Топ-100

О некоторых неоднозначных взглядах популярного американского миссионера

В последние несколько лет в церковных и монастырских книжных лавках и библиотеках появилась книга «Беседы на Русской земле» схиархимандрита Иоакима (Парра). На 4-й странице даются краткие сведения об авторе и содержании издания: «Схиархимандрит Иоаким (Парр), настоятель монастыря преподобной Марии Египетской в Нью-Йорке, на протяжении многих лет занимается миссионерской деятельностью, организует помощь бездомным. Отец Иоаким посетил несколько монастырей в России, беседовал как с монахами, так и с мирянами. Каждая беседа – урок любви. Духовный опыт, которым отец Иоаким щедро делится со слушателями, будет полезен всем, кто хочет жить по Евангелию и научиться любить ближнего».

 

Судя по приведенному описанию, эта книга - как раз тот духовный пластырь, который просто необходим многим из нас, страждущим от отсутствия любви к Богу и ближним.

 

Воистину, любовь есть первая и главная добродетель христианина. Апостол Павел наставлял: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая <...>. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение свое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13, 1-3).

 

Без любви невозможно существование окружающего нас мира, сама жизнь человеческая теряет без нее смысл. «Но эта любовь, - как учит русский Златоуст ХХ века митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), -есть прежде всего любовь к Богу, к тем Божественным Истинам и благодатным Откровениям, которые позволяют человеку победить грех и стяжать себе вечную и блаженную жизнь в обителях райских».

 

По словам Владыки, «такая любовь не терпит никаких посягательств на истины веры. Такая любовь безпощадно, до последней капли крови, до последнего издыхания борется с ересями, посягающими на чистоту Божественных заповедей. Такая любовь не допускает и мысли о возможности уравнять истинную Церковь Христову с гибельными ересями, преисполненными пагубных человеческих заблуждений».

 

Сей истинный пастырь убежден, что «не может быть мира между Истиной и ложью – именно это имел в виду Господь, обязуя Своих учеников вести непрестанную брань с гибельными заблуждениями, сказав: «Не мир пришел Я принести, но меч...» (Мф. 10, 34). Этот духовный меч святой Истины должен носить с собой каждый христианин и решительно пользоваться им в случае, если он видит посягательство на родные святыни. В борьбе с неправдой имеем прямое повеление Господа: «Теперь <...> продай одежду свою и купи меч...» (Лк. 22,36)».

 

«Итак, - продолжает митрополит Иоанн, - уклонение от защиты святынь веры не имеет извинения ни в телесной немощи, ни в материальной нужде! Кто же уклоняется от такой брани под предлогом ложно понятой «любви», понесет на себе великий грех вероотступника и предателя». Подвижническая жизнь Владыки, его великолепное знание святоотеческого учения и высокая академическая образованность (он был доктором церковной истории) не позволяют усомниться в истинности сказанного.

 

А теперь сопоставим учение о любви владыки Иоанна с позицией по тому же вопросу схиархимандрита Иоакима, раскрывающейся в одной из его проповедей (Беседы на Русской земле. С. 135-137).

 

Сказав про заповедь Христову о любви к Богу и ближним, отец Иоаким продолжает: «Осуществить это очень сложно. Когда мы эгоистичны, когда мы озабочены в первую очередь собой, даже любовь Божия становится трудной, потому что у нас нет времени подумать о Боге. Бог знает, что мы немощны, и потому Он сказал: «Если ты любишь Меня, люби своего ближнего. И в этой любви к ближнему, любить которого проще, чем Меня, ты научишься любить и Меня тоже»».

 

Вроде бы все верно. Однако если вникнуть в эти слова, внимательно их проанализировать, то нельзя не заметить отсутствия крепкого православного стрежня, основы, которая четко прослеживается у Петербургского архипастыря. Действительно, заповедь о любви двояка, и любовь к Богу, Его учению – Православной вере - является первостепенным повелением, превосходящим по значимости второе, о любви к ближним. Потому что без Православной веры никакие подвиги, в том числе и подвиги любви к людям, не принесут пользы. Об этом свидетельствуют все Святые Отцы Церкви, в частности, преподобный Петр Дамаскин говорит: «Все упомянутое нами с начала слова (речь идет о добродетелях,- примеч. авт.) без правой веры не приносит пользы, да и не бывает, как и вера без дел».

