Крестный ход идёт, ад трепещет

В Крестных ходах особенно искренне и пламенно звучит соборная молитва, способная испросить милость во дни бедствий и лихолетий. В эти дни  Русский народ стоит на рубеже духовного выбора приятия или неприятия глобализационных порядков нового мирового правительства. Хоть и малым числом, но собрались нынче около храма Христа Спасителя молитвенники из простого народа со всей России, а также православные братья и сестры из Украины и Белоруссии. Народ прибыл из Одессы, Чебоксар, Смоленска, Керчи, Полтавы и других городов. Слава Богу, православный  дух жив в нашем народе и Крестные ходы не иссякают.

 

Начало Крестных ходов восходит к ветхозаветной истории. Благочестивым подтверждением этого является Ведение во храм Пресвятой Богородицы, которому предшествовал трёх-дневный путь из Назарета в Иерусалим с молитвенными песнопениями.

 

В новозаветной истории установителем Крестных ходов был Сам Господь наш Иисус Христос. Вход Господень в Иерусалим - образец Крестного хода, данный самим Господом, который торжественно вошел в город на Крестные страдания в сопровождении народа и при всеобщих восклицаниях: «Осанна Сыну Давидову».

 

Константин Великий (III-IV вв.) отправлялся на войну не иначе как в сопровождении священников, а перед сражениями совершал Крестный ход. 

 

В  правление императора Юстиниана в 1544 году в Царьграде и окрестностях распространился мор, ежедневно умирало по пять тысяч и более человек. В то время случилось и страшное землетрясение в Антиохии. Видя немощь человеческих средств отклонить те беды, царь Юстиниан, по уговору с патриархом, приказал творить пост и молитву во всей империи, а в день Сретения Господня распорядился о великом Крестном ходе через города и сёла, дабы Творец смилостивился над Своим народом. И Бог помиловал людей православных: мор и землетрясение прекратились.

 

  Из истории мы знаем, что всякое выдающееся событие Византийской Церкви ознаменовывалось Крестными ходами: основание и освящение храмов, перенесение мощей и церковных святынь, встреча народом и духовенством архипастырей и царей, торжественные и государственные празднества - всегда сопровождались общими молитвами с Крестными ходами.

На Руси всегда любили Крестные ходы, ценили их очистительную и молитвенную силу. Народная вера в скоропоспешение в помощи небесных заступников, чествуемых во время Крестного хода, была безгранична.

 

 История Святой Руси буквально с первых дней своего рождения связана с Крестным ходом: первым крещениям киевлян предшествовал торжественный Крестный ход к месту крещения - реке Днепр.

 

Невидимой духовной нитью связали Крестные ходы все века русской истории: Крестным ходом торжественно переносили мощи первых русских святых - страстотерпцев Бориса и Глеба.

 

Не раз Москва - сердце России была спасаема от нашествия иноплеменников и иноверцев покаянными Крестными ходами. Например, икона Владимирской иконой Божией Матери шествовала Крестным ходом в Москву, сопровождаемая покаянным плачем русских людей в 1395 году во время нашествия Тамерлана, и в 1480 году во время нашествия Ахмата Крестный ход с Владимирской иконой Царицы Небесной прошёл вокруг Москвы.

 

В 1591 году крымский царевич Нурадин с многочисленным войском вторгся в Россию и подступил к Москве. Для ограждения от врагов вокруг Москвы был совершен Крестный ход с Донской иконой Пресвятой Богородицы. В день битвы она находилась в походной церкви среди воинских рядов и татары, устрашенные какой-то невидимой силой, покинули поле битвы.

 

Покров Матери Божией над Москвой особо проявился через Казанскую икону Богородицы в дни освобождения нашей родины от Польско-литовского владычества. В 1612 году Крестные ходы с Казанской иконой Царицы Небесной освободили столицу Руси от захватчиков без кровопролития. Это событие открыло путь соборному народному избранию царя Михаила Романова в 1613 году.

 

Особенно почиталась на Руси Табынская икона Божией Матери. Крестные ходы с Табынской  иконой Матери Божией проходили по всей стране с 1848 по 1919 годы.  В былое время для почитаемой народом святыни Царь выделял особую карету, которую везли ни разу не оседланные до этого лошади. Табынскую икону сопровождали десять священников, возглавляли шествие богомольцев военные, существовал особый чин встречи иконы по городам и весям, тысячи православных людей стекались на эти богоугодные шествия. Теперь этот Крестный ход возобновлён, хоть и без прежних царских почестей, но с народным благоговением перед святыней.

 

Во время Великой Отечественной войны осажденный Ленинград крестным ходом обносили Казанской иконой Божией Матери.

 

Сегодня нам известны Великорецкий, Липецкий, Байкальский Казачий Крестный ход, Клинский, Костромской, Екатеринбургский – в память мученической кончины Царской Семьи,  и многие другие.

 

Ради единства Православных Славянских народов надо упомянуть семидневный Почаевский  Успенский Крестный ход, собирающий до 5 тысяч человек,  и разнообразные многчисленные Крестные ходы в Белоруссии, часто посвящаемые единству наших братских православных народов.

 

 Интересен и Сербский опыт. В Королевской Югославии после Первой мировой войны Крестные ходы стали духовным преображением сербского народа.  Поначалу они проводились без участия епископов и священников  по внутреннему волеизъявлению простого народа как протест марксистскому атеизму и вульгарному материализму, как форма всенародного покаяния. С огромным вдохновением небольшая горстка богомольцев ходила по народу с проповедью Христовой науки спасения. Православное священство  сдержанно отнеслось к этому движению. По предложению Святого Архиерейского Собора духовное руководство этого стихийного народного порыва взял на себя свт. Николай (Велимирович). Под его духовным окормлением  в течение 20 лет вплоть до Второй мировой войны богомольческое движение нарастало и перед войной состояло уже из 900 братств, включавших 150 000 активных членов, оно дало Церкви прекрасных монахов, которые вдохнули жизнь в опустевшие монастыри. Из года в год проводились соборы богомольцев, на которых владыка Николай бывал самым дорогим гостем. О богомольческом движении свт. Николай написал книгу «Ди́ван», которая переведена на русский язык под названием «Наука  чудес».

 

Как было бы хорошо, если бы и у нас наше народное Крестоходное движение  решением Архиерейского Собора было возглавлено епископом по примеру Сербской Православной Церкви, с тем чтобы оно приумножилось и принесло бы нашему православному народу великую пользу.

 

 Почтим же благочестивое наследие Вселенского Православия и примем участие в Московском Крестных ходе в эти судьбоносные дни.

 

Подготовила Екатерина Василевич

4 февраля 2013 Просмотров: 6 287