Основоположник русского неоязычестваИнтересующийся русской историей человек знает что современное неоязычество было создано на рубеже 70-80-х в недрах советских спецслужб и идеологических отделов КПСС. Но когда это говорят, мало кто называет конкретных людей ваявших эту идейную диверсию под русский народ, его политическое единство и возможность возвращения себе своей Родины.
Этот рассказ об основоположнике нового культа и мифологии – именно он у неоязычников может считаться основателем их «религии». Это действительно совершенно новый культ, ибо с теми дохристианскими верованиями которые были распространены у восточных славян до крещения Руси неоязычество не имеет ничего общего. По парадоксальному стечению обстоятельств – основоположником неоязычества стал советский научный работник, коммунист, карьерист, Герой Социалистического труда, лауреат трёх орденов Ленина – проверенный идеологический боец партии.
Среди современных представителей субкультуры неоязычников, прежде всего подростков, есть дурные манеры называть христианство «жидохристианством», хотя христианство является противоположностью веры евреев, а вот над тем что отцами-основателями неоязычества стали идеологи КПСС и чекисты Андропова-Файнштейна они как то не задумываются.
Именно в конце 70-х – начале 80-х советские кинофабрики стали выдавать один за другим фильмы на языческую тематику от детских сказок до такого хита как «Русь Изначальная», появились художники, на книжные полки советских магазинов и в советские библиотеки завозили художественную литературу в жанре древнеславянского фентези, пошли многочисленные публикации в журналах, особенно детских, а в учреждениях культуры начали развивать «фольклор» — т.е. применялся весь арсенал мер для увода русского народа от его насущных политических и экономических проблем в сферу самокопательства. Показателено здесь и случившееся в наши после манежки, когда Д. Медведев сказал что полиция должна быть жёстче к смутьянам, а для более спокойных надо развивать фольклор… Рецепты борьбы не меняются… Прежде чем рассказать о самой личности коммуниста Рыбакова, следует сказать о том почему коммунисты, всегда проводившие политику культурного геноцида русского народа, и считали православие главной угрозой своего режима, вдруг озаботились проблемой создания альтернативной религиозной идентичности?
КПСС и КГБ не могла не игнорировать эту тенденцию, нарастающим христианским сопротивлением они были напуганы. Испуг выразился не только в покушении болгар на Иоанна Павла II, но и в создании неоязыческого проекта внутри России. Национальную парт-номенклатуру они долго и успешно чистили, компартии РСФСР так и не образовалось – т.е. первое ядро национальной консолидации было нейтрализованно. Оставалась Церковь – понятно что ни одна другая национальная церковь не пережита такого масштаба физического уничтожения священников, и не была столь инфильтрована агентурой КГБ, но политическое возрождение христианства на Западе и его угроза были очевидны, а развернуть новые физические репрессии против священников, в дополнение репрессий против диссидентов было уже невозможно по внешнеполитическим соображениям. Ставка была сделана на идеологию – создание иной религиозной идентичности, и через это создание раскола в среде русских патриотов. Эта работа только усилилась перед 1000-летием крещения Руси. Надо отметить что ставка сработала – к моменту крушения СССР у русских не было ни национальной партноменклатуры, ни национальной политически активной Церкви, ни взаимодействия между ними. Как следствие власть в России вновь получил не русский народ, а чекисты.
Борис Александрович Рыбаков (21.05.1908 — 27.12.2001) — проводник партийной линии в осторической науке, советский археолог и историк, академик РАН. Один из самых влиятельных деятелей советской историографии. Основные труды по археологии, истории, культуре славян и Древней Руси.
Прошло уже более 10 лет со дня смерти академика Б. Рыбакова. Но плоды его трудов, так замечательно вписавшиеся в идеологию КПСС и КГБ мы ощущаем и сейчас. Более того сегодняшнии преемники советского государства и идеологии постоянно работают над внедрением в сознание русских созданного тогда идеологического концепта. Более 30 лет — всё хрущевское и брежневское время — он самодержавно руководил советской археологической наукой. Не зря его называли «Воевода советской археологии».
Родился Рыбаков в 1908 г. в состоятельной старообрядческой семье. Отец Александр Рыбаков (1884—1977) был хозяином магазина готового платья, автором трудов по истории раскола, а также основателем и директором Старообрядческого богословского учительского института, созданного в 1911 году на средства С. П. Рябушинского, на Немецком рынке.
