Духовной семинарии и академии.




Молодой по возрасту, он был зрелым и сильным по духу. Ему доверяли и его слушались. Вдохновлённые его примером, некоторые из его духовных чад также приняли монашеский постриг и священнический сан. В Омске отец Борис познакомился с протоиереем Анатолием Просвирниным (впоследствии — архимандритом Иннокентием, ум. 1994).

Своего старшего брата Алексея отец Борис также привёл в Церковь. Алексей окончил строительный вуз, отработал по специальности положенное время, и затем в 1978 году, с этого времени жизнь обоих братьев состояла исключительно в служении Церкви. Отец Борис, хотя и моложе по возрасту, всегда играл в их жизни ведущую роль. Его отношение к брату было заботливым и бережным… Он был как Ангел-хранитель для Алексея (впоследствии — архимандрита Димитрия).

Молитвенное правило, подготовка к богослужению, частые службы, напряженная учеба в Духовной семинарии и академии — вот из чего состояла их жизнь. Только раз в году они позволяли себе поездку к отшельникам на Кавказ. Там, в уединенных скитах, жили великие старцы: схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Стефан (Игнатенко), иеромонах Гавриил, которые молитвенно поддерживали братьев. Эти встречи ещё более укрепляли их в духовной жизни.

ЧЕРНИГОВСКИЙ СКИТ.


По благословению старцев из Троице-Сергиевой Лавры отец Борис в 1990 году вступил в братство Лавры и вскоре был направлен в Черниговский скит, расположенный в четырёх километрах от Лавры. Здесь проявились все лучшие качества отца Бориса, продолжилось его служение Богу и людям.

Он наладил ежедневные богослужения, проводил соборования, начал работы по восстановлению скита. На ежедневные соборования к нему стекались десятки, сотни людей. Исповедь, которую проводил отец Борис перед соборованием, помогала людям очистить душу от греховной скверны, направить свою жизнь по заповедям Божиим.
Возле отца Бориса собралась братия; некоторые из его послушников приняли монашеский постриг, впоследствии стали священниками.



Братия Черниговского скита. В центре о. Борис.


ВАРНИЦЫ


В 1995 году отец Борис был направлен на восстановление Троице-Сергиева Варницкого монастыря, в двух километрах от Ростова, на родине прп. Сергия Радонежского. Эта святая обитель, за годы советской власти была осквернена и разрушена, собор с колокольней взорваны. В тридцатые годы в святой обители проводились массовые расстрелы. Здесь надолго воцарилась мерзость запустения.

Подвигом труда и молитвы отца Бориса и собравшихся вокруг него православных обитель быстро восстанавливалась. Автомобильная дорога, проходящая по территории монастыря, была выведена за его пределы. Началось восстановление Введенского храма. Заготавливались строительные материалы: кирпич, железо; чтобы заменить старые потолочные балки… Были проведены поиски архивных материалов в Москве и Ростове. Началась подготовка к строительству Троицкого собора...

Из сохранившихся настоятельского и братского корпусов постепенно стали выезжать временные жильцы.
На территории монастыря был очищен и обустроен святой колодец. Одновременно был восстановлен расположенный вблизи монастыря приходской Воскресенско-Никольский собор, и в нём проводились регулярные богослужения. Первое богослужение состоялось на Пасху 1997 года. Этот собор был присоединен к монастырю.

Кроме того, отец Борис взял под свою опеку десять заброшенных сельских храмов, расположенных в радиусе двадцати километров от Варниц: организовал церковные «двадцатки», приходские советы; прислал туда рабочих, снабдив их стройматериалами, чтобы они в первую очередь выполнили консервацию, предупредив начавшееся разрушение этих храмов.

Люди, приезжавшие к отцу Борису за духовной поддержкой, в ответ на его заботу оказывали щедрую материальную помощь. Под колокольней Воскресенско-Никольского собора была устроена трапезная, в ней ежедневно питались около восьмидесяти человек: паломники, трудники, а также местные жители, не имевшие постоянных доходов. Отец Борис для всех находил посильную работу, чтобы они знали, что недаром едят монастырский хлеб. Малообеспеченным семьям, живущим вблизи монастыря, отец Борис также оказывал большую помощь. Эти люди до сих пор хранят о нём добрую память.

Отец Борис приобрёл для монастыря большие земельные площади, включающие пастбища, покосы, картофельные поля, лесные делянки и т. п. Поблизости от монастыря располагалось пустующее здание бывшей колхозной фермы, и там отец Борис поместил коров и лошадей, приобретённых для монастыря: без своей скотины не прокормить такое большое количество людей. Местные жители подчас сами передавали ему скот, птицу.

При монастыре была организована православная школа, библиотека, медпункт. Больные и обездоленные люди находили возле монастыря приют и утешение, могли жить полноценной жизнью, занимаясь посильным трудом и молитвой.

Люди, приезжавшие к отцу Борису из разных городов и полюбившие его, стали покупать возле Варниц дома и селиться вместе с семьями. Образовалась православная община из людей, считавших себя его духовными чадами.


Крестный ход в Пасхальные дни. Варницы.


Варницкий монастырь, прежде преданный поруганию и забвению, благодаря отцу Борису приобрёл огромную популярность. Росла добрая слава и о самом отце Борисе.

Враг рода человеческого тоже не дремал. Он возбуждал зависть, которая стала захлёстывать батюшку со всех сторон. Никто не знал, сколько безсонных ночей проводил он в молитве, сколько болезней досталось ему самому, сколько скорбей и огорчений причиняли ему злые наветы. Зато все видели, как радостно живёт обитель, как успешно идёт её возрождение, как много материальных ценностей сюда поступает. Посыпались анонимки, жалобы во все инстанции, вплоть до наместника Троице-Сергиевой Лавры (поскольку Варницкий монастырь является её подворьем) и даже до Патриарха. В результате отец Борис был отстранён от руководства монастырём с многозначительной формулировкой: «За превышение полномочий», и ему пришлось перебраться в Ивановскую епархию.

Люди, пришедшие в Варницы на смену отцу Борису, очень быстро сумели уничтожить всё, что с таким трудом созидал батюшка. Были изгнаны страждущие и болящие, которых пригревал возле себя отец Борис, их вышвырнули вон. Заросли бурьяном поля и огороды. Не потребовалось готовиться к сенокосу, так как была ликвидирована молочная ферма, всех коров отправили на бойню.

Срочно распродавались стройматериалы, запасенные отцом Борисом, и приобретенная им сельхозтехника. «Племя младое, незнакомое» бурно пожинало плоды трудов своего предшественника.
Местные ростовские газеты изливали на отца Бориса потоки грязи.

