Правило о поклонах и крестном знамении

Входя в храм Божий, человек попадает в особую обстановку – на небо, находящееся на земле. Все здесь имеет стройность и духовную красоту и смысл. Все находится на своем особом месте, соблюдается свой чин и порядок – нет здесь ни хаоса, ни беспорядка. Иконы расположены в определенном порядке, пение совершается по строгим древним законам, за молитвой следует определенная молитва. И только в рядах молящихся сторонний человек не сможет заметить стройности и порядка. О наших хождениях по храму, о разговорах во время службы и говорить не приходится. Но даже в малом – в уместном и осмысленном крестном знамении и поклоне у нас нет единства. А ведь богомолец такой же участник богослужения, как и священник, как и певчий. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности, одновременно с другими молящимися, а именно тогда, когда это указано.
Креститься без поклонов:
– в середине шестопсалмия на «аллилуиа» три раза.
– в начале «Верую».
– на отпусте «Христос, истинный Бог наш».
- в начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.
Креститься с поясным поклоном:
– при входе в храм и при выходе из него – три раза.
– при каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
– при возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
– при возгласах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих».
– при словах «Честнейшую Херувим».
– при каждом словe «поклонимся», «поклонение», «припадем».
– во время слов «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом – по три раза.
– на каноне на 1-й и 9-й песни при первом взывании к Господу, Божией Матери или святым.
– после каждой стихиры (причем, крестится тот клирос, который оканчивает петь).
– на литии после каждого из первых трех прошений ектении – по 3 поклона, после двух остальных – по одному.
Креститься с земным поклоном:
– в пост при входе в храм и при выходе из него – 3 раза.
– в пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем».
– в начале пения «Достойно и праведно есть».
– после «Тебе поем».
– после «Достойно есть» или Задостойника.
– при возгласе: «И сподоби нас, Владыко».
– при выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно».
– в Великий пост, на Великом повечерии ,при пении «Пресвятая Владычице» – на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
– в пост, при молитве «Господи и Владыко живота моего».
– в пост при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Всего три земных поклона.
Поясной поклон без крестного знамения
– при словах священника «Мир всем»
– «Благословение Господне на вас»,
– «Благодать Господа нашего Иисуса Христа»,
– «И да будут милости Великаго Бога»,
– при словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).
Креститься не положено
– во время псалмов.
– вообще во время пения.
– во время ектений тому клиросу, который поет ектенийные припевы
– креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не при последних словах.
Не допускается земных поклонов:
Во дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения и Воздвижения (в сей день три земных поклона Кресту). Поклоны прекращаются от вечернего входа под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.
17 октября 2012   Просмотров: 18 302