Истоки экуменизма. Ветхозаветный ИзраильОдной из форм идолопоклонства древних евреев было почитание истинного Бога на высотах. Этот вид идолопоклонства представляет собой наглядный пример искажения библейского учения о единстве места для богослужения (Втор.12; 5,13,14) «К месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите... Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь, в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои и делай все, что заповедую тебе».
«Я привел их в землю, которую клятвенно обещал дать им, подняв руку Мою, - а они, высмотрев себе всякий высокий холм и всякое ветвистое дерево, стали заколать там жертвы свои, и ставили там оскорбительные для Меня приношения свои и благовонные курения свои, и возливали там возлияния свои» (Иез.20,28). «И взяла из одежд твоих, и сделала себе разноцветные высоты, и блудодействовала на них, как никогда не случится и не будет» (Иез.16,16). Местом богослужения, по вступлении евреев в землю ханаанскую и по успокоении от всех врагов, должно было служить лишь одно место, избранное сам Богом (Втор.12). По требованию законодателя в книге Левит, таковым местом могла быть лишь Скиния собрания, ко входу в которую и надлежало евреям приводить жертвенных животных для заклания Господу. Очевидно, что всякое отступление от этого закона было противно Богу, потому что легко могло повлечь за собой служение идолам. С того времени как был построен царем Соломоном Иерусалимский храм, то место богослужения было дозволено только исключительно в нем. Этот храм своим существованием исключал возможность существования других богослужебных мест, которые были бы не противны Богу. Однако одновременно с храмом, как в Израильском царстве, так и в Иудейском, после разделения царств, снова приобретают священное религиозное значение высоты. Вместе с богослужением во имя Иеговы в Иерусалимском храме появляется запрещенный в законе культ на высотах, т.е. почитание Иеговы на незаконных местах. Этот незаконный культ с течением времени мало-помалу приобретал среди евреев широкую распространенность и стал поддерживаться с великим упорством. Евреи легко впадали в заблуждение, что служения на высотах не противно Богу, коль скоро совершаются не в честь языческих богов, в честь Иеговы. Незаконное служение Иегове на высотах у евреев имело тесную связь с пагубным влиянием, какое в религиозном отношении оказали на Израиля ханаанские племена посредством почитаний своих языческих богов. Таким образом, служение Богу на высотах и под священными деревьями переходило у евреев в служение в честь языческих богов. После падения Израильского царства высоты в нем не были уничтожены. Из 4-й книги Царств (17,29) известно, что переселенные в десятиколенное царство сирийские колонисты не только не уничтожали высот, но и даже и сами стали их чтить. В храмах высот они вместе со своими ассирийскими богами они поставили и изображения Иеговы, служению которому научились от израильских священников высот. Только благодаря Иосии, благочестивому иудейскому царю, высоты были уничтожены в Израильском царстве. По свидетельству 4-й книги Царств, истребляя все следы идолопоклонства в своем царстве, Иосия истребил так же и в различных городах Самарии, между другими мерзостями, все домы высот, устроенными израильскими царями, и самые высоты с совершавшими на них служения священниками. Такое же положение в отношении служения на высотах было и царстве Иудейском. Переход от чистого служения Иегове к языческому был совершен еще царем Соломоном. Этот царь хотя и любил Господа и ходил по уставу Давида, отца своего, сам приносил жертвы на высотах (3Цар.3,3). Сперва он это делал во имя Господа, но в последствии, в угоду своим иноземным женам, построил высоты на горе к востоку от Иерусалима в честь идолов (3Цар.11,7). При царях же Асе и Иосафате были устранены идолы чужих богов, но не отменены высоты, на которых почитали Иегову в жертвах и курениях (3Цар.15,12; 3Цар.22,43,47). «Народ еще не обретал твердо сердца своего к Богу отцов своих» (2Пар.20,33). Только при благочестивом царе Иосии был положен конец этому идолопоклонству при плодотворной деятельности первосвященника Хелкии (4Цар.23). «И вызывателей мертвых, и волшебников, и терафимов, и идолов, и все мерзости, которые появлялись в земле Иудейской и в Иерусалиме, истребил Иосия, чтоб исполнить слова закона, написанные в книге, которую нашел Хелкия священник в доме Господнем». Пророки, как ревнители благочестия, не оставляли без внимания культа высот. Горы и холмы они считали местами идолопоклонства, непозволительными как по тому, что нарушался закон о единстве места богослужения, так и потому, что там совершалось нечистое служение Иегове, а смешанное, оттененное чертами язычества. Они убеждали народ оставить служение на высотах и перейти для богослужения в Иерусалимский храм, где совершалось законное служение Иегове. Учили, что местопребывание истинного Бога только на Сионе, где и должно Его искать (Ам.5;5-6). Культ высот для пророков имел значение преступления и греха, совершенного через отступление от Иеговы, и однозначно как языческое служение. (С использованием труда М.Пальмова «Идолопоклонство у древних евреев») |
6 марта 2012
Просмотров: 6 450