О «веротерпимости» и о борьбе с лжеверием силою государственной власти

altВ наше время враги Христианства и Церкви упорно твердят об «отделении Церкви от государства», о «светском характере государства» и т.п. Нас пытаются обмануть, представляя все так, как будто может быть некое государство, одинаково приемлемое для верующих и безбожников, праведников и аморалистов.

 

Надо лишь немного подумать и посмотреть на то, что происходит в мире, чтобы увидеть абсурдность таких понятий. В самом деле, «равенство всех религий» оборачивается диктатурой разного рода «религиозных меньшинств» в странах, некогда именовавшихся христианскими. Большинство оказывается, по сути, гонимым и притесняемым.

 

При формальной «свободе слова» идет агрессивная пропаганда безбожия и аморализма, при этом те, кто, например, выступает против дарвинизма или содомии, преследуются или высмеиваются (официально или неофициально). И это понятно: одновременное служению добру и злу невозможно.

 

К сожалению, подобные взгляды через модернистские писания влияют и на православных людей. Приведу два примера. Н.А. Бердяев, например, изображает «веротерпимость» как религиозный долг христианина: В христианстве свобода не есть право, как в гуманистическом либерализме, свобода есть обязанность, долг перед Богом...Христианство признает свободу совести и требует терпимого отношения к человеческой душе («Философия свободного духа»).

 

О. Александр Мень считает «секулярное государство» тем идеалом, к которому надо стремиться:

 

"Есть ли противоядие, способное предотвратить рецидивы "культа"? Думается, оно связано с честным и последовательным принятием принципа секулярного государства, которое служит интересам граждан независимо от их вероисповедания... От секуляризации государства выигрывает весь наш народ в целом. Оберегая святая святых человека, его убеждения, его свободу совести, правительство содействует единству граждан, построенному на веротерпимости."

Он же пишет: В свете Евангелия сами идеи "государственной религии" и "христианского государства" представляются весьма сомнительными и спорными. Любое государство, даже с самым совершенным строем, все же есть орган насилия, которое трудно совместить с духом христианской свободы (Религия, "культ личности"и секулярное государство).

 

Однако христианская свобода есть свобода от греха и не существует свободы этот грех творить. Не так давно на сайте Антимодернизм.ру об этом был материал, где это хорошо показано. Только повторю одно из утверждений того материала: Проявлением свободы является только следование добру, поскольку человеку дан светильник разума, который указывает ему на то, чего требует его Богосозданная природа. Уклонение же ко злу есть проявление несвободы и порабощения человека тем, чему не должно подчиняться: ложью и страстями. Если все это и упраздняет мнимую свободу человека, тем лучше.

 

Далее будет показано на примерах Житий Святых, что угодники Божии не только не имели ничего общего с либеральной идеологией «веротерпимости», но и во многих случаях прямо призывали государственную власть к борьбе с ересью. Напомню, что многие такие примеры приводит прп. Иосиф Волоцкий в своем творении «Просветитель», часть которых взята из этого творения.

 

Далее царь повелевал, чтобы еретики присоединились к соборной Церкви; если же они не захотят исполнить этого предписания, то велел манихеям отрезать языки, а несториан, севериан и евтихиан выгнать из города, места же собраний их разорить (Житие св. Феодора Едесского). И в житии об этом говорится без какого-либо порицания.

 

Ревнитель правой веры (св. Епифаний Кипрский) писал царю о всех непокаявшихся еретиках. Царь дал ему власть изгонять их из Кипра. Благодаря всему этому, словесное стадо доброго пастыря было безопасно от хищных волков (Житие св. Епифания Кипрского). Здесь святитель прямо обращается за помощью к православному царю и изгоняет еретиков.

 

Достаточно строго запретить волхву развращать людей Божиих своим лживым учением. Пусть и не живет посреди Христова стада. Пусть тьма не примешивается к свету, но да извергнется злое от среды всех. Да отсечется гнилой уд мечом духовным, да изгонится из этих пределов этот волк. Если же он опять осмелится появиться здесь и учить, тогда не избегнет смертной казни (Слова св. Стефана Пермского из его Жития). Святой считает не только изгнание, но даже и смертную казнь справедливым наказанием за совращение людей в язычество.

 

По кончине царя Анастасия на престол царский был избран Иустин, муж благочестивый и праведный. Амант же и прочие нечестивцы, споспешествовавшие злым делам Анастасия и притеснявшие верных, были преданы, по суду праведному, смерти (Житие святителей Александра, Иоанна и Павла, Патриархов Константинопольских). Еретики предаются казни только за притеснение верных, и нигде в Житии это не порицается.

 

Блаженная царица Елена, желая найти скрытый иудеями Животворящий Крест Господень, призвала всех иудеев и просила их, чтобы они показали ей место, где скрыт Честный Крест Господень. Когда же они стали отрекаться, что не знают, царица Елена угрожала им мучениями и смертью (Сказание о воздвижении Честного и Животворящего Креста Господня).

