Петербургские «миссионеры» превращают литургию в мультимедийный спектакль

4 ноября на официальном сайте Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской митрополии появилось оповещение граду и мiру о предстоящем грандиозном миссионерском событии с небывалым «мультимедийным сопровождением»:


«Дорогие петербуржцы и гости Северной столицы! Приглашаем Вас 30 ноября 2013 г. в 9 часов утра в Храм Спаса-на-Крови на миссионерскую литургию, которая будет проводиться с использованием мультимедийных технологий».


Организаторы «миссионерской литургии» в этом сообщении разъясняют непросвещенным православным верующим, что «до сих пор многое, что происходит за богослужением в храме и, в частности, в алтаре – священнодействия, песнопения, молитвы, – остается непонятным и даже неизвестным для большинства прихожан». «Миссионерская Литургия именно на то и направлена, чтобы исключить барьеры между молящимися прихожанами и алтарем, отделенным высоким иконостасом, и сделать богослужение более понятным и близким. Для этого на больших экранах, установленных в храме, будут даваться комментарии к священнодействиям, тексты песнопений и некоторых молитв, подкрепленные соответствующими изображениями. Кроме того, на экранах будут транслироваться священнодействия, происходящие в алтаре, – те наиболее важные моменты Литургии, которые остаются недоступными взору прихожан за обычным богослужением. Все это направлено на лучшее понимание прихожанами главного христианского богослужения – Литургии и повышение интереса к нему. Ждем вас 30 ноября! До встречи!», – говорится в этом сообщении.


Литургию 30 ноября возглавит епископ Петергофский Амвросий (Ермаков). Сослужить Его Преосвященству будет молодое духовенство – воспитанники Санкт-Петербургской Православной Духовной академии. В этот знаменательный день памяти свт. Григория Неокесарийского храм Спаса-на Крови, поруганный в свое время большевиками и превращенный в музей керамики, превратится с благословения епископа Амвросия в кинотеатр для просмотра жителями града Петрова миссионерских кинороликов во время богослужения.


Отметим, что так называемые «миссионерские литургии» – «гениальное» изобретение миссионерской мысли последних лет, до которого не додумывались даже обновленцы прошлого века, – уже не раз проводились как в Петербурге, так и в других городах и селах. Это новое модернистское явление в богослужебной практике Русской Православной Церкви приобретает все бóльшие размеры. Так, 14 июля 2012 г. в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга в рамках фестиваля «Академия православной музыки» состоялась «миссионерская литургия». Богослужение возглавил ректор Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). С комментариями выступил протодиакон Андрей Кураев. 24 марта 2013 года ректор СПбПДА епископ Петергофский Амвросий (Ермаков) возглавил служение «миссионерской литургии древних напевов», проведенной в рамках фестиваля великопостных концертов Академии православной музыки в Исаакиевском соборе г. Санкт-Петербурга. Периодически подобные «миссионерские литургии» с остановками для пояснений и комментариев совершаются и в других епархиях (см., например: https://blagogon.ru/news/251/).

По этому поводу известный московский пастырь, настоятель храма свт. Николая в Пыжах протоиерей Александр Шаргунов ранее задавался вопросом: «Совершаются и так называемые “миссионерские литургии”. Характерно, что в практику вводятся объяснения по ходу службы. Это профанация таинственной жизни Церкви, глубокое непонимание природы молитвы. Как будто нельзя заранее раздать желающим тексты с этими объяснениями. Научатся ли переступающие порог храма самому главному – благоговейному, со страхом Божиим вхождению в Церковь, истинной вере – вследствие такого “миссионерства”?» (https://www.blagogon.ru/articles/15/).

Если собравшиеся в храме богомольцы нуждаются в комментариях лектора и экскурсовода, готовы ли они к молитве? И самое главное: не будут ли подобные «миссионерские» комментарии к священнодействиям «на больших экранах, установленных в храме», мешать молиться постоянным прихожанам храма?

