Епископ Маркел: «Ну, уж если придется пострадать за Христа, то куда нам деваться?»

В Молдавии «Закон о недискриминации» был принят 25 мая, а страсти всё не утихают. Епископ Бельцкий и Фалештский Маркел не отказывается от протестов, митрополит Владимир, занимая более примирительную позицию, говорит о смирении и даже намекает на то, что Маркел может лишиться церковного поста. На этом фоне появляется декларация Священного Синода Русской Православной Церкви, к которой относится Молдавская епархия. Высшие иерархи православного мира призывают молдавских депутатов изменить закон, предоставляющий широкие права сексуальным меньшинствам. О сложившейся непростой ситуации епископ Бельцкий и Фалештский Маркел рассказал молдавскому еженедельному информационному издательству «Пульс».

— Владыко, как бы вы охарактеризовали текущее состояние проблемы и настроения в обществе?

— Вы, наверное, чувствуете некоторые волнения в обществе, особенно, после принятия закона «о равенстве шансов». Дело в том, что этот закон действительно наносит сильный урон как душе, так и семье, всему, что мы называем комплексом моральных ценностей общества. Одним словом, этот закон снимает всякие границы. То, что было до сих пор не дозволено, теперь разрешено. Вы можете себе представить, какой урон наносит слепое принятие этого документа? Этот закон посягает на самое святое — на детей — и предусматривает переквалификацию преподавателей, которые должны говорить детям нечто толерантное. Если до сих пор они говорили, что «этим» нельзя ни в коем случае заниматься, то отныне они должны говорить, что «это» не так уж и плохо.


Этот закон также обязывает государство подготовить соответствующий дидактический материал, где будут детям преподаваться эти пошлости, извините за такое слово. Полагаю, что мы не имеем морального права просто сейчас отмалчиваться.


Об этом православная Церковь Молдовы била тревогу, об этом все архиереи Молдовы говорили на встречах с председателями правительства и парламента. И если Влад Филат категорически отвергал всякое соработничество с Церковью в этом направлении, то мы получили полное согласие, понимание и поддержку в лице Мариана Лупу, который в конечном итоге предал нас, как будто не ему принадлежали следующие слова: «Я сам отец двоих детей, правда, они ещё малолетние, но я не хочу, чтобы они через 5–7 лет спросили: “Папа, во что ты превратил эту страну?”». Он дал понять, что полностью поддерживает озабоченность Церкви и всячески будет содействовать тому, чтобы этот закон не нанес ущерб моральным устоям молдавского общества. В конечном итоге оказалось, что это были пустые слова.

— Но ведь и среди священнослужителей настроения не так однозначны, заговорили даже о расколе?

— После того, как  Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством нашего Патриарха Кирилла обнародовал свое мнение, есть некоторые надежды на успокоение. Я очень надеюсь, что эта декларация поставит точку в разногласиях среди служителей Православной Церкви Молдовы. У нас бытует несколько мнений, и мнение меньшинства (имеющего большое влияние на митрополита Владимира) пока превалирует. Оно заключается в том, что надо просто закрыть рты и не осмеливаться возражать. Они очень умело прикрываются смирением. Мол, что Господь посылает, то мы и должны терпеть. Конечно, это ложное смирение, за которым прячется большая дружба с Филатом, который очень продвигал и продолжает поддерживать этот закон. И некоторые обязанности перед Филатом заставляют их изменить церковным принципам, изменить даже клятве священнической и не нарушать Церковные каноны, Апостольские каноны, уходящие корнями во времена Иисуса Христа.

Я знаю очень многих, кто выступает за сохранение наших православных и просто моральных традиций, и всё это движение хочет, чтобы во главе находился митрополит Владимир. Мы очень надеемся, что в конечном итоге после решения синода Митрополит возглавит этих людей и будем работать для сохранения наших традиционных ценностей.

— Вас, Владыко, считают главным «двигателем» сопротивления новым веяниям в законодательстве, и многие нападки в связи с этим осуществляются на вас лично. В частности, в Бельцах уже обыскивали две церкви, поговаривают о вашем отстранении от должности. Не боязно ли Вам продолжать свою борьбу?

— Сказать, что я не боюсь, было бы неправдой, особенно после неоднократных предупреждений. А после обысков в церквях я понял, что наши власть имущие готовы на многое, лишь бы закрыть мне рот. Но в данном случае нужно выбрать: или Бога бояться, или властей. Я выбрал первое, я служу Церкви, служу народу, и моя прямая обязанность — нести Истину, слово Божье в народ. А церковная Истина говорит, что гомосексуализм — это грех большой и опасный для общества. Я буду это говорить, потому что не хочу быть просто подобием священнослужителя, а хочу быть настоящим священнослужителем.

Насчет разговоров о том, что я преследую другие цели, помимо сохранения чистоты морали в обществе, так это просто безответственные декларации. Мне кажется странным, когда политологи, некоторые вообще безволосые из-за старости или убеленные сединами, несут какой-то бред с экранов телевизоров. Хотя они могли бы набрать меня по телефону, спросить, что я хочу, как я считаю. Но они несут отсебятину, не имеющую никакого отношения к правде. Правда заключается в следующем: я защищаю моральную чистоту в обществе и всячески буду стараться, чтобы грех, который несут гомосексуалы, был локализирован, а не, наоборот, разрекламирован. Слухи о том, что я кого-то хочу сместить, беспочвенны.

— Каков сегодня настрой прихожан, вы будете продолжать протесты?

— Церковь не прибегает к протестам. Наши уличные акции всегда назывались по-другому: молитвенное стояние. Безусловно, оно сопровождалось и объяснением пагубных последствий этого закона. Православная Церковь Молдовы и вообще Православная Церковь имеет прямую обязанность называть грех грехом, хотя закон нам это запрещает, приписывая нам дискриминацию сексменьшинств, за что предусматривается наказание. Первое наказание, например, если я буду говорить прихожанам, что гомосексуализм — это грех, для меня будет штрафом в 1500 условных единиц, что равняется 30 тысячам леев. Ну, уж если придется пострадать за Христа, то куда нам деваться?


Даже тогда, когда закон был принят, в злополучный день 25 мая сего года, когда многие прихожане Бельцкой епархии и не только приехали в Кишинев и молились, просили у стен Парламента, надеялись, что выйдет кто-то, и мы вручим подготовленные нами письменные пожелания, никто не снизошел до нашей худости, бедности. И когда они приняли закон, некоторые  верующие рыдали в буквальном смысле слова.


Люди, которые думают о будущих поколениях, никогда не останутся равнодушными к этой трагедии, к этой бомбе в моральном смысле. Я полагаю, что есть ещё большой потенциал возможностей, которые мы должны использовать. Те 82 процента, которые, согласно опросам, выражают полное доверие Православной Церкви, будут готовы поддержать наше мнение. Более того, более 90 процентов из опрошенных, согласно соцопросу, произведенному по команде премьер-министра, высказались против этого закона, и я не понимаю, на что рассчитывает премьер-министр и его команда, которые так яро продвигают данный закон. Неужели они думают, что люди им не напомнят об этой ошибке? Если они еще рассчитывают после этого куда-то баллотироваться, то они, безусловно, считают нас за не думающих людей, за простецов, которых можно запросто обмануть, бросив им килограмм соли, макарон и литр подсолнечного масла.

15 июня 2012 Просмотров: 5 856