Топ-100

«В лукавую душу не внидет премудрость»

altБогословие - дар Небесный, который Господь подает праведнику, человеку святой жизни, но не грешнику, пораженному страстями, а тем паче - тому, чье мудрование осквернено ересью. «Говорить о Боге, - пишет свт. Григорий Богослов, - великое дело, но гораздо большее - очищать себя для Бога, потому что в лукавую душу не войдет премудрость (Прем. 1, 4)».

 

Ошибки при богословствовании настолько опасны, что если человек примет и усвоит себе ложное мнение хоть по одному догмату, то становится хулителем Истины - еретиком. Тогда все его подвиги, посты, бдения, молитвы, девство и прочие добродетели, как говорят святые Отцы Православной Церкви, не принесут душе никакой пользы, но послужат во осуждение, а не во спасение.

 

«Великое бедствие уклониться от догматического и нравственного учения Церкви, от учения Святаго Духа каким-либо умствованием. Это возношение, поднимающееся на разум Божий, должно низлагать и пленять такой разум в послушание Христово», - наставляет свт. Игнатий (Брянчанинов). Именно поэтому святые Отцы запрещали своим ученикам «догматствовать», т.е. пускаться в пространные исследования богословских вопросов, но завещали им смиренно, со страхом Божиим, ничтоже сумняшеся, веровать так, как учит Православная Церковь.

 

По этой же причине в дореволюционных Духовных семинариях и академиях студентам подробно разъясняли, что от них требуется не догматическое «творчество», которое всегда граничит с ересью, а подробное изучение и твердое знание Православной догматики, как ее изложили святые богословы, Отцы Церкви. На тех же позициях в основном базировалось духовное образование в России и в советское время: студенты четко усваивали, что богословие - это не развлечение и не работа, в процессе которых человек изучает много книг богословского содержания и после этого высказывает свои мудрования по тем или иным вопросам, но удел избранных угодников Божиих.

 

И только такой взгляд на богословие непогрешителен, поскольку он опирается на святоотеческие писания: «Удивляюсь я тем многочисленным людям, которые прежде рождения от Бога и прежде усыновления Им не боятся богословствовать и беседовать о Боге. Удивляюсь я, когда слышу, как многие, не понимая Божественных истин, философствуют о них и, будучи исполнены грехами, богословствуют о Боге и обо всем, касающемся Его, без благодати Святаго Духа, открывающего смысл и дающего разум. Трепещет, ужасается и некоторым образом выходит из себя мой дух, помышляя, что мы, не знающие ни самих себя, ни того, что перед нашими глазами, с дерзостью и безстрашием решаемся мудрствовать о Боге, непостижимом для нас, особенно если мы пусты от благодати Святаго Духа, просвещающего и научающего всему», - пишет преп. Симеон Новый Богослов.

 

Но сегодня положение в духовных школах и в среде части священнослужителей изрядно изменилось: многие переняли западное латинское и протестантское мышление, согласно которому, богослов - это любой человек, мало-мальски начитанный по богословским темам и усвоивший сложную, незнакомую простому христианину терминологию. Такое понимание богословия, конечно же, льстит самолюбию, а потому не удивительно, что оно обрело многочисленных последователей в наш гордый и надменный век.

 

Яркий представитель сего новомодного псевдобогословства - руководитель Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей свящ. Георгий Завершинский. Не так давно он дал интервью порталу «Православная книга России», в котором, отвечая на вопрос корреспондента о целях проводимых им так называемых богословских встреч, сказал: «Идея этих встреч заключается в том, что богословие и богословское общение должно стать интересным. <...> На наши встречи, понятное дело, собираются верующие люди, которых не надо убеждать верить в Троицу и догматы Церкви. Речь о том, что наша вера - живая, а не мертвая. В нас Духом Святым, как говорит о. Софроний (Сахаров), пробуждается догматическое сознание. Оно в нас живет и побуждает нас к творчеству. Для того, кто чувствует это призвание, богословие становится творчеством».

 

Но как может Дух Святый действовать в людях с сомнительными догматическими воззрениями? Например, в тех, кто сегодня усиленно проповедует экуменизм (богохульное учение о якобы бывшем «разделении Церкви» и необходимости соединения православных с иноверными людьми и еретиками), и грехолюбцах, сознательно нарушающих канонические законы Церкви? Ведь сам отец Георгий Завершинский не так давно посещал католическую мессу в московском костеле, после которой, в частности, призывал православных верующих сближаться с католиками - во имя некоей «древней неразделенной Церкви».

 

Что из того, что отец Георгий Завершинский является доктором технических наук, доктором философии и что он много лет прослужил в Ирландии? Это свидетельствует лишь о том, что он специалист в области техники, философии и экуменических контактов. Пускай он автор многих книг по богословской тематике, но это вовсе не значит, что он богослов. Нет, это просто клирик с искаженными догматическими воззрениями опрометчиво пустился в море суесловия, которое, если он не сделает правильных выводов, может его потопить, как некогда потопило начитанного и образованного, но гордого проповедника ереси - осужденного святыми Отцами Оригена.

 

Андрей Писаренко

 

Газета "Православный крест"

25 мая 2010 Просмотров: 7 842