Такие «миссионерские литургии» с непременными многочисленными остановками богослужения для «миссионерских комментариев», в данном с случае даже с экранов, установленных в храме, как в кинотеатре, являются настоящей профанацией православного богослужения. Это – какая-то «игра в литургию»: «а сейчас, братья и сёстры, мы будем делать то-то и то-то...». Непонятно, почему пояснения «происходящих священнодействий и исполняемых молитвословий» (т.н. «комментарии») нельзя провести во внебогослужебное время, не нарушая молитвенного строя литургии и её сакрально-мистической целостности? Какой смысл в подобных объяснениях именно на литургии, а не на специальных огласительных беседах, возможно, с использованием видеоматериалов? Подобные «миссионерские литургии» представляют собой самое настоящее глумление над православным богослужением.

Одна из читательниц форума Миссионерского отдела Санкт-Петербургской митрополии в связи с распространением подобной практики написала: «В Греции уже и кафе возле православного храма устраивают. На экране литургию транслируют. Народ сидит за столиками и следит за богослужением. Когда выносят чашу, православные отодвигают свой кофе, сигарету и идут к Причастию. И никакой исповеди. Комфортно. 21 век».

Когда предлагаются какие-либо «миссионерские усовершенствования» в Церкви и богослужении, возникает недоумение – зачем это надо? Ведь кто ходит регулярно в храм – того полностью устраивает установившийся порядок службы, ее намоленный веками церковнославянский язык, ее традиции. А если «подстраивать» наше богослужение под восприятие недавно появившихся в храме неофитов или случайно зашедших прохожих, – то это будет равносильно тому, как если бы ради пришедших в дом гостей выгнать из дома постоянных его обитателей.

Очевидно, что для приведения нашего православного богослужения в соответствие новым гуманистическим евростандартам и «мультимедийным технологиям» потребуется трансмутация традиционного церковного сознания православных верующих.

Но верят ли сами наши «миссионеры» в свои прекраснодушные розовые миссионерские затеи? Скорее всего – нет. Поэтому призывы к реформированию традиционного православного богослужения (якобы в миссионерских целях) свидетельствуют только об одном: об отсутствии подлинной веры в Бога у нынешних миссионеров-реформаторов (а возможно, здесь преследуются и определенные антихристианские цели). Никого, никогда и никакими человеческими силами обратить ко Христу невозможно: «Никтоже может приити ко Мне, аще не будет ему дано от Отца Моего», – говорит Господь. Об этом же замечательно сказал архимандрит Рафаил (Карелин): «Если Бог не призвал, то и никакие ухищрения не помогут».

Забывают почему-то, что служба в храме – это не лекция, обращённая к нам, а наше молитвенное обращение к Богу. <...>


В нашем традиционном церковнославянском богослужении, в литургической практике Русской Церкви важен прежде всего духовный опыт подвижников благочестия, молитвенный подвиг наших благочестивых предков, а не рассудочно-рациональное требование понятности всего и вся, якобы достигаемое посредством «миссионерских литургий», да ещё и с «мультимедийным сопровождением».

Источник: «Благодатный огонь»

