Топ-100

КРЕСТНЫЙ ПУТЬ. Новомученики и исповедники России. Май. Часть-3. Священник Виктор Кузнецов.

Священник Виктор Кузнецов
«Мученики нашего времени»
МУЧЕНИКИ МАЯ

Часть 3-я.
КРЕСТНЫЙ ПУТЬ

+ + +
«МУЧЕНИК – тот, кто подвергается мучениям, испытывает физические или нравственные муки».
(«Совр. толк. словарь русского языка»)

Монахини Варвара и Вероника — мать и дочь

«Мученичество и спасительно и достохвально лишь тогда, когда человек осознанно идёт на муки из любви к Богу, когда он полон сознания, что ни смерть, ни страдания не могут осла­бить его верность Богу». 
Митрополит Иоанн Снычев.

19 мая, в день рождения Государя-мученика Николая II, мы ежегодно вспоминаем и имена двух монахинь Горненского женского монастыря в Иерусалиме — Варвары и Вероники, матери и дочери, которые были зверски умучены в 1983 году. На монастырском погосте — две могилы с табличками: «Монахиня Варвара. Мученическая кончина 19.05.1983 год» и «Монахиня Вероника. Мученическая кончина 19.05.1983 год».

Мон. Варвара. Мон. Вероника.

В 1965 году старец схиархимандрит Косма, во время посещения Варварой и Вероникой Васипенко его пустыньки (в Прибалтике), предупредил их: «Вас там убьют». После отъезда матушек в Иерусалим старец очень печалился. Через 18 лет его скорбное предсказание исполнилось.

В тот день, 19 мая, Варвара и Вероника остались в монастыре одни, так как все его насельницы отправились в монастырь святой Марии Магдалины на берегу Геннисаретского озера. Ворвавшиеся в обитель бандиты (в масках), связав, долго истязали матушек, перерезали им горло, выкололи глаза...




Известный русский писатель Владимир Крупин в одном из своих очерков писал о Горней обители: «А еще монастырь незримо хранят усопшие здесь и преданные здешней сухой земле монахини. Особенно почитается могилка двух монахинь, матери и дочери, Вероники и Варвары. На могилке их всегда горит золотистая лампадочка. Это мученицы уже нашего времени. Совсем недавно они были зверски убиты. Кем? Слугами сатаны».
А.Зуева.

«...Нет ничего светлее души, которая удостоилась потерпеть за Христа что-либо кажущееся для нас страшным и невыносимым. Как крещаемые - водою, так претерпевающие мученичество, омываются собственною кровью. И здесь Дух витает с великим обилием».

свт. Иоанн Златоуст

Подвизаться там нелегко: враг жестоко мстит христианам, тем более православным монахам, работающим Господу на Земле Обетованной. Горненский монастырь стоял полуразрушенный, на сестёр шла сильная брань. В обители убили монахинь Варвару и Веронику (Василенко), мать и дочь.

Они несли послушание в Горненской обители с 1967 года, отличались в труде и молитве. Утром 20 мая 1983 года сестры, обезпокоенные их отсутствием на службе в храме, обнаружили их бездыханные тела, распростертые на полу, в крови, в их келлиях. Медицинская экспертиза установила, что кончина наступила около 9 часов вечера 19 мая от нескольких ножевых ран. Полиции удалось найти убийцу, который признался в совершенном злодеянии. 

Суд признал его психически невменяемым, и власти выслали его из Израиля в США. «Монахини Варвара и Вероника — мученицы нашего времени», — писал в телеграмме Святейшему Патриарху Пимену Патриарх Иерусалимский Диодор. Матушки Горненской обители пополнили число новомучеников Российских.
Анна Ильинская.

Сокрытое преступление

\В 1983 году, на излёте советчины, случилось в святом городе двойное убийство, вызвавшее немалый резонанс и получившее широкую огласку (Но только не в РПЦ и не в России ).

Были убиты насельницы Горненского монастыря, монахиня Варвара и дочь ее, инокиня Вероника, убиты евреем-сатанистом, жившим тут же, неподалеку. Кинжал с тремя шестёрками и другие обстоятельства дела, как две капли воды напоминают другое ритуальное злодеяние, прогремевшее на весь православный мир в Оптиной пустыни, на Пасху 1993 года. Как и спустя десять лет Аверин, убийца не отпирался, а откровенно рассказал, что его «бог», сатана, явился ему и просто приказал это сделать. Был ли он одиночкой или принадлежал к какой-нибудь секте, так и осталось не проясненным. «Гуманные» власти вскоре выслали его из страны, без права пребывания в Израиле. Сейчас проживает в США.

Варвара умерла сразу, а Вероника мучилась, на её теле нашли девять ножевых ран. Спустя время, когда уже отпели мучениц и похоронили, увидели сёстры в сонном видении Варвару на вершине высокой горы в сияющих белых одеждах, а Вероника карабкалась по отвесному склону, срывалась и никак не могла до вершины добраться.

И открыто было сестрам, что это оттого, что Варвара сразу и безропотно приняла смерть, а Вероника, зная немного иврит, цеплялась за жизнь, просила её пощадить, и оттого сейчас там так тяжело ей взойти на вершину. День и ночь молились сестры за бедную мученицу, и на сороковой день было одной из них открыто, что Вероника отмолена и вместе со своей святой матерью пребывает ныне в сиянии небесной славы. Теперь мученицы молятся за оставшихся здесь, на земле, и от святых могил происходят безчисленные чудеса и исцеления.
Газета «Покров» г. Гатчина. 

ПАЛОМНИЧЕСТВО КО СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Прошло время со дня трагической кончины двух насельниц русской Горненской обители в Айн-Кареме, близ Иерусалима, — монахинь Варвары и Вероники, матери и до­чери (сообщение об этом см.: ЖМП, 1983, №8 ).

Монахиня Варвара (в миру Евфросиния Пет­ровна Василенко) родилась 23 мая 1915 года в деревне Слобода, ныне Велижского района Смоленской области, в семье крестьянина. До поступления в монастырь в мирные и военные годы Евфросиния Петровна трудилась на род­ной Смоленщине в колхозе. В 1937 году вышла замуж за Платона Семеновича Василенко, а в 1940 году у молодых супругов родилась дочь, которую назвали так же, как и мать,— Евфросинией.

В суровые годы Великой Отечествен­ной войны, принесшей немало горя в каждую советскую семью, Евфросиния Петровна поте­ряла трёх своих братьев, отдавших жизнь за независимость Родины. В 1942 году она узнала о гибели на фронте её мужа. Все эти беды не сломили волю простой русской женщины-хри­стианки, а лишь утвердили в уповании на Гос­пода. Молодая мать воспитала дочь в вере и благочестии. Через некоторое время у них созрело взаимное желание посвятить свою жизнь служению Богу в иноческом чине.

В 1957 году исполнилась заветная мечта ма­тери и дочери: Евфросиния Петровна и Евфро­синия Платоновна стали насельницами Рижско­го женского монастыря. В 1960 году Евфросиния Петровна была по­стрижена в мантию с именем Варвара, а Ев­фросиния Платоновна благословлена в рясо­фор с наречением имени Георгия. В том же году они были направлены в числе других сестёр для прохождения послушания в Горненскую обитель близ Иерусалима на три го­да. С 1963 года, вернувшись на Родину, они, как и прежде, несли послушание в Рижском монастыре и его Преобра­женской пустыни недалеко от Риги. Георгия была пострижена в мантию с именем Веро­ника.

В 1967 году монахини Варвара и Вероника были направлены на постоянное послушание во Святую Землю. Годы, которые Господь бла­гословил провести им в Иерусалиме, были посвящены молитве, клиросному пению и изучению слова Божия, а также хозяйствен­ным работам на нужды обители и Духовной Миссии Русской Православной Церкви во Свя­той Земле. Поистине сестринская любовь свя­зывала Варвару и Веронику с другими иноки­нями обители.

Монахини Варвара и Вероника были усердны­ми труженицами и ревностными молитвенницами. Они с большой ответственностью испол­няли возложенные на них послушания. В нас­тоящее время несение послушаний в Иеруса­лиме сопряжено с большими трудностями. Самоотверженность и мужество были харак­терны для русских монахинь-патриоток, вер­ных чад Матери — Русской Православной Церкви.

