Что в политике принадлежит не только ей«Политика
– дело грязное, а Церковь должна быть чистая». Простая фраза, с которой трудно
спорить. Между тем, если вы съедите ее, словно конфету, вам придется заодно
съесть и начинку. А начинка вот какая: «Влиять на жизнь Церковь права не имеет.
Марш в красный угол под иконы молиться, и чтоб из угла не вылезать!» И
поскольку начинка явно отравленная, стоит разобраться с самим лукавым тезисом о
«тотальной грязности политики» и невозможности для Церкви пачкаться делами
земными.
Во-первых, политические нюансы плотно вшиты в
евангельскую историю. Без знания тогдашней политической ситуации в мире и на
Святой Земле невозможно понять, что такое перепись Августа, благодаря которой
Господь Иисус родился в Вифлееме. Непонятно, кто такие сотники римской армии и
чего они гуляют по улицам городов Израиля, кто такие мытари и за что их не
любили, почему первосвященники выбирались на год, а не пожизненно. Можно было
бы упрекать Предтечу: мол, оно тебе надо какого-то Ирода обличать за какую-то
Иродиаду? да пусть, мол, спит, кто с кем хочет, а ты – человек духовный, думай
о чем-то небесном. И даже в самом неправедном осуждении Мессии на крестную
смерть звучит голос политической конъюнктуры: «Если Этого не распнешь, ты не
друг кесарю. Он Себя кесарем назвал! Нет у нас царя, кроме римского кесаря!»
Выбросьте всё это из Евангелия, и у вас получится какое-то гностическое учение
или сборник восточных притч. Но Евангелие вошло в историю, и повлияло на
историю, и изменило ход ее. И если мы будем думать иначе, то «во святых отцами»
нам будут не Василий, Григорий и Иоанн, а Маркион, Василид и манихеи.
«Духовное» и «нравственное» неразрывны. Всюду
та или иная нравственность корнями пьет воду из той или иной духовности. Со
своей стороны и «политическое» неразрывно связано с «нравственным».
Законодательство фиксирует и закрепляет существующие нравственные нормы,
уточняет и корректирует их. А по сложившейся новейшей практике законодательство
может и грубо вмешиваться в нравственную жизнь народа, ломая сложившиеся табу и
предписывая творить запретное со спокойной совестью. Именно любители слома
традиционных устоев указывают Церкви перстом на иконный угол и говорят: «В наши
дела не вмешивайтесь».
Подобное явление есть действие антихристова
духа и грубая ложь, шитая белыми нитками. Но хочется привести пару аргументов.
Современная, восторжествовавшая в мире политическая система предполагает
разделение властей на законодательную, судебную и исполнительную. В любом
правительстве есть кабинет министров, являющийся главным органом исполнительной
власти. Конечно же, кабмин есть орган политический. Но в кабмине есть министры
здравоохранения, культуры, образования, молодежной политики, спорта и науки.
Таким образом, и Большой театр, и строительство роддомов, и реформа высшей
школы, и еще тысячи значимых явлений жизни попадают в сферу ответственности
политиков. Правильно? Правильно. Но разве это автоматически означает, что
Церковь не имеет права высказываться публично и иметь свое собственное мнение
обо всех этих вопросах? Ничуть не бывало. Церковь и имеет право, и даже обязана
иметь свое мнение обо всем, что происходит в жизни страны и народа. Церковь не
должна рваться к власти и брать в руки земной меч. А во всем остальном она
должна действовать в Духе и силе «орудиями собственного воинства, которые
сильны Богом на сокрушение твердынь».
Аборт
не относится исключительно к сфере медицины, а через Министерство
здравоохранения – к политике. Это явление может быть оценено с моральной точки
зрения, в известных условиях это может быть деяние и криминального характера. В
любом случае, высказывая свое мнение об убийстве детей во чреве, Церковь не
лезет в политику, хотя и задевает сферу политического. Далее. Церковь должна
находить формы влияния на образовательный процесс в младшей, средней и высшей
школе. Но вовсе не для того, чтобы оспорить права и власть Министерства науки и
образования, а для того, чтобы в «просвещении» был Свет, в «образовании»
светлел Божий образ, а в «воспитании» была возможность действительно питаться и
с голода духовного не умирать. Говоря «читайте книги», Церковь интересуется не
рынком книжных продаж, а внутренним миром человека. И так везде. Пошел
священник в палату умирающего причащать или больного перед операцией
соборовать. Это он не в политику лезет, а душу лечит и развязывает те узлы,
какие никакое законодательство развязать не в силах. Сияет крест храма над
крышами военного городка, так это не для того, чтобы вмешиваться в оборонную
политику, а для того, чтобы солдат и офицер дышали легче и служили веселей. И
если где-то Церковь успешно проведет антиалкогольную кампанию, то это отразится
и на потребительском рынке, и на криминальной обстановке в регионе, и на
демографии, и на статистике производственного травматизма. Всюду отразится, одним
словом. Но всё это будут побочные политические и гражданские плоды евангельской
деятельности. Истины эти настолько прописные, что о них и говорить лишний раз
стыдно. Но вот вам мир в своей искусственной красе и углубившемся безумии:
банальности звучат как откровение.
На глубине своего Богочеловеческого существа у
Церкви есть сила ее Главы – Христа – и великая, Им же подаваемая свобода. Еще у
Церкви есть тревога о мире и современном человеке. (Именно так называется одна
из книг поучений Паисия Афонского – «С болью и любовью о современном
человеке».) Поэтому голос Церкви будет звучать. Должен звучать. Иногда он будет
для некоторых ушей звучать как провластный, иногда – как оппозиционный.
Временами он может звучать не за «тех» и не за «других», а выше обоих. И это
великое благо, что голос Церкви звучит. Потому что если она замолчит, то это
будет означать, что наступили времена, тяжелее и печальнее которых не было еще
от сложения мира. В те дни Церковь скроется молча и будет искать пустыню, чтобы
в ней дождаться скорого Второго пришествия Жениха. И все балаболы и
пересмешники, все поборники явного словоблудия и тайных беззаконий вдруг
поймут, что с молчаливым уходом Церкви жизнь разом потеряла смысл, а жуткий
гнев уже стоит у порога…
Поэтому говори, Невеста Христова, говори обо
всем, о чем считаешь нужным. Говори о времени и пространстве, об одежде и пище,
о рождении и смерти, о грехе и наказании за грех. Говори и о политике тоже. И
звук голоса твоего и шипящая реакция многих на твой голос будут знаками того,
что Земля всё еще не территория тотального проигрыша, а поле продолжающейся
битвы за Истину.
27 февраля 2015
года
|
1 марта 2015
Просмотров: 3 229