Кто-то из духовных чад достал отцу Борису путёвку на Кипр, предлагали поехать отдохнуть. Он отказался: не мог душою отвлечься от Варниц («Будем молиться, чтобы не всё там уничтожили новые насельники»).

Он знал, что происходит с его любимым детищем — Варницким монастырём. Какое сердце могло выдержать все это? И какая тяжесть легла на сердце! Скорбь его увеличивалась ещё и оттого, что многие из близких ему людей поверили сплетням и отвернулись от него.

Временщики недолго тешились в Варницах. На смену им пришли другие… Но никогда уж в Варницах не будет той светлой радости, той чистой молитвы, той атмосферы мира, любви и покоя, которую мог создать только отец Борис.

Недавно выпущена книжка о Варницком монастыре. Отцу Борису там посвящено ровно две с половиной строчки: «Борис, игумен, настоятель с марта 1995 года; из братии Троице-Сергиевой Лавры. Переведён в Ивановскую епархию»… А что скрывается за этими строчками,— знают только те, кому посчастливилось побывать в Варницах в лучшее время обители, связанное с отцом Борисом.

«ЭТО БУДЕТ МОЙ ПОСЛЕДНИЙ КРЕСТ».


Но нет худа без добра. Покинув Варницы, отец Борис переехал в Ивановскую (теперь — Иваново-Вознесенскую) епархию. По благословению архиепископа Амвросия (Щурова) отец Борис устроил в Иванове часовню, куда стали съезжаться все знавшие и любившие батюшку. Здесь он построил храм в честь святого благоверного князя Александра Невского, организовал духовно-просветительские курсы с четырёхлетней программой обучения. В пригороде Иванова, в селе Елюнино, отец Борис устроил приют для мальчиков с домовой церковью в честь святителя Николая. Собирался построить настоящую церковь на месте разрушенной.



Но главной его заботой стало всеми забытое святое место, возле села Антушково, где в 1423 году сошёл над болотом Нерукотворный Животворящий Крест Господень. В этом глухом, труднодоступном (когда-то оживлённом и густонаселенном) месте на границе Ярославской и Ивановской областей, среди лесов и болот отец Борис начал восстанавливать разрушенный в советские годы храм и основал монастырь в честь Сошествия Животворящего Креста Господня. Первые деревянные постройки здесь появились осенью 1998 года, была построена часовня и отслужен молебен 27 сентября, в праздник Крестовоздвижения. А с весны 2001 года началось строительство каменного Крестовоздвиженского храма с приделами в честь святителя Николая, святых благоверных князей Бориса и Глеба и в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Видимо, предчувствуя близкую кончину, батюшка говорил об этом монастыре: «Это будет мой последний крест». Тогда никто не придавал значения этим словам. Батюшка никогда ни на что не жаловался, всегда выглядел бодрым, энергичным, благополучным, готовым в любую минуту прийти на помощь всем нуждающимся.

Последняя болезнь отца Бориса явилась неожиданностью для всех близких. Никто не мог подумать, что его скоро не станет. Он свою немощь скрывал, не хотел никого печалить раньше времени. После резкого обострения панкреатита, случившегося в ночь на 14 августа, отец Борис три недели провёл без сна и пищи, всецело положившись на волю Божию. 2 сентября по его просьбе был приглашён священник, который причастил и соборовал батюшку.

Только ночью 4 сентября отец Борис разрешил вызвать врача, и утром 5 сентября его отправили в больницу г. Иванова. Там стало ясно, насколько серьёзно положение. Прибыли духовные чада отца Бориса, его родной брат архимандрит Димитрий.

Высококвалифицированный специалист из Москвы сказал, что положение безнадёжно. Начался перитонит. Всё это сопровождалось сильнейшими болями. Он не жаловался, только иногда говорил: «Надо потерпеть, ведь Господь терпел…» Отец Димитрий в эти последние часы неотлучно находился возле брата, читал над ним Евангелие. Врач сказал: «Непостижимо, как он терпит такие боли…»

Отец Борис настаивал, чтобы его перевезли из больницы в монастырь. Врач возражал, так как транспортировка была бы слишком болезненной. Но отец Борис продолжал настаивать, так как он боялся, что ему будут делать операцию (возможно, он уже предчувствовал близкую кончину и не хотел, чтобы делали вскрытие). В какой-то момент отцу Димитрию показалось, что батюшка от боли потерял сознание.

Отец Димитрий вышел из палаты и сказал об этом врачу. Врач подошёл к отцу Борису и через минуту вышел из палаты: «Он умер». Это прозвучало как удар грома. Было 23 часа 10 минут.

Все, кто был за дверью палаты, теперь уже могли войти в палату — проститься с батюшкой. Отец Борис лежал с открытыми глазами, на лице было выражение страдания… Руки, похудевшие, бледные, безжизненно лежали вдоль тела. В это время приехал из монастыря врач, и вскоре прибыл реанимационный автомобиль. На нём отвезли тело батюшки в построенный им храм Александра Невского.

Вечером 6 сентября гроб с телом отца Бориса повезли в Сергиев Посад — в Лавру. Глубокой ночью на окраине Ярославля была сделана остановка. Сюда, в условленное место, на машине из Ярославля подъехала матушка Аполлинария проститься с сыном. Обе машины остановились на обочине дороги, и отец Димитрий ещё раз отслужил литию. Специально ради матушки был открыт гроб, с лица отца Бориса был снят накрывавший его воздух, и была возможность в последний раз увидеть лицо дорогого пастыря.

Лицо его приняло выражение покоя и величавости. Матушка сразу стала спокойной. Пока отец Борис болел, она очень безпокоилась, плакала. Теперь же, глядя на его лицо, она поняла, что все его земные крестные страдания окончились, и она стала молиться, чтобы Господь принял душу его в Царствии Небесном. В последующие дни монахиня Аполлинария не плакала, а когда кто-либо пытался выразить ей соболезнование, она кротко отвечала: «Бог дал — Бог и взял».

Рано утром 7 сентября в Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры после Божественной литургии началось отпевание отца Бориса. Отпевал архимандрит Димитрий с духовенством; пел лаврский хор.

Похоронен отец Борис на лаврском кладбище, недалеко от храма в честь Спаса Нерукотворного в с. Деулино, в четырёх километрах от Лавры.


«Последний крест» о. Бориса – выстроенный им монастырь на месте Сошествия Животворящего Креста Господня в селе Антушково.

Вечная память


На девятый день в монастыре Сошествия Животворящего Креста Господня возле села Антушково служил панихиду архиепископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Амвросий (Щуров). На могилке горит неугасимая лампада. Люди приходят сюда помолиться.


+ + +


Пламенный рыцарь России

14 апреля 1862 года родился Пётр Столыпин, российский государственный деятель и реформатор, на которого было совершено 11 покушений.