19 мая 1983 года, двое в масках проникли в монастырь и набросились на Варвару и Веронику. Связав монахинь, изуверы долго мучили своих жертв, изрезали их тела крестами, выкололи глаза, залили всю обитель кровью и в конце концов перерезали мученицам горло.

На следующий день сестры Горненской обители, встревоженные отсутствием монахинь Варва­ры и Вероники на утренней молитве, послали за ними. Посланные обнаружили их бездыхан­ные тела распростертыми на полу, в крови, в их кельи.

Начальник Русской Духовной Миссии в Иеру­салиме архимандрит Пантелеймон немедлен­но сообщил о происшедшем в официальные инстанции Израиля.

Весть об убиении русских инокинь быстро облетела Иерусалим. Первой выразила собо­лезнование Иерусалимская Патриархия. 21 мая Патриарх Иерусалимский Диодор телеграфировал Патриарху Пимену: « Был потрясён известием о зверском убийстве монахинь Варвары и Вероники, мучениц наше­го времени. Немедленно поручил нашему пат­риаршему представителю потребовать от мест­ных властей расследования этого трагическо­го уголовного дела, дабы преступники пред­стали перед законом. Горячо молюсь Воскресшему Господу нашему о упокоении их душ со святыми.

С любовью о Христе Диодор, Патриарх Иерусалимский ».

Начиная с 21 мая Русскую Духовную Мис­сию посещали представители христианских Церквей во Святой Земле, выражая соболез­нование в связи с бандитской акцией, проис­шедшей при попустительстве израильских властей, которые многократно были информи­рованы о недопустимых действиях некоторых лиц по отношению к православной обители, Духовной Миссии, их насельницам и сотруд­никам.

Утром 23 мая, меди­цинская экспертиза установила, что кончина их наступила между 20 и 21 часами 19 мая от множества ножевых ран.
В здании Миссии 23 мая архиепископом Неаполисским Амвросием и архимандритом Кириаком (Иерусалимский Патриархат) была отслужена заупокойная лития. Затем похорон­ная процессия направилась в обитель. Совер­шение Божественной литургии возглавил архиепископ Амвросий.

На отпевании присутствовали представители Поместных Православных Церквей в Иеруса­лиме, христиане других конфессий.

В последующие дни Миссию посетили и вы­разили соболезнование многие представители различных духовных и государственных уч­реждений, находящиеся на территории Иеру­салима. В Москву на имя Святейшего Патри­арха Пимена поступили многочисленные теле­граммы с соболезнованиями.

Пресса разных стран и Израиля по-разному информировала об убийстве. Сообщалось, что полиции удалось найти убийцу, который при­знался в совершенном им злодеянии. Высказы­вались различные предположения относитель­но мотивов убийства. Следствие по делу об убийстве двух русских православных монахинь длилось около года. Лишь 22 марта 1984 года архимандрит Пантелеймон смог направить на имя Святейшего Патриарха Пимена телеграм­му, в которой сообщал о суде над убийцей русских монахинь, оказавшимся гражданином США. Суд, о времени совершения которого Русскую Духовную Миссию не уведомили, признал убийцу психически ненормальным, и единственным действием по отношению к не­му со стороны властей явилась высылка его из Израиля.

В сердцах многих людей сохранится память о русских монахинях, достойных патриотках, верно исполнивших свой иноческий долг и за­печатлевших его страдальческой кончиной у стен Иерусалима.
Б. Даниленко

+ + +
Священномученики Новороссии

9 мая ночью был застрелен православный священник протоиерей Павел Жученко, настоятель храма святого Димитрия Донского в городе Дружковка Донецкой области.


Протоиерей Павел Жученко.

Ревностный безкорыстный батюшка, который духовно опекал ополченцев, хороший проповедник. Он один ехал в машине в районе блокпоста Кондратьевки, застрелен точным выстрелом в сердце. У батюшки осталось трое детей. Семья и родственники в опасности перед вероятной расправой от укрофашистов. У бандеро-фашистов нет ничего святого и они не перед чем не остановятся. Даже перед убийством православных священников. Вечная память храброму человеку Божьему о. Павлу!

Под Славянском бандеровцами убит православный священник
09.05.2014 г.

Новое зверство совершено бандеровскими формированиями киевской хунты в ночь с 8 на 9 мая в Донбассе. Под Славянском был застрелен православный священник протоиерей Павел Жученко – настоятель храма Святого Димитрия Донского в городе Дружковка Донецкой области.

Как сообщает «Русская весна», батюшка духовно опекал ополченцев, посещал блокпосты, служил молебны, читали проповеди. Отец Павел один ехал в машине в районе блокпоста Кондратьевки когда раздались выстрелы, которыми он был убит. В семье у священника сиротами осталось трое детей.

Просим святых молитв о мученике протоиерее Павле.

О убитом в Константиновке священника

Комментарий священника, который знал отца Павла:
«В 90-ых, года три мы были соседями – в Александровском районе Донецкой области служили на соседних приходах, дружили. Хороший был батюшка. Любил я его за оживленный характер.

Помню, как-то на моей старенькой «Таврии» поехали мы в Москву. Проезжая по Садовому кольцу, поняли, что едем не в ту сторону. Павел резко пересёк две «сплошные»... и оказался прямо перед гаишником. У того отнялся язык. Спасло нас только то, что отец Павел имел воистину детское смирение. Склонив покаянно голову, он терпеливо выслушал с поникшей головой все грубые слова постового. Искренне попросил прощения. В заключение пояснил: «сами мы не местные...». Растерянный такой кротостью гаишник примирительно ответил: «Да уж вижу...», а потом зашёлся аж в истерике от смеха и отпустил нас с миром...

Царство Небесное тебе, отец Павел, брат мой дорогой... Встречи тебе в Небесном Иерусалиме!

Матушке твоей и троим деткам твоим пусть Милостивый Господь да подаст Свою радость и помощь...»
10 мая 2014 г.

«Государство, организованное не на заповедях Божьих, 
— это не что иное, как временный ад на земле».
(блаж. Августин).

Хунта хватает в армию священников и монахов

Неонацистская хунта в Киеве дошла до предельного произвола и откровенного беснования – в фашистскую укро-гвардию, убивающую народ на Донбассе стали хватать православных священников и монахов. Буйно помешанные холуи запада хотят силою заставить слуг Божьих стать слугами сатаны. Намереваются принудить священнослужителей оставить совершение Божественной литургии, отступить от принесённых Богу обетов и взять в руки оружие убийства. Американские марионетки в вышиванках показывают, что намерены ломать через колено и Церковь. Демоны демонстрируют свои кровавые клыки во всей злобе и хищном коварстве.



В монастырях и приходах Киева сообщают, что повестки уже получили несколько архимандритов и братий. Повестки «третьей волны мобилизации» пришли и некоторым братиям Почаевской Лавры.

На чудовищную братоубийственную бойню, холопская власть отправляет всё большее число душ. Дошла очередь и до священства. Тем самым укро-марионетки мирового правительства спешат выслужиться перед змеиным гнездом масонов, имеющем цель радикально уменьшить численность населения Земли до пресловутого «золотого миллиарда». По их замыслу число жителей Украины должно быть сокращено более чем в четыре раза. Лакеи западной верхушки услужливо зачищают территорию с лучшими черноземами планеты от православных славян, натравливая одних из них на других. Пока один Иван убивает другого по плану Даллеса и проч., масоны довольно мурлычут и посмеиваются над глупыми «ваньками».

Среди погибших в основном мужчины молодого и среднего возраста, которые больше не дадут потомства, а значит, заокеанские хозяева карманного холопского правительства останутся довольны. Возможно, за эту лакейскую услужливость им сохранят их вонючие шкуры и пополнят счета на тридцать иудиных сребреников. Остальное «поголовье», самые незащищенные слои – детей, стариков, женщин – радикально проредят голодом, холодом, репрессиями. Всё идёт по плану – по их плану, согласно которому население, отравленное смертельными дозами геббельсовской укро-нацистской пропаганды обречено на самоуничтожение. Интересно, сколько тысяч и миллионов должно быть ещё убито, чтобы до оставшихся дошёл смысл происходящего, где им отведена роль ритуальной жертвы?

