Следует ли дать евреям в России законодательные и административные права? Иван Сергеевич Аксаков

«Следует ли дать евреям в России законодательные и административные права?»


Иван Сергеевич Аксаков

Газета «День», Москва, 16 февраля 1862 г.

Вопрос


Разве в России не видели, что евреи захватывают власть в самых высоких ведомствах? И никто из интеллигенции не призывал ограничить их в этом захвате?

 

Ответ:


Были и такие провидцы. Но всех мы уже вряд ли узнаем. Многое ли вошло в публикации?

 

«Следует ли дать евреям в России законодательные и административные права

 

«Выражения «идея века», «либеральная идея», «гуманная мысль» - сделались в нашем прогрессивном обществе каким-то пугалом, отпугивающим самую смелую критику. Это своего рода вывеска, за которой охотно прячется всякая ложь, часто не только не либеральная и не гуманная, но насильственно нарушающая и оскорбляющая права жизни и быта безгласных масс в пользу мнимо угнетённого, крикливого, голосящего меньшинства. Этот деспотизм некоторых идей, это слепое раболепство некоторым кумирам объясняется историей нашего общественного развития и, бесспорно, имеет свою полезную сторону, если сами идеи нравственны. Оно способно иногда воздержать наклонность действовать в духе уже совершенно не гуманном и не либеральном: многие добрые дела делаются если не по убеждению, то из страха, из некоторой душевной подлости пред грозными идеями века. Такое основание, конечно, не нравственно, не прочно, не всегда плодотворно, но тем не менее может быть допущено в области практической как внешняя узда для тех, которые не вразумляются внутренним достоинством господствующей мысли. Всё это так, но критика общественная должна безбоязненно входить в исследование самого содержания всякой новой идеи, не обращая никакого внимания на её чин и породу, не смущаясь тем, что она состоит в звании идеи века и аристократического, т.е. европейского происхождения, а относясь прямо к её абсолютной, внутренней ценности. Так и по вопросу об евреях мы большею частью только расшаркиваемся учтиво, и – надобно признаться – не совсем искренне, пред всякою новою для них льготою, не отдавая себе отчёта в смысле, значении и пределах таковых льгот. Мы сказали «не совсем искренно», и в доказательство можем привести спор нашего малороссийского или южнорусского сборника «Основы» с еврейским журналом «Сион», спор, в котором личное раздражение «Основы» заставило её приподнять уголок завесы, прикрывающей её настоящее, сокровенное, если не воззрение, то по крайней мере чувство в отношении к «иудеям» (как она их называет), и употребить выражения, несколько противоречащие обычному строю речей нашей литературы, когда дело касалось или касается еврейского племени. Недавно вышел новый закон о евреях, дарующий им новые и весьма важные льготы, именно: евреи, имеющие дипломы на учёные степени доктора, магистра или кандидата, «допускаются на службу по всем ведомствам» и по всей России. Этот закон, которого нельзя не признать вполне милостивым и либеральным, был приветствован во многих наших литературных органах пышными и громкими фразами о нашей «современности и веротерпимости». Но мы смеем думать, что наши защитники и ревнители иудейских интересов не так поняли закон, как бы следовало, и, во всяком случае, не уяснили себе сами тех пределов, до которых может идти его практическое применение. Конечно, выражение «по всем ведомствам» не вполне передаёт мысль законодательную, и, конечно, его нельзя понимать без ограничения. Так, например, нельзя же предположить, чтобы обер-прокурором Святейшего Синода мог сделаться еврей, еврей не по происхождению, а по вере!

 

