Россия - Белоруссия: в будущее - мелкими шагами

alt10 декабря в Большом Кремлевском дворце состоялось заседание Высшего Госсовета России и Белоруссии, на котором рассматривались 18 вопросов. После восьмичасовых переговоров Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко подписали три документа: декларацию по случаю десятилетия Договора о создании Союзного государства, договор о развитии военно-технического сотрудничества и соглашение об учреждении и условиях деятельности культурно-информационных центров. Вместе с тем ожидавшегося подписания Программы расширения сотрудничества в области топливно-энергетического комплекса не произошло. По всей видимости, документ нуждается в доработке в связи с договоренностями, достигнутыми президентами двух стран на личных переговорах.

Дмитрий Медведев, выступая перед журналистами, рассказал, что России и Белоруссии удалось найти решение вопросов поставок нефтепродуктов на период до вступления в силу единых унифицированных правил Таможенного союза. Президент России отметил необходимость «интенсифицировать эту работу для того, чтобы тот договор, который касается поставок нефтепродуктов и который прекращает свое действие в конце этого года, не создал проблем нашим производителям, нашим потребителям, не создал проблем нашим экономикам, и мы могли бы выработать разумную компромиссную схему, касающуюся поставок нефтепродуктов и использованию таможенных пошлин в период, который предшествует вступлению на таможенные территории наших стран единых унифицированных правил, касающихся Таможенного союза».

Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин подтвердил, что лидеры России и Белоруссии поручили проработать вопрос о сохранении для Минска цен на нефть и газ в будущем году на уровне 2009 года. По всей вероятности, нерешённые вопросы удастся утрясти в ближайшем будущем. Как сообщил 11 декабря первый вице-премьер Республики Беларусь Владимир Семашко, обе страны в феврале 2010 года планируют подписать совместную программу по взаимодействию в сфере топливно-энергетического комплекса. В следующем году Белоруссия получит беспошлинно 8-9 миллионов тонн российской нефти. По словам Владимира Семашко, стороны договорились перейти к равнодоходным ценам на газ с 2014-2015 годов. По информации БелТА, параллельно с вышеназванной программой будет подготовлено еще три соглашения: по сотрудничеству в области электроэнергетики, по сотрудничеству в газовой сфере, по строительству АЭС.

Что касается в целом договоренностей в топливно-энергетической сфере, то, несмотря на смягчение условий поставок нефти и газа, говорить о серьезных льготах, по всей вероятности, преждевременно. Возможно, стоимость нефти будет зависеть от открытия российскому капиталу доступа к белорусской нефтехимической промышленности. Не исключено, что пожелание Дмитрия Медведева развивать «кооперацию в топливно-энергетической сфере», носило этот подтекст. «Белорусские новости» сообщили о продаже россиянам БПС-банка и процитировали слова первого вице-премьера республики о том, что российские нефтяные компании Белоруссию устраивают наилучшим образом.

12 декабря газета «Народная воля» сообщила о предполагаемой приватизации комплекса «Нафтан-Палимер» с возможным участием «Лукойла» и других компаний. Приватизация «Нафтана» предусмотрена проектом международного соглашения о расширении сотрудничества с Россией в топливно-энергетическом комплексе. Проект также предусматривает допуск государственной компании «Беларуснафта» до разведки и разработки месторождений нефти и газа на территории России.

Можно предположить, что уступки России по ценам на энергоносители связаны с поддержкой Белоруссией Таможенного союза, который имеет для Москвы важное политическое значение.

Заседание Высшего Госсовета показало, что Белоруссия и Россия живут по принципу: дружба дружбой, а табачок врозь. Заверения в любви и вечной дружбе чередуются с политическим и экономическим торгом. Как рассказал «Коммерсанту» один из кремлевских чиновников, «белорусские чиновники повели дискуссию по заранее написанному сценарию — они взрывали предметный разговор бесконечными требованиями о кредитах, льготах, послаблениях и исключениях. Эти просьбы повторялись десятки раз, из-за чего разговор приобрел рыхлый характер». И, надо полагать, небезуспешно. Как отметил Дмитрий Медведев, Россия будет «проводить политику, направленную на помощь и поддержку белорусской экономике».