С этим идейным багажом в 1924 г. он окончил школу и устроился продавцом газеты «Рабочий путь», а в 1926 году он поступил на историко-этнологический факультет МГУ, который окончил в 1930 году. Отслужив в армии (1930-31 гг.), в Пролетарской дивизии, устроился на работу в Архив Октябрьской революции, а первый курс лекций начал читать в Академии Коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской. В большевиках он увидел силу, которая восстанавливала милую его сердцу государственность, и проникся преданностью новому государству и его идеологии. Вступил в партию в 1951 г. и никогда не уклонялся от партийной линии. Партийная линия стала его внутренним убеждением. Со второй половины 30-х нaчaлся поворот во внутренней политике — от интернационализма к декларативному русскому патриотизму. Рыбаков раньше других уловил перемену курса, нет, он не подстраивался к партии, его русские убеждения, которые раньше приходилось сдерживать, теперь пришлись ко двору. С 1931 г. он работает в Историческом музее, с 1937 г. — в Институте истории материальной культуры (впоследствии археологии) и с 1939 г. — на кафедре археологии МГУ, где он стал деканом. В Институте и ГИМ он выполнил за предвоенное пятилетие тот труд по изучению древнерусского ремесла, который сделал ему имя. Рыбаков установил наличие ремесленных цехов в домонгольское время, и показал значение ремесел на Руси, найдя указаниям письменных источников соответствие в археологическом материале. Он показал, что до татарского нашествия Русь находилась на высоком уровне хозяйственного развития. В 1942 г. он защитил по этой рукописи диссертацию в эвакуации в Ашхабаде, а опубликованный труд получил Сталинскую премию. В 1953 г. избран член-корром, в 1958 г. — академиком.
В конце 1940-х — начале 1950-х годов участвовал в кампании против «безродных космополитов». Исполнять идеологический заказ последних лет сталинского правления ему было легко и увлекательно, именно так были опубликованы в научных журналах ряд статей о роли евреев и иудаизма в истории Хазарского каганата, за что Б. Рыбакова стали ещё больше ценить в идеологических отделах партии. Последние годы сталинской эпохи были для Рыбaковa годaми взлетa. Охота нa космополитов и критиканов, дело врaчей-вредителей и прочие только идут на благо его карьеры. Карьера пошла в гору. Декан исторического факультета (1950—1952), проректор (1952—1954) МГУ. Директор Института археологии АН СССР (1956—1987), одновременно — директор Института истории СССР (1968—1970), академик-секретарь Отделения истории АН СССР (1974). Академик Чехословацкой (1960) и Польской (1970) АН, почётный доктор Ягеллонского университета в Кракове (1964). С 1958 года — президент общества «СССР — Греция».
В эти годы складывается его концепция происхождения славян. Слaвянскaя государственность, по этой концепции, вызревала задолго до Киевской Руси, в зaрубинецкой и блестящей черняховской культурах. Она уходит корнями еще глубже, гораздо глубже — в глубины третьего тысячелетия до н.э., в трипольскую культуру. Сегодня многие смеются над концептом «великих Укров», этой идее её сторонники должны быть благодарны не «украинцу» Грушевскому, а советской идеологической «науке». Так получилось что коммунисты не только создали украинское государство и сформировали его территорию, но и продолжив австрийскую работу, написали его идеологию.
Богатые сокровища кочевников и яркие, окрашенные римским влиянием культуры полей погребений Украины (относимые многими археологами к германским) Рыбаков объявил раннеславянскими. Достоверно рaннеслaвянскaя культурa VIII-IX веков, известнaя только как «роменско-боршевская», Pыбaкову это явно не нрaвилaсь: грубaя лепнaя керaмикa (это после черняховской, сделaнной нa круге!), почти нет оружия, умений. Эту культуру он большей чaстью просто игнорировaл.
Не нрaвился ему и хaзaрский кaгaнaт: тюрки, вдобaвок иудейского вероисповедaния, по летописи, взимaли дaнь со славян, и дaже первые русские князья нaзывaлись «кaгaнaми» — нестерпимо для гордости. Рыбаков публикует несколько рaбот, в которых стремится доказать, что, вопреки проф. Aртaмонову, территория кaгaнaтa былa совсем мaленькой, тaк что особой роли в истории славян он игрaть не мог. Производительной же деятельности хaзaры, по Рыбакову, почти не вели — госудaрство, де, было пaрaзитическое.
