Отпечатки веером...

altГлава СКП РФ Александр Бастрыкин, предложивший принудительно брать отпечатки пальцев у всего населения Северного Кавказа, пояснил, что в перспективе нужно дактилоскопировать всю Россию. Кто этим займется — непонятно, а правозащитники уже заявили, что это будет всероссийским нарушением презумпции невиновности.

В пятницу Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ объяснил, что имел в виду руководитель ведомства Александр Бастрыкин, предлагавший брать отпечатки у всего населения Северного Кавказа . В перспективе необходимо принудительно взять отпечатки пальцев у всех жителей Российской Федерации, говорится в докладе Бастрыкина, размещенном на сайте СКП. Как пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе СКП, в четверг на расширенной коллегии Генпрокуратуры Бастрыкин читал сокращенную версию доклада, а на официальном сайте размещена полная.

Текст, впрочем, ничем не отличается от того, что главный следователь страны зачитывал перед президентом Дмитрием Медведевым и своим начальником, генпрокурором Юрием Чайкой, в четверг.

Есть только один новый абзац — о том, что помимо массового дактилоскоприрования населения неспокойного Северо-Кавказского региона стоит применить этот опыт во всероссийском масштабе.

«И связано это не только с борьбой с преступностью, и речь здесь идет не о тотальном подозрении всех граждан в совершении преступлений, а нужно это в первую очередь для обеспечения безопасности самих граждан», — заявил Бастрыкин.

В качестве аргумента в пользу всероссийской дактилоскопии главный следователь страны привел авиакатастрофы, крушения поездов и техногенные аварии, когда опознать пострадавших, кроме как по отпечаткам пальцев или анализам ДНК, бывает невозможно. Например, на опознание людей, пострадавших при пожаре в пермском клубе «Хромая лошадь» в начале декабря 2009 года, у экспертов ушло почти две недели. «Погибают люди, и при отсутствии указанных данных осуществить идентификацию трупов затруднительно. Более того, в России десятки тысяч без вести пропавших», — сказал Бастрыкин. Пока в РФ принудительной дактилоскопии подлежат только подозреваемые в преступлениях и сотрудники правоохранительных органов.

Кто будет собирать отпечатки пальцев у россиян — председатель СКП пояснять не стал.

Теоретически, этим могла бы заняться Федеральная миграционная служба (ФМС), которая начала выдавать биометрические загранпаспорта, содержащие образец ДНК. Как рассказали «Газете.Ru» в ФМС, только с 1 по 5 марта за загранпаспортом нового образца в ведомство обратились более 70 тысяч человек, но его сотрудники все равно считают, что такими темпами получить образцы ДНК всего 141-милионного населения России в ближайшее время не выйдет. «Мы выполняем свою работу по своему графику, а почему Бастрыкин, который занимается расследованием уголовных дел, пытается как-то принимать в ней участие, нам неясно. У нас обсуждался вопрос при выдаче паспорта гражданина РФ нового образца брать отпечатки пальцев, но это еще даже не оформилось в какой-то проект, и дальше разговоров дело не заходило», — объяснили сотрудники ФМС.

Геномная база, о необходимости которой говорил Бастрыкин, в России уже существует. В 2009 году Госдума одобрила законопроект о создании единой базы ДНК при МВД РФ. Принудительной регистрации в ней подлежат заключенные, а остальные россияне и иностранцы — добровольной.

Если предложение Бастрыкина оформится в полноценный закон, то Россия станет единственной страной в мире, где отпечатки пальцев и образцы ДНК сдает каждый гражданин.

Об этом говорит глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков. В США и Европе, напомнил он в беседе с «Газетой.Ru», отпечатки пальцев, как и в России, берут только у задержанных по подозрению в совершении преступления, полицейских и других силовиков. «То, что предлагает Бастрыкин, нарушает сам принцип презумпции невиновности. У нас получится страна подозреваемых. Это ставит каждого человека в положение оправдывающегося», — говорит он. По его мнению, обязательное дактилоскопирование отдельных категорий граждан никак презумпцию невиновности не нарушает — у человека все равно остается выбор. «Не хочешь прокатывать пальцы — не иди работать в милицию. При получении въездной визы в Великобританию и США сейчас тоже нужны отпечатки больших пальцев. Опять же, не хочешь — можешь не ехать», — объясняет Чиков. Своим заявлением, говорит он, Бастрыкин фактически поменял местами правоохранительные органы и мирных граждан: «По сути, он предложил всех нагнуть, чтобы им легче работалось. Выходит, что не правоохранительные органы для общества, а общество для правоохранительных органов».

«Что касается истории с расширением доклада, появившегося на сайте СКП, то я могу сказать, что в этом ведомстве сильно ошиблись. Их после предложения дактилоскоприровать весь Северный Кавказ раскритиковали, а они зачем-то вспомнили про всю Россию», — недоумевает Чиков. Действительно, в четверг представители северокавказских республик недвусмысленно дали Бастрыкину понять, что от его идеи не в восторге.

Так, пресс-секретарь президента Чечни Рамзана Кадырова Альви Каримов заявил «Газете.Ru», что вряд ли жители республики положительно отнесутся к тому, что «их заведомо относят к неблагонадежным гражданам». «Если бы было заявлено, что по всей России проводят дактилоскопическую регистрацию, то это бы не вызвало никакого негатива», — сказал он. Каримову вторят и политики Северной Осетии и Ингушетии, заявившие, что согласятся только со всероссийской дактилоскопией, поэтому не исключено, что в СКП, ознакомившись с мнением экспертов, решили внести в доклад Бастрыкина соответствующие коррективы.
5 марта 2010 Просмотров: 7 022