 

Вернемся к книге американского миссионера. Далее схиархимандрит Иоаким приводит пример любви из личной практики - как ласково он со своими сотрудниками принял в своем приюте больного СПИДом, который был очень тронут его добротой. Конечно, честь и хвала отцу Иоакиму и его помощникам, исполнившим заповедь Христа о любви к ближним. Однако не стоит забывать о еще одном немаловажном Господнем наставлении - относительно совершения добрых дел в тайне (см.: Мф. 6, 1-4).

 

Вот как толкует это место Евангелия блаженный Феофилакт Болгарский: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтоб они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Возведя к самой высшей добродетели - любви, Господь восстает теперь против тщеславия, которое следует за добрыми делами. Обратите внимание, что говорит: остерегайтесь! говорит как бы о звере лютом. Берегись, чтобы он не растерзал тебя... Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. Ибо их хвалят, и они от людей получили все. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Преувеличенно сказал это: если можно, скрой и от себя самого. Или так иначе: левая рука тщеславна, а правая - милосердна. Итак, пусть тщеславие не знает твоей милостыни». Именно поэтому, совершив тысячи добрых дел, Святые Отцы избегали упоминать о них в своих проповедях и беседах с ближними.

 

Таким образом, из приведенного примера видно, что приснопамятный владыка Иоанн был более искусным и опытным делателем любви к Богу и ближним, и если уже мы решили обучиться этой добродетели, то лучше руководствоваться творениями Владыки и писаниями Святых Отцов, нежели беседами отца Иоакима.

 

Рассмотрим еще несколько фрагментов из его книги. На стр. 148 миссионер пишет: «Смирение рождается от любви». На первый взгляд, это утверждение будто бы не вызывает сомнений. Однако в творениях святых чаще встречается указание на обратный порядок стяжания этих взаимосвязанных добродетелей. Святой апостол Павел говорит, что любовь - это союз совершенства (см.: Кол. 3, 14), одним из необходимых качеств которого является смирение. Т. е. сначала человек приобретает смирение, а уже затем - любовь. Само же смирение образуется от жительства по Евангелию. «Смирение естественно образуется в душе от деятельности по евангельским заповедям», - учит преподобный Авва Дорофей.

 

Объясняя эти слова Святого Отца, святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Из этого учения преподобного аввы Дорофея явствует с очевидностью, что желающий приобрести смирение должен с тщательностью изучать Евангелие и с такою же тщательностью исполнять все заповедания Господа нашего Иисуса Христа. Делатель евангельских заповедей может прийти в познание своей собственной греховности и греховности всего человечества, наконец, в сознание и убеждение, что он грешнейший и худший всех человеков».

 

Далее святитель Игнатий разбирает весьма существенный вопрос, который часто возникает и у наших современников - как тот, кто старательно исполняет евангельские заповеди, приходит к сознанию, что он величайший грешник. И вот как Святой Отец его разъясняет, исходя из своего благодатного опыта: «Подвижник, только что начнет исполнять их [заповеди], как и увидит, что он исполняет их весьма недостаточно, нечисто, что он ежечасно увлекается страстями своими, то есть поврежденною волею, к деятельности, воспрещаемой заповедями. Затем он с ясностью усмотрит, что падшее естество враждебно Евангелию. Усиленная деятельность по Евангелию яснее и яснее открывает ему недостаточество его добрых дел, множество его уклонений и побеждений, несчастное состояние падшего естества, отчуждившегося от Бога, стяжавшего в отношении к Богу враждебное настроение. Озираясь на протекшую жизнь свою, он видит, что она — непрерывная цепь согрешений, падений, действий, прогневляющих Бога, и от искренности сердца признает себя величайшим грешником, достойным временных и вечных казней, вполне нуждающемся в Искупителе, имеющим в Нем единственную надежду спасения. Образуется у него незаметным образом такое мнение о себе от делания заповедей».