Роль норманнов на Руси вначале отвергал, потом под давлением фактов (он же профессионал) вынужден был признать.
К середине 50-х Рыбаков явно выдвинулся нa роль лидерa славяно-русской aрхеологии. Когда после ХХ съезда партии началась смена начальников во многих отраслях, вот и приглянулся руководству 48-летний видный aрхеолог, признанный авторитет. И Рыбаков действительно покaзaл себя лидером, умным и влaстным. Он затеял крупные проекты, в частности издание многотомного Корпусa (Сводa) aрхеологических источников стрaны. Вообще каким то феноменальным образом изданию его трудов благоволили в самых высоких идеологических кабинетах. Тиражи всегда были большими, и их цифры недостижимы для трудов других коллег.
Позже, когда пошла работа над самым главным партийным идеологическим заказом в жизни Б. Рыбакова – написанием концепта язычества тиражи и просто стали астрономическими, и в связи с активным продвижением этих книг в библиотеки и ВУЗы они пережили не одно переиздание. Так книга Рыбакова « Язычество древних славян», была издана в Москве, издательством Наука, в 1980-м году огромным 20.000 тиражом, и переиздана уже в 1981.г., с последующими переизданиями. И издание хорошее — 608 страниц с многочисленными рисунками, схемами, иллюстрациями в тексте. Издательский переплет, Увеличенный формат. Тираж — всего 20 000 экземпляров
Книга «Язычество древней Руси» продолжение монографии Б. А. Рыбакова «Язычество древних славян», вышедшая уже в 1987 году на 790 страницах была выпущена уже просто немыслимым 95.000 тиражом. Для тех кто понимает как было устроено советское книгоиздание очевидно что такие работы писались по партийному заказу и финансированию, не говоря уже о таком огромном тираже, который распространялся повсемесно по советской и партийной линии.
Именно эти книги стали отправной точкой для последующей неоязыческой беллетристики. Можно уверенно сказать что для современных «славяно-арийских» неоязычников, коммунист, герой соц. Труда, орденоносец Ленина, советский научный деятель стал основоположником их культа, чем то вроде Магомеда, а КГБ СССР было их изначальной «церковью» То что для коммунистов историческая наука была вопросом крайне идеологически важным знают все. И на важнейшие посты в этой идеологической науке назначались только проверенные кадры, достаточно вспомнить что предшественником Б. Быбакова на должности директора института археологии АН СССР был Удальцов, Александр Дмитриевич (да-да! Тот самый из плеяды старших Удальцовых, дядя ныне знаменитого Сергея). У Рыбакова есть даже несколько научных работ в соавторстве с Удальцовым. Научная деятельность Рыбакова началась с раскопок вятических курганов в Подмосковье. Он проводил масштабные раскопки в Москве, Великом Новгороде, Звенигороде, Чернигове, Переяславле Русском, Белгороде Киевском, Тмутаракани, Путивле, Александрове и многих других.
Всю свою жизнь Рыбаков придерживался «патриотических», убеждений. Он был склонен пылко преувеличивать истинные успехи и преимущества русского народа во всем, ставя его выше всех соседних. Так, Рыбаков был убеждён в глубокой автохтонности славянского населения на территории Украины, связывая со славянами и скифов, и даже трипольцев. Наличие на территории Украины государства готов при этом отрицалось, а традиционно связываемая с готами черняховская культура провозглашалась культурой славянской. Крупнейшие центры славян, и в первую очередь, Киев, в трактовке Рыбакова существовали с незапамятных времён.
К числу наиболее спорных построений Рыбакова относятся попытки произвести славян от скифов-пахарей, живших в Причерноморье ещё во времена «отца истории» Геродота (V век до н. э.). В книге «Киевская Русь и русские княжества в XII—XIII веках» он отнёс начало истории славян к XV веку до н. э. В Змиевых валах историк видел свидетельство столкновения славян с киммерийцами (по общепринятой точке зрения, покинувшими Причерноморье за 1000 лет до появления там славян): «Славяне применяли при постройке своих первых укреплений пленных киммерийцев», — заявляет Рыбаков, совершенно не указывая источники своих выводов.