Недавно в России проводился интересный опрос на тему, актуальность которой и сегодня вызывает много споров. Речь идёт о программе «Имя России», по итогам которой были названы имена трёх выдающихся исторических лиц – Александра Невского, Петра Столыпина и Иосифа Сталина. И если относительно первого никаких социально-политических нареканий не возникало, то в отношении двух других «номинантов» было много споров, лейтмотивом которых было: диктаторам не место в истории…



Пётр Столыпин — человек, который мог изменить историю. Именно ему принадлежат слова, покорившие современников своей честностью и правдивостью: «…бывают роковые моменты в жизни государства, когда государственная необходимость стоит выше права и когда надлежит выбирать между целостью теорий и целостью Отечества».

В жизни он был действительно рыцарем своей эпохи, последним рыцарем России (Российской империи), ибо не мыслил свою Родину слабой и разобщённой, не мыслил видеть её в смутах и гражданском противостоянии. Ибо всегда шёл на бой со своими политическими оппонентами «с открытым забралом», не боясь смерти, как и подобает настоящему рыцарю.

Что мы помним сегодня, точнее, что мы знаем о нём? К сожалению, мало что, особенно в Украине и её столице, ставшей местом последнего пристанища этого поистине великого человека.

Суждения современников - свидетельства ушедшей эпохи говорят о Столыпине следующее. Великий реформатор. Последний витязь Руси. Потомок древнего дворянского рода. Вся его жизнь и судьба семьи служат подтверждением того, что думал, жил и дышал он только одним именем – Россией. Отец Столыпина был героем Севастополя. Жена Петра Аркадьевича – правнучка Суворова. Поэт Михаил Лермонтов приходился Столыпину троюродным братом. А главное, Пётр Столыпин был человеком глубокой православной веры, да ещё и прекрасный семьянин, однолюб. Не пил, не курил, не играл в карты, считая, что это пустая трата бесценного времени.

«Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!», «Дайте государству двадцать лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России!» Именно такими изречениями и был подкреплён его рыцарский дух, мечтавшего только об одном – видеть Россию, всё Государство Российское мощным, крепким и неделимым.

Не секрет, что и сегодня для ряда политиков на просторах СНГ (не считая, конечно же, саму Россию) имя Столыпина, как «бельмо на глазу». И причина банальна «до невозможности», поскольку не кто иной, как сам последний рыцарь России сказал своим оппонентам пророческие слова: «Там, где деньги – там дьявол. Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу». Не удивительно, что на родине Столыпин был неугоден многим…

А за что, собственно? Уж не за восстановление ли униженной России после Цусимы, Мукдена, «Кровавого воскресения», Свеаборга, Киевского и Владивостокского восстаний? Или за восстановление мира в крестьянской глубинке с применением вынужденных «мер принудительного мира», что ни в коем разе не может быть положено на одну чашу весов с акциями «умиротворения крестьян», проведёнными Троцким, Тухачевским да тем же Джугашвили…

Это о нём в один голос твердили в 1910 году все европейские столицы: «Даже враждующие между собой Англия и Германия сходились в одном – в восторженной оценке российского премьера. «Был бы у меня такой министр, на какую высоту мы подняли бы Германию!» – вздыхал император Вильгельм. То же вторил ему Дуглас-Хьюм, но с поправкой на туманный Альбион».

Согласен, что оппоненты государственной деятельности Столыпина заявят, а не рисую ли я портрет самого блестящего и демократичного политика империи, забыв о пресловутых «столыпинских галстуках», «столыпинских вагонах».

Став премьером после разрушительной революции и общественных потрясений, Столыпин буквально воскресил страну после революции 1905-1907 годов. Начав эру реформ, обогатил империю на миллионы. Но время перемен опередило время заката Империи, ведь не только и не столько Столыпин управлял Россией, а значит, и реформами, сколько свита, желающая только одного – «сытого и тихого болота». Этого же желала и Европа, и Северо-Американские Соединенные Штаты.

А что же «столыпинские галстуки», спросит читатель? Да, они были, отвечу я. Для непосвященных скажу, что речь идёт о применении высшей меры наказания военно-полевыми судами в центральной России — т.е. повешение для наиболее радикальных экстремистов, призывавших к дезертирству и революционному хаосу.

Столыпин не был сторонником применения такой казни. Но в России виселицы стали называть "столыпинскими галстуками". Произошло это по вине депутата Ф. Родичева, который в ораторском экстазе именно так назвал висельную петлю. Столыпин в ответ вызвал Родичева на дуэль. Депутат струсил, не рискнул стреляться и взял свои слова обратно. Но молва осталась.

Так в чём причина применения таких крайних мер? Может быть, стоит «покопаться в истории». Достаточно будет вспомнить, что 8 июля 1906 года Столыпин возглавил правительство Российской империи, т.е. в тот самый час, когда терроризм достиг своего пика. За три года (с марта 1903-го по июнь 1906-го) было совершено 26268 покушений, совершено 6091 убийство должностных и частных лиц, свыше 6000 ранено. Было убито 768 и ранено 820 представителей власти, полицейских чинов (сегодня убийства сотрудников правоохранительных органов вызывают адекватную реакцию в российском обществе).

История свидетельствует, что за годы премьерства Столыпина было казнено (не только) в 1906-м – 574 человека, 1907-м – 1139 человек, 1908-м – 1340 человек, 1909-м – 717 человек, 1910-м – 129 человек, 1911-м (до сентября) – 73 человека. С одной стороны, такая жёсткость не принесла ему популярности. Ни в Европе, ни в России. Но, с другой стороны, он, сломив волну терроризма, вывел Россию на новую орбиту развития.

Давайте просуммируем трагические результаты революционных терактов и адекватные меры правительства. Что получим? А получим то, что против 26268 покушений, 6859 убийств и 6820 тяжёлых ранений (среди которых и ранения членов семьи самого Столыпина) было приведено в исполнение 3972 смертных приговора. Оно не идёт ни в какое сравнение с тремя миллионами погибших и умерших в ходе Гражданской войны (о которой, кстати, и предупреждал Столыпин), с двумя сотнями тысяч расстрелянных в ходе «красного террора» и полумиллионом наших соотечественников, вынужденных покинуть свою Родину…

Так что статистика - упрямая вещь или на неё будем смотреть только тогда, когда … исторически ослепнем.

