ОВЦС реабилитирует старообрядчество. Мнение о расколе участников Рождественских чтений разошлось с мнением святых Отцов

altДвадцать четвертого января в храме Христа Спасителя состоялась конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее».

 

Возглавлял работу на конференции (организованной в рамках Рождественских образовательных чтений), член Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) архиеп. Нижегородский и Арзамасский Георгий.

 

Мероприятие собрали большое количество заинтересованных участников. На следующий день, 25 января, в Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции при Покровском храме в Рубцове прошел круглый стол по проблемам старообрядных приходов Русской Православной Церкви. В мероприятии также приняли участие священнослужители и миряне из старообрядцев.

 

В этой новости. опубликованной на официальном портале Отдела внешних церковных связей, о старообрядцах говорится как о православных, совершающих богослужения по древнему чину. Однако эта трактовка ошибочна. 

 

Старообрядчество - это раскол, наиболее древнее и болезненное уклонение мнимых староверов от единства с Русской Православной Церковью.

 

Определение раскола дано в Книге Правил Православной Церкви следующим образом:  «<...> Ибо древние положили приимати крещение, ни в чем не отступающее от веры: посему иное нарекли они ересию, иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками назвали они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся; раскольниками, разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных, и о вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами назвали собрания, составляемыя непокорными пресвитерами, или епископами, и ненаученным народом <...>». 

 

Иными словами, раскол есть самовольное уклонение от единства Церкви, когда человек имеет здравое понятие о догматах, т.е. в целом разделяет учение Церкви, но своемудрствует по некоторым недогматическим вопросам и, что главное, - отделяется от законного Предстоятеля. Например, старообрядцы следовали тем же догматам, что и православные, но, составив свое, отличающееся от общецерковного, мнение о крестном знамении, сугубой «Аллилуйе» и других предметах, отделились от Церкви. 

 

Так называемое старообрядчество в действительности содержит новые обряды, а не старые, и из-за них они и отделились от Церкви. Этот раскол возник на Руси в 1650-60-х годах, т.е.  во второй половине XVII века, при Царе Алексее Михайловиче и благочестивейшем Патриархе Никоне. 


Общеизвестно, что Православную веру Русь переняла от Византии, а вместе с верой - и все обряды, богослужебные тексты, традиции и проч. Но в результате того, что многие переписчики вносили в богослужебные книги изменения, эти книги постепенно стали значительно отличаться от заимствованных греческих образцов. Тогда Патриарх Никон решил произвести исправление книг с целью унифицировать богослужение с Константинопольской Церковью, привести их в первоначальный вид. 

 

"Они [раскольники] все твердят, что их толки - суть древлеотеческое предание. Какое древлеотеческое? - Все это новые выдумки. Древлеотеческое предание содержится Православною Церковью. Мы заимствовали Святое Учение от Святой Православной Греческой Церкви, и все священные книги от нее к нам перешли. Книги сии в древности все содержали так, как мы теперь содержим. Но лет за 100 или 150 до блаженного Патриарха Никона и благочестивейшего Государя Алексея Михайловича переписчики неопытные начали их портить и, наконец, до того все перепортили, что терпеть уже нельзя было. Эти порчи, внесенные в книги, все без изъятия были новины. Когда потом их отменили и книги поставили в тот вид, как было издревле, - разве это значило, что новину внесли в книги?! Не новину внесли, а возвратили их на старое. В наших книгах теперь все так, как есть в греческих и как в наших древних, после равноапостольного князя Владимира. Поди, кто хочет, посмотри в Патриаршей библиотеке в Москве старые книги, и сами уверитесь. Стало, старые книги у нас, а не у раскольников, и древлеотеческое предание тоже у нас, а не у них. У них же все новины - книги новы и предание ново", - вот как пишет об этом свт. Феофан Затворник. (О Православии с предостережением от погрешностей против него. Житомир, 2002 // Раскол не старина, а новшество. С. 96-97).

 

И далее, этот же святой говорит: "Когда стали править книги, неразумный Аввакум да Никита Пустосвят и другие подобные прилепились к этим порчам, сами веря и других уверяя, что они исстари были в книгах и что правильщики книг вводят новое. На самом же деле порча книг не была исстари, а была новина в книгах, и когда их стали исправлять, - не вводили новое, а изгоняли новое, и возвращали, а не изгоняли старое. Раскольники, удержав при себе все ошибки и порчи, удержали новое, а не старое. И они суть истинные нововводители. Так их и считайте и говорить им не позволяйте, что они старой веры. Они прямые нововеры и обманщики" (Там же // Предостережение от расколоучителей. С. 102).

1 февраля 2012 Просмотров: 6 411