О САМАРЯНЫНЕ. Пятая неделя по Пасхе. Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова)



Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 
Христос воскресе! 

Возлюбленные во Христе братия и сестры, Господь наш Иисус Христос приходил на землю, учил людей добру и истине, оставил нам Своё Евангелие, оставил пример Своей жизни и обещался не покидать нас сиротами без помощи и наставления. Потому мы должны верить, что нет никакого случая в нашей жизни, нет никакого дела, в котором бы Господь — Сам ли, или евангельскою заповедью, или заповедью апостольскою, или примером Своей жизни — не научал бы нас, как поступать в том или другом случае. Напротив, Он ежедневно и ежечасно научает нас, как мы должны жить, чтобы благоугождать Богу. 

Вот и нынешнее евангельское чтение служит для нас в нашей духовной жизни величайшим назиданием и руководством ко спасению. В ныне чтенном Евангелии содержится беседа Господа с самарянкою. Поводом к этой беседе послужило следующее обстоятельство. Господь наш Иисус Христос после праздника Пасхи направился из Иерусалима в Галилею через Самарийскую область. Утомившись от длительного пути и полуденного зноя, Господь сел отдохнуть у колодца вблизи города Сихарь. 

В это время подходит за водою женщина-самарянка. Это было в шестом часу, по нашему счёту — в двенадцатом часу дня. Господь просит у неё воды, чтобы утолить Свою жажду, и между ними в это время состоялась беседа, в результате которой женщина-самарянка не только уверовала в Спасителя, но сделалась проповедницей Христова учения и впоследствии, крещённая с именем Фотины, она приняла мученическую кончину за исповедание имени Христа Спасителя. В состоявшейся беседе Господь обещает и самарянке, и всем верующим в Него давать воду живую, текущую в жизнь вечную (Ин. 4, 10, 14). 

Нам известно, что без воды всё умирает. Есть места на земле, где нет дождя, рек, там не произрастают никакие деревья и растения, но всё бывает покрыто песком, такие места называются пустынями, и они своим видом наводят на душу человека страх и отчаяние. Такое значение в нашей жизни и жизни растительного мира имеет вода вещественная. 

Но есть ещё вода живая, небесная, которая ещё нужнее и которую Господь заповедует всем искать. Вода, которую мы должны искать, есть прежде всего благодатное учение Христово — когда оно принимается душою, то даёт душе блаженство и жизнь. Напротив, когда в душе нет благодатного учения, тогда душа томится, сохнет, каменеет, и вся человеческая жизнь становится похожей на пустыню, где для человека — только страх, скорбь, и терзание. 

Когда Господь попросил у самарянки пить, то она Ему отвечала: «Как ты , будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудеи с самарянами не сообщаются» (Ин. 4, 9). Из этого видно, что она ещё не знала, что должно всех любить и всем помогать: вода для питья телесного у неё была, а воды духовной, благодатного учения Христова, в душе её ещё не было. Она не жаждала телом, но душою томилась от вражды и злобы на иудеев, а потому не имела и Христовой радости, которая неразлучна с любовью. 

Вода Христова, которую Он дал всем верующим в Него, есть любовь, правда, мир, а вместе и радость. Всё это подаётся человеку благодатным учением Христовым. Пример самарянки, да послужит подтверждением сей истины. Сначала, не зная Его учения, она не хотела дать напиться Спасителю, а после сердце её, умилённое Его дивным благодатным учением, подвигнуло её бьггь не только милостивой, но и проповедницей и мученицей веры христианской.

Только учение Христово утоляет нашу душу и исполняет её радостью и любовью. Тело человека, как бы оно ни было здоро̀во и крепко, нуждается в пище, а без пищи подвергается ослаблению и разрушению. Или сад, как бы он ни был благоустроен и плодороден, без дождя и воды может завянуть и засохнет. 

Так и душа благочестивого христианина, если она хочет оставаться такой, обязательно должна прилежно поучаться в слове Божием. «Кто от Бога, тот слушает слова Божии», — говорит Спаситель (Ин. 8, 47). Все истинные служители Божии знают, что они без слушания божественного слова не могли бы твёрдо стоять на пути добродетелей. Поэтому, дорогие, с усердием прибегайте к слову Божию, и почерпайте в нём для себя утешение и питие духовное. 

В нынешнем евангельском чтении обращают наше внимание слова, сказанные Спасителем относительно истинного служения Богу и истинной молитвы. Господь на вопрос самарянки, где должно поклоняться Богу: в Иерусалиме ли, или на горе Гаризим, ответил: «Истинно говорю тебе, настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу Небесному в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 2 3 -2 4 ). 

Этим наставлением Спаситель указывает нам, каково должно быть наше истинное служение Богу и какою должна быть наша истинная молитва. Господь главным образом требует от нас служения не телесного, но духовного, а равно и молитва должна быть не телесная и внешняя, но сердечная, духовная. Молитва не есть одни поклоны. Стать перед иконой дома или в храме Божием и класть поклоны — это отнюдь не есть настоящая, истинная молитва. 

Это не более чем одна наружная принадлежность молитвы, равно как и чтение молитв печатных тоже не есть молитва. Господь требует от нас более всего и прежде всего служения духовного, сердечного: ведь Бог — это Дух, а поэтому, если хочешь, чтобы молитва была приятна Богу, молись Ему и дома и в церкви от всего сердца. 

Самая же истинная, настоящая молитва, в собственном смысле слова молитва — это возношение ума и сердца к Богу, когда человек, достигая высшей степени состояния духа, забывает всё житейское и не чувствует, что вокруг него творится. Пример такой молитвы представляет преподобный Серафим Саровский: углубившись в молитву, он не почувствовал, как из его рук за работою выпала лопата, которою он копал землю.

Поэтому если кто ставит целью своей молитвы прочесть определённое число печатных молитв и положить столько-то поклонов и в этом полагает исполнение своего молитвенного правила, то пусть такой знает, что хотя он и исполнил наружно долг христианский, но по существу он всё же не молился. Телесная молитва без внутренней — всё равно что тело без души: это мёртвая молитва, не доходящая до Бога. 

Ещё в Ветхом Завете Господь говорил о такой молитве: «Приближаются Мне людие сии усты своими и устнами своими почитают Мя, сердце же их далече отстоит от Мене: всуе же почитают Мя» (то есть напрасно, без пользы) (Ис. 2 9 , 13). Не слова, от уст исходящие, умоляют Бога, и не голос наш нужен Богу, а воздыхание сокрушенного сердца. Молитва без внимания — всё равно что светильник без елея или кадильница без фимиама. 

Поэтому, дорогие во Христе братия и сестры, подражая примеру самарянки, от проповеди Христовой обратившейся в проповедницу веры Христовой, и сами станем искренно любить Спасителя нашего и питать свою душу благодатным источником воды живой, который нам даруется в святом слове Божием. 

Приходите к тому источнику, и вы утолите жажду души своей, и напоите её отрадою и утешением и в этой жизни, и в жизни будущей. «Жаждай да грядет ко Мне», — вопиет Господь ко всем. Напаяя свою душу благодатным учением Христовым, мы научимся вместе с тем служить Богу духом и истиною (Ин. 4, 24) и сподобимся в будущей жизни вечной радости. 
Аминь. 

18 (31) мая 1964 г.
22 мая 2022 Просмотров: 1 546