Спустя тысячелетие мы снова повторяем за Ярославом Мудрым: «Всеблагий Творче, Судие Праведный, отмсти кровь праведных сих, православного воинства и народа Новороссии, якоже кровь Авелеву на Каине, положив на трясение на врагов их и Твоих!»
Георгий Поляков, Киев

«Тирания, имеющая видимость народной власти, — худшая из тираний»
(Ж. Руссо)

Господи, этого ангела, за что?..
Каратели не пожалели Юлю Изотову.

5 мая 2014 г. Три тысячи жителей Краматорска простились с Юлией Изотовой. Юле был всего 21 год, она недавно закончила медучилище. В ходе атаки украинской армией Краматорска, машину в которой ехала девушка с тремя друзьями обстреляли из БТР. Две пули калибром 14.5 мм через заднее сидение прошили девушку насквозь

Силовики из автоматов изрешетили автомобиль, на котором молодые люди пытались добраться до безопасного места.
Друзья Юлии скончались на месте, девушка умерла в карете «скорой помощи», – рассказали корреспонденту «Ридуса» очевидцы.
Расстрел автомобиля видел собственными глазами один из жителей города.

«Мы подходим из поселка, стоят 10 БТРов, обстреливают наш блокпост, – рассказал он. – Люди в камуфляже стояли за БТРами. Мы просто там шли, а они целились в нас, сказали, чтобы мы на пост не заходили. Стреляли в воздух, чтобы нас напугать. Девочка приехала просто помочь сюда и, когда она начала уезжать, с БТРа начали стрелять. Девочку расстреляли через заднее сидение: две пули насквозь. Она сразу умерла».

Тетя Юли Изотовой с трудом находит слова, чтобы описать то, что творится у неё в душе. Она не понимает, за что было убивать беззащитную девушку. Не понимает и того, кем должны быть те люди, которые послали на юго-восток Украины солдат вместе с боевиками-радикалами, приказав стрелять по мирным жителям.

«Девочка только закончила медучилище, – говорит женщина. – Она устроилась медсестрой. Это ангел, просто ангел, ей был 21 год. Отзывчивая очень и очень добрая. А что она могла там делать? Могла чай приносить, давать покушать. Я говорила: «Юля, будь осторожна». Я не знаю, может она и пришла для того, чтобы мы, люди, проснулись! Хватит этих смертей! Они никому счастья не приносят! Мы злимся друг на друга ещё больше. Проснитесь, прекратите воевать и убивать! Зачем было в мирных жителей стрелять?! Вы же защитники, солдаты, как вы можете жить после этого и считаться людьми?! Яценюк, ты же человек! Или вы все инопланетяне?! И Тимошенко, и все наши правители, вы, может, уже инопланетяне?!»

Ранее телеканал «Россия 24» сообщил о специальных тестах, которым подвергают украинских военных. Перед отправкой на восток их спрашивают, готовы ли они стрелять по женщинам. Результаты этого отбора, судя по всему, проявились в Краматорске.

– Я невестке позвонила и сказала, чтобы они Юльку никуда не отпускали, чтобы она с ними была, но так распорядились обстоятельства, что какие-то её знакомые, решили подвести мальчика на Станкострой. Ехала эта машина, а навстречу БТР, – рассказала тётя погибшей.

– Девочка только закончила медучилище. Отзывчивая, она ангел, просто ангел. У неё и парня-то ещё не было, – сказала женщина.
Всего в ходе штурма города погибли шесть человек, ещё 15 с огнестрельными ранениями доставлены в больницы. Такие данные приводит департамент здравоохранения Донецкой обладминистрации.

21-летнюю девушку похоронили в подвенечном платье

5 мая 2014 г. Сегодня Краматорск попрощался с расстрелянной 3 мая украинскими военными 21-летней Юлией Изотовой. Более трех тысяч человек пришли с цветами к 12:00 на площадь возле горисполкома. Возле гроба Юли сидели её родители и родственники и молчали. С прессой они говорить не захотели. А горожане подходили к гробу и плакали.



Гроб Юли стоял прямо возле баррикад, возведенных возле исполкома.

Людей было столько, что даже не все смогли успеть проститься с девушкой. Местный священник отец Сергий отслужил короткую заупокойную литию. Затем гроб с телом девушки понесли в Свято-Троицкий храм, за ним шла длинная процессия.
Процессия к храму, где отпевали Юлю была многолюдной. Люди несли крест и флаги ДНР. В храм впустили только близких родственников и журналистов.

Вместе с медсестрой погибли ещё трое её знакомых. С ними прощание по желанию родственников состоится в другой день.
Алексей Ладыко, «Вести».

«Поверьте мне, что Россия погибнет только тогда, когда иссякнет в ней Православие...»
(Владимир Даль).

+ + +
Иеромонах Вадим (Смирнов)

5 мая 2010,Чебоксары. Убит иеромонах Вадим (Смирнов), настоятель храма Михаила Архангела в селе Артеменкино Вурнарского района. Тело его, с ножевыми ранениями, было обнаружено в его доме.

Возбуждено уголовное дело по статье 105 УК РФ (убийство). Ведётся расследование. Это уже третье за год убийство православного священника и второе за две недели убийство священника в Чувашии. Как сообщет Газета.ру, приход каменного храма Михаила Архангела в селе Артеменькино, в приходе которого служил иеромонах Вадим является крупнейшим в Чувашии. Недавно эта церковь отметила своё столетие. При этом находится храм достаточно далеко от Чебоксар, на удалении почти ста километров.
По подозрению в убийстве задержан 22-летний житель Новочебоксарска.

В Чувашии убит очередной священник

В столице Чувашии Чебоксары было найдено тело православного священника с ножевыми ранениями. По данным правоохранительных органов погибший являлся иеромонахом Русской Православной Церкви, храма Михаила Архангела в селе Артеменкино Вурнарского района.
Тело отца Вадима обнаружил его племянник, который приехал посмотреть, все ли в порядке с дядей, поскольку тот не отвечал на звонки родных.

Родные покойного сообщили, что отец Вадим приехал в Чебоксары в воскресную ночь — хотел прибраться в доме перед Троицей. После переезда в Вурнарский район в свой чебоксарский дом священнослужитель приезжал редко.

В настоящий момент по факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ (убийство). Как сообщает СКП, детали произошедшего выясняются. На месте обнаружения работает оперативная служба.


Иеромонах Вадим (Смирнов).

Напомним, что незадолго до этого, 26 апреля, в селе Янтиково в Чувашии на территории церкви был убит ещё один священник, 46-летний отец Анатолий. Скончался от ножевых ранений в области груди.

Стали отрабатываться знакомые отца Вадима. Тогда же выяснилось, что не так давно священнослужитель познакомился с 22-летним безработным из города Новочебоксарск, проявил участие и заботу о нём и пригласил к себе в гости. По горячим следам того удалось задержать до того момента, как он покинул Чебоксары. Сейчас подозреваемый в расправе над священнослужителем пойман и даёт признательные показания. Им оказался житель деревни Сугайкасы Канашского района.

Убийца нанёс отцу Вадиму 34 ножевых ранения двумя ножами
Сейчас преступник задержан и даёт признательные показания.
Источник: www.guardinfo.ru

Так преступник отплатил за добро

Тело отца Вадима 5 мая около трёх часов дня в доме города Чебоксары обнаружил его племянник.
Отец Вадим, служивший в приходе православной церкви Михаила Архангела в селе Артеменкино Вурнарского района, 2 мая он приехал с прихода в свой дом и с тех пор не подходил к телефону, о его судьбе было ничего неизвестно.

По факту убийства священнослужителя СУ СКП России по Чувашской Республике возбудило уголовное дело по статье 105 УК РФ «убийство». На теле погибшего эксперты насчитали 34 ножевых ранения. Девять из них убийца нанёс в шею жертве, ещё 25 — в грудь и живот. С места преступления криминалисты изъяли два окровавленных ножа.

Кроме того, при тщательном осмотре дома и опроса родственников погибшего выяснилось, что убийца унёс с собой некоторые вещи отца Вадима.

