Очарование ЧВК и прозаическая нужда в резервистах

Недавно на одном из специализированных военных сайтов довелось прочитать такое:

 

«Основными преимуществами частных военных компаний (ЧВК) являются их оперативность, ответственность, эффективность, профессионализм и неоспоримое финансовое преимущество. ЧВК – это альтернатива государству и криминалу; гарантия и страховка в зонах нестабильности; быстрое решение проблем; эффективное управление рисками…»

Вот оно как. Ответственность, гарантия и страховка, значит…

 

А вот из другого, не менее специализированного источника:

 

«ЧВК многократно доказали свою эффективность…»

 

Характерно, что автор тезиса об эффективности – некая дама, примерно двадцати пяти лет от роду.

 

Ну, да ладно, не в отдельных авторах, конечно, дело. Тема ЧВК всё чаще гуляет как по «большим» СМИ, так и по интернет-ресурсам. Её время от времени и депутаты Госдумы озвучивают, и в правительстве упоминают. Особенно часто стали рассуждать о ЧВК в связи с гражданской войной на Украине. Дескать, надо бы и в России учредить подобные структуры, раз уж они в других странах существуют. Удобство, опять же, налицо: государству, в случае чего, вмешиваться не придётся.

 

А вот это не факт. Как не факт и то, что ЧВК «доказали свою эффективность». Реальных данных об этой «эффективности» просто не существует. Уж не потому ли, что ЧВК, по большому счёту, годятся лишь на роли охранников и карателей.

 

То, что ЧВК – никакая не армия, вроде бы и доказывать смешно. Армия XXI века – это авиация, флот, ПВО и т.д. и т.п. Ни в первом, ни во втором, ни в каком приближении ни одна ЧВК на эти функции не тянет.

 

А если это не армия, то что?

 

В одном из недавних интервью на этот вопрос попытался ответить Игорь Стрелков:

 

- Прошу учесть: ЧВК во всем мире – это коммерческий, деловой проект, а не армия. Он требует не только и не столько военных талантов, сколько опыта администрирования в специфической сфере и понимания вопросов финансирования и юриспруденции. Уверен, что лучше всего с руководством ЧВК справился бы человек, который успешно рулит каким-нибудь крупным ЧОПом. Вот командовать подразделениями ЧВК на ТВД – это другое дело. Но, опять же, если ЧВК будет воевать против каких-нибудь жителей Африки, отстаивая нефтеперегонный завод одной из российских корпораций, то… такая служба категорически не интересна. Потому что это будет обычное наёмничество, пусть и легализованное…

 

Не стану ничего додумывать за Стрелкова, но, полагаю, что если бы имела место быть хоть какая-нибудь «эффективность» ЧВК, то он сказал бы об этом обязательно. А так – всего лишь «отстаивание нефтеперегонного завода», и не более того. События на Украине, а точнее, отрывочные данные о них, в общем-то, подтверждают: присутствующие там бойцы ряда западных ЧВК гораздо ближе к карателям из «олигархическо-добровольческих» батальонов, чем к тому «пушечному мясу» из вооружённых сил Украины, которое гонят на смерть…

Если и существуют отдельные исключения, то они лишь подтверждают общее правило: ЧВК – это вообще не армия.

 

И ещё один «нюанс», который, как сговорившись, обходят стороной апологеты создания ЧВК в России. Если компания частная, то кто же этот самый частник, что готов такую компанию содержать на свои кровные? Хотелось бы хотя бы пару-тройку фамилий услышать. Ну, и комментарии самих заинтересованных лиц, соответственно.

 

А в ответ – тишина…

 

Тогда зачем вообще вся эта тема?

 

А вот зачем. Обсуждение ЧВК позволяет заболтать другую тему, гораздо более важную для обороноспособности России. А именно, создание устойчивого, «многослойного» подготовленного резерва для Вооружённых сил страны, включения его в планы боевой подготовки для ведения различных видов войны, в том числе и так называемых «гибридных».

 

Партизанские и контрпартизанские действия не должны быть исключением; к ним тоже надо готовиться заранее.

 

В своё время «отличился» бывший начальник Генерального штаба Николай Макаров, который, в свойственной ему размашистой манере, решил проблему очень просто. Он заявил, что в современных войнах «никакие не резервисты воюют, а только кадровая армия». В армии Израиля, небось, в этот момент пальцем у виска покрутили…

 

В армиях западных стран давно создана двухуровневая система резервных компонентов. Первый уровень – восполнение некомплекта личного состава непосредственно в войсках; второй – развертывание дополнительных воинских частей при необходимости. Так и хочется сказать: «В Англии ружья кирпичом не чистят…»

 

Результатом инициативы Макарова стало решение расформировать все части кадрового и сокращенного состава, а также сократить военные комиссариаты.

 

Недавно прошедшие командно-штабные учения на Дальнем Востоке – первая реальная попытка расстаться с «творческим наследием» этого генорала. Так, батальон территориальной обороны (БТО) численностью 350 человек, был укомплектован за счет граждан, призванных из запаса. Но и это, как говорится, уже «хлеб». Кстати, такие воинские части есть и в большинстве европейских стран, и в Белоруссии (там и к возможным партизанским действиям относятся вполне серьёзно).

 

Так что не о ЧВК надо рассуждать, а, как минимум, в ближайшее время законодательно оформить статус резервистов. Лишь такая основа позволит в дальнейшем организовать нормальное мобилизационное планирование. Пока жареный петух не клюнул…

23 октября 2014 Просмотров: 4 991