Топ-100

Святая София меняет крест на полумесяц

Святая София стала мечетью. Известие, от которого болезненно дрогнет любое христианское сердце: как, снова? Ведь однажды величайший собор в истории православного христианства, сердце Константинополя, уже становился мечетью. В его изукрашенных дивными фресками стенах звучали суры Корана, и поклонялись там Аллаху, а не Христу, до сих пор глядящему со стен изумительными византийскими глазами. Затем мечеть превратилась в музей, который ежегодно посещает сотни тысяч паломников и туристов… и что, теперь заново?

Нет, речь идет о другом храме Святой Софии. Но, едва вздохнув с облегчением, понимаешь: от этого ни чуточки не лучше. Речь идет о церкви, построенной в шестом веке императором Юстинианом I. Она находится в турецком городе Изник, и пусть сейчас это ничего не говорит христианскому слуху, достаточно вспомнить, что ранее место носило название Никея… а уж оно свято для любого последователя веры Христовой.
Версия для печати

В Никее в византийские времена, состоялись два Вселенских собора — в 325 и 787 годах, причем последний проходил именно в храме святой Софии. В Никее был составлен и принят Символ Веры, так и носящий название по месту своего происхождения — Никейский… Здесь был нанесен удар пагубной для Церкви ереси Ария.

А храм святой Софии, принявший в свои стены великих отцов Вселенского собора, осудивших ересь иконоборчества. То, что именно эта церковь превращена в мечеть — рана для христиан всего мира. Горечи добавляет и то, что никейская святая София была построена, как уменьшенная копий Айа-София в Константинополе.

Надо отметить, что бедной церкви уже приходилось стоять под полумесяцем. В 1331 году, захватив Никею, турки превратили храм в мечеть. В 1922 году здесь произошел страшный пожар, почти на сто лет выведший здание из строя, и лишь к 2007 году оно было отреставрировано. До прошлой осени храм привлекал много христианских паломников и туристов, но турки решили — мол, чего ему зря простаивать — и шестого ноября прошлого года использовали древний христианский храм в качестве мечети для празднования Курбан-байрама.

Кстати сказать, первые мурашки, прошедшие по спине от первой мысли, что именно стамбульская Святая София вновь станет мечетью, может быть, имеют под собой реальную основу. Дело в том, что сейчас турецкие власти всерьез рассматривают возможность вновь превратить Айя-Софию в мечеть, невзирая на то, что она уже много десятилетий как музей. Правда, надо отметить, что новости об этом звучали прошлой осенью, сейчас дело, видимо, немного подзаглохло (по крайней мере, еще месяц назад Айя-София продолжала быть музеем), но намерение турецких властей висит над бывшим христианским собором как дамоклов меч.

Позиция турецкого руководства, с одной стороны, вызывает горестное изумление: как же так, страна, изо всех сил стремящаяся в Европейский союз, занимается натуральным бандитизмом и дискриминацией христиан. С другой — к несчастью, логика очень понятна: прогрохотавшая над Ближним Востоком гроза "арабской весны" занесла даже на светскую почву Турции идеи радикального исламизма. Поэтому нет ничего удивительного, что и там проклюнулись ростки конкретного недружелюбия по отношению ко всему христианскому, что есть на территории страны.

То, что мусульмане не могут взять силой — то берут деньгами и хитростью. Или пытаются взять. Не так давно, буквально на минувшей Страстной неделе, церковь в Хаммаркуллене (пригороде Гётеборга) была продана на открытом аукционе мусульманской общине. Глава протестантской общины в Хаммаркуллене пастор Гюстаф и его коллеги сначала заявляли, что намерены передать церковь какой-либо другой христианской общине, но потом оказалось, что у мусульман денег больше, а у владельцев-христиан — печальная нехватка совести.

И вспоминается еще одна история, произошедшая в далеком 2006 году. Тогда мусульмане Кордобы обратились в Ватикан с просьбой разрешить мусульманам молиться в здании кафедрального собора Кордобы, который некогда был мечетью. Упирали они на то, что, дескать, до XIII века, когда мусульманские завоеватели были выпнуты с Пиренейского полуострова, собор был мечетью. В своем письме, правда, мусульмане стыдливо забыли упомянуть, что экс-мечеть была построена… на месте начисто разрушенного по приказу арабского правителя собора святого Винсента.

"Все, чего мы хотим — не захвата этого святого места, мы просто хотим создать в нем, вместе с другими религиями, уникальное экуменическое пространство, которое помогло бы примирению всего человечества", — сладко пел генеральный секретарь Исламского совета Мансур Эскудеро.

Но на примере никейского храма Святой Софии мы видим, как поступают мусульмане, когда у них есть возможность не просить, а брать силой. Никакие песни про примирение, толерантность и политкорректность тогда не поются. Испанцам хватило ума снять с ушей сладкую лапшу про "уникальное экуменическое пространство" и наотрез отказать исламистам в праве молиться в кафедральном соборе Кордобы. Хочется верить, что история с несчастным никейским храмом ухнет колокольным ударом, который услышит весь христианский (и особенно полузахваченный мусульманами европейский) мир.

22 мая 2012 Просмотров: 6 940