 

Но, исходя из обычной человеческой логики, кажется, что последствием исполнения заповедей должно быть видение себя добродетельным. Да зачастую так и бывает. Как согласовать святоотеческое учение с жизненной практикой? Святитель Игнатий решает и это недоумение: «Последнее относится к делающим мнимое добро из себя, из своего падшего естества. Делающий такое добро по своему разумению, по влечению и указаниям своего сердца не может не видеть этого добра, не может не удовлетворяться, не восхищаться им; сам тщеславится им и услаждается похвалами человеческими; ищет, требует их; прогневляется и враждует на отказывающих в похвале. Он исчисляет свои добрые дела: по множеству их составляет мнение о себе и, по мнению о себе, мнение о ближних, как составил упоминаемый в Евангелии фарисей (см.: Лк. гл.18). Такого рода деятельность приводит к мнению о своей праведности, образует праведников, отвергаемых Господом и отвергающих Господа или только поверхностно и хладно исповедающих Его мертвым исповеданием (см.: Мф. 9, 13)».

 

Не из такого ли духовного состояния сказаны и следующие слова, приведенные в книге: «Почему вы не можете молиться? На это есть простой ответ: потому что вы не любите» (С. 160). Из них следует, что произнесший это имеет любовь, которая, как сказано выше, есть союз совершенства(см.: Кол. 3, 14). Иными словами, схиархимандрит Иоаким предстает пред читателями совершенным подвижником Христовым или же, что наверняка ближе к истине, необоснованно считает себя подвижником, достигшим совершенной любви.

 

О том же, что он еще не приблизился к мере любви к Богу и человеку истинных угодников Божиих, видно из того, что он ошибочно учит в таком важнейшем вопросе для спасения современного человека как глобализация.

 

Так, великий Оптинский старец преподобный Варсонофий еще в начале ХХ века говорил своему ученику преподобному Никону: «Тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира, будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что совершается, а, понимая, будет и готовить себя. Читая, он будет видеть в событиях, описанных в Апокалипсисе, те или иные современные ему события». А недавно прославленный в лике святых преподобный Паисий Афонский в конце ХХ века отмечал: «Сегодня читать пророчества – как читать газету: так все ясно написано».

 

Но схиархимандрит Иоаким на вопрос одного из насельников Валаамской обители о том, существует ли связь между микрочипами и печатью зверя, упомянутой в 13 главе Откровения, ответил: «Отче, я Вам гарантирую, что если Вы не будете читать ничего, кроме четырех Евангелий, и никогда не откроете Апокалипсис, Вы абсолютно точно можете спастись» (С. 191). Интересно, на чем основано столь безапелляционное заявление? И почему оно входит в явное противоречие с писаниями Святых Отцов и самим Словом Божиим? (тот же преподобный Варсонофий Оптинский отмечал: «В Апокалипсисе сказано: «Блажен читающий словеса книги сея». Если это написано, значит, это действительно так, ибо слова Священного Писания – слова Духа Святаго. Но в чем заключается это блаженство? Тем более что мы ничего не понимаем в написанном, могут возразить на это. Может быть, утешение от чтения Божественных слов. Можно думать и так: то, что теперь для нас непонятно, будет понятно тогда, когда настанет описываемое время»).

 

Несколько ниже в рассматриваемой книге схиархимандрит Иоаким объясняет свою сомнительную позицию следующим образом: «Апокалипсис является символической и таинственной книгой. Только Церковь способна ее трактовать – и Церковь не создала однозначного ее толкования. Следовательно, мы, грешники, не имеющие подлинного знания Священного Писания, должны оставить толкование этой книги до тех пор, пока Церковь не сделает это сама. Подобные личные толкования, на мой взгляд, не являются духовно полезными и отвлекают людей от того, что им действительно необходимо делать, создавая панический страх перед вещами, с которыми мы ничего не можем сделать».

