МЫ ЛЮБИЛИ И ОХРАНЯЛИ ГОСУДАРЯ... Он многократно бывал на передовой.


Тимофей Ксенофонтович Ящик. Фото из Википедии 

Лейб-казак при Императоре Николае II и Государыни Марии Фёдоровне. Родился 20 апреля 1878 года, Новоминская, Кубанская область, Российская Империя, скончался 16 февраля 1946 года, Копенгаген, Дания.


Станица Новоминская, весна 1919 года. Рисунок Великой Княгини Ольги Александровны

В 1900 году Тимофей Ящик призывается в Ейский полк, находившийся в Тифлисе.

Князь Голицын в поездку для очередного доклада Императору о положении дел на Кавказе, взял с собой в Петербург и своего ординарца.
Вскоре Князь ушёл в отставку, а Т.Ящика по его просьбе определил в Собственный Его Императорского Величества Конвой, в Лейб-гвардейскую 2‑ю Кубанскую сотню. 

По окончании срока службы, Т.Ящик вернулся в родную станицу. В 1912 году его снова призвали на двухгодичную службу. До её окончания, в апреле 1914 года, Императору Николаю Александровичу понадобился Лейб‑казак.

«Тимофей Ящик, Ваше Величество», – был ответ. «Ящик… Мне кажется, что я слышал раньше эту фамилию». Казак, осмелев, напомнил, что его старший брат в своё время служил в Царской Лейб-гвардии. В ответ Император молвил: «Я беру этого Ящика». Так в свои 36 лет Тимофей Ящик к большой своей радости стал Лейб‑казаком при Императоре Николае II, его телохранителем.

«Люди полагают, что быть Гвардейским казаком выгодно. Ничего нет более ошибочного. Это не должность, а дело чести». 


Государь Император с Императрицей и Цесаревичем во время Торжеств по случаю 100-летия Бородинского сражения. 1912 год. https://impersem.kuvat.fi/

«Многие из историков нового времени называют Николая II слабым и нерешительным человеком. Мы, жившие рядом с ним в течение нескольких самых трудных лет, знаем, что во всех случаях он был человеком, который стремился к лучшему и предъявлял к себе большие требования – к сожалению, значительно большие, чем он должен был предъявлять к другим… И менее всего лично он был трусливым. Он многократно бывал на передовой, чтобы побеседовать с офицерами и рядовыми, и я никогда не видел у него хотя бы малейшего признака страха. Мы любили и охраняли Государя не из-за корысти. Для нас это было честью».


Государь Император с Августейшей семьей на Торжествах по случаю 100-летия Бородинского сражения. 1912 год. https://impersem.kuvat.fi/

«Способность Царя разделять боль и несчастья своих людей была удивительной. Царь был чересчур человечным и сострадательным, чтобы быть великим, надменным правителем. Судьбы отдельных маленьких людей глубоко трогали его. Он был слишком добр для Царя России».


Императорская Чета и Президент Франции Феликс Фор на улицах Парижа. 1896 год. https://impersem.kuvat.fi/

«Я видел много примеров того, что простые люди, широкие народные массы любили Царя. Они испытывали доверие к нему и к его желанию помочь им. Везде, куда бы мы ни приезжали, вокруг него толпились люди». 


Государь Император Николай II и датский Король Фридрих VIII со свитой на военном поле объезжают фронт выстроенных на осмотр войск. 1909 год. https://impersem.kuvat.fi/

«Население <…> с любовью относилось к своему Царю, и, когда люди видели его прогуливающимся в лесу, окружавшем Дворец, они кричали: “Да здравствует Царь!” – и махали ему и его семье. Так было до последнего дня, а служил я в Лейб-гвардии».


Государь Император Николай II и французский Генерал Жофр во время официального визита Президента Франции Раймонда Пуанкаре. 1914 год. https://impersem.kuvat.fi/

Свои обязанности телохранителя Ящик считал, по большей части, формальными, поскольку, по его мнению «совершить покушение на Царя было невыполнимой задачей, человек, задумавший покушение, не нашел бы доступа в самый приближенный к Царю круг людей. Парк кишел сыщиками, одетыми в гражданское платье, за которыми, в свою очередь, наблюдали жандармские чины, также в гражданской одежде».

«Царь был спокойным и простым человеком. Нужно было только знать свои обязанности, а он никогда не предъявлял непомерных требований».

Рядом с Царем Лейб-казак Т.Ящик прослужил 9 месяцев. 

«Я старался научиться тому искусству, которое было важнейшим для Лейб-казака: полностью уйти в тень, чтобы никто не замечал твоего присутствия, и всё же быть настолько близко, чтобы в любой нужный момент вновь появиться».


Официальный визит Президента Франции Раймонда Пуанкаре в Россию. Июль 1914 года. https://impersem.kuvat.fi/

В день окончания службы Царь вручил ему подарок – золотые часы.

«Дни службы в военное время походили один на другой вплоть до 19 декабря 1915 года. В этот день произошло событие, установившее некий рубеж в моей жизни. Я получил через Штаб телеграмму о том, чтобы я как можно скорее прибыл к Вдовствующей Императрице. Мне выдали все необходимые бумаги, и я отправился в Санкт-Петербург. 

Моя поездка  в Санкт-Петербург прошла быстро и без приключений. Когда я приехал на одну пригородную станцию, то оказалось, что через короткое время через эту станцию проследует дополнительный поезд. По расписанию он не должен был останавливаться в этом маленьком городке, но я показал начальнику станции свои документы, и он, наконец, сдался. К немалому удивлению пассажиров Санкт-Петербургский экспресс остановился, чтобы посадить грязного, в изношенной одежде казака. В этот момент ни они, ни я не знали, что через два дня я буду назначен Лейб-казаком Вдовствующей Императрицы Дагмар. С этого в моей жизни началась новая, богатая событиями эпоха». 

«У казака очень нежное, очень чувствительное сердце, особенно к тем, кто терпит нужду. С тех пор как мы детьми начинали ползать, нас учили, что приказ есть приказ, и если мы получим команду, – она будет выполнена в точном соответствии с волей того, кто имеет право приказывать. Мы повинуемся и поступаем так, как ожидает от нас отдавший приказ человек. В жизни казак достаточно свободная личность, но Лейб-казак никогда не бывает свободным. И если когда-нибудь, пока я жив, на Российский Трон вступит новый Царь, то я не смогу оставаться в Дании, а поеду сломя голову к Царю и поступлю в его распоряжение. После этого он, конечно, может отпустить меня, чтобы следить за моим дорогим магазином в Вальбю».

Лейб-казак до последнего надеясь вернуться на Родину. Он до конца жизни так и не научился датскому языку и не принял датского гражданства. 

Его датская жена Агнес, принявшая Православие с именем Нина, освоила русский. 
Незадолго до кончины Тимофей поделился с корреспондентом копенгагенской газеты «Berlingske Tidende» своими воспоминаниями, которые наряду с другими рассказами казака легли в основу книги, записанной Ниной по-датски и предназначавшейся прежде всего для датских читателей. В 2004 они на русском языке вышли крохотным академическим тиражом в России. 

Тимофей Ящик скончался в 1946 г. в возрасте 68 лет и был отпет в Копенгагене в русской православной церкви святого князя Александра Невского, а на его могиле стоит православный Крест.

Подготовила Людмила Хухтиниеми.

Источники: Ящик Т.К. «Рядом с Императрицей». Воспоминания Лейб-казака http://wwwdk1868ru/history/igor/Jashik
Журнал https://moiarussia.ru/sudba-telohranitelya-imperatritsy 
2 апреля 2024 Просмотров: 5 932