Преодоление разделений

30 января в Киеве состоялись два мероприятия, созвучные по отношению друг к другу. Первое… Началось оно по времени раньше, поэтому назовём его первым. Это заседание Всеукраинского Координационного Совета организаций российских соотечественников (ВКСОРС), посвящённое «политике» – грядущему второму туру президентских выборов и приезду на Украину нового посла России.


Второе – Крестный ход, православно-патриотическое шествие, посвящённое 356-й годовщине принятия Присяги киевлянами на вечную верность Русскому царю.
Созвучность двух событий в том событий в том, что оба касаются вопроса единения Руси - процесса многовекового.


Разделённый (за грехи, как верно понимали предки) в эпоху монголо-татарского владычества, русский народ сделал зримый шаг к своему воссоединению 8 января (18 января н. с.) 1654 года на Переяславской Раде. Этому грандиозному событию предшествовали обращения гетмана Богдана Хмельницкого к русскому царю и принятие судьбоносного решения московским Земским собором, который постановил, «чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и всё Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку». Это означало начало кровопролитной и дорогостоящей войны с Речью Посполитой, исход которой был непредсказуем. Русское правительство пошло на это, война была объявлена.


В Переяслав прибыло большое московское посольство во главе с ближним боярином, выдающимся дипломатом, Василием Васильевичем Бутурлиным…
Позади остались века раздельной истории. Русь Московская, сохранив веру православную, с великими трудами и кровью обрела силу и стала мощным православным царством, теперь уже единственным в мире после погибели Византии. Русь Малая, изнемогая, жаждала избавления от власти иноверных, ненавидящих православную веру… И вот свершилось!


Богдан Хмельницкий произнёс на Переяславской Раде речь, ответом на которую было единодушное: «Волим под царя восточного православного!..» Народ ликовал, не вполне даже и веря свершившемуся, люди молились: «Боже, утверди! Боже, укрепи! Чтоб есмы во веки вси едино были!» Присяга давалась на Евангелии с целованием Креста в Успенском соборе. После Переяслава московские послы с той же целью посетили 177 городов и селений западной Руси и запорожского войска. 17 и 19 января (27 и 29 по н.с.) присягу принял Киев «со всеми людьми».

 

alt


Фундамент объединения Руси – сбережённая общность Православной веры. Цель – спасение Православия на Малой Руси, часть которой уже была совращена в унию. Аргумент Хмельницкого, убедивший русское правительство, был таков: «От Владимирова святого крещения [была] одна наша благочестивая христианская вера с Московским государством и имели [мы] единую власть. А отлучили нас неправдами своими и насилием лукавые ляхи». Ляхи – ксендзы и польские чиновники, позволившие себе для унижения Православной веры передавать православные храмы в аренду иудеям (жидам, как тогда говорили), чтобы те ими распоряжались с выгодой для себя. Причина воссоединения (а значит и войны) была чётко определена и в решении Земского собора: «потому что… вся Речь Посполитая на православную христианскую веру и на святые Божии церкви восстали и хотят их искоренить». Война с Польшей была за святое дело. Исход известен, в конце следующего века Польша как государство перестала существовать...


Казалось, воссоединилась Русь на веки вечные, может, и до Второго Пришествия… Оказалось – лишь на века, которые вот уж и истекли. Вновь разведена Русь – как мы понимаем, как понимали и предки, за наши грехи, за грех богоотступничества.


В народном возгласе «Волим (хотим) под царя восточного православного» ключевым словом было «ПРАВОСЛАВНОГО». Именно так понимали это современники, так понимали и потомки. Оно, это слово и было крупно выделено в этой фразе, выбитой на постаменте памятника Богдану Хмельницкому на Софийской площади в 1888 году. Кроме фразы «Хотим под царя восточного православного» было и «Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия».


В 1919 году социалисты-самостийники убрали эти надписи: и царь, и православие, и историческая неделимая Россия для них – как нож у горла. Сменившие их большевики, абсолютно солидарные с ними в этих вопросах, яростно проводя украинизацию бывшего Юго-Западного края и Новороссии, в 1924 году вмонтировали в постамент гранитную панель с надписью (на украинском) «Богдан Хмельницький. 1888». Тогда же, при создании внутренних границ, они заложили под Русь мины с часовым механизмом, которые и сработали в 1991 году.


30 января 2010 года к памятнику Богдану Хмельницкому от стен Успенского собора Киево-Печерской Лавры пришёл Крестный ход. Несколько сот человек с крестами, иконами, хоругвями и историческими флагами прошли через город, рассекли его суетность. В недочеловеческом цифровом XXI веке Крестный ход – это как вылетевшая из древних глубин Святой Руси тихая молитва, оживляющая память. На Украине пока ещё совсем не многие осознают катастрофичность разделения 1991 года и даже считают это разделение за великую ценность (так технологично внушили), несмотря на общее духовное оскудение и сокращение населения, сопоставимое с потерями во времена чудовищных эпидемий и войн.

 

alt

 

Богдан Хмельницкий когда-то говорил, что Русь разделили «неправдами своими и насилием лукавые ляхи». То же и сейчас можно повторить, имея ввиду под «ляхами» западную цивилизацию с её лукавым «свободолюбивым» НАТО и двуликим Евросоюзом.


30 января около памятника Богдану Хмельницкому было проведено импровизированное народное вече, на котором крестоходцы напомнили собравшимся о событии, произошедшем здесь 356 лет назад, о присяге, которую, по сути, никто отменить не в силах, и приняли заявление, отмечающее пагубность идеологической русофобии, которая на Украине продолжает разжигаться сейчас стараниями «оранжевых» политических группировок, вновь рвущихся к власти.


О Переяславской раде и великом дипломате Василии Васильевиче Бутурлине вспомнили в тот день и в кулуарах заседания Всеукраинского Координационного Совета организаций российских соотечественников, обсуждая предстоящую встречу с новым послом России Михаилом Юрьевичем Зурабовым.

 

Фонд стратегической культуры
3 февраля 2010 Просмотров: 4 553