Мы думаем даже, что наши литературные прогрессисты не решаются, при всей дерзости своего прогресса, признать подобное явление возможным... Почему же нет? С их стороны это будет только недостаток, или, лучше сказать, робость последовательности. Ведь звание обер-прокурора не есть духовное, а чисто гражданское звание, и область управления, ему подчинённая, называется «ведомством». Однако же, наверное, сами наши прогрессисты согласятся, что еврея во главе этого ведомства даже и предположить невозможно. Они сами найдут, конечно, что здесь противоречие слишком резко. Пойдём дальше. Предположим, что кто-нибудь сказал бы нашим прогрессистам: желаете ли вы и считаете ли сбыточным, чтобы правительствующий Сенат, Государственный совет и вообще законодательные учреждения России наполнились евреями, и не в канцелярских, а в самых высших должностях и званиях? Подадут ли наши прогрессисты свой голос в пользу и даже за возможность такого явления? Сомнительно, и даже есть основание думать, что ими овладеет некоторое, может быть, даже несправедливое опасение, чтобы законодатель - еврей Моисеева закона не вздумал в России законодательствовать в духе моисеевом!.. Стало быть, является новое ограничение к допущению евреев служить по «всем ведомствам»? В этом-то смысле и полагаем мы, что новый закон о евреях нельзя разуметь без ограничений. Постараемся подойти к этому вопросу поближе, и притом даже с точки зрения не христианской, а просто языческой, но предположим язычника честного, правдивого, относящегося к делу со стороны, вполне беспристрастно, и предъявляющего касательно нас только одно требование: логики и последовательности. Вот земля, именующая себя христианскою. Христианство – такое учение, которое, по мнению христиан, указало особые начала для всего нравственного и духовного мира человека, а следовательно – и общества, и на основании этих начал пересоздало и пересоздаёт быт частный, общественный, гражданский, государственный, просвещение, науку, законодательство, отношения людей между собой, одним словом, всю область человеческой деятельности... Народы, исповедующие христианство, уклоняются от правил своего учения, но постоянно признают его за свой идеал, за цель своего существования, за своё знамя.


Сказать - христианин, и всякому известно, что от этого звания требуется и какому нравственному кодексу - предполагается - он должен следовать. Нет возможности, да и надобности производить испытание над совестью каждого и исследовать его личное отношение к христианству, но достаточно видеть знамя, под которым он стоит, чтобы требовать от него общественных действий, согласных с общественным знаменем.

 

Это знамя в России - христианское. В христианскую землю приходит горсть людей, совершенно отрицающих христианское учение, христианский идеал и кодекс нравственности (следовательно, все основы общественного быта страны) и исповедующих учение враждебное и противоположное. Естественно спросить – зачем они приходят в страну, под христианское знамя которой стать они не могут? Но им некуда деться, они голодны, сиры, везде и всюду гонимы. Христианская земля, руководствуясь духом своего Учителя, даёт им приют и средства существования, свободу внутренней и гражданской жизни. Больше этого она дать не может. Больше этого дать – было бы возможно только в таком случае, если предположить ложь с той или другой стороны, то есть - что или христиане лгут, именуя себя христианами, или евреи лгут, официально исповедуя закон Моисеев. На этой-то взаимной неискренности и основывается новейшее современное отношение христиан и евреев! Евреи пришли к христианам - хозяевам земли, в гости. Хозяева могут принять и даже уважить гостей, хотя и непрошеных, но не могут посадить их за своё хозяйское место и дать власть хозяйскую тем, которые проповедуют ниспровержение всякого хозяйского порядка; не могут предоставить им волю распоряжаться и управлять домом. «Но они не станут опровергать порядок, – возразят некоторые. - Они этого не проповедуют». Тут не место таким уверениям, ответит вам всякий честный язычник: лазить в чужую душу и экзаменовать частную совесть не приходится, а следует обратить внимание на штемпель, которым заклеймен человек, на вывеску, которую он носит, на знамя, под которым он стоит, на учение, которое он официально исповедует.

 

