Идеи Раскольникова в современном контексте. Игумен Петр (Мещеринов): монах и супермен

altСайт «Православие и мир» продолжает воскрешать из небытия всё новые творения радикального модерниста о. Петра (Мещеринова). Хотя некоторые из этих сочинений написаны давно, а другие недавно, они одинаково принадлежат к области недолжного, несуществующего в подлинном смысле слова.

Так и в случае новой старой статьи за 2007 г. «Таинство» послушания - в чем опасность? Основная мысль ее несложна: Христианство - это свобода, причем в самом примитивном либеральном смысле. Такая свобода, ясное дело, не допускает никакого внешнего принуждения, чем упраздняются все монашеские правила и все христианские добродетели как плод исполнения заповедей. О. Петр (Мещеринов) хорошо понимает, что устраняет послушание, смирение и покаяние, но едва ли отчетливо сознает, что за бортом такого «христианства» остаются также молитва и вера.

 

Понятно, что о. Петр (Мещеринов) - это крупнейшая неудача российского монашества наших дней, но тут уж речь идет не только об иночестве. «Киберпанк в Православии» предполагает систематическое издевательство на Евангелием и Святыми отцами.

 

Так, о. Петр (Мещеринов) освобождает своих последователей от покорности Святым отцам, а верность учению Святых называет авторитарной святоотеческой идеологией. Наш автор осуждает авторитет Святых отцов как «внешний», и весьма оригинально отличает Святых от ими сказанного и написанного. Авторитетом стали Святые отцы, сожалеет о. Петр, вернее, даже не они сами, а их книги.

 

Чтобы избежать пагубного влияния Святоотеческих творений о. Петр (Мещеринов) предлагает три практических правила:

 

Книжные святоотеческие наставления нам нужно

а) не догматизировать (адекватно относиться, учитывая контекст жизни и написания той или иной книги того или иного святого),

б) прилагать к себе, а не себя к ним,

в) обязательно проверять Евангелием.

Православному христианину покажется странной сама мысль проверять Евангелием и не догматизировать постановления Вселенских соборов, толкования св. Иоанна Златоуста или проповеди св. Григория Богослова. Но это, конечно, потому, что он себя проверяет Святыми, а не наоборот. Если прилагать и Евангельские истины к себе, а не себя к ним, то и из Священного Писания можно составить недурненькое мировоззреньице...

 

Нас не сильно удивило, что в своей статье о. Петр (Мещеринов) требует радикальной реформы в самой Церкви, уничтожения Ее иночества и Ее инаковости, отрешенности от мира. Всё это, однако, бледнеет перед, так сказать, позитивной программой о. Петра (Мещеринова).

 

Он делает большую уступку общепринятым в Христианстве мнениям, когда признает некоторое недостоинство и несовершенство человека, отводя ему всего лишь 10%:

 

Сам по себе я - грешное, немощное и падшее существо: я несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр. 3:17). Но это не вся правда. Это 10% правды.

 

Если мы остановимся только на этом (к чему нас приводит рассматриваемая точка зрения), это будет ложь, подмена, та самая неадекватность, о которой мы говорили. Другая часть правды, 90% её - что Бог не отринул меня, воплотился ради меня, взошёл на крест ради меня, пришёл и вселился в меня, и в Его Церкви я - Христов, он Господь и Бог мой, а я - Его: я причастник Его любви, милости, силы и правды.

Конечно, такая арифметика смехотворна и по сути, и по форме. Но о процентах как раз можно бы и не спорить. Если к 10% относится то, что принадлежит нам, то есть грехи, то к 90% отнесено находящееся вне нашей власти, то есть то, что сделал ради нас Господь Бог. С этой точки зрения, и одного процента греха хватит с избытком, чтобы лишить причастия Божественной любви, милости, силы и правды.

 

Дары Божии совершенны и непреложны, но надо стать их причастником, удалившись от господствующего в мире растления похотью (2 Петр. 1:4). Без этого речи о. Петра (Мещеринова) - я - Христов, он Господь и Бог мой, а я - Его - лишь плод самообмана.

 

Но обратим внимание на главное: на представление о человеке, вырисовывающееся из статьи на сайте «Православие и мир».

 

Это вымышленный нашим автором человек, для которого его грехи и страсти - дело десятое. Это человек, для которого все Божественные дары столь же легко и непосредственно доступны, как совершение грехов и культивация своей «свободы».

 

Такой человек и без догматической веры в Истину и без исполнения заповедей имеет свободный доступ во внутреннейшее за завесу, откуда ничем не стесненно черпает Божественную благодать.

 

Такого человека следовало бы считать свободным не только в гражданско-правовом смысле, который для о. Петра (Мещеринова) служит основным источником вдохновения. Такой человек будет, скорее, свободен абсолютно, будет сверхчеловеком, одинаково беспрепятственно владеющим земным и небесным, святым и греховным. Таковым и считает себя о. Петр (Мещеринов), но назвать его в этом случае монахом и тем более христианином было бы большой несправедливостью.

 

Такой супермен немощен и ничтожен, поскольку непричастен религии как поклонению Тому, Кто выше человека. Этот сверхчеловек в некоем существенном отношении вообще не человек, потому что не сознает, что жив целиком по милости Того, Кто сотворил его жизнь.

 

Он порывает с Источником жизни, который находится вне и выше него, и в результате становится мощным орудием обмирщения Церкви, принуждая христиан к отречению от Церкви, как союза благодатного спасения человека от греха и вечной погибели.

 

Роман Вершилло

 

https://antimodern.wordpress.com/2011/12/29/superman-2/

29 декабря 2011 Просмотров: 6 569