По итогам переговоров Александр Лукашенко заявил:«…россияне, русские люди должны знать, что там, на западе, на крайних рубежах нашего общего отечества у вас есть достойные друзья, которые всегда готовы и поддержать, и защитить, и поделиться всем тем, что у нас есть». Если Александр Григорьевич имел в виду защиту от агрессии со стороны НАТО, то значение Белоруссии для России он несколько преувеличил. Стоит только посмотреть на карту и станет понятно, что в случае «заварушки» противник может обойти республику и с севера, и с юга и беспрепятственно приблизиться к российским границам…

Разрушить некогда единое государство было делом незамысловатым. Собрались в Беловежской пуще, сообразили на троих – и да здравствует независимость! От кого мы стали независимы? Оказалось, от самих себя. Авантюризм недальновидных политиков дорого обошёлся народам стран бывшего СССР. Сотни тысяч граждан бывших советских республик стали срываться с насиженных мест в поисках работы в ближнем и дальнем зарубежье. Белорусов такая незавидная участь миновала в первую очередь благодаря тесному союзу с Россией. Стали восстанавливаться экономические связи, заработали предприятия, сократилась безработица. Но Белоруссия не смогла оказать существенной помощи россиянам. И тому есть объективная причина – слишком неравнозначными экономическими потенциалами обладают два союзных государства. И эта разность потенциалов, на наш взгляд, порой служит камнем преткновения в российско-белорусских отношениях. Белорусские политики, возможно, полагают, что для богатой природными ресурсами России оказать братскому народу посильную помощь - пустячное дело. «А с какой стати? - спрашивают некоторые российские чиновники. – Вы же теперь самостоятельные, вот и платите по рыночным ценам. Ну а раз платить нечем, тогда… признайте Абхазию и Южную Осетию». Хотя по большому счету такая внешнеполитическая поддержка со стороны «последнего диктатора Европы» большой пользы России не принесет.

Следует отметить, что еще с советских времен взаимоотношения между РСФСР и БССР складывались, образно выражаясь, как между старшей и младшей сестрами. Пожалуй, этот комплекс продолжает присутствовать и в рамках Союзного государства. Россия считает себя покровительницей Белоруссии и, по всей видимости, не может воспринимать ее как равноправного партнера. Белорусское руководство такие «правила игры» воспринимает болезненно.

Интеграции России и Белоруссии препятствуют разные модели экономики. В основе российской рыночной экономики лежит конкуренция, что исключает партнёрские отношения, создаёт предпосылки к «газовым», «молочным» и прочим войнам. Не случайно российские олигархи пытаются скупить белорусские предприятия. И, похоже, процесс приватизации топливно-энергетического комплекса начнётся в следующем году. Станет ли он стимулятором интеграции, укрепит ли экономическое сотрудничестве между двумя союзниками, даст ли импульс модернизации белорусской экономики или же положит начало грабительскому выводу денег за рубеж? Например, до кризиса из России вывозилось более 100 млрд. долларов в год при годовом бюджете 365–400 млрд. долларов. Есть над чем подумать Александру Лукашенко.

А что он предложил взамен принципиально нового, равно устраивающего обе стороны? Тот же вопрос можно адресовать и Дмитрию Медведеву. О новых подходах к интеграции разговор на заседании Высшего Государственного совета Союзного государства, надо полагать, не шёл. По крайней мере, оба президента об инновациях журналистам не рассказали. Может быть, до поры до времени их сохраняют в тайне? Думаю, вряд ли, поскольку пока не возникло обстоятельств, побуждающих правящие круги обоих государств к более тесному сотрудничеству.

14 декабря 2009 Просмотров: 5 409