В это время князь Владимир содействовал успехам их проповеди своей властью: он повелел слугам своим сокрушить идолов и надругаться над ними, а народу от мала до велика - мужам и женам, знатным и простым, рабам и свободным, идти в назначенный день на реку креститься (Житие св. Михаила, митрополита Киевского).

 

Артемий, исполняя царское повеление, с великими почестями перенес мощи святых апостолов в царствующий град, и за сие получил от царя повышение, которого он был вполне достоин: именно царь сделал его дуксом и августалием Египта, и Артемий жил там, благоугождая Богу. Распространяя честь и славу имени Иисуса Христа, он низвергнул и сокрушил много идолов в Египте (Житие св. мученика Артемия).

Блаженный (св. Иоанн Златоуст) помышлял о том, каким бы способом очистить город от арианской ереси, и, улучивши удобный случай, сказал царю:

- Царь благочестивый! Если бы кто вложил в твою корону, на ряду с находящимися в ней драгоценными камнями, простой камень, тёмный и нечистый, то не обесчестил ли бы он всей короны?

Царь ответил:

- Да, так.

Иоанн продолжал:

- Так обесчещен и сей город, который, будучи православным, имеет еще в числе своих жителей неверных ариан. И подобно тому, как прогневался бы ты, царь, за бесчестие твоей короны, так Всемогущий Бог гневается на сей город, оскверненный арианскою ересью. Итак, тебе следует или привести еретиков к единству веры, или же изгнать их из города.

Выслушав слова Иоанна, царь приказал немедленно привести к себе всех вождей арианских и повелел им в присутствии патриарха высказать свое исповедание веры. Они же стали говорить слова, исполненные нечестия и хулы на Господа нашего Иисуса Христа. Тогда царь приказал изгнать их из города (Житие Св. Иоанна Златоуста).

Иоасаф, хотя и не помышлял о царской власти, желая пустынной иноческой жизни, но, рассудив, что всё клонится к лучшему, принял отделенную ему часть царства и, вступив на престол, прежде всего постарался искоренить языческое многобожие и распространить веру в Единого Истинного Бога. Он разрушил по всей земле своей идолов и разорил до основания их капища, а вместо их строил христианские храмы и всячески распространял веру Христову ( Житие преподобных Варлаама и Иоасафа, царевича индийского, и отца его царя Авенира).

В царствование Феодосия Великого святой Амфилохий явился однажды к императору и умолял его уничтожить во всех городах молитвенные собрания ариан. Но император не хотел исполнить его просьбы, чтобы не явиться притеснителем в глазах народа. Тогда Амфилохий, молча, ушел из дворца, но чрез несколько дней опять пришел туда и, благодаря своей мудрости, сделал нечто, достойное воспоминания. Он поклонился царю, сидевшему на престоле, отдав ему должную честь, и почтительно приветствовал его, а на сына его Аркадия, недавно возведенного на царство и сидевшего около отца, не обратил никакого внимания и не оказал ему подобавшей чести. Феодосий, подумав, что Амфилохий забылся, приказал ему отдать должный привет Аркадию.

- Довольно и того, что отдана честь царю, - заметил Амфилохий.

Тогда император-отец сильно разгневался и, не желая позволить непочтения к своему сыну, велел с позором выгнать святого Амфилохия из дворца.

Святой Амфилохий сказал ему:

- Видишь, царь, как не переносишь ты непочтения к своему сыну и как гневаешься на меня? Так и Бог - Отец не терпит непочтения к Его Сыну, отвращается и не любит хулящих Его и гневается на тех, кто входит с хулителями в общение.

Император понял тогда, почему Амфилохий не воздал чести его сыну,- потому, что хотел показать, что Богу Сыну подобает равная честь с Отцом, - подивился мудрости святого и, встав с престола, поклонился ему и просил у него прощения. Тотчас же Феодосий разослал по всей империи указы об удалении ариан из всех городов, и в случае нужды - силою и угрозами. Так св. Амфилохий очистил церковь Христову от еретиков (Житие святого отца нашего Амфилохия, епископа Иконийского).

Прп. Иосиф Волоцкий, Просветитель:

 

Так, святые отцы Шестого Вселенского Собора обращались к благочестивому царю Юстиниану: «А ты, царь, позаботься вот о чем: если какие-нибудь остатки эллинского или иудейского еретического зла попадут в зрелую пшеницу, искорени их, как сорняки - да будут они исторгнуты и да очистится церковная нива горячей любовью к Богу царей и властителей, превзошедших ревнителя Финееса и поразивших грех копьем».

 

И святые отцы, собравшиеся в Иерусалиме, написали к Феофилу, царю греческому, пространный свиток, с такими словами: «Ты же, о царь, прислушайся к молитве смиренных, окажи милость Церкви своей, успокой церковные раздоры и прежде всего останови зловерных отступников, силою праведного своего царства, мышцею благочестия своего».

