Топ-100

Расформированы, но не забыты

altВремя от времени СМИ обсуждают слухи о якобы готовящейся отставке министра обороны А.Сердюкова. Конечно, действующий министр не снискал большой любви в среде работников ВПК, отставных, да и многих действующих офицеров. Главная причина - крупнейшие трансформации армии и флота, получившие название: «Придание нового облика Вооруженным силам». Считается, что «облик» означает перевод армии в категорию постоянной готовности со стопроцентной укомплектованностью; переоснащение современным вооружением; появление высокопрофессиональных офицеров и сержантов, создание сети современных военно-учебных заведений; переработку программно-уставных документов. Многие называют происходящее разгромом армии, даже предательством. А ведь армия со всеми её болячками досталась России «в наследство» от Советского Союза.

Например, только наши группы войск в Венгрии, ГДР, Чехословакии, Польше и западные округа (Белорусский, Прикарпатский и Прибалтийский) имели в своем составе танков, БТР и БМП раза в два больше, чем весь блок НАТО. СССР располагал самым большим числом атомных субмарин в мире - стратегических, многоцелевых и носителей крылатых ракет. Однако вся эта мощь заключала в себе и слабости, «программировавшие» большую экономическую нагрузку на экономику страны.

Огромной проблемой оказалось «разнотипье» оружия и техники одного класса. Например, десятки тысяч танков принадлежали сразу нескольким поколениям, а внутри поколения - разным моделям. На вооружении одновременно состояли Т-10 (послевоенная версия тяжелого ИС-3), Т-44, ПТ-76, Т-54, Т-55, Т-62; более новые танки Т-64, Т-72, Т-80. Три последних типа составили основу танковых войск; но и они «размножились» на разные модификации, общим числом в несколько десятков.

Беда заключалась в том, что все три машины при сходных боевых возможностях были разными по конструкции. Двигатели, ходовая часть, корпуса, башни - все было разным. А значит, усложнение производства, эксплуатации, обслуживания, ремонта, подготовки специалистов, разная учебная база, пособия, учебники, руководство по эксплуатации, тренажеры...


Так, Т-64 имел пятицилиндровый двухтактный дизельный двигатель, Т-72 - «обычный» дизель, а Т-80 - газотурбинную силовую установку, которую производили на заводах Минавиапрома, и которая была примерно в десять раз дороже дизельного двигателя.

 

Флот тоже страдал от необходимости эксплуатировать несколько десятков разнотипных кораблей и подлодок. Иногда случалось так, что даже лодки одного проекта существенно отличались друг от друга благодаря усовершенствованиям и изменениям конструкции. Низкая степень стандартизации техники оборачивалась большими издержками и нагрузкой на ремонтную и производственную базу по выпуску запчастей, номенклатура которых была огромной.

 

Еще одна «хроническая болезнь» Советской армии - противоречие между усложнением техники и необходимостью использования её солдатами-срочниками. Советской армии так и не удалось создать опытный и качественный «унтер-офицеский» корпус. Сержанты-срочники не полностью отвечали требованиям современной армии и флота. Такие младшие командиры и специалисты даже в тех частях, где хорошо была поставлена боевая и профессиональная подготовка, в лучшем случае служили с полной отдачей последние месяцы своей двух-трёхгодичной службы.

 

Советской армии никогда не удавалось поддерживать единый стандарт по уровню боевой подготовки во всех частях армии и флота. Например, в передовых группировках войск, таких, как ГСВГ, полевые выходы, вождение техники, стрельбы, учения велись днем и ночью с большой интенсивностью. Солдаты, сержанты и офицеры внутренних округов не могли похвастаться такой выучкой. Даже мотострелки во многих таких частях и соединениях стреляли раз в шесть месяцев, на итоговой проверке по окончании учебного полугодового цикла.

 

После распада СССР сразу же возникла проблема: что делать с таким огромным и разношерстным наследством, да ещё и при разрушенных научных и производственно-технологический связях?

 

За последние полтора-два десятилетия можно сбиться со счета объявленным реформам Вооруженных сил. Но, по существу, лишь одна из них - последняя по счету, «сердюковская» - действительно означает реальные преобразования.

