Валентин Семенов: «В Петербургских духовных школах была произведена идеологическая чистка»

Из Санкт-Петербургской Православной духовной академии продолжают поступать тревожные новости. О творящихся в этом учебном заведении РПЦ МП еретических беззакониях, мы уже писали. Никодимо-гундяевщина насаждает у студентов академии экуменические взгляды, а преподавателей, имеющих консервативные взгляды, увольняют без предупреждения.


 

 

Известный ученый о скандальном интервью протоиерея Георгия Митрофанова …


alt

«Духовные ценности не зависят напрямую от демографии. Что бы ни говорили, но при поступлении в духовное учебное заведение человеком движет в первую очередь духовная мотивация. В то же время, я уже как-то говорил в интервью «Русской народной линии», что нередко преувеличивается значение религии в жизни современной молодежи. Месяца полтора назад мы провели исследование в одном из районов Петербурга. По-прежнему больше 50% молодых людей заявляют, что они верующие, религиозные люди. Но при этом, из семи базовых ценностей (семья, здоровье, друзья, интересная работа, справедливость, деньги, вера), которые они выбирают, вера оказывается на последнем месте. Это противоречие остается до сих пор. Но оно было всегда и 10, и 50, и 100, и 200 лет назад», - заявил в интервью "Русской народной линии" директор НИИ Комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, доктор психологических наук, профессор Валентин Семенов, анализируя тезисы интервью профессора Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии протоиерея Георгия Митрофанова, опубликованного в журнале «Огонек».

 

«Студентов к нам поступает все меньше и меньше, - с горечью отметил профессор Петербургских духовных школ. - С одной стороны, сказывается демографическая яма, которая образовалась в России в 1990-х годах, когда детей физически рождалось очень мало, с другой - падает общий интерес к Православной Церкви. Конкурса нет никакого, в основном приходят люди после школы или какого-нибудь технического колледжа, которым некуда поступать. Так, социальный и образовательный уровень абитуриентов оставляет желать лучшего». «Если в советское время у нас было всего три духовные семинарии - в Москве, Ленинграде и Одессе, то сегодня их открыто уже сорок. Но уровень в провинциальных семинариях в подавляющем большинстве очень низкий. Наряду с Московской и Санкт-Петербургской семинариями современным требованиям духовного образования соответствуют лишь пять-семь школ. В некоторых семинариях на курсе учится по пять-шесть человек. У нас в Санкт-Петербургской семинарии сейчас в двух классах учатся по 20 человек в каждом, 10 лет назад было в два раза больше», - сокрушается петербургский священник.

 

Кроме того, отец Георгий подверг критике современное русское духовенство. По его словам, «духовенства постсоветского периода сейчас в Церкви количественно больше, но качественно оно часто хуже, чем духовенство советского времени». «В перестроечные годы в Церковь массово хлынул поток людей. Часть из них пришла благодаря обдуманному и прочувствованному выбору, но большинство случайно. Именно из их среды и рукополагались священнослужители. Интересно, что среди них фактически не было потомственных священников - большинство священнических семей было физически уничтожено в советские годы. Поищите сейчас среди духовенства людей с фамилиями Крестовоздвиженский или Предтеченский. Пришли неофиты-самоучки, не знающие церковной традиции, которые духовно сформировались в лучшем случае на книгах самиздата. Они принесли в церковную жизнь такой специфический конгломерат идей, от которого впору хвататься за голову», - недоумевает отец Георгий.

 

«По большому счету, - продолжает он, - значительная часть из них - это дезориентированные, перепуганные постсоветские обыватели, которые мечтали обрести привычную систему тоталитарной идеологии и организации. Давайте подумаем, что мог читать православный богоискатель 80-х годов? С одной стороны, в "классический набор" входил "Отечник" святителя Игнатия Брянчанинова, с другой - "Протоколы сионских мудрецов" - книга о мировом еврейском заговоре, с третьей - широко распространенная тогда книга протопресвитера Михаила Польского "Новые мученики российские" с огромным количеством ошибок. Это смесь мистической литературы и тоталитарной человеконенавистнической политизированной идеологии и формировала мировоззрение неофитов, которые, в одночасье став священниками, начали демонстрировать свои собственные идеи под видом Православия. Они принесли в Церковь тот дух нетерпимости, подозрительности, который характерен для многих наших священников. Постоянно ведется поиск врагов - жидомасонов, экуменистов, филокатоликов, протестантствующих, как будто все проблемы церковной жизни связаны с какими-то внешними, разумеется "темными", силами!»