В своих трудах, таких как «Язычество древних славян» (1980), «Язычество древней Руси» (1987), Б. А. Рыбаков фактически заново написал целый пласт дохристианских верований восточных славян, вызвав в свой адрес обвинения в фантастических спекуляциях и отсутствии единой методологии. К примеру, в образе Змея Горыныча академик видел смутное воспоминание славян о каком-то доисторическом животном, например, о мамонте. Былинное сказание о встрече богатыря со Змеем на Калиновом мосту через огненную реку, по Рыбакову, есть не что иное, как «обрисовка древнего мамонта (или мамонтов), загнанного огненной цепью загонщиков в ловчую яму, в подземелье, замаскированное ветками кустарников (калины)»
Со времени руководства Институтом чисто археологическая направленность собственных его исследований пресеклась. В течение 60-х он еще будет ездить в поле, руководить раскопками, и позже иногда будут появляться его статьи об археологических находках, но ни одна из его многочисленных монографий отныне не будет собственно археологической. Всё чаще онн аходится в кабинетах партийных руководителей идеологического отдела, и их коллег из КГБ. Всё чаще его гостями в самом институте становятся люди в штатском. С этого времени он выступает в своих книгах только как историк, религиовед, искусствовед, картограф, фольклорист, использующий aрхеологические мaтериaлы. В большинстве этих наук он был, однако, дилетантом. Мaститым, авторитетным, талантливым, ярким дилетантом. A его яростная страсть к утверждению одной определенной исторической картины мешала ему осознавать и преодолевать свой дилетантизм. Aрциховскому приписывают лаконичную характеристику Рыбаковa: «гениальный недоучка». Коммунистические идеологи не только были заказчиками научных трудов Б. Рыбакова, но и содействовали превращению его взглядов в целое педагогическое направление. Полезную идеологию нужно было развивать и укреплять:
Административные возможности Б. Рыбакова были подспорьем в карьере и его сына Ростислава Рыбакова, который в чём то пошёл дальше отца став известным индологом, доктором исторических наук, специалист по межкультурным взаимодействиям, директором Института востоковедения РАН в 1994—2009 годах.
Плотные контакты с партийными органами и спецслужбами СССР стали причиной появления слухов о его вине в аресте некоторых коллег в начале 80-х., но есть мнения что до подобных методов борьбы академик никогда не опускался. При этом многим памятны его выступления на партсобраниях о необходимости борьбы с нарушениями идеологии в Ленинграде и последовавшая «ленинградская волна» арестов, исходившая, разумеется, не от археологического начальства…
С временами влавствования академика Б. Рыбакова в советской исторической науке связана и другая известная «традиция» сохранившаяся до сих пор – активное рекрутирование студентов исторических факультетов на службу в КГБ/ФСБ. Современные чекисты во многом выходцы из исторических факультетов, буквально пронизанных конторской агентурой. Яркий пример этого известный случай с последователем советского академика Львом Рудольфовичем Прозоровым – известным в неоязыческих кругах писателем в стиле «фентези» под именем Озар Ратиборович Прозоров, популяризатором нароботок советского академика.
Однако многие маститые ученые-историки и археологи, ранее демонстрировавшие свою «дружбу» с Б. А. Рыбаковым и, как правило, благожелательно отзывавшиеся о его действительно спорных с точки зрения выводов и гипотез работах, после падения коммунизма, и исчезновением главных заказчиков работ Б. Рыбакова – идеологов КПСС и КГБ с начала 1990-х годов начали прохладно относиться как к нему самому, так и к его трудам по истории Древней Руси.
В публичных отзывах о научных заслугах Б. А. Рыбакова некоторые известные авторы, например характеризовали его как дилетанта. Возражения вызывают, в частности, построения Рыбакова насчёт славянской принадлежности трипольской и черняховской культур, любительские экскурсы в лингвистику, поиск в орнаментальных вышивках XIX—XX вв. надёжнейших свидетельств относительно духовной жизни славян до принятия христианства.
По словам критиков, Рыбаков «углубил Киев на полтысячелетия (приписав его основание к концу V в.), хотя как археолог он должен был бы знать, что в Киеве нет славянского культурного слоя древнее IX в.». Это позволило властям советской Украины в 1982 году отпраздновать 1500-летие Киева — города, где даже слои IX века с трудом могут быть интерпретированы как городские. 1500 летие во многом праздновался как украинский праздник. Метода Рыбакова ненаучном определении возраста города применяется и сегодняшними идеологами – на наших глазах происходило празднование 1000-летия Казани, так же с сепаратистской подоплёкой. Так же Рыбаков обратился к фольклористике и возродил «историческую школу» Всеволода Миллера. В русских былинах он увидел изложение истории самим народом. В своих книгах и статьях он стал реконструировать историю по былинам. Против него выступил крупнейший фольклорист проф. В.Я. Пропп, показавший, что героический эпос — это специфический художественный жанр, который сильно искажает историю, создавая из разных героев одного, перенося его в иное время и делая из подручного материала героев.
