Что должно знать православному россiянину о начале и первоначальном состоянии Православной Российской Церкви.

Что православному россіянину должно знать о начале и первоначальномъ состояніи Православной Россіиской Церкви?

Вотъ что у святаго Димитрія Ростовскаго въ летописи его читаемъ о семъ предмете. 

alt1) Православный градъ Кіевъ — святая колыбель Церкви Русской — въ кое лето основася, во многихъ летописяхъ Русскихъ нетъ известія; нo начало его возводятъ къ началу Евангельской проповеди. Егда благодать Духа св. Апостолы пріявъ, разыдошася во всю землю — проповедать Евангеліе всей твари: тогда изрядный нашъ россіискій заступникъ, св. апостолъ Андрей первозванный, по жребію разсевая благоплодное семя Евангелія въ Европе, пустился въ греческую землю къ Скифамъ; достигь же Херсона и известясь, яко близъ есть устья Днепра, поплылъ вверхъ Днепра и, приближась къ высокимъ горамъ (при коихъ ныне Кіевъ), сталъ подъ ними, и возшедъ на сіи горы, благословилъ ихъ, и крестъ водрузилъ на месте, где впоследствіи сооружена Церковь воздвиженія Креста Господня (ныне отъ щедротъ Елисаветы Петровны превысокой и изящной архитектуры — во имя св. апостола Андрея), и пророчески рекъ ученикамъ своимъ: на сихъ горахъ возсіяетъ благодать Божія, и будетъ градъ великъ, и воздвигнетъ въ немъ Господь Богъ мпожество Церквей.

2) Лета отъ Р. X. 955, великая княгиня Кiевская и всея Россіи — Ольга, съ великимъ именіемъ пойде кораблями въ Царьградъ, съ русскими боляры и дворяны предъ лице кесаря Греческаго, вдаде ему великіе дары и пріятъ св. крещеніе... Возвратившись великая княгиня Ольга, первоначальная отъ св. крещенія матерь Россійская — Елена, въ Кіевъ, много Россовъ ко Христу обрати.... и въ Кіеве первую отъ себя Церковь св. Николая на Оскольдовой могиле постави.

3) Симъ благословеніемъ и молитвою патріархъ Цареградскій напутствовалъ Ольгу: благословенна ecu въ женахъ Россійскихъ! Блажити тя имутъ вcи роди!

4) Когда великій князь Владиміръ, внукъ Ольги, самодержецъ всея Россіи, прославился паче иныхъ храбростію и величіемъ… начаша къ нему приходить послы отъ разныхъ царствъ и княженій, всякій хваля свою веру — магометане, немцы, евреи, латины; но все они отосланы, толъко послы отъ греческихъ кесарей и патріарховъ место у Него съ верою и уставомъ своимъ имеша, говоритъ летописецъ. Кириллъ философъ, яко премудръ мужъ, беседовалъ много съ Владиміромъ о вере Христіанской, начавъ отъ созданія міра. Последиже, предложивъ о второмъ пришествіи Христове, вручилъ ему отъ кесарей греческихъ и патріарха изображеніе страшнаго суда Божія... Владиміръ, услышавъ изъясненіе изображеннаго, вздохнулъ и рекъ: благословенны сіи, иже станутъ одесную; горе же темъ, иже будутъ ошуюю. Аще, царю, крестишися, ответствовалъ Кириллъ, и злыхъ делъ перестанешъ, будеши одесную; аще же въ поганстве жити будеши, ошуюю и твое место будетъ. «Разсужду, сказалъ Владимiръ и искушу добре о всехъ верахъ», и отпустилъ философа съ дарами и честію.

alt5) По отшествіи св. Кирилла философа... Владиміръ предложилъ боярамъ своимъ слово о различныхъ послахъ, веру свою хвалить къ нему присланныхъ, и о Кирилле, сказавшемъ ему отъ начала света до воплощенія Господня, и о воскресеніи и о царствіи небесномъ и о геенне. «Всегда всякъ свое хвалитъ, а не хулитъ, ответствовали бояре. Ты же, великiй княже, аще хощеши достоверно узнати, пошли во вся земная царства, да увидятъ посланные и уведаютъ всякую веру, и како кто служитъ Богу». По сему совету, вскоре Владиміръ послалъ избранныхъ мужей, которые, бывъ въ разныхъ странахъ, наконецъ пришли въ Царьградъ, и возвестили греческимъ царямъ Василію и Константину — братіямъ вину пришествія своего; цари же возрадовавшись известили о семъ патріарха цареградскаго Сергія. Во время Литургіи послы Владиміровы, узревъ красоту славы Божія и услышавъ сладостныя пенія, зело удивишася, не на земли, но на небеси мняху стояти: осени бо ихъ въ то время светъ небесный...

6) По возвращеніи ихъ въ Кіевъ, Владиміръ повелелъ имъ предъ всеми болярами, и советниками и мудрыми — поведать, что видели и слышали о всехъ верахъ и службахъ. Посланники поведали, что ни одно служеніе и вера такъ не возлюбились, какъ—греческіе. «Егда бо, такъ говорили, насъ введоша въ Церковь греческую, въ коей Богу своему они молятся и чинъ службы Божія совершаютъ, видехомъ тамо неизреченную красоту и благолепіе въ ихъ церкви, и пенія къ слышанію зело сладостныя, идеже всехъ насъ светелъ облакъ осени, и быхомъ во иступленіи; мняшебося намъ не на земли, но на небеси въ то время стояти... Сего ради веруемъ, яко истинная ихъ Вера есть, и истинный Богъ съ ними только живетъ».