Выяснилось, что не так давно священнослужитель познакомился, проявил участие и заботу о 22-летнем безработном из города Новочебоксарск. По предварительной версии, он был в гостях у священнослужителя. Во время беседы, злоумышленник достав нож, набросился на священника и нанёс ему множество смертельных ранений.

«Сейчас подозреваемый находится в ИВС, где даёт показания, – сообщил Life News пресс-секретарь СКП по Чувашии Олег Дмитриев. — Возможные причины убийства не разглашаются в интересах следствия».
Окровавленное тело 59-летнего иеромонаха Вадима нашли около 14.50 его родственники.
www.guardinfo.ru

«Не обманывайтесь. Бог поругаем не бывает!»
( Ап. Павел )

Комментарии читателей:

— Список убитых русских священников пополняется...
— Какой-то урод опять убил священника, ну когда это всё закончится.
— Убийцу линчевать сразу бы надо, а то выйдет через пару-тройку лет по очередной амнистии «к праздничку».
— Русофобо-оккупационный режим не позволит никаких линчеваний. Потому что режим таков, что русских убивать можно, а русским защищаться нельзя.
— Присоединяюсь.
— Господи, помилуй, спаси и сохрани наших батюшек.
http://pda.pravmir.ru/

Иеромонах Арсений, настоятель сельского храма
«Всю неделю с празднования Нового Года мой дом местная молодежь по ночам «бомбардировала» комьями снега и льда. Наконец, выбили окно. Пытался выходить увещевать и призывать к порядку - в ответ изысканная матерная брань. Стоят рядом в темноте — чтобы лица не были видны и, чувствую, могут решиться и на большее. Как уйду, продолжают вновь, — начинают ломать забор вокруг дома. Но в таком положении находятся все сельчане, — забор поломан не только у меня. Люди боятся собственных соседей-подростков. Считаю, что «органам правопорядка» необходимо, пора наконец заняться порядком на селе, чем они совершенно перестали заниматься, потому как здесь меньше можно «сорвать». Тогда жители сёл и сельское священство будет в большей безопасности»

«Славянское самосознанье, как Божья кара, их страшит».
(Ф.И. Тютчев)

4 мая 1998 г в автомобильной аварии, внезапно оборвался земной путь священника Алексия Грачёва настоятеля храма Рождества Христова в Митине и эконома Свято-Данилова монастыря архидиакона Романа (Тамберга).

Этих близких и искренних друзей знала вся православная Москва. Одарённые многими талантами — музыкальными, литературными, художественными, они, как верные сыны Церкви Христовой, своими дарованиями служили Богу и людям, вставшим на путь веры.

То, о чём пели архидиакон Роман и священник Алексий Грачёв, близко каждому из нас. Исполнители, а большей частью и авторы песен — люди не просто талантливые и яркие, про них хочется сказать, что они были какими-то праздничными для всех, несущими радость. Оттого, наверное, что сами они постоянно жили в этой радости.

А радостью и счастьем для них была их Православная вера. За свою недолгую жизнь эти два человека успели сделать неимоверно много нужного и хорошего. Столько, что хватило бы на несколько длинных жизней. И одно из нужных и важных дел, совершавшееся как бы между прочим, невидимым никому трудом — эти песни. Песни, которые утолили сердце совершенно разных людей и удивительно обогатили нашу духовную жизнь.

Людям, новым в Церкви, и даже совсем неверующим, эти песни дали возможность почувствовать счастье быть церковным человеком. Они объединили нас. Слушая их, даже внецерковный человек понимает, что верующие — это не какие-то чужие и неинтересные ему люди, живущие скучной непонятной ему жизнью, а такие же родные люди, жизнь их ярка и интересна. Понимает, что Православие — религия жизни и радости. Ведь даже самая грустная из песен, что поют отец Роман и отец Алексий, всё равно почему-то радует сердце.

Отец Роман и отец Алексий любили свою Родину, свою Церковь. Они умели показать боль и надежду Отчизны, красоту и мощь Православия.

У отца Романа и отца Алексия это всегда получалось — разбудить от уныния. Сами они словно постоянно были готовы к радости. Не вспоминаются они ни уныло-грустными, ни в долгом огорчении. Иногда, может быть, озабоченными каким-либо делом. Но никогда — скучными.

Ещё в Семинарии о. Роман заинтересовался духовными стихами или кантами. Пел сначала известные песни, а потом стал писать сам. Но, скорее всего, осталось бы это творчество на келейной полочке, да в памяти немногих слушателей, если бы не близкий друг его — о. Алексий Грачёв.

Удивительный это был дружеский и творческий союз. Господь словно подарил их друг другу. Да они и воспринимали друг друга как счастливый дар Господа. И внешне совершенно несхожие, они воспринимались как братья, столько было в них одинакового.

Записывали песни они по ночам. Искали, пробовали как лучше, находили и тут же писали. Понимали друг друга с полуслова, с полузвука.
Именно благодаря этой дружбе стихи и песни о. Романа получили своё полноценное звучание. Отец Алексий как-то быстро понял о. Романа и смог поддержать его, вдохновить на новые песни. Свободного времени у обоих почти не было. Отец Роман нёс сложное послушание эконома Свято-Данилова монастыря — патриаршей резиденции, участвовал во многих комиссиях, выступал по радио и телевидению. Отец Алексий был одновременно настоятелем двух храмов и больничной часовни. Как врача его часто приглашали для консультаций.

На вышедших при их жизни аудио-кассетах имена о. Романа и о. Алексия не упоминались, даже близкие не всегда знали, кому принадлежит та или иная песня. Сегодня мы можем прочесть их имена на кассетах и дисках. Это для нас. Для молитвенной памяти. Чтобы мы могли помянуть их в своих молитвах. 
Протоиерей Сергий Николаев
Евгений, Архиепископ Верейский

Мы, конечно, чисто по-человечески сокрушаемся, что они ушли из жизни молодыми и что так рано свершилась воля Божия, но у Господа всё совершается так, как Он считает нужным. Господь забрал их из этого мира, но их творчество осталось. Они прожили недолго, но результат их трудов виден всем.

Отцу Роману и отцу Алексию всегда была небезразлична судьба людей. Спросишь иногда: "Где отец Роман?" – а он неожиданно собрался и, никому не говоря ни слова, поехал проведать в больнице человека тяжело больного, может быть, умирающего. "Где отец Алексий?" – он сломя голову несётся туда, где происходят трагические события 1993 года и, используя свой опыт врача, помогает там пострадавшим.

Такой, выражаясь светским языком, была их универсальная деятельность – везде до всего им было дело, они, насколько могли, старались помогать людям. Я думаю, им благодарны многие, нашедшие в отце Романе и отце Алексии поддержку в трудные минуты жизни.

«Журнал Московской патриархии» № 3. 1999г.

Вечная память
Иерей Алексий Грачев4 мая 1998 года в автомобильной катастрофе погиб настоятель московского храма Рождества Христова в Митине священник Алексий Грачёв. Завершился недолгий, но яркий путь замечательного и многими любимого пастыря.Алексей Грачёв родился 24 июля 1959 года в Москве, в семье учёных. Именно родителям обязан отец Алексий прекрасным воспитанием и образованностью, которые привлекали к нему людей, делали общение с ним легким и интересным.Алексей окончил английскую спецшколу, музыкальную школу по классу скрипки. В 1977 году поступил во Второй медицинский институт им. Н. И. Пирогова и окончил его по специальности "педиатрия". 

Во время учебы Алексей Грачёв работал санитаром в родильном доме, подготавливая себя к редкой специальности неопатолога — врача первых четырёх недель жизни человека. По окончании института около четырёх лет работал в московском родильном доме № 27.К 1988 году он имел устойчивую репутацию прекрасного специалиста, у него было уже трое детей, но он вновь сел на учебную скамью, переехав в Сергиев Посад, и жил в Троице-Сергиевой Лавре в общежитии. 

