Сближение с Ватиканом - idee fixe патриарха Варфоломея

Константинопольский посещает Австрию. Поездка, начавшаяся 6-го, продлится до 11 ноября. Официальным поводом для поездки патриарха выбран юбилей униатского фонда Pro Oriente. Запланированы его встречи с федеральным президентом Хайнцем Фишером и примасом Австрии, кардиналом Кристофом Шенборном.

 

Австрия — одна из ключевых стран католическо-православного диалога, а кардинал Шенборн является ведущим «игроком» на этом поле, поддерживая тесный диалог с епархиями Константинопольского патриархата, Сербской Православной Церкви, Русской Православной Церковью и греко-католиками. Так что не случайно Варфоломей накануне поездки в страну отметил усилия Венской православной епархии и митрополита Арсения (Кардамакиса) (Австрийская митрополия Константинопольского Патриархата), который приложил очень много усилий для получения государственной поддержки Константинопольского патриархата в Австрии.

 

Как уже известно, на церемонии чествования униатского фонда Pro Oriente будут также присутствовать коптский патриарх-монофизит Тавадрос II и президент папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох. По завершению визита константинопольский патриарх впервые посетит Бургенланд, где находится православный монастырь, в этом городе он побывает в католическом приходе св. Андреаса. Однако, как можно судить, региональная повестка пребывания Варфоломея в Австрии будет во многом ориентироваться на сюжеты предстоящей в конце ноября поездки в Турцию папы римского Франциска. Тем более что некоторые интригующие подробности будущей встречи двух духовных лидеров постепенно раскрываются уже сейчас.

 

На днях ватиканское Центральное бюро статистики задалось вопросом: сколько в Турции католиков?

 

По официальным данным, немного, около 53 тысяч человек. Они разделены между семью административными провинциями (епархиями и апостольским викариатом), 54 приходами и 13 пастырскими центрами. Верующих окормляют шесть «епископов», 58 «священников», семь «монахов», 54 «монахини» и два «диакона». В настоящее время четыре семинариста готовятся к принятию сана «священника». Функционируют 29 католических учебных заведений, это детские сады, начальные, средние и специальные школы. Часть католических заведений патронируют австрийские католики. Между тем, если верить сведениям униатского фонда Pro Oriente, на самом деле католиков гораздо больше, поскольку многие из них не учитываются в статистике, будучи иммигрантами из соседних стран, свою роль играет феномен «криптохристиан».

 

Это люди, которые остаются как бы верными католической вере, хотя они не исповедуют религиозные убеждения внешне. Центральное бюро статистики в этой связи напоминает об истории: сто лет назад во времена Османской империи положение католиков было куда лучшим. Христианские церкви «расцветали» на почве решений чиновников султана от 1839 и 1856 годов. Центрами католицизма выступали Константин, Смирна (Измир) и восточные анатолийские вилайеты. Удар по епархиям латинского, армянского, халдейского и сирийского обряда в Восточной Анатолии нанесли в апреле 1915 года младотурки, инициировавшие кампанию против христиан.

 

Нынешнее турецкое правительство и президентская администрация на протяжении последних нескольких лет постепенно отыгрывает ситуацию. При всех неровностях и дерганьях Анкары нельзя не видеть, что «клещи» в отношении христиан начинают разжиматься. Поэтому когда Ватикан задает вопрос, а сколько же католиков находится в Турции, за этим стоят две долгоиграющие тенденции, интересующие Ватикан — возможность арифметически умножить католическую паству за счет некоторых этнических общин, например, приверженцев Киликийского католикосата Армянской монофизитской «церкви», административно признающего главенство Эчмиадзина, но по факту ориентирующего на ватикан, и неформальную унию католической «церкви» с Константинопольским патриархатом. Об этом австрийским журналистам намекает патриарх Варфоломей, видящий «прогресс в православно-католическом диалоге». Он напомнил, что присутствовал на интронизации понтифика в марте прошлого года в Риме и встречался с папой в мае этого года в Иерусалиме.

 

Почему и не «колебался ни секунды, чтобы спустя месяц отправиться в Ватикан, где по инициативе Франциска на молитвенном завтраке за мир присутствовал вместе с президентом Израиля Шимоном Пересом и палестинским лидером Махмудом Аббасом».

Экуменические контакты будут продолжены и далее. Константинопольский патриарх получил приглашение от Евангелической «церкви» Германии прибыть в 2017 году на торжества по случаю 500-летия Реформации, которые католические иерархи надеются увидеть «символом для демонстрации общих интересов единства среди христиан».

 

Но для реализации экуменической программы по максимуму Варфоломею нужно решить крайне важный и трудный вопрос с преемником. Патриарх не молод, а возможности для выбора достойного ограничивают турецкие законы. Они постановляют, что кандидатами на этот важный духовный пост могут быть только граждане Турецкой республики.

 

Проблема в том, что Константинопольский патриархат до сих пор не пробил разрешения открыть богословскую семинарию на острове Халки. Будущим епископам и митрополитам, таким образом, негде учиться, разве только за границей. Нынешние иерархи — люди очень старые, а молодые имеют иностранное подданство. «Интересно, где мы можем найти преемника, — задается вопросом Варфоломей. — Уверен, есть много достойных персон, но мы должны найти кого-то, кто открыт для диалога с другими „христианскими“ конфессиями, а также с исламом». Между тем, по сообщению немецкой католической газеты Die Tagespost, президент Турции Реджеп Тейп Эрдоган предложил всем греко-православным митрополитам принять турецкое гражданство без необходимости отказываться от их предыдущего подданства. 15 из них согласились с этой инициативой и, таким образом, обеспечили Константинопольскому патриархату возможность выбора продолжателя дела Варфоломея по дальнейшему разрушению Церкви.

 

За пределами Турции патриарх, под начало которого находится всего одна улица в Стамбуле – Фанар - сам себя позиционирует себя в качестве «Вселенского, продолжателя дела святого апостола Андрея Первозванного и лидера православного мира». Разумеется, с таким статусом согласны далеко не все автокефальные Православные Церкви. Поэтому перед преемником Варфоломея стоит непростая задача по-настоящему утвердить себя как «первого среди равных». Не исключено, что Турция, страна, где сосуществуют православные, католические, монофизитские общины, должна стать полигоном для отработки новой модели лидерства Константинопольского патриархата. Важным союзником в реализации этой программы видится Ватикан и лично папа римский Франциск, которому Варфоломей, судя по всему, и покажет своего сменщика во время предстоящего визита понтифика.

 

По материалам: https://www.regnum.ru/news/polit/1863229.html#ixzz3IMdI0RLX

8 ноября 2014 Просмотров: 3 598