Святая Русь и пули века сего

Эта небесная реальность, где святые Руси – святые Киевские и святые Московские – вместе предстоят пред Богом, неизмеримо важнее, подлиннее и могущественнее всего остального.

 

В четвертую субботу после Пасхи (в этом году – 17  мая) Русская Православная Церковь отмечает Собор новомучеников и исповедников Бутовских. В преддверии этого дня патриарх Кирилл совершил Божественную Литургию под открытым небом, рядом с храмом Новомучеников и исповедников на Бутовском полигоне. В XX веке Церковь Христова столкнулась не просто с  испытанием, а с наиболее ожесточенной за всю историю  попыткой ее уничтожить – физически. Стереть с лица земли. Да, «единственное верное научное  марксистско-ленинское учение» провозглашало, что религия неизбежно отомрет по мере исчезновения порождающих  ее социально-экономических условий. Но марксисты не собирались этого дожидаться: многие тысячи православных людей – мирян и священников – приняли мученическую кончину за свою веру. «Пальнем-ка пулей в Святую Русь!» – как говорил один из персонажей поэмы «Двенадцать».

 

Греческое слово «мученик» – «мартирос» – буквально означает «свидетель»: он тот, кто свидетельствует о Воскресении и жизни вечной среди мира, который поглощен чем-то другим

 

– властью, деньгами, идеологиями, политическими интригами. Мученик умирает, чтобы утвердить свое свидетельство: есть нечто бесконечно более важное, чем всё, о чем люди препираются и из-за чего дерутся здесь, на земле. То, ради чего действительно стоит жить – и стоит умереть.

 

Бутовский полигон – свидетельство враждебности мира к Церкви. Большевистский натиск до сих пор остается самым страшным в истории. Но большевики не уникальны – они часть того мира, который, по слову Спасителя, будет ненавидеть и преследовать Его учеников. Большевистский эксперимент провалился. Слова персонажа советского фильма: «Там, за дымом да за пожарами, жизнь светлая-светлая» – оправдались только на половину: в части дыма и пожаров. Но мир, в котором мы живем, не пережил какой-то радикальной трансформации – это всё тот же падший мир, противящийся Богу и воюющий на Его Церковь.

 

Сегодня мы переживаем острый политический конфликт, старые друзья вычеркивают друг друга из социальных сетей, люди исполняются ненависти и считают ее чем-то праведным, радуются смерти и аплодируют убийствам. Злоба обрушивается и на Церковь – за то, что она стоит на последовательно евангельских, миротворческих позициях, отказываясь поддерживать людей в их деле – которое они, конечно же, считают безоговорочно правым.

 

Но это – далеко не первая и очень далеко не самая сильная волна, которая накатывается на Церковь. Русская Православная Церковь помнит много таких волн – начиная с княжеских усобиц в глубоком средневековье. И среди всего этого Церковь была, есть и навсегда останется тихим прибежищем, которое воздвиг Бог.

 

«Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2: 19), – говорит святой апостол Павел, обращая наши взоры к тому Небесному Граду, где все святые Божии и в их числе святые Руси – святые Киевские и святые Московские – вместе предстоят пред Богом, единодушно молясь о наших странах и народах.

 

Эта небесная реальность, хотя и закрытая для глаз мира сего, неизмеримо важнее, подлиннее и могущественнее всего остального. Мир сей прейдет, его государства и империи исчезнут под песками времен, а Святая Русь пребудет вечно – как вечно пребудет Небесный Град, собирающий святых из всех народов, частью которого она является.

 

Святая Русь остается реальностью несмотря ни на что – более того, это та духовная скала, о которую обречены разбиться и обессилеть все волны ненависти и насилия, воздвигаемые миром сим.

 

Церковь являет собой эту небесную реальность на земле, реальность, по сравнению с которой все политики и все политические смуты – трава, которая завтра увянет и исчезнет.

 

Завтра энтузиасты обнаружат, как жестоко их обманули; те, кто впадал в ярость и гнев, – ужаснутся тому, что они наговорили и – хуже того – наделали, и люди – как и много раз до этого в истории – увидят, что возложили свои надежды на что-то пустое и ложное.

 

Есть одна надежда, которая не посрамит, одна твердыня, которая не падет, одно Царство вечное, которое не разрушится. И чтобы принадлежать этому Царству, нужно принадлежать Церкви. Искушение, которое многие из нас переживают сейчас, далеко не так велико, как то, что

претерпели предыдущие поколения православных – и сохранили верность.

 

Сергей Худиев

17 мая 2014 Просмотров: 4 321