Осенью 1988 года он поступил в Московскую Духовную семинарию.За два года отец Алексий окончил полный четырёхлетний курс Духовной семинарии и поступил в Московскую Духовную академию.4 ноября 1989 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Алексей Грачев был рукоположен во диакона, а 7 апреля 1990 года, на Благовещение, — во пресвитера.Той же весной отец Алексий был назначен вторым священником храма в честь Рождества Богородицы в Крылатском в Москве. 

Это было время, когда в Церковь пришло много новых верующих. Их дальнейшая судьба зачастую зависела от личности приходского священника. Встреча с отцом Алексием, можно сказать, положила начало воцерковлению многих и многих людей. Он сразу проявил себя как усердный проповедник, внимательный и терпеливый духовник.



Искреннее чувство сердечного сострадания, врачебная привычка безотлагательно оказывать помощь всякому нуждающемуся в ней, удивительный талант общения, открытый, доверчивый, детский характер быстро снискали ему любовь прихожан и дружбу в среде духовенства.Став священником, отец Алексий не оставлял и врачебной практики, не отказывая нуждающимся в консультациях, врачебной помощи, способствуя устройству в лечебные заведения.

В январе 1992 года была зарегистрирована православная община храма в честь Святой Живоначальной Троицы при Институте скорой помощи им. Н. В. Склифосовского и отец Алексий назначен настоятелем этого храма. Но пока отец Алексий вёл переговоры о передаче храма Русской Православной Церкви и собирал документы для решения этого вопроса, он получил ещё одно назначение — в храм Рождества Христова в Митине. 

Настоятельство в больничном храме было обусловлено медицинским образованием отца Алексия, а второе назначение было связано с личным мужеством и горячей инициативой, проявленными им в противостоянии враждебным структурам при отстаивании законных прав Русской Православной Церкви на храм при Институте им. Н. В. Склифосовского.4 апреля 1992 года состоялось освящение престола в полуразрушенном храме в честь Рождества Христова в Митине. 

Новый настоятель получил храм ранней весной в ещё незаселённом районе. В церкви не было окон, не работало отопление, да и прихожан можно было пересчитать по пальцам. Через шесть лет отец Алексий восстановил былое великолепие храма, наладил благолепную службу, собрал прекрасный хор, воспитал и объединил прихожан.Тогда же отец Алексий стал ещё и настоятелем часовни при Центральной клинической больнице. Ему было поручено духовное окормление раненых в госпиталях и больницах Москвы. 

В то тяжёлое для нашей страны время в Москву для лечения направлялись раненые из Приднестровья и Чечни. Особенно много пострадавших поступило в московские больницы во время трагических событий осени 1993 года.Священник Алексий Грачёв часто посещает военный госпиталь им. Н. Н. Бурденко и Институт скорой помощи им. Н. В. Склифосовского. Он крестит, исповедует, соборует, причащает, напутствует умирающих. В отделении психосоматики, где находятся люди, перенесшие страшнейшие стрессы в очагах боевых действий, отец Алексий одновременно и священник, и врач. 

Эти два служения ближнему неизменно переплетаются в его жизни. Учась в Духовной академии, он в то же время старался пополнить и свои медицинские знания, читал книги, искал консультаций. К патронажу раненых отец Алексий привлёк прихожан своего храма. Патриарх не единожды выражал отцу Алексию свою благодарность за самоотверженное служение ближнему именно в связи с его деятельностью в госпиталях и больницах Москвы.Ещё во время службы в Крылатском отец Алексий взял на своё духовное попечение детский дом № 15 для сирот-инвалидов. Он крестил детишек, исповедовал, причащал, учил, устраивал для них развлечения. 

Общение с отцом Алексием, можно сказать, совершенно изменило жизнь многих воспитанников, он буквально "заразил" персонал детского дома своей любовью к детям.Отец Алексий не ждал поручений и рекомендаций, сам умел находить возможность для приложения своих сил и талантов. Одно время он читал лекции в Доме культуры Московского института электронной промышленности, преподавал в 1-м московском медучилище. В последние годы проводил занятия в военной части, расположенной в Митине. 

Он имел замечательный дар слова, его беседы запоминались, проповеди были убедительными. Как автор отец Алексий нашёл свою современную и понятную манеру бесед с читателем. Его книга "Когда болеют дети" есть, наверное, в каждой православной семье. Под его редакцией издавались и другие книги по воспитанию.Многолетняя и искренняя дружба отца Алексия с архидиаконом Романом (Тамбергом) способствовала выпуску трёх аудиокассет с записями духовных песнопений в их исполнении. 

Отец Алексий участвовал в этом как автор музыки некоторых песен, аранжировщик и аккомпаниатор. Эти канты разошлись по всей стране, благодаря им возрождается традиция бытового духовного пения, они утешают людей, являются замечательной проповедью православного сознания и патриотизма.Сам дом, семья отца Алексия служили настоящей проповедью Православия. Его дом был открыт для всех, в нём проводились спевки, детские праздники, занятия воскресной школы.Господь даровал отцу Алексию добрую, кроткую матушку, помощницу и участницу многих его трудов. 

Он был счастлив, как бывает счастлив человек на своём месте, человек, имеющий возможность реализовывать свои таланты, а главным талантом отца Алексия была любовь. К нему можно отнести слова другого московского священника — отца Алексия Мечева: "Господь даровал мне любящее сердце". Любящее сердце снискало отцу Алексию искреннюю любовь при жизни, и будем надеяться, что его любовь заслужила ему Вечную жизнь у Господа.

Отпевание отца Алексия было совершено в сослужении более 100 священнослужителей. Храм не мог вместить всех молившихся, и чин отпевания совершался перед храмом под открытым чистым весенним небом.Отец Алексий похоронен за алтарем придела святого пророка Илии храма Рождества Христова в Митине. Он ушёл из жизни в самом расцвете сил, полный замечательных планов, но за свою недолгую жизнь очень многое успел сделать для Церкви. По словам епископа Василия (Родзянко), "был зрелый плод и Господь взял его". Вечная ему память!Священник Сергий Николаев.

"Блаженны миротворцы..."
Игумен Глеб (Кожевников

Отец Алексий человек был очень находчивый и очень, очень неконфликтный – всегда старался любую ситуацию сглаживать, чтобы не возникало каких-либо ссор, обид. Это у него очень хорошо получалось. Если зародился в разговоре спор, то он, когда это переходило какие-то рамки, начинал всех останавливать и переводить разговор на другое или просто откровенно предлагать, чтобы оставили эту тему. Это миролюбие в нём было всегда.

У него одно время были напряжения по поводу освобождения территории храма больницы Склифосовского, когда ему приходилось сталкиваться с высокопоставленными чиновниками. Во все подробности он нас, конечно, не посвящал, но было ясно, что там не всё просто. Говорил, что ему даже угрожали, потому что он старался за свою правду, или правду Божию, а это затрагивало какие-то чисто человеческие интересы других людей.

Священник Алексий Грачев, по образованию врач-неонатолог, автор известной книги "Когда болеют дети". Отец Алексий мечтал создать общество православных врачей.

Жизнь как песнь
Протоиерей Сергий Николаев

Помню, как проявлялось желание отца Алексия утешить человека в его печали. Однажды он мне позвонил и говорит: "Ты знаешь, нашего бывшего префекта, который нам как-то помог, сняли, или с ним что-то случилось, – короче говоря, его на этой должности больше нет, и он унывает. Вот я, – говорит, – пригласил его с женой домой. — Приходи, давай попоём – ему будет приятно, утешим человека". И вот отец Алексий, будучи человеком очень занятым, нашёл время для того, чтобы оказать человеку, от которого уже ничего по мирским понятиям больше не зависело, такую любовь.

Матушка Ирина рассказала мне, почему он стал врачом-неонатологом, то есть доктором, который смотрит за новорожденными первые восемнадцать дней жизни младенцев. Бывает, что дети рождаются в критическом состоянии и нужно очень быстро принимать какие-то решения. Отец Алексий обладал острым умом и очень быстрой реакцией во всём. Когда было затруднение, как поступить с младенцем, его всегда вызывали, несмотря на то, что он был молодым врачом. Например, нужно было делать уколы в вену, в сосуд на голове младенцу-новорожденному; это дело очень серьёзное, и не каждый врач мог на это решиться. Но отец Алексий был настолько уверен в своих силах, что брался за это...