Вам нет дела - искренне ли он его исповедует или лжёт, но он от него не отрёкся, следовательно, он продолжает его держаться, продолжает держаться начал, враждебных началам вашего народа, вашему знамени. Вопрос не о том, кто прав, кто не прав, а о том, в каком взаимном отношении должны находиться оба учения и исповедники этих учений, если они искренни. Что сказал бы честный Брут, если бы, внезапно воскреснув, он стал свидетелем взаимных учтивостей и нежностей поляков-католиков и евреев в Варшаве в прошлом году? Евреи, в припадке восторга, подносят католикам крест - эмблему распятия, - распятия, совершенного евреями над Тем, Кого католики признают Богом. «Стало быть - евреи соглашаются со смыслом христианской эмблемы и уже отреклись от своего учения?» - спросил бы Брут. - Нисколько. Католики, со своей стороны, проливая слёзы умиления, строят или дают деньги на постройку синагоги, где должно раздаваться учение, противное Христу и христианству... «Стало быть - католики уже не исповедуют своего Христа?» - спросил бы Брут. - Нет, исповедуют, т.е. говорят, что исповедуют. Ксендз шествует с раввином под ручку в процессии... «Ведь они оба служители храмов, - спросит опять наивный Брут, - проповедники учений несовместимых, противоположных? Значит, один уступил другому, или оба убедились в лживости своих учений, или каждый признал истину учения, своему противоположного? Но ведь одно исключает другое? Как же это согласить?» - Нет, оба числятся, каждый при своей вере. - «Так это нечестно! - воскликнет Брут. - Было бы в тысячу раз честнее и нравственнее, если бы католики и евреи пришли друг к другу и сказали: мы отказываемся от Христа и его заповедей, а мы от Талмуда и ожиданий мессии, мы соединяемся друг с другом во имя нашего человеческого звания!.. Но так как они этого не говорят и продолжают официально принадлежать к учениям христианскому и еврейскому, то они являют безобразный пример гнусной лжи, лицемерия, неуважения к своему званию и презрения к народу, исповедующему свою веру искренне!..» Согласитесь, читатель, что это правда, что так должен посудить всякий беспристрастный, даже чуждый иудаизма и христианства честный, правдивый человек! Но у наших прогрессистов есть в запасе словцо, которое, по их мнению, всё разъясняет и разрешает. Это дух современной цивилизации, цивилизации XIX века. Что ж это такое? Новая религия, что ли? ...Что такое значит дух современной цивилизации? Выражается ли она в том, что англичане теснят славян и поддерживают гнёт над ними турок, отвергающих цивилизацию? В учении материалистов, отвергающих понятие о добре и зле и низводящих человека на степень безответственного животного, лишённого внутренней свободы воли? В разврате ли женщин, проповедуемом некоторыми коммунистами? Очевидно, что повторяющие это слово - сами не дают себе ясного в нём отчёта и должны будут при допросе свести свои открытия в области цивилизации к тем нравственным истинам, которые все давно уже проповеданы миру именно Евангелием, которые действительно в наше время шире воплощаются в жизни, но которым ещё далеко до полного на земле осуществления, согласно христианскому идеалу. Итак, только во имя христианских же начал, а не какой-то цивилизации можно желать расширения льгот и прав для евреев, но нельзя же, опираясь на начала, внесённые в мир христианством, требовать отрицания и отвержения этих начал! Это бессмысленно.

 

Веротерпимость, повелеваемая христианским учением, не значит вероугодливость, не значит равнодушие к вере, а ещё менее - отречение от своей веры и своего знамени. <...> Можно допустить евреев в разные должности, но не в те должности, где власти их подчиняется быт христиан, где они могут иметь влияние на администрацию и законодательство христианской страны.


К чему же вы будете отрекаться от своего знамени, когда евреи упорно держатся своего? Нам скажут: «В наше время вера ничего не значит, просвещённый еврей всё равно, что христианин». Если ничего не значит, так зачем же еврей не отречётся от своего закона публично, не объявит всенародно, что признаёт его ложным... Если же еврей не решается на это отречение, то, стало быть, это противно его совести, стало быть, он дорожит и признаёт истинным учение своего Талмуда. А признавая истинным учение Талмуда, он должен действовать, он не может иначе действовать, как в духе своего учения, противоположного всем началам, которые легли в основу частного и общественного и государственного быта в христианской земле. Мы никогда не враждовали с евреями. Мы признаём великие дарования этого народа и искренне сожалеем об его заблуждении. Мы готовы желать, чтобы обеспечена была ему полная свобода быта, самоуправления, развития, просвещения, торговли (разумеется постольку, поскольку евреи способны уважать общие для всех граждан законы); мы готовы даже желать допущения их на жительство по всей России, но мы не можем желать для них административных и законодательных прав в России, в стране, которая предносит пред собою знамя христианства, создалась и развивается на началах христианской Истины и, повторяем, не в ином смысле признаем возможным будущее применение нового закона о евреях. Допустить евреев к участию в законодательстве или в народном правительстве, как в Англии (кроме дел, их непосредственно касающихся), мы считаем возможным только тогда, когда бы мы объявили, что отрекаемся и отказываемся от христианского путеводящего света. Совмещение же, с одной стороны, признания за евреями таких прав, с другой - официальной верности христианскому знамени, – есть ложь и лицемерие, вредные для народной нравственности и потому неспособные дать даже и на практике никаких прочно-полезных результатов.
 Мы знаем, что против нашего мнения поднимется целый хор недобросовестных или непонятливых публицистов, что нас обвинят в отсталости, в варварстве, в невежестве и даже в фанатизме! Эти клеветы нам не страшны. Но неужели не найдётся людей, способных рассмотреть вопрос хладнокровно и на основании простой логики? Или требование логики в сочинениях большей части наших публицистов - есть требование неумеренное?»..


