Секуляризация и десакрализация в информационном обществе

altАпокалиптическая направленность течения современной жизни достаточно выпукло проявляется в самых различных процессах, происходящих в обществе. Сам Господь Иисус Христос говорит в св. Евангелие о том, что когда Он придет на Землю, найдет ли веру? Отступление от веры и Церкви происходит самыми различными путями. И один них - это секуляризация.

 

Под секуляризацией понимается возникновение автономных, независимых от Церкви и религиозных институтов, светской культуры, искусства, политики, морали и т.д. Если обратиться к словарю В.И. Даля, то там мы увидим следующее определение: «Секуляризация <...> - обращение церковных и монастырских имуществ в светское владение». То есть первоначальная секуляризация в Европе носила характер передела собственности. В России секуляризация началась в 1764 году при Екатерине II, когда монастырские земли были отчуждены в пользу государства, и, по мнению современников, имела плачевные последствия, выразившиеся в резком падении уровня грамотности среди беднейших слоев населения, которое получало образование при монастырях.

 

Следующим этапом становится идеологическая секуляризация, начало которой относят к эпохе Возрождения с ее духом антропоцентризма, когда человек пытается найти основания своего бытия в себе самом. С этого момента человек начинает все больше отдаляться от Бога. Сначала на смену христианскому мировоззрению, в котором Бог является Создателем мира и его Промыслителем, постоянно следящим за событиями и управляющим им в соответствии со Своим замыслом, приходит деизм. В нем Бог признается уже лишь в качестве Создателя мира, запустившего все его механизмы, после чего мир развивается по своим законам, которые может открывать и использовать человек. И Создатель больше не вмешивается в бытие мира.

 

Затем возникает мощный антиклерикализм - нападкам подвергается Церковь и ее служители («Бог - благой, а служители Его никуда не годятся»), т.е. вера в Бога еще остается, но критика Церкви приводит к возникновению протестантизма. Протестанты уже отказываются не только от служителей Церкви как посредников между Богом и человеком, якобы искажающих суть вероучения, но и от Предания, т.е. церковной традиции. Начиная с эпохи Возрождения, человек шаг за шагом отходит от Бога и ищет основания для крупных сфер своей практики - морали, политики, искусства - в них самих, освобождая их от теологических корней.

 

Христианское мировоззрение было универсальным базисом всех сфер бытия человека. Процессы секуляризации фактически оторвали человека от этой универсальной связи со всем бытием и, главное, с Богом. Но «свято место пусто не бывает», и сегодня место теологии прочно занято наукой.

 

Временное правительство в России в 1917 году подготовило закон об исключении религиозной составляющей из школьного образования. Большевистский декрет 1918 года об отделении Церкви от государства закрепил эту тенденцию.

 

Секуляризация часто идет параллельно с антиклерикализмом. Если под клерикализмом понимается общественно-политическое направление в деятельности религиозных организаций, ориентированное на повышение влияния религии и Церкви в различных сферах жизни общества, то антиклерикализм стремится избавиться от влияния религии и Церкви на общественную жизнь.

 

В результате этого универсальные объяснительные и обосновывающие мироздание картины мира и места человека в нем, предлагаемые Христианской религией, сменяются научными. Но если наука может нарисовать картину мира, то обосновать всеобщие нормы нравственности и рассказать человеку о смысле его существования, она не способна, да и нужно отдать ей должное, не ставит перед собой такой задачи. Нишу поисков смысла человеческого существования сегодня заняли философы. Философы последних веков, самонадеянно заявляя о «смерти Бога», тщетно пытаются найти какое-нибудь обоснование всеобщности нравственного требования. Они посвятили этому множество своих произведений, пытаясь помочь человеку выжить в этом мире. Но эти попытки не увенчались успехом: что может конкурировать со Всевышним? Природа? Но она безразлична к нравственности. Сам человек или общество? Но человек без Бога - хуже зверя. В результате сегодня подавляющее большинство современников являются релятивистами, утверждая, что у каждого - своя мораль.

 

Человек, живущий с Богом, принимает нравственные заповеди как исходящии от Творца. Т.е. источник нравственного требования имеет Божественный, сакральный (таинственный, скрытый), принципиально нерационализируемый, т.е. не познаваемый с помощью человеческого разума характер. Секуляризационные же процессы лишают жизнь человека тайны, отрицают наличие непостижимого. И знаковой чертой продолжающейся секуляризации становится глубокое проникновение секулярного уже в состав самого религиозного. Например, предпринимаются попытки очистить содержание догматов от всего сверхъестественного, чудес и тайны, что в свое время делал Л.Н. Толстой (за что его и особенно любят на Западе, а вовсе не за «Войну и мир». Он, например, считал, что то, что его разуму кажется нормальным, - нравственные заповеди, необходимо оставить в Библии; а то, что его разуму непостижимо, - чудеса, - следует убрать).

 

Секуляризационные процессы связаны с освобождением от сакрального, десакрализацией. Можно даже сказать, что именно это составляет ядро секуляризации.

 

Сакральное - это священное, святое - категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения. Святое - это отличное от обыденного бытия и относящееся к высшему уровню реальности; заключающее истинное знание, в сути своей непостижимое; дивное, поразительное; абсолютное, императивное, глубоко чтимое. Эти характеристики предлагаются одним из современных философских словарей.