Он вообще мог отдать человеку всё, что имел. Как-то в Рождественские дни он решил поздравить врачей из машины "скорой помощи", отъезжавшей от соседнего дома, и отдал им всю свою зарплату. Матушка Ирина тогда сказала: "Ну, это в духе отца Алексия".

Отца Алексия прежде всего отличало благородство – во всех поступках, в мыслях. Он никогда не говорил о людях плохо, а наоборот, оценивая поступок какого-то человека, выставлял его в гораздо лучшем, более возвышенном свете.

В то время добраться до храма было очень тяжело, автобусы почти не ходили, по лесу нужно было идти через непролазную грязь, и отец Алексий всегда довозил прихожан до метро. В машину его набивалось по одиннадцать-тринадцать человек. Был такой случай, это мне уже рассказывали: сотрудник ГАИ остановил машину отца Алексия и считал выходящих из неё людей, а потом в шутку сказал: "Ну, и в багажнике, наверное, у вас лежат?". Открывают багажник – и в багажнике лежат!

Иногда он ездил в военную часть, бегал в поисках камилавки своей и спрашивал: "Отцы, отцы, где же каска-то моя, где каска моя?". И мы доставали, протирали от пыли эту "каску".

Той любви, которая была у отца Алексия, я ещё не встречал ни в одном человеке. Он для меня образец жертвенной любви.
Для него было радостью служить Богу и людям. У человека, который живёт правильной духовной жизнью, всегда должна быть радость благодати Духа Святаго, и она была у отца Алексия.

Конечно, с их гибелью ушёл целый мир. И очень многие люди ощущают эту потерю. К счастью, остались записи, которые они сделали с отцом Романом. Песни эти живут до сих пор, песни их находят всё новых и новых слушателей.

У отца Алексия и отца Романа был уже достаточный опыт общения с людьми и знаний до того, как они стали священниками. Конечно, их таланты, которые особенно ярко засверкали, когда они стали церковными людьми, священнослужителями, очень помогли многим людям в приобретении веры, в укреплении веры. Они помогли понять, что жизнь церковная и жизнь верующего человека, духовная жизнь может быть очень интересной, может быть очень радостной, может быть очень праздничной, несмотря на скорби. И очень многих людей они этой радостью заразили.

Один человек, услышав их пение, сказал: "Вы знаете, не надо никаких проповедей в защиту Православия, больше ничего не надо. Вот песня, которая делает человека сторонником Православия".

Слово о любимом батюшке
М.Я. Лемешев
Помню, как в 1994 году я позволил себе преподнести отцу Алексею свою книгу "Возродится ли Россия", и как батюшка, прочитав её, глубоко тревожился за судьбу страждущей православной Родины и горячо молился о её сохранении и благоденствии. Это меня вдохновило на создание новых книг о России и русском народе "Свеча" (1999) и "К свободе призваны вы..." (2002).

Отстаивать своих чад
Анастасия Колягина

Отец Алексий был отважным и смелым, отстаивал своих чад до победы.
А сколько отец Алексий помог как детский врач! Бывало, позвонишь, а батюшка по телефону ставит диагноз, который потом подтверждается.

Господь по молитвам батюшки меня помиловал. Случилось это так: я страдала аллергией на пыль, а накануне Пасхи заболела.
Приехала в храм с температурой. Подхожу к батюшке:

— Батюшка, болею, как благословите?
— Возьми веничек, подмети храм.
— Как?! Не могу, ведь у меня аллергия на пыль!
— Ты что, Настя? Это не пыль, она святая.
С внутренним ропотом подметаю храм. И как ни странно, реакции на пыль не было.
Нет её и сейчас.
«Журнал Московской Патриархии» № 3 1999 г

Вечная память
Архидиакон Роман (Тамберг)

Кончается дорога и раскаты грома,
Будем мы у дома, будем мы у Бога...
(Из песни архидиакона Романа).

Весть о его безвременной кончине и внезапной утраты болью откликнулись во многих сердцах.
Отец Роман ушёл не один. Вместе с ним закончил свой земной путь его близкий друг и духовный брат, иерей Алексий Грачёв, настоятель храма в честь Рождества Христова в Митине.

Архидиакон Роман прожил неполные тридцать семь лет.



Биография его несложная. Родился 29 июля 1961 года, был назван Алексеем. Учился в Воронежском государственном институте искусств и должен был работать в театральной сфере. Но Господь призвал его к иному.

Отслужив в армии, в 1983 году Алексей Тамберг поступил в Московскую Духовную семинарию, затем — годы учения в Академии, которую закончил в 1990 году с ученой степенью кандидата богословия. 16 июня 1987 года принял монашеский постриг с именем Роман, в честь преподобного Романа Сладкопевца; 5 июля того же года был рукоположен во иеродиакона; 30 августа 1993 года — в сан архидиакона.

По окончании Московской Духовной академии был назначен помощником заведующего иконописной школой при Академии, затем — начальником организованного им архитектурно-художественного отдела Троице-Сергиевой Лавры. В 1992 году переведён в Свято-Данилов монастырь и назначен экономом обители.

4 мая 1998 года внезапная смерть прервала жизнь отца Романа в самом её расцвете.
Когда уходит близкий человек, любовь и скорбь расставания обостряют наше внутреннее зрение и проясняются многие черты ушедшего. Мы всматриваемся в прошедшее, и видим теперь, насколько незаурядной, масштабной, крупной была его личность, как много даров он получил от Господа и как эти дары возвратил Богу стократ.

Одарённость его проявлялась во всём — в том, как он смело и решительно шёл по жизни и увлекал за собой других, как умел открывать для себя и других красоту, петь песни, писать иконы, сочинять стихи, строить храмы и возводить памятники, говорить утешающее и убеждающее слово.

Внутренне созрев для служения Богу, избрав свою дорогу, он никогда не сворачивал с неё. Он не мог делить себя между Богом и миром. Поэтому, не сомневаясь, он поступил в Семинарию и столь же решительно принял монашество. Это было неожиданно для многих даже близко знавших его — Роман был жизнерадостным, подвижным, весёлым человеком, казалось призванным на пир жизни.

Отец Роман любил музыку, тонко чувствовал её. Сам играл на фортепиано, на фисгармонии, в последнее время осваивал гусли. Глубоко интересовался церковным пением. Когда ему предстояло служить, он всегда готовился к этому заранее и нередко украшал службу чем-то новым.

Музыкальная одарённость помогала ему в исполнении диаконского послушания. Диаконство — возможно, самая светлая, самая лучшая сторона его жизни. Он очень любил это служение и хотел остаться в диаконском сане. Он был диаконом во всём. Весь его облик, его голос, осанка — всё было диаконским. Здесь все его таланты собирались воедино. К этому послушанию, как и ко всем другим, он подходил серьёзно. Изучал традиции, экспериментировал, и в конце концов нашёл свой, неповторимый стиль.

Ещё в годы учения в Семинарии он получил благословение заниматься иконописью. Участвовал в росписи академического храма после пожара в 1996 году. Его кандидатская диссертация была посвящена русскому богословию иконы. Позже им была подготовлена и издана книга "Послание иконописцу" преподобного Иосифа Волоцкого.

По окончании Академии отец Роман был назначен помощником начальника и преподавателем иконописной школы, которая тогда только создавалась при Академии. Отец Роман горячо брался за любое дело. Он не только учил студентов тому или иному предмету, но помогал укрепляться духовно.

Отец Роман был убеждённым воином Христовым, защитником чистоты Церкви. Верил, что Русь возродится. И не просто верил, но прилагал к этому свои силы. Он проповедовал в храме, по радио и телевидению, писал стихи и песни, исполнял их, записывал на аудиокассеты, участвовал в создании православных фильмов. Словом и делом он нёс Слово Божие. Отец Роман всегда помнил о том, что сеять надо, а уже как прорастёт — на то воля Божия.

Господь дал ему счастье быть другом ушедшего вместе с ним отца Алексия Грачёва. Они сблизились очень быстро, ещё в Лавре Преподобного Сергия, и надолго, до смерти.