Газета «День», Москва, 16 февраля 1862 г.

Иван Сергеевич Аксаков.

В публицистических статьях и речах Аксаков выступал сторонником самодержавия и православия, пропагандировал идеи славянофильства и панславизма. Стихи А., проникнуты гражданскими мотивами). Иер.23:33 «Если спросит у тебя народ сей, или пророк, или священник: «какое бремя от Господа?», то скажи им: «какое бремя? Я покину вас, говорит Господь».

3 декабря 2012   Просмотров: 4 067   
3 декабря 2012 18:39
Смотреть фильм "Одержимые кровью"
https://m.youtube.com/watch?gl=RU&hl=ru&client=mv-google&v=3PEaW-9eelY
  Жалоба      1
3 декабря 2012 19:28
что за вопрос "Следует ли дать евреям в России законодательные и административные права?" Они уже давно все имеют и все контролируют.
  Жалоба      2
4 декабря 2012 00:58
Отто Вейнингер,еврей по происхождению, автор известного философско-психологического произведения "Пол и харахтер".
http://www.modernlib.ru/books/veyninger_otto/pol_i_harakter/read/

В возрасте двадцати трёх лет Вейнингер застрелился.

Вот что он писал о еврейском характере -

"Еврей не знает ни мужества, ни страха. У него нет ни твердости, ни нежности, он ни тонок, ни груб, он внешне мягок, но внутренне жесток. Ему чуждо всякое истинное удивление и незнакома сокровенность. Он не знает легкомыслия, чужд всякой истинной веры и устремляется в область материального. Этим объясняется его вечная алчность к деньгам. Еврей не знает настоящего юмора и всегда склонен к издевательской иронии. Он обделен удалью, но хитер и деспотичен, обладая завидным терпением. Ни во что святое не верящий и даже в себя или других, он не поддается страсти алкоголя, как и неспособен на высшие проявления восторженности и духовного опьянения. Он не поднимается выше пафоса, а потому и не может чувствовать беспредельной любви к миру.

Еврей менее всех способен к интенсивному наслаждению, ему недоступны вершины нравственности и нет такого другого народа, в котором совершалось бы так много браков без любви. Еврей совершенно лишен личности. Именно этим объясняется еврейское высокомерие и властная потребность поднять ценность своей личности путем унижения личности другого. Он начисто лишен того внутреннего благородства, которое исходит из собственного достоинства и из уважения к чужому "Я".

Так называемая еврейская интеллигентность основана на их рассудительности, бдительности и исключительной способности их приспособляться ко всем без различия внешним целям. Там, где ариец останавливается на чем-нибудь одном, - у еврея всегда находится одна и еще много возможностей. У еврея нет ничего, за что он мог бы отдать свою жизнь. Все цельное чуждо ему. Он эластично уклоняется от всякого гнета. Всеми этими факторами объясняется полное отсутствие гениальности еврея. Меньшая половая потентность и большая слабость мускулов - лишь отражение того же факта, но в низшей области. То, что химия в наше время почти всецело находится в руках евреев - далеко не случайность. Направление химиомедикаментоза, принятое в настоящее время медициной, - куда массами устремились евреи, - безусловно, связано с влиянием еврейского духа. Всегда в искусстве лечения заключалось что-то священное, тайное, религиозное, и поэтому со времен дикарей вплоть до настоящего времени евреи держались в стороне от него. Это чрезвычайно характерно; химическое направление в медицине принадлежит только евреям. Еврейство представляет то направление в науке, для которого главной целью является изгнание всего трансцендентального, духовного. Ариец стремится все понять, вывести каким-то путем, докопаться. Он тождества, цельности, духовности; второе - непреклонно верующее, торжественное, богоуповающее. Христианство - высший героизм, а еврей героем быть не может. Возможно, что Христос - первый и последний еврей, победивший в себе еврея и ставший христианином в самом величественном смысле этого слова...".
  Жалоба      3
4 декабря 2012 04:58
не понял. какие могут быть права у бедных евреях?
  Жалоба      4
-->