 

Но дело в том, что опасения в связи с внедрением технологий тотального контроля над людьми основываются не на личных толкованиях какого-либо частного лица, а на учении Святых Отцов. Вот что говорил об этом преподобный Паисий Святогорец, взгляды которого легли в основу позиции монашествующих Святой Горы Афон: «Итак, позади „совершенной системы обслуживания", компьютерной гарантии, кроется всемирная диктатура, рабство антихриста… Недоумеваю! Почему люди не задумываются над всеми этими событиями?.. Тогда как признаки видны очень ясно, «Зверь» в Брюсселе с числом 666 почти уже поглотил все государства: «карта обслуживания», удостоверение личности, ввод печати что показывают?.. Затем, после «карты обслуживания» и удостоверения личности, досье (информация о человеке) в работе с печатью, постоянно будут говорить по телевизору, что будто бы кто-то украл чью-то «карту обслуживания» и снял у владельца карты деньги с банковского счета. С другой стороны, будут рекламировать «совершенную систему», т.е. печать на руку или на лоб лазерными лучами, которая не будет различима внешне, с числом 666, т.е. именем антихриста. К сожалению, снова определенные «гностики» станут пеленать своих духовных чад как младенцев, как бы для того, чтобы не унывали: „Не имеет значения, это ничего, достаточно внутренне веровать", – в то время, как видим апостола Петра, который внешне отрекся от Христа, – и это было отречение, – эти же отрицаются Святой печати Христовой, которая была им дана во Святом Крещении: „Печать дара Духа Святаго", с тем, чтобы принять печать антихриста!» Не являются ли рассуждения схиархимандрита Иоакима теми «гностическими пеленами», о которых говорил святой?

 

Наконец, и Русская Православная Церковь на Архиерейском соборе 2013 года четко заявила, что опасения верующих по поводу новых технологий обоснованы и эти технологии не должны быть безальтернативными. Таким образом, американский проповедник явно заблуждается, продолжая тиражировать устаревшие ошибочные мнения и псведоблагочестивые страхи.

 

Вызывает большие вопросы и позиция отца Иоакима по вопросу вакцинации. Бывший главный санитарный врач России, а ныне помощник председателя Правительства Российской Федерации Г. Онищенко официально и авторитетно заявил:«Путем подкупа, всяких неблаговидных действий, пользуясь даже может быть либеральностью, а, может быть, и никчемностью нашего законодательства в области иммунобиологии ряд транснациональных компаний занимались вопросами, связанными с испытанием, по существу, на наших детях вакцин. Одним из примеров является вакцина рака шейки матки. Их несколько вакцин, но они еще не имеют той полной легализации даже в странах исхода, но тем не менее мы прививаем. Они будут пользоваться высоким уровнем нашего здравоохранения, потому что мы можем привить и оценить, наши медики могут. Они пользуются несовершенством нашего законодательства, потому что у нас нет жесткого законодательства прививать только своими вакцинами, и в какой-то мере мы превращаемся в ту страну третьего мира, на людях которой проводятся испытания».

 

А отец Иоаким полагает, что прививаться необходимо. Вот что он ответил во время беседы в Воскресенском Новодевичьем монастыре одной женщине, спросившей его о принудительной вакцинации детей: «Если вы живете в обществе и желаете получать блага от этого общества, эти взаимоотношения не могут быть односторонними. Если вы что-то берете, вы должны что-то отдавать. Таким образом, если вашим выбором является жизнь в обществе, вы должны заботиться не только о себе, но и о том, что хочет общество». Между тем, повторим, Г. Онищенко ясно и четко заявил, что привитие смертоносными вакцинами - это отнюдь не желание нашего общества, а воля транснациональных корпораций, офисы большинства из которых находятся в Нью-Йорке и Вашингтоне.

 

В книге схиархимандрита Иоакима есть и иные примеры неоднозначных высказываний, зачастую входящих в противоречие со Словом Божиим, святоотеческими традициями и гласом истинного православного старчества. Мы не претендуем на исчерпывающий анализ, но сочли необходимым поделиться с читателями лишь некоторыми возникшими у нас при ознакомлении с ней недоумениями и смущениями. А стоит ли начинать (или продолжать) изучение проповедей и бесед популярного американского миссионера – каждый решит для себя сам: Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри (Еф. 5, 15).

 

Дмитрий Мельников

17 апреля 2015 Просмотров: 5 584