Столыпин «не работал на публику», он работал именно с ней и для неё. Ибо публика для него – это народ его страны. И всю свою сознательную жизнь на вершине власти он был «на лезвии ножа». И этот опасный путь начался ещё на посту губернатора Саратова, когда в городе (не без помощи «ревтоварищей») вспыхнул бунт. В Столыпина бросали бомбы, стреляли, революционеры слали ему письма с угрозой отравить его трёхлетнего сына. Но вместо того, чтобы усилить охрану, он вышел на улицу. «Он безоружным входил в бушующую толпу, – вспоминала его дочь, поражаясь, как у отца хватало сил и мужества усмирять восставших не с помощью жандармов – с помощью слов. – И за минуту до того галдевшая и скандалившая толпа расходилась, успокоенная, по домам!»

Однажды какой-то революционер выхватил револьвер и направил его на губернатора. Столыпин посмотрел на него в упор, распахнул пальто и спокойно произнёс: «Стреляй!» Революционер стушевался…

Оказавшись как-то в эпицентре крестьянских волнений, Столыпин пытался уговорить восставших, пригрозить им – это не возымело успеха. Тогда он отправился к ним один и сказал: «Убейте меня!» Крестьяне пали перед ним на колени…

Воистину эти сцены могли бы украсить любой фильм о благородно-бесстрашных борцах революции, если б только их главный герой не стоял по другую сторону баррикад. «Этот человек не боялся ничего, – писал очевидец, – не боялся ни за своё положение, ни даже за свою жизнь». Он был достойным контрреволюционером, и нечего стесняться такого термина, ибо любая революция – это разрушение созданного.
Столыпин утверждал: «В деле защиты России мы все должны соединить, согласовать свои усилия, свои обязанности и свои права для поддержания одного исторического высшего права России – быть сильной".

14 апреля 1862 года родился Пётр Столыпин, российский государственный деятель и реформатор, на которого было совершено 11 покушений.
Юрий Теплов

Стоит вспомнить и о том, что вступление Столыпина в должность Председателя совета министров было отмечено одним из самых известных покушений: трое эсеров взорвали премьерскую дачу на Аптекарском острове. Дом был полностью разрушен. Младший сын Петра Аркадьевича был ранен, его шестнадцатилетняя дочь осталась инвалидом. Погибло двадцать семь человек, ещё тридцать пять людей получили ранения. Что это, спрашиваю я читателя, акт возмездия или самая настоящая террористическая война?

Сегодня уже весь мир дал ответ терроризму, особенно после 11 сентября 2001-го (Норд-оста, Будёновска, Беслана, «Крокуса»-2024… — ред.). А где же, хочется спросить, мир был раньше? А мир молчал, в том числе и в июле 1906-го, когда Столыпин с трибуны Государственной Думы заявил: «Там, где аргумент – бомба, естественный ответ – безпощадность кары». На то время ответ премьера вызвал лишь полное отрицание всеми, особенно в «просвещенной Европе», но прошло всего два десятилетия, как Европа поняла смысл слов Столыпина. Поняла, но, видимо, до сих пор их так и не осознала.

Сегодня весьма актуально звучат слова Столыпина: «Где с бомбами врываются в поезда… там правительство обязано поддерживать порядок, не обращая внимания на крики о реакции».

Не таким был Столыпин, чтобы испугаться «самой либеральной европейской прессы». Его ответ известен и поныне: «Не запугаете!» И он, не запуганный и не боявшийся «голоса из-за бугра», пошёл ещё дальше. Он пошёл в Россию, в самом прямом смысле, ведь Россия для него, это не только Питер, Москва и Саратов. Россия – это и Восточная Сибирь, и Забайкалье, и Алтай, и Актюбинские степи, и берег Тихого океана.

Нарицательное имя «столыпинские вагоны» современное поколение связывает лишь с тем, что якобы эти вагоны были приспособлены для перевозки арестантов из европейской России на восток. Но, это далеко не так, а точнее говоря, совсем не так. В действительности же вагоны типа «а ля Столыпин» существовали, вот только предназначение у них было совсем иное. Именно в этих оборудованных для дальних переездов вагонах на Дальний Восток и в Восточную Сибирь было перевезено более полумиллиона переселенцев на новые земли, о чём сегодня как-то и вспоминать непринято. А зря.

Именно благодаря Столыпину, а также Путятину, Игнатьеву и Дурново сотни тысяч граждан огромной Империи спаслись не только от голода, но и получили прекрасную возможность начать новую жизнь для России и во имя России. Не верите? Посмотрите на карту Дальнего Востока и Восточной Сибири и сравните их с картами Украины – одни и те же названия сел (именно сел, а не деревень) с привычными для украинцев именами – Хвылынка, Хатынка, Нежино, Левада, Киевка, Черниговка, Прилуки, Хороль… Вот они причуды истории. Оппоненты ругают того, кто дал возможность изменить жизнь к лучшему сотням тысяч обездоленных.


По 12 – 14 часов труда, на этом строились реформы и укреплялась Русская Империя.


Либеральным думцам-оппозиционерам необходимых реформ, он произнёс своё знаменитое изречение: «Эти нападки рассчитаны на то, чтобы вызвать у правительства, у власти паралич и воли, и мысли, все они сводятся к двум словам, обращенным к власти: «Руки вверх». На эти два слова, господа, правительство с полным спокойствием, с сознанием своей правоты может ответить только двумя словами: «Не запугаете!».

Столыпин предчувствовал, что умрёт не своей смертью и говорил своему брату: «Смерти не боюсь – это расплата за убеждения. Успеть бы сделать побольше… Времени мало, совсем мало. Каждый день — как последний». Известно, что он работал с девяти часов утра до четырех часов ночи.

Сохранилось свидетельство, что убийца Столыпина 24-летний Мордка Богров во время свидания с одним из своих единоверцев сказал: «Я еврей, и позвольте вам напомнить, что мы и до сих пор живём под господством черносотенных вождей… Вы знаете, что властным руководителем идущей теперь дикой реакции является Столыпин. Я прихожу к вам и говорю, что я решил устранить его…»

Вызывает у историков сомнения то, что он был убийцей-одиночкой. Ответственность за покушение на премьер-министра не взяла на себя ни одна партия, что само по себе было необычным: такое громкое преступление — отличный повод заявить о себе. Но ни эсеры, ни анархисты, ни какая-либо другая политическая группа не сказала, что Богров действовал от их имени. По всему получалось, что это было его личное решение.

После убийства Столыпина многие состоятельные евреи стали спешно покидать Киев, так как боялись мести. Богров принадлежал к известному в Киеве и весьма преуспевающему еврейскому роду. Его настоящее имя — Мордко Гершов. Мотивами покушения он называл то, что Столыпин в его глазах был «главным виновником реакции».

Наступил роковой день 13 сентября (1 сентября по старому стилю) 1911 года.

