Упразднение догматического понятия о церкви

С кем и зачем сотрудничают "православные" экуменисты во "Всемирном совете церквей"?

 

altНынешнее экуменическое движение вкладывает совсем иное, неизвестное древности содержание в понятие "вселенский".

 

В отличие от святоотеческого понятия о "вселенской Церкви" (в качественном смысле) - Церкви, защищающей истину, Церкви православной, не допускающей никакой примеси заблуждения, "экуменическое движение" (в количественном смысле) означает движение, которое объединяет религиозные общества, называемые "церквами" и собранные из всевозможных христианских исповеданий, в которых истина соседствует с заблуждением (Рим. 1, 18).

 

Исходя из подобного взгляда на понятие "вселенский", д-р Филипп Поттер, бывший генеральный секретарь ВСЦ (Всемирный совет церквей, экуменическая организация. - Ред.), расширяет понятие "экуменический", утверждая, что оно означает не только сближение и общение "церквей", но предполагает "совокупность обитаемой земли". "Следовательно,- говорит он,- экуменическое движение появляется повсюду, где христиане и другие люди (!) стремятся так или иначе работать для единства человечества".

 

Из этого следует, что конечной целью экуменизма оказывается не единство т. н. "церквей", даже в экуменическом понимании, а некое запланированное объединение человечества... Экуменисты все чаще трактуют "вселенскость" географически. "Никакая церковь не может претендовать на вселенскость, оставаясь провинциальной в наш планетный век", сказано в одном экуменическом журнале.

 

3 сентября 1967 г. нам удалось поговорить с экуменистом-англичанином Майклом Муром, заместителем генерального секретаря ВСЦ по внешним сношениям с Англиканской церковью. В ответ на вопрос, как он понимает единство Церкви, он сказал: "Она едина как церковь невидимая". На наш вопрос: "Кто принадлежит к этой невидимой Церкви?" последовал ответ: "Все христиане", т. е. в истинную Христову Церковь включаются все деноминации, группировки и секты, которые давным-давно отлучены Православной Церковью по причине своих еретических отклонений от Христовой истины.

 

Майкл Мур ошибочно переносит свойства торжествующей небесной Церкви, не видимой для нас, на воинствующую земную Церковь, которая видима, и в земную Церковь, нарицаемую им "невидимой", включает всех еретиков под общим именем "христиан".

 

alt"Невидимая церковь" - термин чисто протестантский и глубоко противоречит православному учению о Церкви как единой небесно-земной Церкви, возглавляемой Христом (Еф. 1, 10), членами которой являются только правильно верующие христиане. В "Пространном христианском катехизисе" митрополита Филарета сказано, что Церковь - вселенска, т. е. соборна, так как она "не ограничена никаким местом, ни временем, ни народностью, а включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов".

 

Св. апостол Павел, который первым назвал Церковь "Телом Христовым" (1 Кор. 12, 27), а Христа - "Главою Церкви" (Еф. 1, 22) и который прекрасно понимал ее невидимую мистическую сущность (Еф. 5,32), нигде не называет ее невидимой Церковью, а всюду говорит о ней как в видимой величине - обществе, в котором спасаются верующие во Христа, как праведные, так и грешные, где существует видимая иерархия, совершающая видимые спасительные таинства, через которые мы удостаиваемся невидимой Божией благодати для единения и общения с невидимым Богом. "Вы же есте тело Христово, и уди от части. И овых убо положи Бог в Церкви первее апостолов, второе пророков, третие учителей..." (1 Кор. 12, 27-28).

 

<...> Всевозможных неправославных христиан включают в понятие "вселенской Церкви" не только инославные экуменисты, но под их влиянием проф. протопр. Стефан Цанков, например, пишет: "Проблема единства Церкви становится слишком сложной и уже не может рассматриваться схоластически самодавлеюще, как это было до сих пор... Неправильно считать, что к мистическому телу Христову (Церкви) принадлежат одни только православные христиане и что за видимой разделенностью не существует невидимое мистическое единство в Церкви Христовой".

 

Вопреки догматам к "невидимому" единству Христовой Церкви часто причисляются инославные исповедания, независимо от их догматических заблуждений, которые отсекают их от общения с Христовой Церковью.

 

Что же означает "невидимое мистическое единство" экуменистов? Этим словосочетанием пока осторожно именуется экуменическая универсальная "церковь". Правда, ВСЦ подается пока лишь как сообщество "церквей", а не как "сверхцерковь" и "всемирная церковь", но "идеал" будущей Una Sancta - "универсальной объединенной церкви - уже просматривается, и основа ее заложена. Членами будущей "церкви" будут участники экуменизма и ему сочувствующие. Кто же они?

 

Ревностный экуменист, богослов Лев Зандер из Богословского института в Париже откровенно писал: "Состав лиц, участвующих в экуменическом движении, чрезвычайно разнообразен: входя в него, мы должны быть готовы встретиться там не только с православным иерархом, англиканским епископом и протестантским пастором, но и с представителем "либерального богословия", который не верит в Божественность Иисуса Христа, и с унитарианином, отрицающим догмат о Троице, и с квакером, не приемлющим вообще никаких церковных установлений". Это написано в 1930-е годы. Ныне в ВСЦ входят многие еретические общества: ремонстранты-арминиане из Голландии и некоторые крайне либеральные религиозные объединения, отвергающие даже Крещение, хотя Сам Христос ставит его абсолютным условием спасения (Мк. 16, 16).

 

Входит и т. н. "церковь моравских братьев", которая в противоположность православному учению об оправдании наряду с верою и делами учит об оправдании одною верою и, ставя действенность таинств в зависимость от достоинства их совершителя, допускает повторное Крещение, что полностью противоречит 10-му члену Символа веры - "Исповедую едино крещение во оставление грехов".

 

Теперь в ВСЦ участвуют и несториане, и монофизиты, и иконоборцы (протестанты и их секты), даже некоторые сообщества без всяких церковных признаков, как об этом свидетельствует греческий профессор-догматист Мегас Фарандас, присутствовавший на VI ассамблее ВСЦ в Ванкувере в 1983 году: "Протестанты разделились на сотни „церквей", многие из которых лишены конкретного „верую", а имеют лишь социальные требования, маскируемые христианскими лозунгами".

 

Вот с какими "христианами" сотрудничают на экуменических конференциях во имя будущей "церкви" православные представители! На них и самые отъявленные еретики считаются равноправными членами мистического тела Христова - Церкви, называются "церквами", не будучи таковыми, и сам Экуменический Совет в Женеве действует как "Всемирный Совет церквей".

 

Самим этим наименованием Православная Церковь бесцеремонно приравнивается ко всем т. н. "церквам", входящим в ВСЦ. Конечная цель такого нивелирования - превратить понятие Церковь из единственного в своем роде (sui generis) понятия в обыкновенное рядовое, т. е. в абстракцию, равно объединяющую разного вида "церкви", что означает полное упразднение догматического понятия о Церкви как единственного явления в мире. Ибо раз существуют разные виды церквей, то, выходит, Церкви как таковой просто нет!

 

Архимандриты Серафим (Алексиев) и Сергий (Язаджиев)

 

По книге "Почему православному христианину нельзя быть экуменистом?"

 

Источник: "Информ-религия"

15 июля 2010   Просмотров: 6 466