«ВСЕПРАВОСЛАВНЫЙ СОБОР» БУДЕТ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКОЙ«Всеправославный собор» будет театральной
постановкой – все решения экуменисты принимают уже на межправославных
комиссиях и предсоборных совещаниях.
Нам выпало жить в такое время, когда происходит подмена понятий. В традиционные понятия вкладываются новые смыслы и таким образом они получают нетрадиционное содержание. Поясним нашу мысль примером. Понятие «собор», подразумевает собрание епископата, духовенства и мирян. Вселенский Собор это собрание епископов из всех Поместных Церквей. Свт. Филарет Московский пишет: «Вселенский Собор – это собрание пастырей и учителей христианской Кафолической Церкви, по возможности со всей Вселенной, для утверждения истинного учения и благочиния между христианами». Из истории известно, что Вселенские Соборы созывались православными Императорами, представлявшими весь народ Божий и выступавшими от его имени. Они созывали иерархов, ставили на их рассмотрение вопросы, и затем обезпечивали исполнение соборных постановлений – еретиков наказывали, Православие утверждали и распространяли. Таким образом, Вселенские Соборы не проходили без народа Божия. Например, Первый Вселенский Собор был созван св. Царем Константином в 325 г. На него съехалось 318 участников. Император поставил на рассмотрение отцов лжеучение Ария и вопрос о единовременном праздновании Пасхи. На соборе были не только епископы, но и священнослужители низших степеней. В частности свт. Афанасий Великий присутствовал на соборе в чине диакона. Между тем в осуждении еретика Ария он сыграл едва ли не ведущую роль. Никаких предсоборных комиссий или совещаний перед Первым, да и перед последующими Вселенскими Соборами не было. Это новшество появилось уже в начале XX в. Посмотрим, как, с 20-х годов прошлого века трансформировалось понятие собора. Сначала патриарх-масон
Мелетий Метаксакис провозгласил Вселенским собором возглавляемую им
маргинальную кучку обновленцев, состоящую из 10 человек, собравшуюся в
мае-июне 1923 г., а ее решения общеобязательными для всего православного
мира. Профессор канонического права С. Троицкий ему резонно возразил,
что совещание (первоначально это сборище носило название Всеправославная
комиссия, потом было переименовано во Всеправославное совещание) оно и
есть совещание и собором быть не может.
В 1930 г. Вселенский патр. Василий планировал созвать Восьмой вселенский собор на Святой Горе Афон, но для всех настолько очевидным была его некомпетентность в таких вопросах (для обсуждения предлагались темы, которые уже давно были обсуждены на Семи Вселенских Соборах), что собор так и не состоялся, а прошло заседание еще одной Всеправославной подготовительной комиссии на этот раз в Ватопеде. После Второй мировой войны митр. Никодим (Ротов) реанимировал застывший процесс по подготовке собора. В 1961 г. состоялось первое Всеправославная конференция на о.Родос. На ней сразу же началось экспериментирование с содержанием понятия «собор». Обычно Вселенские Соборы рассматривали одну, две темы. А тут был составлен каталог из ста тем. В 1963 и 1964 г.г. на том же острове прошли вторая и третья конференции. В 1966 г. в Белграде состоялась Межправославная комиссия. В 1968 г. в Женеве в патриаршем центре Константинопольской Церкви в Шамбези состоялось четвертая Всеправославная конференция. «Это уже не была одна из так называемых "Всеправославных Конференций", как на Родосе и следующие за ней, – писал преп. Иустин Челийский, – это также не был так называемый "Просинод", о котором до сих пор все шла речь, а "Первая Предсоборная Конференция", открывающая стадию непосредственной подготовки к созыву Вселенского Собора». Подготовку Вселенского собора
было решено вести в рамках Межправославных подготовительных комиссий и
Всеправославных предсоборных совещаний. На этом-то совещании и было
наполнено «новым» содержанием традиционное понятие «собор». Как следует
из принятого регламента, Святой и Великий Собор может быть созван не
православным Императором, а Вселенским Патриархом, по согласию с
Предстоятелями других Поместных Православных автокефальных Церквей и
только по окончании рассмотрения всех тем на Всеправославных
предсоборных совещаниях.