Вместе писали и пели песни, вместе отдыхали и не могли насытиться общением друг с другом.
В 1992 году отец Роман был назначен экономом в Московский Свято-Данилов монастырь, и с этого времени начался новый этап в его жизни. Здесь расцвели и раскрылись многие заложенные в нём способности. Он был талантливым руководителем, администратором, организатором. Но вместе с тем был смиренным и послушным монахом, всегда помнил о данном им обете послушания и ничего не предпринимал без благословения священноначалия.

Он организовывал работу всех служб обители, поднял на высокий уровень издательскую деятельность, книжную торговлю, произвёл полный ремонт всех монастырских зданий. Много сил приложил к благоукрашению обители. Он сам подбирал художников, участвовал в разработке проекта росписей, лично следил за ходом работы.

При отце Романе Данилов монастырь поддержал инициативу Северного морского флота о присвоении имени святого князя Даниила одной из атомных подводных лодок. В марте 1998 года это совершилось.

Каждый человек ему был интересен, в каждом он принимал живое участие. К нему за советом шли архитекторы, иконописцы, бухгалтеры, издатели, и все беседовали с ним, как со специалистом. Обладая быстротой ума, имея незаурядные организаторские способности, он находил решение, казалось бы, неразрешимых проблем, выход из самых запутанных ситуаций и часто помогал людям.

Он умел и спешил делиться всем, что имел. Щедро, радостно, с каким-то даже упоением. И спешил жить, торопился как можно больше успеть. Он ушёл, но как много оставил нам!

Как мог один человек вместить в себя столь многое? Как могло в живой нераздельности создания соединяться такое жизнелюбие, постоянное желание радоваться Божиему творению, каждой былинке — и острое чувство неизбежности смерти, всегдашняя память о временности нашего пребывания здесь; как могли в одном человеке так органично сочетаться дар организатора - и доверчивость, ранимость тонко чувствующей души. Как мог один и тот же человек ежедневно вести переговоры, издавать приказы и распоряжения, общаться с людьми, часто далекими от Церкви, — и писать иконы, духовные песни, заниматься богословием?

Отец Роман считал жизнь дорогой. Себя видел странником на этой дороге, пребывающим на земле в гостях и устремлённым домой, к Богу. Путь его был ясным, прямым, неизменно поднимающимся ввысь.

Бог так определил, что отец Роман стал первым ушедшим насельником возрожденного Данилова монастыря, которого отпевали как инока обители.

Похоронен отец Роман на Новом кладбище в Сергиевом Посаде, рядом с горячо любимой матерью.
Архим. Алексий (Поликарпов),
нам. Свято-Данилова монастыря.

Сеятель

Отец Роман ездил в армию, выступал в Академии им. Ю. А. Гагарина, бывал на Северном Флоте, преподавал катехизис казачеству… сеял везде, где возможно.

Русская природа радовала его сердце. Побывав за границей, например на Кипре, он оценил по достоинству море, климат, солнце, но сказал, что никогда не променял бы на всё это родную деревню. Он любил Отечество своё и своими песнями учил любить Русскую землю других. Предполагал даже издать книгу для юношества под названием «От Отечества земного к Отечеству Небесному».

В 1992 году отец Роман был назначен экономом в Московский Свято-Данилов монастырь, и с этого времени начался новый этап в его жизни. Он был талантливым руководителем, администратором, организатором. Но вместе с тем был смиренным и послушным монахом, всегда помнил о данном им обете послушания и ничего не предпринимал без благословения.

Он организовывал работу всех служб обители, поднял на высокий уровень издательскую деятельность, книжную торговлю, произвёл полный ремонт всех монастырских зданий. Много сил приложил к благоукрашению обители.

К нему за советом шли архитекторы, иконописцы, бухгалтеры, издатели, и все беседовали с ним, как со специалистом.
Теперь, уже по прошествии времени, мы вспоминаем его. Как мог один человек вместить в себя столь многое?

Епископ Феогност, наместник Троице-Сергиевой Лавры

В моей памяти отец Роман остался не как эконом. Для меня он был дорог как человек. И человек очень близкий, родной.

Теперь у нас в Троицком соборе Литургия поётся знаменным распевом. Впервые я услышал такое пение и проникся им от отца Романа.
Он жил интересами Церкви. У него не было своей личной жизни вне Церкви. Это очень важно. У него не было друзей внецерковных. Несмотря на то что он не был пресвитером, он очень многих людей привёл в Церковь.

Когда человек идёт в монастырь и решает посвятить себя Богу, он думает о молитве, о посте, об одиночестве, о пути аскетического восхождения к Богу. Однако в том институте, который мы называем сегодня монастырём, отшельников, молчальников практически нет. А душа стремилась к этому и стремится.

Жизнь Церкви – не во внешнем делании, а в делании внутреннем. А внешнее – постольку поскольку. Если есть внутреннее, то обязательно будет и внешнее. Но если есть внешнее, то не обязательно будет внутреннее, внутреннего может и не быть. А мы все живём больше внешним. Почему человек часто раздражается, кричит. Это душа у него кричит. То же было и с отцом Романом.
Ему доставляла досаждение внешняя жизнь. Он всегда желал внутренней жизни.

Невозможно совмещать службу и серьёзную хозяйственную деятельность, она забирает слишком много сил.
Он был одинок. Он был глубже многих. И даже с отцом Алексием Грачёвым они были разные люди. Они, конечно, были друзья, у них был один духовник, их объединяло совместное творчество, общее чувствование мира. Но всё же это, скорее, были друзья-эстеты. Глубинно, как монах, как человек он был очень одинок.

Почему? Я думаю, всякая душа, которая стремится к Богу, всегда одинока. И это правильно. От одиночества человек страдает, но оно выплавляет, выкристаллизовывает "сухой остаток" души.

Особенность
Протоиерей Сергий Николаев

Когда отец Роман обратил свой внутренний взор к Православию, к Церкви, он так же как Алёша Карамазов, не мог отдать вместо "всего" два рубля, а вместо "иди за Мной" ходить лишь к обедне, он отдал всё и вышел из мира. Такой это был характер. Он доводил всё до совершенства. В нём было заложено какое-то величие. Уже в Семинарии он был заметен. От него уже тогда ждали чего-то особенного.

Диаконское служение — особое. Диакон – это украшение службы. От него зависит торжественность и великолепие её. Диакон – это опора службы, это воин. Диакон постоянно на виду. Он сразу стал в ряд лучших диаконов Русской Православной Церкви. Его сразу признали. Он экспериментировал, искал и менял стиль и в конце концов нашёл свой неповторимый, не похожий ни на кого, и служил необыкновенно величественно, торжественно. У отца Романа замечательно сочеталось величие и смирение на службе.

Торопился сделать добро
Монахиня Вера (Чигиринова)

Отца Романа отличало необыкновенное снисхождение и терпимость к людям. Всех он выслушивал. Иногда и посторонние люди приходили, просто с улицы. Во всё вникал, в каждое слово, в каждого человека. Ему приходилось решать вопросы порой на очень высоком уровне – на уровне правительства, местных властей. Вместе с тем он постоянно решал и вопросы, казалось бы, самые обычные, мелкие, из-за которых его можно было бы и не беспокоить.

Все начинания, все дела его осуществлялись в предельно сжатые сроки. К нему обращались по всем вопросам. Архитектор согласовывал с ним, художники – с ним, редакторы – с ним. Строители – тоже.



Созданные им и отцом Алексеем духовные песнопения записывались ночью. Днём у него послушание. Кроме того, необходима была тишина, нужно было, чтобы никто не отвлекал по телефону, который днём звонил безпрерывно.

Этих близких и искренних друзей знала вся православная Москва. Одарённые многими талантами - музыкальными, литературными, художественными — они, как верные сыны Церкви Христовой, своими дарованиями служили Богу и людям, вставшим на путь веры. Такие произведения на Руси так и назывались духовными стихами, или кантами.

Говорят, что песня — душа народа. Написанные чаще всего анонимными авторами, они переносились из края в край каликами перехожими, и лучшие из них сохранились в памяти народной.

В этих песнях печаль, но печаль к Богу; в них есть и радость, но радость тихая, пасхальная; есть и любовь — святая, христианская.
Один из излюбленных образов русского канта — образ дороги. Сама жизнь человека рассматривается в православной традиции как странствие (или плавание по бурному житейскому морю) в Небесное Отечество.