28 ноября 2013   Просмотров: 6 095   
28 ноября 2013 14:22
Екуменисти на делу!
  Жалоба      1
28 ноября 2013 15:11
Такого я ещё не... ??? Ну это под силу только отцу экуменизма придумать !!!
  Жалоба      2
28 ноября 2013 15:37
НЕООБНОВЛЕНЦЫ.БЕЖАТЬ БЕЗ ОГЛЯДКИ ОТ ТАКИХ ЛИТУРГИЙ.
  Жалоба      3
28 ноября 2013 16:57
Лишив нас в большинстве храмах живого слова- проповеди и заменив их лекциями на Святое Евангелие теперь начинают лишать живой молитвы к Богу на службе!
Да запретит им Господь!
  Жалоба      4
28 ноября 2013 17:19
а как вам экскурсии во время Причастия в Лавре ?!!!Полное ощущение обезьяны в цирке!! Не нам надо бежать от таких литургий, а их гнать взашей, ....трусы мы!
  Жалоба      5
28 ноября 2013 20:22
Ох, как сердце щимит от статьи! Полностью согласна с о. Александром. На некоторых приходах так и делают - раздают молитвы на листовках, что я считаю тоже послабление. Если регулярно класть труд хождения на богослужения и слушания его, то потом службу выучиваешь наизусть сам. А что происходит в алтаре - Святая Святых, знать надо, но почтительно не распускать свое любопытное око, а наоборот, в ответственные моменты клонить голову. Не даром же алтарная преграда существует. И молитвы есть сугубо священнические, тайные, которые мирянам читать не дозволено. Это-то почему не объясняют?
  Жалоба      6
28 ноября 2013 20:29
Цитата: кошкина


Группа: Новички
Регистрация: 11.08.2013а как вам экскурсии во время Причастия в Лавре ?!!!Полное ощущение обезьяны в цирке!! Не нам надо бежать от таких литургий, а их гнать взашей, ....трусы мы!

Я вас сто процентов подериживаю Церковь не их вочина .Не надо бояться а если боитесь Бога что будите не правы
есть Афонские отцы в твитере с Живой книгой и есть отцы пустыники с сайта Пустыник самовольно не стоит а с Благословения можно и нужно .Задавайте вопросы они расудят там не один монах там их несколько они расудительно отвечают.Мы Православие должны зашищать если не мы то кто.
  Жалоба      7
28 ноября 2013 20:29
Цитата: АлександрАлександр2
Лишив нас в большинстве храмах живого слова- проповеди и заменив их лекциями на Святое Евангелие теперь начинают лишать живой молитвы к Богу на службе!


Братец, как слова твои верны! лучшая миссия и проповедь на приходе - это служение по чину, молитва, благоговение. Ведь все равно сначала мало что понятно, но глядя на христиан, человек невольно должен проникаться уважением. А тут просто балаган! Сущность Литургии надо объяснять заблаговременно, что это центр богослужебного круга, и недозволительно никаких шатаний устраивать. Даже если человек не все сразу поймет, Господь за труд Сам его просветит.
  Жалоба      8
28 ноября 2013 20:47
самовольно не стоит а с Благословения можно и нужно .Задавайте вопросы они расудят там не один монах там их несколько они расудительно отвечают.Мы Православие должны зашищать если не мы то кто.
Ответ: Почему , православные, в тот момент, когда надо защитить свою Церковь не медля, Вы предлагаете взять благословение, посоветоваться..? Это хорошо,но выглядит малодушно.Борцов нет среди нас, одни кислые морды, простите меня!
  Жалоба      9
28 ноября 2013 21:40
кошкина,
Глава Церкви Христос и он нам постановил каноны и заповеди отцы Пустыники людше разбираются самочино без должного расуждения даже молитца нельзя навредиш больше себе и остальным и вообще Бога надо боятца.

Сатана тоже борица, мы знаем с кем.
  Жалоба      10
29 ноября 2013 11:26
а потом будут как католики в экранизации феллини, на роликах ездить, лишь бы народ пер на "службы" поглазеть
  Жалоба      11
29 ноября 2013 17:34
Есть даже пророчество о том, что Петербурге ещё папе римскому предстоит службы служить какое-то время. Так что все эти новомодные введения в традиционные службы, QR-коды на храмах, терминалы и турникеты, совместные с католиками мессы и мн. др. - всё оно одно к одному.
  Жалоба      12
3 декабря 2013 09:58
Цитата: mk_osmeb
есть Афонские отцы в твитере с Живой книгой и есть отцы пустыники с сайта Пустыник

а разве отцы Афонские и пустынники не проводят все время за молитвами? и тем более у отцов пустынников откуда интернет??? может я и не права, но как то странно все это???...... fellow
  Жалоба      13
-->