В 17.30 в киевском оперном театре во втором антракте оперы «Сказка о царе Салтане» к Столыпину подошёл неизвестный во фраке, выхватил браунинг и выстрелил. Раненого премьера отвезли в расположенную неподалеку хирургическую лечебницу. Через четыре дня он умер. Пуля иудея Мордехая Богрова (а именно он был убийцей) раздробила орден Святого Владимира, висевший на груди у премьера. Осколки ордена разорвали печень… Получив пулю убийцы, Столыпин опустился в кресло и чётко произнес: «Счастлив умереть за Царя». 


Убийство Председателя Совета Министров Российской Империи П. А. Столыпина. Худ. И. Репин.

Неведомый ныне свидетель тех трагических событий рассказывал: «В антракте, возвращаясь к своему месту, я медленно пошёл по левому проходу к своему креслу, смотря на стоявшую передо мной фигуру П. А. Столыпина. Я был на линии 6<-го> или 7<-го> ряда, когда меня опередил юркий человек в штатском фраке. На линии второго ряда он внезапно остановился. В то же время в его протянутой руке блеснул револьвер, и я услышал два коротких сухих выстрела, последовавших один за другим. В театре громко говорили, и выстрел слыхали немногие, но когда в зале раздались крики, все взоры устремились на П. А. Столыпина и на несколько секунд всё замолкло. Столыпин как будто не сразу понял, что случилось. Он наклонил голову и посмотрел на свой белый сюртук, который с правой стороны, под грудной клеткой, уже заливался кровью. Медленными и уверенными движениями он положил на барьер фуражку и перчатки, расстегнул сюртук и, увидя жилет, густо пропитанный кровью, махнул рукой, как будто желая сказать: "Все кончено!"

…Проводив государя до автомобиля, я вернулся в театр. П. А. Столыпина уже вынесли, зал наполовину опустел, но оркестр все продолжал играть гимн. Публика пела "Боже, царя храни", но в охватившем всех энтузиазме чувствовался надрыв, слышался вопль отчаянья, как будто люди сознавали, что пуля, пробившая печень Столыпина, ударила в сердце России".

Всю ночь, до самого рассвета, провёл В. Н. Коковцев у изголовья кровати раненого. Видя в нём своего естественного заместителя, изнемогавший от раны, Столыпин последние силы свои отдал на посвящение его в текущие и сложные вопросы государственной жизни беззаветно любимой им матери-России.

Присутствовавшим на том роковом спектакле запомнилось, что теряющий силы Столыпин успел перекрестить царскую ложу. Потом его отвезли в клинику. Раны, полученные им, оказались очень серьёзными.

Другой автор сообщает: «6 сентября Император Николай II приехал в больницу. Государь «преклонил колени перед телом верного слуги, долго молился, и присутствующие слыхали, как он много раз повторил слово. «Прости». 
5 сентября (18-го по новому стилю) около десяти часов вечера Пётр Столыпин тихо скончался.

"Я хочу быть похороненным там, где найду свою смерть", - говорил Столыпин, предчувствуя свой близкий конец от руки революционера. Указание было свято исполнено его близкими, и местом вечного его упокоения была избрана Киево-Печерская лавра. Именно это трагическое событие, произошедшее в 1911 году, связало судьбу российского реформатора с Киевом — древней столицей Киевской Руси.
Утром 9-го сентября 1911 года, в Трапезной церкви Лавры, заставленной венками с национальными лентами, собралось множество людей отдать последний долг почившему.


Трапезная церковь Лавры, возле которой упокоился великий реформатор России.

В 1912 году, ровно через год после смерти Столыпина, в торжественной обстановке, среди съехавшихся со всех концов России, его почитателей, был открыт памятник ему. На камне высечены сказанные им слова, ставшие пророческими: «Вам нужны великие потрясения — нам нужна Великая Россия». Большевики не могли перенести вида памятника и его уничтожили».


Памятник Столыпину в Киеве. 1912 г.


Всё тот же Киев. Всё та же площадь — известный ныне «Майдан Независимости», на которой во все времена что-то да разрушалось.
П. А. Столыпин, как и Н.П. Игнатьев, и Е.В.Путятин, нашёл своё упокоение в киевской земле. А обитое красным бархатом кресло номер 17 второго ряда партера Киевского городского театра в настоящее время хранится в Музее истории МВД в Киеве.

Надгробие с могилы Столыпина в начале 1960-х годов было снято и долгие годы сохранялось в колокольне на Дальних пещерах. Место могилы по указанию Хрущёва (тоже реформатора, только наоборот) было заасфальтировано. Оно было восстановлено на прежнем месте в 1989 году. Рядом, как уже отмечалось, могила Искры и Кочубея.
Сергей Смолянников. «Москва – Третий Рим»

Рыцарь великой Империи


Пётр Столыпин родился в Дрездене (Германия) в русской дворянской семье. Окончил Вильненскую гимназию и в 1881 г. поступил на физико-математическое отделение Петербургского университета. Несмотря на блестящее его окончание в 1884 г., П. А. Столыпин не пошёл по научной стезе, а поступил на государственную службу чиновником в Министерство внутренних дел.

В 1902 г. он был назначен гродненским, а в 1903 г. саратовским губернатором. На посту саратовского губернатора П. А. Столыпин зарекомендовал себя как умный и решительный администратор, хорошо понимающий аграрные проблемы. При подавлении революционных выступлений в Саратовской губернии в 1905–06 гг. Столыпин проявил твёрдость, умение защищать государственные интересы и личную храбрость.


П. А. Столыпин принимает рапорт волостного старшины. Саратовская губерния. 1904 г.

Он жёстко карал и «левых» и «правых», когда их деятельность выходила за рамки закона. Будучи убеждённым защитником государственного порядка, он смело действовал в решительные минуты: известен случай, когда он без охраны вышел к разъяренной крестьянской толпе и, не сумев убедить её, смело заявил: «Убейте меня», чем остановил бунтующих.

В трудное для России время летом 1908 г. Столыпин был назначен министром внутренних дел России и через два месяца одновременно премьер-министром. Во главе правительства России встал убеждённый монархист. Он писал Николаю II: «Жизнь принадлежит Вам, государь. Все помыслы мои – благо России; молитва моя ко Всевышнему – даровать мне высшее счастье: помочь Вашему Величеству вывести нашу несчастную Россию на путь законности, спокойствия и порядка».

Хорошо зная Россию, и главное, положение основной части её населения – крестьян, Столыпин понимал, что стране нужны социальные преобразования, которые бы превратили крестьян из опоры революционеров в опору монархии.

С другой стороны, как практик он знал, что никакие преобразования нельзя начинать в период смуты и общественного брожения. Отсюда вытекал основной тезис деятельности правительства Столыпина: «Сначала успокоение, а потом – реформы».