 

Так и первоначальник христиан православных, царь-апостол, великий Константин праведный окончательно низвергнул и осудил в заточение темного и богопротивного Ария, гневу тезоименитого, второго Иуду, с проклятыми его учениками, а также и всех, кто рассуждал подобным образом. Позднее пресветлая звезда, преемник царя, Феодосий Великий, собрал Второй божественный Собор святых отцов, против Македония духоборца, Евномия и ариан, и проклял их, и осудил в заточение с бесчестием. И преемник его, по уму и по имени, Феодосий Младший, собрал в Ефесе святой Собор и низложил Нестория. Великий же во благочестии Маркиан, собрав Четвертый Собор, повелел проклясть Евтихия и Диоскора-суесловца и осудил их в заточение. Великий царь Юстиниан собрал Пятый Собор, против Дидима и Евагрия, последователей ереси Оригена, и проклял их, и осудил в заточение. После этого Константин, внук Ираклия, собрал против Маркиана и Стефана, Сергия, Пирра и Павла и прочих зломудрствующих Шестой Собор святых отцов, которые разгромили еретиков, принявших достойное осуждение за свое зловерие. После этого благочестивая царица Ирина и сын ее, благоверный царь Константин, собрали Седьмой Собор, против злочестивых иконоборцев, и всю их ересь разрушили и до конца искоренили...

 

Первый великий царь, равноапостольный Константин, установил во всем своем царстве закон, что не верующие во Святую и Животворящую Троицу должны умереть самой злой смертью, а дома их отдаются на разграбление. И святые отцы Первого Собора не запретили этого...

 

Благочестивый же царь Маркиан осудил на смерть еретика Диоскора, патриарха Александрийского, и не усек его мечом, но послал на остров Ас, где никто не мог прожить и года: все умирали лютой смертью под действием смертоносных ветров. Здесь и Диоскор, и все его единомышленники испустили дух свой в ужасных мучениях. И ведь святые отцы Четвертого Собора не препятствовали этому. Благочестивый царь Юстиниан и Тиверий отсекли головы епарху Аддусу и воеводе Елевферию, поборникам ереси. И великий чудотворец Евтихий, патриарх Царьграда, не препятствовал этому. Великий же царь Ираклий повелел убивать иудеев, не желающих креститься, и множество патриархов, святителей и преподобных, живших в то время, не препятствовали этому... Также и святая царица Феодора и сын ее Михаил отправили в заточение еретика Анния (Имеется в виду Иоанн VII (Грамматик), патриарх Константинопольский (836 - 842 гг.), иконоборец, прозванный Ианнием по имени одного из противников прор. Моисея, патриарха Царьграда, и повелели, растянув его, бить ремнями. И блаженный патриарх Мефодий и многие преподобные отцы наши и исповедники не препятствовали этому. И святой Лев, епископ Катанский, сделал так, что еретик Илиодор был сожжен огнем.

И еще одна цитата из творения прп. Иосифа, в которой объясняется, когда могут быть оправданы такие жесткие меры (здесь возвращаемся к теме о ненависти к еретикам):

 

Мы же теперь разъясним слова божественного Златоуста, который говорит: не следует ненавидеть какого-либо человека или творить ему зло, даже если это нечестивый или еретик. Говоря так, этот великий и равноапостольный муж указывает определенные временные условия, поскольку нет воли Божией, чтобы всегда было так. Великий Златоуст свидетельствует, что не следует или ненавидеть какого-либо человека или творить ему зло, даже если это нечестивый или еретик, - до тех пор, пока мы не получаем от него душевного вреда.

 

Ведь так делают и пастухи: пока звери ничем не беспокоят их, они, улегшись под дубом или под кедром, играют на свирели, оставив овец пастись на воле; когда же почувствуют они приближение волков - немедленно отбрасывают дудочку, хватают пращу и, забыв о свирели, вооружаются дрекольем и камнями, становятся перед стадом и грозно кричат во весь голос, пока не отгонят зверя, еще не успевшего нанести вреда.

 

Так подобает делать и нам, пасущим Христово стадо, пастырям и учителям. Если пастыри увидят неверного или еретика, который не приносит верным никакого душевного вреда, то пусть и они, поучаясь в лугах книжных повестей, наставляют неверных еретиков со смирением и кротостью. Если же увидят, что окаянные еретики, которые злее всяких волков, хотят Христово стадо погубить и растлить еретическими иудейскими учениями, - тогда подобает им проявить всяческую ревность и заботу о том, чтобы не был похищен зверями ни один ягненок из Христова стада. Так говорит святой Златоуст.

Хотелось бы завершить этот материал словами св. прав. Иоанна Кронштадтского, обличающего пагубное заблуждение «веротерпимости»: Нет, невозможно предоставить человека собственной свободе совести именно потому, что он существо падшее и растленное...


Роман Торчагин

 

https://antimodern.wordpress.com/2012/03/03/heresy-2/

3 марта 2012 Просмотров: 4 630