 

В свою очередь, Валентин Семенов сказал, что «пять лет вплоть до 2010 года преподавал «Христианскую социологию» в Санкт-Петербургской духовной академии по приглашению предыдущего ректора владыки Константина». «Поэтому могу с полной ответственностью заявить, что в академии учатся любознательные ребята. На занятиях они задавали интересные вопросы, писали глубокие работы. Честно говоря, я не обнаружил никакого образовательного и религиозного оскудения студентов. Более того, даже наблюдалось возрастание гражданственности у студентов петербургских духовных школ. На занятиях студенты интересовались не только чисто духовными вопросами, но и вопросами, связанными с социально-экономической ситуацией в стране, их интересовали противоречия современной российской политической системы, их волновали проблемы государства и общества, они весьма негативно относились к отвратительной деятельности СМИ, которые пагубно влияют на подрастающее поколение», - продолжил ученый.

 

«С приходом нового Патриарха для Церкви наступил довольно серьезный момент. Наша Церковь становится все более светской, ее представители активно вовлекаются в общественную жизнь. Но эта стратегия кажется мне ошибочной, поскольку на самом деле таким образом невозможно привлечь молодежь в Церковь, ибо из Церкви выхолащивается то, что  людей в ней привлекает. Действуя этими методами, мы не привлечем людей и в духовные заведения. В советское время для поступления в духовную школу требовалось большое мужество. И даже сегодня, учитывая нынешнее состояние общества и Церкви, при гигантском давлении светской пропаганды на такой шаг решиться нелегко. Сегодня для серьезных молодых людей наступают не очень понятные времена, когда некоторые действия представителей Церкви носят откровенно антихристианский характер. Чего стоит деятельность того же протоиерея Георгия Митрофанова, который своими акциями по прославлению предательства многих попросту смущает и отталкивает от Церкви. Странные вещи происходят и в Петербургской духовной академии, где вышло три номера студенческого журнала «Невский богослов». С виду это немного странный для церковного учреждения глянцевый журнал, героем которого является тот же священник Митрофанов и другие своеобразные духовные лица. В этом прослеживаются постмодернистские тенденции», - отмечает профессор Семенов.

 

Прот. Георгий Митрофанов«Недавно в Санкт-Петербургских духовных школах была произведена чистка, которая, несомненно, носила идеологический характер. В результате чистки было уволено несколько патриотически и консервативно настроенных преподавателей. Со мной - профессором, доктором наук и директором НИИ - вообще поступили, как с мальчишкой. Меня уволили без объяснения причин, просто в один прекрасный день я узнал, что в академии я больше не работаю. При этом мне не были даны никакие объяснения. Я сам вынужден был позвонить и узнать, что моего предмета, оказывается, нет в программе. Меня даже не потрудились уведомить о том, что я более не преподаю в СПбДА. Я допускаю, что в академии пересмотрели программы и выяснили, что «Христианская социология» им не нужна, но почему меня не поставили в известность? Со мной поступили неэтично и возмутительно. Также было уволено несколько консервативно настроенных преподавателей, например, диакон Владимир Василик. Поскольку те предметы, которые преподавал отец Владимир, в принципе не могли ликвидировать, из этого я прихожу к выводу, что в Петербургских духовных школах была произведена идеологическая чистка преподавателей, чьи взгляды не совпадали с позицией нового руководства академии. Шла расправа не с учебными предметами, а с личностями, с преподавателями. Академии оказались не нужны консервативные патриотически-настроенные преподаватели», - с сожалением отметил ученый. 

 

«С тех пор изменился преподавательский состав, и даже сам дух академии, многое изменилось и не в лучшую сторону. Раньше было немыслимо, чтобы духовное лицо прославляло предательство генерала Власова. А сейчас профессор академии протоиерей Георгий Митрофанов прославляет предательство. Уму непостижимо! Неудивительно, что это многих молодых людей отпугивает. И протоиерею Митрофанову следовало бы искать причины, по которым молодые люди не идут учиться в Петербургские духовные школы, не в демографической яме и отсутствии интереса у молодежи к Православию, а в политике самих духовных школ, а нынешнее руководство академии и семинарии выбрало неправильную стратегию развития, из-за которой мало кто хочет учиться в наших Петербургских духовных школах», - заключил Валентин Семенов.

21 апреля 2010 Просмотров: 5 598