Право на самооборону по-прежнему остается лишь декларацией

«Галочная система» побеждает права граждан и здравый смысл


«2 февраля 2015 года около 21 часа в поселке Нахабино шестеро неизвестных в масках напали на подходящих к своему дому предпринимателя и его супругу.Угрожая ножами, они связали мужчину и женщину. Посадив их в одной из комнат дома, стали требовать деньги и украшения. Заполучив 1,5 млн.рублей, двое из грабителей пошли в гостевой дом, где спали дочь предпринимателя, зять и 5-летний ребенок.


Злоумышленники сначала нанесли удары девушке, от которых она потеряла сознание, а затем в ходе драки нанесли несколько ножевых ранения ее мужу. В ходе борьбы мужчина выхватил у нападавших нож и нанес им удары обоим грабителям. От полученных ранений двое злоумышленников скончались на месте, а зять предпринимателя доставлен в больницу с двумя проникающими колото-резаными ранениями груди и живота», - сообщает сайт Главного следственного управления СК РФ по Московской области.


На страницах портала KM.RU мы неоднократно обращались к теме самообороны. И вот очередной случай.


За комментарием мы обратились в организацию «Право на оружие».


В российской действительности все происходит, как в королевстве кривых зеркал


Если есть труп, кто-то должен сесть… Этот старый советский правовой принцип продолжает лидировать в российской практике по делам о необходимой обороне. В очередной раз его подтверждением стал, казалось бы, очевидный случай необходимой обороны в Подмосковье. И все как всегда: вооруженные до зубов грабители нападают на ни в чем не повинную семью. Снова голыми руками глава семьи отражает нападение, попадая при этом в реанимацию.


И вроде бы, вот тут и должен пробить час, когда героя-защитника награждают и чествуют за оборону собственной семьи, а преступников ловят и наказывают серьезным тюремным сроком и выплатой ущерба семье. Однако в российской действительности все происходит, как в королевстве кривых зеркал: героя-защитника следственные органы обвиняют по статье 105 УК РФ («Умышленное убийство»), преступников объявляют самооборонявшимися.


К большому несчастью нашей страны, мы уже неоднократно наблюдали такие истории. Вспомнить хотя бы прошлогоднее дело Александра Телесова из Воронежской области, простого рабочего, защищавшего дочерей и нанесшего тяжкие телесные повреждения ворвавшимся в дом грабителям в масках, дело 3-х летней давности, создавшее много шума в прессе и общественности - дело Гегама Саркисяна, фермера из Тульской области, героически вступившегося за честь своей семьи и успешно защитившего своих родных от нападения.


Этим людям повезло – в их дела вмешались небезраличные граждане: на улицы вышли люди, о них много писали СМИ. Случаи создали общественный резонанс, благодаря которому несмотря на уже возбужденные обвинительные уголовные дела, суд полностью оправдал самооборощнщиков. Такая удача, к сожалению, для российской правоприменительной практики, скорее, исключение, нежели правило. Остается только гадать, сколько людей оказались за решеткой, поскольку их дела так и не попали в таблоиды.


Российский закон о самообороне, на первый взгляд, близок к идеальному


А тем временем, российский закон о самообороне, на первый взгляд, близок к идеальному: формулировка 37 статьи УК РФ предоставляет гражданину право на защиту от нападения и гарантирует свободу, однако в противоречие с законом попадает правоприменительная практика, где «галочная система» раскрывается в полной красе.


Со стороны обвинителей ситуация выглядит так: есть «преступник», который не пытается скрыться, сам вызывает полицию и скорую помощь на место «преступления» и есть труп «невинной жертвы» в маске и с оружием, который находится у его ног. Эта ситуация быстро трактуется как умышленные действия с целью убийства – и готово – в отчете новая «галочка» об успешно раскрытом преступлении, на погонах – новая звезда.


Вопросы справедливости, увы, уходят тут на второй план. Поражает «торопливость» следственных органов, которые, по закону, имеют право трое суток работать по событию в режиме «доследственной проверки», но на деле – все как раз наоборот – решение выносится быстро, за ним следует суд и дело уходит в статистику раскрытых преступлений.


И что же делать? – спросите Вы. Увы, рецепт пока один – привлекать общественное мнение, выходить на митинги в защиту невинно осужденных и требовать признания за ними права на самооборону. Безусловно, такие действия не гарантируют освобождения, однако они помогают обратить внимание на ситуацию «наверху» и добиться более внимательного изучения дела.


Прогноз неутешителен


Предпринимаются и попытки расширить право на самооборону гражданина путем внесения в законодательство поправок, однако пока безуспешно. Уже почти год в Правительстве лежит без движения общественная инициатива «Мой дом - моя крепость», внесенная общероссийской общественной организацией «Право на оружие» и поддержанная 100 000 подписей российских граждан, которая призвана защитить права тех, кто вынужден был защищаться, находясь по месту законного пребывания.


Принятие этой доктрины должно было бы развернуть процесс, в таких случаях, в сторону защищавшегося, заставляя органы следствия доказывать преступный умысел. Пока же, доказывать «необходимую оборону» вынужден защищавшийся, что полностью противоречит «Презумпции невиновности», а также статьям 20, 22 и 25 Конституции РФ.


При сохранении тренда прогноз для России неутешителен. Экономические проблемы в стране будут только способствовать ухудшению криминогенной обстановки, а дальнейшее затягивание с принятием доктрины «Мой дом - моя крепость» и сохранение репрессивной правоприменительной практики в случаях самообороны ещё больше усилит напряжение в обществе.


Игорь Шмелев, председатель общероссийской общественной организации «Право на оружие»


Мария Бутина, член правления общероссийской общественной организации «Право на оружие»

 

https://www.km.ru/v-rossii/2015/02/08/sledstvennyi-komitet-rossii/754565-pravo-na-samooboronu-po-prezhnemu-ostaetsya-l

9 февраля 2015 Просмотров: 3 972