Для русского сердца дорога — это ещё и свобода от житейского попечения, от засасывающей суеты повседневности, дорога к святым местам... Русская дорога — это и исторический крестный путь России, то разоряемой чужеземцами, то попираемой собственными сынами, позабывшими своё родство... Это — дорога покаяния, возвращения к себе, дорога в святую Православную Церковь, открытая всякому человеку.

Святая Русь — так называем мы свою Родину. Не потому, что её населяют одни святые люди. А потому, что никогда русская душа не довольствуется земным благополучием — во все времена тоскует она по благодати, ищет в жизни небесной гармонии, которую обретает только в единстве земной и Небесной Христовой Церкви.

В наш век попрания святынь и разрушения державности мы с надеждой говорим, что Святая Русь «не умерла, но спит» (Мк.5.39). Она, как сказал философ И. Ильин, вновь заявляет свою «способность незримо возрождаться в зримом умирании».

Они были защитниками Православия. Верили, что Русь будет Православной. Верили не просто, как мы многие верим, они к этому прилагали свои силы. Они знали, что для того, чтобы Русь стала православной, каждый из нас должен измениться. Сочиняли стихи, песни, исполняли их, чтобы люди задумались и стали другими.

Всё, что ими делалось, делалось во славу Божию и было проявлением любви к ближнему. Они исполнили две самые главные Божии заповеди.

И. В. Швецов:
Как-то на телевидении отца Романа спросили, из чего складываются доходы монастыря. На что он ответил: "Они не складываются, они вычитаются". Это его стиль. Он всегда мог очень метко и здорово ответить. Причём абсолютно церковно, спокойно. Без эмоций.

Из беседа на радиостанции "Радонеж"

Вопрос: Если в древние времена еврейские правители отступали от почитания единого истинного Бога, уклонялись в идолопоклонство, то народ и самого царя постигали скорби, весь дом его подвергался проклятию. И не только он сам испытывал скорби, но часто и он, и весь дом его, и весь народ за нечестие попадал в плен к иноплеменным.

О. Роман: Если власть борется с Церковью, Господь всё равно промышляет об этой власти. Он не хочет никому погибнуть, но всем спастись и в разум истинный прийти. Но он начинает вразумлять таких правителей скорбями, путём трудностей, испытаний, искушений, которые, к сожалению, связаны не только с конкретными людьми и их семьями, но и со всем государством. Это войны, землетрясения, голод и различные другие беды и напасти, которыми Господь вразумляет и призывает к уклонению от пути нечестия и правителей, и народ, им подвластный. 

Таким образом получается, что во многом отношения между православными христианами, между Православной Церковью и государственной властью зависят от самих правителей, от конкретных людей, которые осуществляют ту или иную форму государственного управления. И история доказывает нам и показывает, что когда правители идут навстречу Церкви, входят в её нужды, помогают свободно жить и развиваться Святой Православной Церкви, то этим они привлекают благословение и на себя, и на свой народ, на весь народ, который они возглавляют. 

А когда они борются с Церковью, приказывают христианам не просто выполнять какие-то государственные установления, а заставляют их отрекаться от самого святого, что у них есть, от Православной Церкви, от Христа, то они сами ставят этим православных христиан в оппозицию себе. И они неизбежно получают в лице Православной Церкви пусть пассивного, пусть миролюбивого, но всё-таки противника. Потому что христианин должен до конца, во всём подчиняться государственной власти, кроме тех случаев, когда христианина заставляют отречься от собственной веры, от православных убеждений, от Святого Евангелия.

Так, вкратце, можно выразить отношения между православным христианином и светской государственной властью.

Вопрос.Наше общество разделено на демократов и православных. Демократия должна быть лояльна к тем, кто хочет высказать своё мнение. Люди у Белого дома хотели высказать своё мнение, а их расстреляли. Среди демократов нет православных...

О. Роман. выход из кризиса – в том, чтобы народ вернулся к Богу, а Россия вернулась к своему призванию. У каждой страны, у каждого народа, как и у каждого человека, есть своё призвание. У России призвание – свидетельствовать всему миру о красоте Православия, о красоте Евангелия. Когда народ будет единомыслен и единоверен, только тогда мы сможем выйти из кризиса и прийти к благосостоянию духовному и материальному.

Вопрос.Почему священники на проповеди только рассматривают Евангелие и не хотят говорить о событиях сегодняшнего дня?

О. Роман.У христиан всегда была определённая позиция. Мы должны дышать и жить вечностью, Евангелием, божественными заповедями, но мы не можем полностью и целиком отвернуться, отойти от мира. Мы должны свет Христова Евангелия нести в мир, нести к своим ближним, к своим соотечественникам. И с одной стороны, мы должны не привязываться к миру как к совокупности страстей, по святоотеческому определению, но с другой стороны, этот мир людей, наших соотечественников, мы должны просвещать светом Христова Евангелия, делами, молитвой. Прежде всего, свидетельством о Христе своей доброй христианской жизнью.

Вопросы
В это время, со второй половины 90-х годов, силы зла и глобализации начали активное наступление. Одним из направлений в этом является внедрение ювенальной юстиции.

Мало кто поначалу обратил на это внимание. Что-то неясное было в этом хитро сформулированном понятии. Но опытный педиатр, тонкий психолог, отец Алексей Грачёв, сразу почувствовал большую угрозу нависшую над детьми в России. Он, денно и нощно боровшийся за жизнь малюток, находящихся на грани жизни, не мог допустить, чтобы, может и те, кого он спас были вырваны у любящих родителей и отданы преступным чиновникам для перепродажи за границу кому угодно, вплоть до содомитов и педофилов. При всей своей огромной нагрузке, он одним из первых восстал против грядущей катастрофы. К нему примкнул, поддержал его в этом и ближайший друг архидиакон Роман.

Вместе и порознь, при всяком удобном случае они говорили, выступали, предупреждали об этой страшной угрозе нависшей над всеми. Будили общественность и тех во власти, кто не был ещё с «сожжённой совестью». Это конечно же не прошло мимо бдительных стражей безопасности. У друзей стали возникать трудности всякого рода, особенно у отца Алексея.

Когда 4 мая 1998 года произошло гибельное ДТП с ними, вдали от столицы, друзей, на пустынной просёлочной дороге, очень немногие услышали о некоторых «странностях» происшедших при этом несчастии.

Тогда, при осмотре места происшествия и автомобиля на котором ехали о. Алексей и о. Роман, один из сотрудников ДПС, невольно выразил своё удивление:

— Странно… Столкновения не было у них ни кем, с другой какой машиной. Дорога на одном уровне с полем, а их машина так далеко отлетела от дороги…

Один из местных жителей тоже был в недоумении:
— Дорога то просёлочная, не трасса. Тут не разгонишься… Как они могли так далеко от дороги «улететь»?.. Ни с кем не столкнулись?.. Тут наверное без посторонней «помощи» не обошлось…
Много вопросов по поводу их гибели осталось…
http://www.aen.ru/ru/story.


КОГДА УЙДУ НАВЕКИ

Когда уйду навеки с лазоревой земли
Не всхлипнут горько реки, не встанут корабли,
Не остановит птица над миром свой полёт,
Лишь добрый друг простится, помолится, придёт.

Поставит тихо свечку, прошепчет надо мной:
"Спаси его, Предвечный, спаси и упокой".
В безмерной страшной стыни, в бессветной западне
Молитвами святыми лишь он поможет мне.

И скорбная могила уже не так страшна,
Пока горит кадило и ектенья слышна,
Качается кадило, звучит пасхальный глас,
О Господи, дай силы мне встретить смертный час.

+ + +
Священник Виктор Кузнецов
«Мученики нашего времени»
Мученики мая.
Часть 3-я

Заказы о пересылке книг священника Виктора Кузнецова по почте принимаются по телефонам: 8 800 200 84 85 (Звонок безплатный по России) — издат. «Зёрна», 8 (495) 374-50-72 — издат. «Благовест»8 (964) 583-08-11 – маг. «Кириллица».
21 мая 2024 Просмотров: 1 660