16-28 июля 1971 года в Шамбези была созвана первая Межправославная подготовительная комиссия. На первом Всеправославном предсоборном совещании, состоявшемся 21-28 ноября 1976 года в Шамбези, перечень предлагаемых для обсуждения на Всеправославном Соборе тем был сокращен до десяти. По этому поводу преп. Иустин писал: «Вся сегодняшняя
"проблематика" вокруг тем будущего Собора, неуверенность и изменения в
их подготовке, определении, искусственной "каталогизации", все новые
изменения и "редакции" истинной православной совести доказывают только
одно: что в данный момент не существует ни одной серьезной и неотложной
темы для созыва и проведения нового Вселенского Собора Православной
Церкви. Даже если и существует тема, заслуживающая быть предметом для
созыва и проведения Вселенского собора, она не известна сегодняшним
инициаторам, организаторам и редакторам всех вышеупомянутых
"Конференций", с их прежними и нынешними "каталогами"».
На III Всеправославном предсоборном совещании в 1986 году было внесена еще одна модификация в понятие «собор». Был утвержден Регламент Всеправославных предсоборных совещаний, который закрепил сложившуюся ранее практику принятия документов всеправославного значения на основе консенсуса. Статья 16 Регламента гласит: «Тексты по всем темам повестки
Всеправославных предсоборных совещаний утверждаются единогласно. Что
касается вопросов процедуры, требуется большинство в 2/3 присутствующих
членов делегаций. Решения Всеправославных предсоборных совещаний по
каждой теме повестки носят подготовительный характер к Святому и
Великому Собору. В связи с этим они, хотя и отражают подлинную
православную традицию по данным вопросам, но не имеют силы прямо
обязывать поместные Церкви, прежде чем выскажется Святой и Великий
Собор».
Всего за почти вековую историю попыток провести Восьмой вселенский собор было проведено 11 заседаний Межправославных комиссий и 10 Всеправославных предсоборных совещаний. Ни один подлинно Вселенский Собор не был созываем патриархами, ни у одного истинного Вселенского Собора не было никаких предсоборных комиссий или совещаний. И уже тем более ни один Вселенский Собор не подготавливался почти сто лет. Эти
характеристики принадлежат только предстоящему в 2016 г. непонятному
действу, называемому традиционным термином «собор», хотя это совершенно
новое явление, не имеющее аналогов среди канонических Поместных и
Вселенских Соборов, а только в соборах неканонических.
Теперь необходимо рассмотреть само это явление, именуемое «Святой и Великий Всеправославный Собор», проведение которого намечено на 19 июня 2016 г. Вообще, ни по регламенту, ни по составу, ни по форме он не укладывается в традиционное понимание собора. На нем не будет представителей от народа Божия и духовенства. Участники его, за исключением предстоятелей Церквей не будут иметь права голоса. От каждой Поместной Церкви будет по 20 епископов во главе с предстоятелями. Создается впечатление, что остальных епископов привезут на данное мероприятие для картинки, чтобы не смущать телезрителей нетрадиционным его видом. Вся черновая работа т. е. все возможные разногласия и несогласия должны были урегулироваться на предыдущих предсоборных комиссиях и совещаниях и особенно на последнем совещании, которое состоится в этом году в Шамбези. Никаких съемок для общественности на
этих комиссиях и совещаниях не проводилось и производиться не будет, а
если и будут, то только для внутреннего пользования, хотя это было бы
очень интересное зрелище.
Зато сам торжественный акт подписания
соглашений, который и назван «Всеправославным собором», будет освещаться
всеми мировыми СМИ и его ничто и никто не должны омрачить. Но разве это
можно назвать собором? Разве это мероприятие есть «собрание пастырей и
учителей христианской Кафолической Церкви... для утверждения истинного
учения и благочиния между христианами?».
Это театрализованная постановка, какой-то кукольный театр. Из вынесенных на его повестку вопросов видно, что планируется утвердить и учение не истинное (экуменизм и восточный папизм), и нарушить благочиние между христианами, регулируемое Типиконом. Но
собором это мероприятие не является ни в коем случае, ни по форме, не по
регламенту, ни по содержанию. Или если все-таки это мероприятие
называть собором, то только собором нетрадиционной ориентации. Вообще же
этому явлению придется со временем подыскать новое определение, которое
бы передавало его внутреннее содержание и не вульгаризировало бы слово
«собор».
Николай Светлов |
11 июля 2015
Просмотров: 9 808