Подобные работы Б.А. Рыбакова в разных науках были скандально бездоказательны и изобиловали элементарными, ошибками. Дело усугублялось незнанием иностранных языков.
Рыбаков заимствовал у ранних исследователей представление о Роде как о главном и чуть ли не единственном боге восточных славян. Остальные боги — Перун, Велес и др. — лишь его ипостаси. Между тем, такой бог ни в одном источнике прямо не упоминается, и само имя возникло из неправильного прочтения поздних греческих рукописей о гaдании по звездам — «генеалогии» (в славянском переводе «родословии»). Белорусский праздник «комоедицa» Рыбаков связывает с греческой, а затем латинской «комедией» (comoedia) и трактует как языческий прaздник медведя: от греческого «комос» — «медведь», поясняет он. Откуда он взял такой перевод? По-гречески «медведь» — «арктос», a «комос» — «шествие гуляк, ряженых». Все, абсолютно все его лингвистические экскурсы, которых множество в этом томе, выполнены на том же уровне.
В ряде работ Рыбaковa содержaлaсь изумительно красивая гипотеза о начале городской жизни в Киеве зa три века до первого культурного слоя. В летописи приводится легендa об основaтеле городa Кие, и некоторые эпизоды этой легенды отдаленно нaпоминaют события с неким aнтским вождем V века Хильбудием, сообщаемые греческими источниками. Значит, решил Рыбаков, Хильбудий — это Кий, и город основaн в V веке. Критиканы не удовлетворились, лепетaли что-то о неясности легенды, об отсутствии культурного слоя. Рыбаков предъявил самый веский aргумент: с его подачи в нaчaле 80-х ЦК Пaртии и Прaвительство СССР приняли совместное Постановление о праздновании полуторaтысячелетнего юбилея Киевa в 1982 г. Противникам пришлось умолкнуть.
В СССР/России всегда было туго с исторической методологией. Историю в России принято отождествлять с литературным жанром, а не со строгой наукой. А в условиях отсутствия национальной коллективной исторической памяти это ведёт к катастрофическим последствиям. Рыбакову само собой напрашивается определение — фальсификатор науки, «Лысенко отечественной истории и археологии». Это придется сделать следущим поколения рос.гуманитариев, если таковые вообще будут. Когда с «перестройкой» это государство начало рушиться, Рыбаков растерялся. Рaзвaливaлся тот истеблишмент, в котором он чувствовал себя в своей среде. В 1988 г., в без малого восемьдесят, Рыбаков ушел с поста директора. А в конце века родные отправили в дом ветеранов АН, где он и умер в одиночестве в декабре 2001 г., в возрасте 93 лет. По сути в науке он умер раньше — с падением советской власти и распадом СССР. Но вне науки он жив и сейчас. Книги его переиздаются и пользуются живым спросом, концепции вдохновляют молодежь, страсти зажигают сердца. Но идеи его всё больше развертываются вне науки — неоязычники, ультрaправые всех красок политического спектра творят им культ и выступают с именем Рыбакова, при этом будучи как по заказу чекистов 70-х далеки от актуальных проблем русского народа. Неоязычников не было ни в Гражданскую, ни в эпоху репрессий, ни даже на оккупированной территории во Вторую Мировую – все они лишь продукт идеологической пробирки.
Василий Крюков https://www.ruslug.ru/?p=6084 |
ПОПУЛЯРНОЕ ВЧЕРА ОБСУЖДАЮТ
МЫШЕЛОВКА ЗАХЛОПНУЛАСЬ? УЭК (БИОМЕТРИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ) – ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ОТРЕЧЕНИЕ ОТ ХРИСТА, ДАЛЕЕ – ЗОМБИРОВАНИЕ И ПЕЧАТЬ
Главные новости / Публикации / Православие / Глобализация / Апостасия / Апокалипсис / Эл.концлагерь / УЭК | 20 августа 2012
0
977 053
ЧУДЕСА БОЖИИ...О двух чудесах святых Паисия Святогорца и Порфирия Кавсокаливита
17 апреля 2024
0
20 334
29 августа 2013
Просмотров: 8 931
|