 

С 2008-го года эта реформа идет «с кровью». Армия резко сокращена. Расформированы дивизии и вместо них основной оперативно-тактической единицей сухопутных войск стала бригада. Судя по имеющейся информации, в частях постоянной готовности резко активизировалась боевая учёба. Но общие оценки этих преобразований отличаются как день и ночь. Критики утверждают: «У нас больше нет армии!». Их оппоненты, среди которых немало старых советских генералов, в частности, бывший начальник советского генштаба М.Моисеев и бывший заместитель министра обороны СССР В.Шуралёв, говорят иное: лучше иметь около ста полноценных бригад, которые смогут реально действовать против неприятеля, чем располагать сотней с лишним дивизий, большинство которых являются дивизиями только на бумаге...

 

Две северокавказские кампании и война с Грузией показали, что основой наземных группировок войск вынужденно становились «сводные» батальоны, полки, «дивизионные тактические группы», которые формировали по принципу «с бора по сосенке» - из подразделений разных частей, соединений или даже округов. А ведь ещё в СССР был осуществлен практический удачный эксперимент с созданием принципиально новой организационно-штатной структуры войск - бригадной. В конце 1980-х в Белорусском военном округе появился отдельный армейский корпус. О нём, в силу секретности, открыто ничего не говорилось, а сам он в официальных источниках не упоминался. Это было мощное подвижное формирование, способное длительное время действовать самостоятельно в отрыве от основных сил. Корпус состоял из нескольких танковых и мотострелковых бригад. Он имел даже свой «воздух» - полк боевых и транспортных вертолетов, был способен осуществлять «вертикальный маневр» благодаря собственному десантно-штурмовому полку, обладал мощным зенитным «зонтиком» (самоходный полк ЗРК) и повышенной огневой мощью за счет полка САУ и собственного ракетного дивизиона. Тыл корпуса был мобилен и позволял ему действовать в течение 5-7 суток за линией фронта, в оперативных тылах противника, в условиях боевых действий высокой интенсивности.

 

На Западе узнали об экспериментальном соединении и, назвав его «оперативной маневренной группой», постоянно держали в поле зрения. Но судьба корпуса оказалась недолгой. Горбачевская «оборонительная» доктрина позволяла по просьбе «западных партнеров» ликвидировать наиболее опасные элементы советской военной мощи. Корпус расформировали. А ведь его проектирование велось на основе строго научных расчетов и моделирования боевых действий будущего...

 

Трудно сказать, учтен ли при нынешнем «бригадном» строительстве этот опыт или нет, но дело, похоже, движется в сходном направлении. В последние годы армия, авиация и флот начали реально получать хоть какое-то новое оружие. В сухопутные войска поступили несколько сот единиц бронетехники. Несколько кораблей прибрежной зоны и небольших десантных принял флот. На подходе несколько атомных подлодок четвёртого поколения. В состав ВВС вошли полторы сотни вертолетов и несколько десятков истребителей. Наконец-то началось проектирование не отдельных образцов, а так называемых «линеек» боевых машин - многофункциональных, имеющих модульную конструкцию, единую агрегатную базу, встроенных в комплексную систему информации и управления...

 

Этого, вероятно, мало. Но не все зависит от военного ведомства. Промышленность в ослабленном состоянии. Она задыхается от нехватки квалифицированных кадров, работает на устаревших станках и оборудовании. На съезде «единороссов» премьер Путин произнес слова, которые в «новой» России впервые раздались «сверху»; о стране и роли неназванных, но узнаваемых политиков он сказал: «Одни довели её до полного разрушения, имею в виду развал СССР, а другие, прорвавшись к власти, организовали её беспрецедентное разграбление в 1990-е годы. Такого вообще в истории не было - по сути, «убили» и промышленность, и сельское хозяйство, и социальную сферу».


Такой вот «исторический багаж», с которым еще идти и идти...

Александр Коршунов

«Народный политолог»

2 декабря 2011 Просмотров: 4 052