"Большой Брат" поборется с пробками в Москве

Зима в столице может начаться с того, что сигналы всех мобильников ее жителей будут отслеживаться: мэрия хочет собрать данные о дорожном трафике. Переговоры с сотовыми операторами уже идут. Цель проекта, оцененного экспертами в несколько миллионов долларов, в том, чтобы получить модель транспортных потоков в Москве — и улучшить ситуацию на дорогах.


К созданию математической модели транспортных потоков в Москве приступили еще в начале года. Городские чиновники полагают, что точная наука поможет не только бороться с уже существующими дорожными пробками, но и представит наглядную картину для строительства новых дорог и прокладки нужных маршрутов.

 

Правда, сообщения СМИ пока еще разнятся. Одни на голубом глазу утверждают, что мэрия полным ходом ведет переговоры с операторами так называемой "большой тройки" о передаче данных. Другие — что представители сотовых компаний официального предложения от мэрии пока не получали. Расшифровываем: под "большой тройкой" подразумеваются не три исторических личности — Сталин, Рузвельт и Черчилль, собиравшиеся в Ялте и Тегеране, а нынешние компании — МТС, у которой в столице 13 миллионов абонентов, "ВымпелКом" (12 миллионов) и "МегаФон" (более 9 миллионов).

 

Как водится, сразу же возникает вопрос, не противоречит ли нововведение закону "О персональных данных", который запрещает передавать данные о человеке третьим лицам без его согласия. Иначе операторы сотовой связи рискуют столкнуться с многочисленными судебными исками. Как мы все прекрасно понимаем, простой довод — чего бояться, коли совесть чиста — тут не действует. Даже законопослушному гражданину станет не по себе, если за ним начнут следить и в туалете, и в спальне с законной женой. Чего уж говорить про ходоков "налево" и всяких криминальных элементах.

 

Помнится, лет 15 назад в цивильной Германии, одному бюргеру прислали счет за нарушение правил дорожного движения. Все чин чинарем: его машина, дорожный номер, он сам за рулем. И все бы ничего, если бы на этой плохого (в те далекие теперь времена) качества черно-белой фотографии рядом с ним не находилась некая блондинка. Мужа не было дома, и супруга вскрыла конверт. Далее — семейный скандал (а под снимочком еще и точное времечко указано), и наш герой через своего адвоката смело подает в суд на тамошний аналог ГАИ — вмешательство в частную жизнь! Тотчас же лица водителей и рядом сидящих стали ретушировать, но рассылать штрафы так и не прекратили.

 

Вот и в нашем случае уже прошла информация, что сведения о передвижениях граждан будут передаваться в обезличенном виде: чиновники будут видеть только маршруты, но не имена абонентов, номера телефонов и не паспортные данные. Кстати, сбором информации, подобным тому, о котором ведут речь московские власти, занимаются не только операторы сотовой связи. Пассажиропоток в метро замеряют с помощью турникетов, в электричках — камерами наблюдения. Более того, за определенную плату абонент мобильной связи может получить сведения о передвижениях другого человека — вот только при обязательном условии его согласия на это.

 

В то же время известно, что сведения о местонахождении человека от сигнала его телефона могут получить сотрудники следственных органов и (контр)разведки. Им доступно многое: устанавливать номера телефонов, по которым звонил абонент, и номера тех, кто ему звонил. Для них не секрет паспортные данные абонента и сведения о его месте жительства. Однако в случае с запросом мэрии речь может идти не о банальной слежке — не надо быть наивными, но она так или иначе уже ведется.

 

Руководитель департамента информационных технологий правительства Москвы Артем Ермолаев через СМИ поведал: "Мы рекордными темпами собирали данные и за четыре месяца построили интересную математическую модель. Она учитывает все аспекты, начиная от ширины каждой дороги и заканчивая количеством человек в жилых домах, школах, бизнес-центрах, с учетом их возраста и возможных маршрутов. На основе этих данных модель выстраивает транспортные потоки, то есть просчитывает, когда и как люди передвигаются по городу".

 

По словам Ермолаева, модель напоминает градостроительную компьютерную игру и содержит порядка 60 информационных слоев.

19 августа 2012 Просмотров: 3 933