 

Совсем недавно СМИ с радостью заявили о новом, первом за последние 150 лет переводе Библии. Правда, в комментариях в интернете некоторые проницательные читатели пишут, что, скорее всего, просто кому-нибудь надо было переписать Библию. И все это с лукавыми апелляциями к старушкам, которым неведомо содержание Священного Писания, хоть они и ходят в Церковь десятки лет. Но кто хоть некоторое время проводит в Церкви, тот прекрасно понимает, что это - неприкрытая ложь! Все эти бабули и на церковно-славянском читаемое Святое Писание прекрасно понимают и разумеют, а не только в синодальном переводе. Замена слов «высокого штиля» на обыденные слова не позволяет читателю воспарить в горняя и возвращает его на землю, упрощая и примитивизируя восприятие слова Божия. Здесь та же десакрализация - замена принципиально невыразимого, особой настроенности души, создаваемой с помощью церковно-славянских слов и выражений, просторечными и обрубленными смыслами и значениями.

 

altЭта проблема также во многом связана с понятием и пониманием человека и его идентичностью. Если раньше человек заявлял себя как представителя той или иной религиозной конфессии, то это определение было стержневым и выстраивало все остальные идентичности вокруг этого вертикального стержня. Современное информационное, оно же сетевое, общество формирует личность как набор идентичностей, среди которых нет вертикали. Это - все та же постмодернистская «ризома», растекающаяся по поверхности. Ризома - это безпорядочное распространение множественности, не имеющее какого-либо превалирующего направления, без регулярности, дающей возможность предсказать следующее движение. И здесь религиозность выступает в качестве одной из ячеек личности. Последняя секуляризация понимается как высвобождение религиозного от трансцендентного, которое ведет к окончательному развинчиванию иерархизированной вертикали личности.

 

Как мы видим, современные строители информационного общества как в государстве стремятся к уничтожению иерархии и замене ее сетью и поверхностью, так и личность стремятся полностью развинтить и расплющить по поверхности. А ведь многие наши русские мыслители писали о сущности зла. Оно не стремится, в противоположность добру, вертикально вниз, а наоборот, растекается по поверхности, стремясь поглотить и вовлечь в свою орбиту как можно больше людей и событий. А именно добро и его духовная составляющая центрируют человека вокруг вертикального стержня, направляя его жизнь к реализации высших ценностей, связывая с Творцом.

 

Таким образом, сущностью секуляризации является десакрализация. Это сведение всего многообразия человеческого бытия к повседневному бытию (отсюда, видимо, и особая популярность современных исследований повседневности), отрицание наличия истинного и принципиально непостижимого, отрицание абсолютных ценностей, содержаний и измерений человеческого бытия, снятие последних покровов тайны даже в рамках самой религии (во всяком случае, в ее западном варианте). Осуществляется фактически переход от трехмерного мира к двухмерному. Человек лишается корней - глубины (за счет отрыва от рода, нации, гражданства) и отсекается от духовной вертикали - устремленности к горнему, связи с Богом. Фактически происходит разрушение смыслового ядра религии как связи человека с Богом. А внешние признаки - образы религии - остаются. Но это уже не религия. А что? Остается лишенный духовного, вертикального измерения плоский человек в плоском мире.

 

Человек в истории пытался вести и вел осмысленное существование. Он пытался прорваться к смыслу, увидеть и высказать этот смысл, не довольствуясь внешним и поверхностным. Постижение смысла требует проникновения в скрытую сущность слов, вещей и отношений, определения цели, назначения, причины, основания, сущности. Поэтому смысл изначально предполагает расширяющееся пространство деятельности, дистанцию, путь, который следует преодолеть для увеличения массива своего знания. Для православного человека понимание смысла - это выявление духовной составляющей любого события или явления, переход от видимого к невидимому.

 

И поэтому десакрализация или обезценивание высших смыслов и есть попытка оставить человека на поверхности мира повседневности и внушить ему мысль о том, что все, как кажется, так оно и есть. Человек должен удовлетворяться имиджами как внешними, не связанными с сущностью объектов, образами предметов, связей и отношений и сам быть ячеистой сетевой структурой, в каждой из ячеек которой находится некий имидж самого себя. Религия, социальность теряют свою смыслообразующую функцию, превращая человека в марионетку. А вместо них приходит кто-то «мудрый» - «большой брат», который снисходительно берет бразды правления в свои руки и заменят эту вертикаль. Все смыслы с этого времени должны будут упираться или отсылать к этой иной реальности - реальности «большого брата» - «всевидящего, всезнающего и всемогущего» (с помощью систем развитых технологий). И никому не укрыться и никому не спастись. Да не будет!

 

По мнению некоторых мыслителей, сегодня мир уже прошел постхристианскую эпоху и вступил в эпоху постсекулярности. Религиозность сегодня приветствуется идеологами нового мирового порядка как частное признание Божественного.


Ведь строителям нового мира нужно будет привести все человечество к поклонению князю мира сего, а для этого нельзя бороться с религией вообще, а только с Православием.

 

Елена ДЕНИСОВА

 

Источник: "Православный Крест"

 

29 сентября 2011 Просмотров: 6 227