П.А. Столыпин твёрдой рукой наводил порядок в стране, не боясь непопулярности реализуемых им мер. Он не испугался ввести военно-полевые суды, использовать армию для помощи полиции гражданским войскам, распустить государственную думу, которая в силу своего состава саботировала действия правительства и т. д. Все эти действия вызвали ненависть к нему со стороны революционеров и левых экстремистов. Но на его политику не повлияло ни организованное на него покушение, ни угрозы левых «думцев», которым он твёрдо ответил: «Не запугаете!».

Роспуск II Государственной думы в июле 1907 г. означал победу правительства П. А. Столыпина и окончание первой русской революции. Воспользовавшись относительной устойчивостью положения дел в стране, Столыпин начал социальные преобразования, призванные укрепить монархический строй. Основные усилия правительства были направлены на изменение законодательной базы, определяющей положение крестьян и создание в деревне экономически сильного слоя собственников как опоры государственной власти.

Основным элементом реформ, которые получили название «столыпинских», было предоставление каждому крестьянину права свободного выхода из общины со своим участком земли, который переходил в его личную собственность. Для того чтобы дать возможность крестьянину организовывать крупные и сильные хозяйства, государство предоставляло финансовую и административную помощь тем, кто желал переселиться из центральной России, где был дефицит земли, на свободные земли на востоке страны.



Программа П.А. Столыпина вызвала критику как «слева» за недостаточную радикальность, так и «справа» за уступку либералам и отказ от российских традиций. Однако он твёрдо стоял за реализацию своего курса. В своей знаменитой речи 10 мая 1907 г. в Думе он сказал: «Пробыв около десяти лет у дела земельного устройства, я пришёл к глубокому убеждению, что в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная чёрная работа. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!»

С присущей ему твёрдостью Столыпин проводил в жизнь реформу крестьянского хозяйства. Дело продвигалось. Многие крестьяне выходили из общины и создавали своё индивидуальное хозяйство. Из числа переселенцев в Сибири и Средней Азии формировался слой зажиточных крестьян. Изменения в сельском хозяйстве привели к общему подъёму экономики страны. Россия уверенно шла к тому, чтобы выйти на первое место в мире по объему производства определяющих отраслей сельского хозяйства.

Сегодня трудно предугадать, как бы сложилась ситуация в России, если бы выстрел террориста 18 сентября 1911 г. не прервал жизнь выдающегося государственного деятеля и русского патриота П. А. Столыпина в расцвете сил, полного энергии и далеко идущих планов.

Храмоздатель


В октябре 1893 года старая, деревянная церковь в Кедайняе, где родился П. А. Столыпин сгорела. Сразу же был создан Строительный комитет, который возглавил Столыпин. Он несколько раз ездил в Санкт-Петербург, хлопотал перед Св. Синодом, и ему обещали ассигновать семь тысяч рублей. В Москве он смог собрать значительную сумму. Протоиерей из Кронштадта Иоанн Сергиев (Кронштадтский) пожертвовал на церковь в Кедайняе 1700 рублей.

К зиме 1894 года была закончена кирпичная кладка здания. Надо было расплатиться с рабочими, а деньги от Св. Синода ещё не поступили. Чтобы выдать каменщикам зарплату, Столыпин занял в Коммерческом банке две тысячи рублей.

Новое здание храма выгодно отличалось от прежнего. В церкви уже могли поместиться до 500 прихожан. Был установлен новый двухъярусный иконостас с позолотой.


Церковь Спаса Преображения, Кедайняй. Совр. вид.


9 октября 1895 года церковь в честь Преображения Господня была освящена. После благодарственного молебна епископ Христофор (Смирнов) благословил председателя Строительного комитета П. А. Столыпина иконой Спасителя. А настоятель церкви о. Антоний Лихачевский сказал: «Немало труда и забот выпало на долю Строительного комитета, во главе которого был поставлен Ковенский предводитель дворянства Пётр Аркадьевич Столыпин, человек выдающейся энергии и любви к святому делу».

Несколько лет Столыпин возглавлял Попечительский Совет прихода. Когда П. А. Столыпин стал Председателем Совета Министров Российской империи, его избрали почётным членом Преображенского православного братства. При поддержке Столыпина была открыта новая церковно-приходская школа (их стало три в приходе). Он же обеспечил новую школу дорогими пособиями для внешкольных занятий детей.

Занимая высокий пост, Столыпин проводил летние месяцы, молился в Преображенском храме. Последний раз он был в храме с семьёй за две недели до покушения на него 15 августа (по старому стилю) 1911 года на богослужении по случаю праздника Успения Пресвятой Богородицы.

В 2002 году начался новый этап работ по обновлению настенных росписей Преображенского храма. Внутри здания между окнами на южной стороне была следующая надпись на штукатурке:

"Расписан храм сей в память статс-секретаря Петра Аркадьевича Столыпина вечными молитвенницами о нём в 1913 году".
Эта надпись в точности воспроизведена в возрождающемся храме.
Анатолий Василенко.

Память праведника


В Киево-Печерской Лавре почтили память Петра Столыпина в день 150-летия со дня его рождения.
14 апреля в Киеве по инициативе Всеукраинской общественной организации «Православный выбор» представители известных православных, русских общественных организаций Киева почтили память премьер-министра Российской империи при Царе Николае II Александровиче Романове – Петра Аркадьевича Столыпина в связи со 150-летием со дня его рождения.

У могилы П.Столыпина, расположенной у стены Трапезного храма Киево-Печерской Лавры собрались представители «Православного выбора», Союза Русского народа, Народного собора, ОРС «Русское содружество» и других патриотических общественных организаций. Литию служил Митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел. После Литии активисты православно-патриотической и русской общественности Киева произнесли немало теплых слов в память выдающегося государственника и патриота России.

Для каждого русского православного человека Столыпин являет яркий пример государственного служения России, Православному Государю, русскому народу. Именно ему, в бытность губернатором Саратовской губернии, министром внутренних дел, удалось твёрдой рукой обуздать так называемую революционно-террористическую смуту, а затем, пребывая на высокой должности премьер-министра, значительно улучшить социально-экономические показатели России.

Он выступал ревностным защитником всего русского народа и малороссов, добиваясь справедливого представительства их интересов в выборных органах Российской империи. Тогда, большинство мест представителей Малороссии (Украины) несправедливо занимали польские землевладельцы.

Его деяния были актуальны не только для граждан России, но и для православных верующих Украины, которые понимают, что Россия, являясь Православным оплотом Русского мира, позволяет канонической Православной Церкви успешно возрождаться и нести свою миссию в обществе, в том числе, и в первую очередь, на Украине.