Тогда бояре приложили и сіе: «аще бы Вера греческая не была правдива; то баба твоя Ольга не бы веровала; ибо жена бе зело мудра. Владиміръ, благодатію Духа Святаго озаренъ, отъ тьмы идолослуженія, какъ отъ сна, воспрянувъ, Веру святую греческую внешними и внутренними очами, аки свещу на свещнице светящуюся, узрелъ, и позналъ, что воистинну она — праведна и истинна, и рекъ: «что сотворю? Пойду въ землю Греческую, и возьму грады, и обрящу тамо учителей». И какъ умыслилъ онъ, такъ и сделалъ.

7) Собравъ Владиміръ великую силу, пошедъ въ Таврикію, — ныне называется Перекопомъ; взялъ Kaфy (нынешній Севастополь), и потомъ главное всея Тавріи место — Херсонъ (зде за два года предъ сімъ заложенъ храмъ Господень, но Англо-Франко-Турецкая сила воспрепятствовала делу). Написалъ Греческимъ царямъ: «понеже ми вера ваша возлюбися паче всехъ прочихъ, пришлите убо епископа, да креститъ мя, и сами прибудьте ко мне съ сестрою своею, или пришлите ее мне — въ жену; азъ же возвращу вамъ всю Таврикію и Херсонъ». Устрашился было боговъ, потерявъ зреніе; но по совету прибывшія царевны Анны, пріявъ святое крещеніе, прозрелъ телесными и духовными очами.

alt8) Итако, пішетъ св. Димитрій Ростовскій въ своей летописи, велікій самодержецъ всероссійскій Владиміръ Святославичъ, Православно-Христіанскую Веру принявъ, повеле себя крестити въ Херсоне, въ лето отъ созданія міра 6.496, а отъ рождества Христова — 988. Егда же начатъ креститися, преславное бысть чудо: ибо какъ только, Владиміръ вступилъ въ святую купель, и архіепископъ Херсонскій возложилъ на него руку, да пріиметъ Духа Святаго, абіе отъ очію его слепота, аки чешуя, спаде, и прозре ясно и воззвалъ: «ныне познахъ истиннаго Бога». Тогда же крестишася при немъ бояре и все воинство Росское... Поставилъ онъ въ Херсоне церковь каменную во имя св. Василія, въ память имени своего крещеннаго. По радостномъ сочетаніи съ царевною Анною, принявъ отъ патріарха Сергія благословеніе и митрополита Михаила, пустился обратно водою до устья Днепра; и привезъ съ собою вь Кіевъ мощи св. священномученика Климента и иныхъ много, также—иконы, сосуды и различныя утвари церковныя и протопопа херсонскаго Анастасія, и многихъ пресвитеровъ, діаконовъ, клириковъ, певцовъ, иноковъ и для сооруженія святыхъ Божіихъ церквей художниковъ.

9) Великій самодержецъ Bладиміръ назначилъ день для крещенія всему народу. Въ урочное время; мужеска и женска пола все собрались на реку Почайну; и самъ Владиміръ со всемъ синклитомъ и освященнымъ соборомъ прибылъ; — и людіе идоша въ реку, большаго возраста — глубже, меньшаго — мельче, одни —до выи, другіе — до пояса; а священницы коемуждо имена дающе, и молитвы крещенія читая, въ вод погружаху и крещаху во імя Отца и Сына и Св. Духа. На семъ месте при брезе Почайны устроена была церковь во имя Бориса и Глеба (ныне нетъ ея).

10) Въ то время Михаилъ митрополитъ крестилъ дванадесять сыновъ Владиміра на источнике; который доселе іменуется крещатикомъ.

11) По св. крещеніи, Владиміръ вознесъ молитву ко Господу Богу сію: Господи Боже, сотворивый небо и землю! призри на новокрещенныя люди твоя Россiйскiя, и даждь имъ, Господи, истинно познати Тебя — Бога истиннаго, утверди ихъ въ Православной Вере, и мне помози. Аминь. И повелелъ кумиры и кумирницы разорять; сокрушать и до основанія искоренять, а на ихъ местахъ Божественыя церкви созидать.... И послалъ Владиміръ по всемъ градамъ и селамъ во все свое Россійское государство крестить весь народъ Россійскій; на нехотящія же креститься, какъ на противныя Богу и себе, казнь установить. И вскоре съ тремя, присланными отъ патріарха Сергія, епископами, самолично отправился изъ Кіева въ страны Суздальскія, Ростовскія, Новгородскія для введенія веры Христовой. И такъ, отъ того времени все Россійскіе народы святую Православную Веру отъ грековъ пріяша, и крещеніемъ святымъ просветишася, и укрепившеся въ христіанстве, крепко и неподвіжно пребываютъ, сказуетъ летописецъ. . "

«Учение Святителя Тихона об Истинах Православно-Христовой Веры и Церкви.» 1863 г. издания.
28 июня 2021   Просмотров: 5 634