"Своими ушами слышал…"

Описанная ниже история произошла буквально на днях с корреспондентом "Информ-Религии" в одном из храмов в центре России. К сожалению, не мотря на свою невероятность с точки зрения канонов Православной Церкви, сегодня многим она уже не покажется сенсационной. Однако, как справедливо замечает автор, у нас нет повода унывать, просто, хотим мы того или нет, но в среде духовенства и верующих происходит четкое разделение...

altПосещая свой родной город X, я заглянул в храм, прихожанином которого был некоторое время. Подойдя под благословение к знакомому батюшке, разговорился о том, о сем:

- Как поживаете, отец N?

 

- Да, слава Богу… Вот, собираюсь в P, в миссионерскую экспедицию, Владыка благословил…

 

- У Вас, говорят, пятый будет? (ребенок)

 

- О! Слухами земля полнится…

 

- А живете Вы все там же, в S?

 

- Да, у нас там теперь новый домик - армяне подарили. Пристройка двухэтажная. Так что теперь хватает места, - говорит, улыбаясь.

 

Тут ни с того, ни с сего подлетает к нам отец A, игумен, настоятель прихода.

 

- Что они нам дали?! Это же армянские богословы! - обращается в несколько возбужденном тоне к беседующему со мной отцу N, размахивая увесистой стопкой бумаг.

 

- Это то, что надо, батюшка, оставьте, пожалуйста, - отвечает отец N.

 

- Да зачем они нам нужны? Вы что, все это изучать собираетесь?

 

- Ну, я по крайней мере буду знать, как они думают…

 

- Ну… Как хотите…

 

Прислушиваясь к разговору, буквально разинув рот, узнаю, что в мой приход уже 4 года ходят армяне из армянской монофизитской "церкви". И не просто ходят, а исповедуются и причащаются. В основном двое - мать и сын. Сын - армянин - алтарничает

 

Далее следует обмен мнениями, в ходе которого отцы приходят к выводу, что армяне не еретики. Причем отец N. в этом уже убежден, а отец А. еще слегка сомневается. Вернее, не то, чтобы сомневается, а просто, скорее всего, боится, как бы не вышел ненужный скандал. В итоге решают, что не мешало бы почитать какую-нибудь литературу - углубить свои познания по этому вопросу. Именно для этой цели отцу N послужат сочинения армянских "богословов".

 

- Ну, может неслучайно Святейший съездил в Армению, может соединятся, - с надеждой говорит он.

 

- Там, насколько я знаю, пока о соединении речи не шло. Так что мы пока не можем… Для этого должен быть собор… Нам надо их пока убедить, чтобы они перешли, а там - как священноначалие…

 

По телу проходит холодок. Понимаю: если сейчас соберется чаемый всеми экуменистами "восьмой вселенский" и утвердит недопустимые для православной Церкви новшества, например, постановление о том, что армянам или католикам разрешается причащаться в наших храмах, - они же все примут, они уже готовенькие!

 

- А почему армяне не хотят перейти в нашу Церковь? Они ведь давно ходят, видят, что она истинная…, - робко интересуюсь у отца N.


- Ну, они считают, что так они предадут веру предков.


- А они думают, что она правильная?


- Ну, да.


- А как же это возможно, чтобы и там, и там - Истина?


- А так оно и есть, - уверенно заявляет священник.

 

Полемизировать с отцом N я не собираюсь - однажды мы уже поговорили "по душам" и выяснили, что имеем несколько разные понятия о Православии. Он убежден, что каноны изменяются, иноверные и инославные могут спастись, католический календарь вполне допустим, Святые Отцы ошибались, а некоторые даже проповедовали ересь, Андрей Кураев и тогда еще митрополит Кирилл - выдающиеся миссионеры…

 

Но ранее, впервые услышав от него эти "новости", я почему-то все же не хотел до конца верить в то, что нам с отцом N уже не по пути.

 

"Может, подарить ему книгу "Плоды экуменического древа"? Или вот, письмо свт. Игнатия (Брянчанинова) - тут же ясно сказано, что иноверцам спасения нет - какое без Христа спасение?.. - рассуждала моя наивность. - Ну… Отец N - человек образованный, в семинарии преподает, у него дома все полки книгами завалены… Да и не поверит Святым Отцам - они же, он сам доказывал мне, сегодня уже зачастую не актуальны…"

 

Так и не подарил я ему сокровищ духовных, но теплилась где-то лампадка надежды, что вот встретимся как-нибудь, поговорим с глазу на глаз, будет время…

 

- А как Вы узнали, что они армяне?


- Она мне сама сказала на исповеди.


- И Вы им разрешили причащаться?


- Ну да, а что тут такого? Это самые благочестивые прихожане нашего храма!


- А как же потом выяснилось, что они…, - проглатываю слово еретики, чтобы закончить беседу.


- Это все отец С, нашелся тут ревнитель Православия!

 

Отец С! Дай Бог тебе здравия, Батюшка! Батюшка с большой буквы!

 

- А что отец С?


- Он им причащаться запретил и меня отругал, и взбрело же в голову…


- Оставляю без комментариев реплики отца N и совершенно отчетливо понимаю: разговаривать нам уже не о чем.

 

У этой истории, скорее всего, будет хороший конец: отец N и игумен А. уговорят армян перейти в Православие - а куда деваться, отец С. так просто не оставит, уже слух дошел до митрополита.

 

- Мы для них специально чин изменили, - делится отец N. Знаешь ведь, в Требнике - "Чин отречения от армянския ереси", - улыбается.


- Что-что, простите, Вы Чин из Требника изменяли?


- Ну да, чтобы их не обижать. Там сказано "армянския ереси", а мы сделали "монофизитския". Хотя, конечно, какая у них ересь…

 

Грустно мне почти не было, даже удивился сам. Тогда ведь так поскорбел, что отец N - экуменист, долго еще сокрушался. Я ему ничего не сказал, возражать не стал, потому что своими ушами слышал, как он защищал монофизитов. Возблагодарил Бога за батюшку С и за себя - за то, что у меня, грешного, есть духовный отец, который стоит в Истине.

 

Печально было только от взоров прихожан, ожидавших отца N, беседовавшего со мной, и невольно вслушивавшихся в наш разговор. Им, похоже, казалось, что речь идет о каких-то невероятно высоких материях - не для среднего ума, - догматы, каноны, ереси… Но и здесь нет повода унывать - надо объяснять людям. Для того мы и трудимся, для того мы и пишем, для того и ведем эту брань за чистоту веры в Господа Нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки.

 

Н. С.

 

Информ-религия

30 апреля 2010 Просмотров: 4 290