Успешная деятельность Петра Столыпина во главе Царского правительства, его решительность по отношению к террористам и бунтовщикам, вызывали злобу и ненависть у недругов России. Поэтому на него покушались не раз. Но смертельные выстрелы в него произвёл в Киеве террорист иудей Мордка Багров, при прямом содействии масонских лож, пронизавших различные слои российского общества, в том числе, жандармское охранное отделение Империи. Хотя убийца был схвачен на месте и быстро казнён, окончательный ответ на вопрос, кто же стоял за ним, так и не получен. Символично, что, сразу после смертельного ранения, полученного в оперном театре, Столыпин думал не о себе, а о Государе, которого он из последних сил успел осенить крестным знамением.

П. Столыпин, завещавший похоронить себя в Киеве, упокоился рядом с такими же мучениками за Русского царя – судьей Василием Кочубеем и полковником Иоанном Искрой. Он и сейчас, своей светлой памятью в сердцах настоящих патриотов, продолжает своё служение триединому русскому народу.
Сергей Демидов, ВОО «Православный выбор». Киев.

+ + +


Скорбная годовщина


В 2022-м году, исполнилось 100 лет со дня написания В. И. Лениным письма «членам Политбюро о событиях в г. Шуе и политике в отношении церкви», которое стало поводом для активизации компании по изъятию церковных ценностей и привело к многочисленным жертвам среди иерархов, духовенства и мирян, защищавших свои святыни.

О целях, которыми руководствовались большевики при изъятии ценностей, о роли Церкви в деле помощи голодающим рассказывает Ольга Юрьевна Васильева – профессор, доктор исторических наук:

– В письме Ленина «членам Политбюро о событиях в г. Шуе и политике в отношении церкви» от 19 марта 1922 г. рассказывается о двух направлениях действий власти. Первое – это политическая компания против Церкви. В письме Ленина есть знаменитые строки о необходимости разгрома Церкви: «Для нас именно в данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля на голову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий».

Вторая цель изъятия ценностей экономическая. В том же письме Ленин пишет: «Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей»



Представления большевиков о церковном богатстве были завышены, но почему-то Троцкий считал, что в Лаврах и монастырях находится несколько сотен миллионов золотых рублей. Однако у большевиков возникли проблемы, и компания по изъятию церковных ценностей не удалась ни политически, ни экономически. Вместе с тем, мы должны хорошо помнить, что с этой компанией связаны вскоре последовавшие действия власти по расколу Церкви на обновленческую и патриаршую. 

Стоявший у истоков компании по изъятию ценностей Троцкий придавал значение жестокой последовательности действий по расколу Церкви. Как свидетельствуют опубликованные документы, Троцкий прекрасно знал цену обновленцам – он называл их «сменовеховскими попами» и понимал, что они вскоре превратятся во врагов для большевиков. Известно, что действия по расколу Церкви тоже кончились неудачей, поскольку большинство мирян поддержала патриарха Тихона и не пошла за обновленческими лжепопами.

Сама по себе задача, которую ставили перед собой противники Церкви, была достаточно масштабной. Даже сейчас при чтении письма Ленина у всякого нормального человека возникает дрожь от того цинизма, с которым он пишет знаменитые слова о том, как использовать голод в своих целях: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей, и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешенной и беспощадной энергией и не останавливаясь подавлением какого угодно сопротивления».


«Плоды» Октябрьской революции.


Изъятие ценностей было проектом, который в случае «удачи» мог принести власти другие результаты. К счастью для нас, большевики не смогли в полной мере осуществить свой замысел.

Письмо Ленина и ситуация с изъятием ценностей фактически привели к гибели известных московских священников, митрополита Петроградского Вениамина (Казанского), аресту патриарха Тихона и созданию Высшего Церковного управления, которому удалось захватить власть в Церкви.

Владыка Вениамин готов был отдавать добровольные пожертвования верующих и духовенства в пользу голодающих. Если мы вспомним обвинения на процессе, то митрополит Петроградский Вениамин был расстрелян за препятствия изъятию церковных ценностей.



История показала, что власть добивалась уничтожения духовных лидеров Церкви, а не помощи голодающим. В этих политических процессах власть убирала наиболее сильных и значимых в тогдашней российской жизни духовных лидеров. Задача компании была нанести Церкви такой удар, от которого она впоследствии не смогла бы оправиться. Именно этим объясняются многочисленные суды над духовенством и епископатом. Единственным исключением в тот момент стал патриарх Тихон, которого Ленин попросил «не трогать», поскольку власть готовилась к поездке в Геную.

20-30 годы прошлого столетия, представляют собой наиболее славный пример духовности Церкви, когда на место одних мучеников вставали другие. Так что ответом на вопрос, почему не погибла Церковь, можно считать слова Спасителя о том, что «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф.7,18). История Русской Церкви в ХХ веке ещё раз подтверждает правоту слов Христа.

Сейчас мало кто задумывается над тем, что христиане правильно поступали, защищая свои святыни, хотя силы были неравными. Большевики начинают изымать ценности тайно, и события в Шуе произошли в тот момент, когда негласная компания по изъятию ценностей уже велась. Если же мы вспомним всю последовательность событий, то увидим, что большевикам не нужна была Церковь, помогающая голодающему народу. Патриарх Тихон создаёт Комитет по помощи голодающим в России. Призывает верующих пожертвовать на нужды несчастных людей все ценности, кроме евхаристических сосудов.

По церковным канонам использовать церковные ценности можно было только в двух случаях: для выкупа пленных и помощи умирающим от голода, если все остальные средства были уже исчерпаны.

Большевики прекрасно знали об этих вещах. Л. Д. Троцкий (Бронштейн) специально прорабатывал вопросы, связанные с изъятием церковных ценностей. Если посмотреть на действия советской власти с декабря 1921 года по февраль 1922, то мы увидим, как большевики последовательно создают из Церкви образ врага.
Источник: Религия и СМИ

+ + +

Убивать священников легко


В мае 1998 года было совершено убийство священника Зарубежной Церкви протоиерея Льва Лебедева в её Нью-иоркском Синоде. Через несколько часов после произнесения там разоблачительного доклада о происках КГБ среди клира Русской Зарубежной Церкви, он был найден мёртвым.

Бывший келейник митрополита Виталия о. Павел Ивашевич убеждён, что протоиерей Лебедев был отравлен.
В 1986 сам о. Павел Ивашевич по ошибке съел отравленную еду, предназначенную митрополиту Виталию, которого Кремль также очень не любил (и в последствии избавился от него через свою агентуру в Синоде). Тогда о. Павел потерял сознание, и вызванный к нему русский врач подтвердил отравление. К счастью, о. Павлу было в то время 19 лет, и его молодой организм справился с отравлением. Но в норму всё-таки не пришёл: о. Павлу и по сей день приходится принимать желудочные лекарства. Тогда ему наказали об этом случае молчать.

В 1970 году священник Австралийско-Новозеландской епархии Зарубежной Церкви отец Владимир Евсюков стал случайным свидетелем некоей операции советской разведки в таможне австралийского города Мельбурна. Отец Владимир подрабатывал там в свободное от церковных служб время.

Будь он профессиональным контрразведчиком, он бы немедленно доложил куда надо, а для остальных бы держал язык за зубами. Но о. Владимир был просто священником и потому рассказал об увиденном многим своим собратьям и даже епископу, и только после этого поехал в полицию.

Но агентурная сеть КГБ сработала быстро, и автомобиль о. Владимира Евсюкова был протаранен машиной. После чего её шофёр подошёл к о. Владимиру, который был ещё жив, и проделал над ним какие-то манипуляции. Отца Владимира нашли с рукой, протянутой к образку блаженной Ксении. Ни эту машину, ни его шофёра австралийская полиция так и не нашла. Это был один из советских разведчиков-нелегалов управления "С" Первого Главного Управления КГБ...

Тогда же, в семидесятые годы, убийцы из КГБ гнались по улицам за дьяконом кафедрального собора Воскресения Христова в Буэнос-Айресе о. Петром Голофаевым. Родившийся в 1921 году в Донбассе, в семье репрессированного, он был потомком царского генерала Голофаева, в подчинении которого находился М. Ю. Лермонтов.

Дьякон Голофаев знал, что на "социалистической родине" он приговорён к расстрелу, и потому всегда был настороже. Он сразу распознал по одежде советских убийц в аргентинской толпе, вырвался и убежал от них, после того, как они зажали его в кольцо при выходе из автобуса. Ему удалось спастись, но вернувшись домой, он нашёл в складках своего кожаного пальто отравленную иголку.

В 1975 году в Голландии умер епископ МП Дионисий Роттердамский. Незадолго до своей кончины он собрал голландских журналистов и сообщил им, что покидает МП и переходит в Зарубежную Церковь. К его смерти имел отнощение митрополит Сурожский Антоний (Блюм), в быту интеллигентнейший и обаятельнейший человечек. В конце войны советские разведчики вошли с ним в контакт и посоветовали основать патриархийный приход в Лондоне, чтобы по материалам исповедей сообщать в НКВД о настроениях белой эмиграции. Будущий митрополит Блюм согласился и очень скоро был поизведён в епископы Московской Патриархии.

Об этом случае рассказал известный английский церковный писатель Владимир Мосс. Незадолго до смерти епископа Дионисия Роттердамского митрополит Антоний сообщил жене Владимира Мосса Ольге, что вынужден отъехать в Голландию, чтобы наказать епископа Дионисия за то, что он вызвал серьёзный кризис в Церкви.

Мирополит Антоний Сурожский был профессиональным хирургом. Одному Богу известно, как он использовал своё мастерство над епископом Дионисием Роттердамским. Но то, что этот «интеллигентнейший» человек был также и боевиком КГБ, утверждать можно.

Однако самым громким событием такого рода стало убийство предстоятеля Зарубежной Церкви митрополита Филарета в 1985 году. Убеждённый антикоммунист, непримиримый противник какого-либо сближения с красной советской церковью, он был у КГБ костью в горле.



Пророческими оказались его слова звучащие из далёкого 1980 года: "Но не истинное Православие распространяется там. Там русскому народу под видом Православия преподносится булгаковщина, бердяевщина и прочая белиберда евлогианского раскола; там пышно расцветают секты – баптизм и прочее. Официальная Церковь проповедует сотрудничество с богоборческой властью, всячески её восхваляя. Истинная Православная Церковь скрыта от народных масс... Это ли "возрождение Православия"?

УБИЙСТВО МИТРОПОЛИТА ФИЛАРЕТА


Давно подбиралось КГБ к митрополиту Филарету. В начале 80-х годов Федеральное Бюро Расследований предупредило его о том, что его собираются застрелить во время пасхального крестного хода. Митрополит всё же вышел на крестный ход, но молодые иподьяконы прикрывали его своими телами, и многие русские эмигранты недоумевали потом, почему владыку Филарета не было видно.

И вот наступил трагический день 19 ноября 1985 года. Митрополит Филарет и все епископы тогда отравились за трапезой. Кроме одного, епископа Австралийского Иллариона (Капрала), который обедал отдельно. Однако вызванный врач почему-то констатировал грипп, а не отравления.

Заболевшим им был признан и протодьякон Никита Чакиров, келейник митрополита Филарета. По санитарным соображениям ему было строго-настрого запрещено подниматься в митрополичьи покои. Таким образом, владыка Филарет там был оставлен на всю ночь один. На всём этаже здания Синода также не было ни души. Подобного не случалось никогда за всю историю Зарубежной Церкви.

Надо ли говорить о том, что следующим утром владыка Филарет был найден мёртвым? Он лежал на полу, и кругом были следы рвоты. Они могли говорить об отравлении и дать неоценимый материал в деле установления причин смерти.

На крик о. Никиты Чакирова, обнаружившего труп, прибежал епископ Илларион, (и тогда, и сейчас откровенно работающий на КГБ). Он первым делом отослал келейника. Как рассказывали мне многие эмигранты, после этого он тщательно вымыл пол, переложил тело митролпита на кровать и только тогда вызвал врача. Естественно, тот констатировал смерть «от остановки сердца».

Через пятнадцать лет гробница митрополита Филарета была вскрыта, и все увидели, что его мощи нетленны. Многие верующие требовали канонизизации, но власть в Зарубежной Церкви уже была захвачена ставленниками чекистов. Митрополит Лавр приказал мощи закопать и даже прибавил кощунственную фразу о том, что "пусть он гниёт, как все". Даже распространять фотографии митрополита Филарета было запрещено.

Незадолго до своей кончины Владыка Филарет узнал о том, что приближённые епископы его обманывают. Пользуясь его незнанием английского языка, подсовывали на подпись не те документы. Владыка собирался обличить и даже сместить некоторых епископов. Но, как водится, смерть смыла все следы.
Константин Преображенский,
"Наша страна"
 23 марта 2007 г.


+ + +


Священник Виктор Кузнецов

Мученики и исповедники.

Дополнение 19-е


Заказы о пересылке книг священника Виктора Кузнецова по почте принимаются по телефонам: 8 800 200 84 85 (Звонок безплатный по России) — издат. «Зёрна», 8 (495) 374-50-72 — издат. «Благовест»8 (964) 583-08-11 – маг. «Кириллица». 
28 апреля 2024 Просмотров: 1 570