Топ-100

Иеромонах Мелетий (Демин) и Локотская икона Божией Матери «Умиление»

altБлиз того символичного пункта, где соединяются границы России, Белоруссии и Украины, зримо воплощая наше историческое триединство, расположен пос. Локоть Брянской области. Он отмечен святостью духа и трагизмом истории. Здесь находилось имение Великого Князя Михаила Александровича Романова, родного брата святого русского Царя. 


Великий Князь - мученик, прославлен Зарубежной Церковью в лике святых. Во время Великой Отечественной войны оккупанты именно здесь, возле Локоти, дерзнули устроить концлагерь, где ежедневно расстреливали тысячи невинных людей.


Ныне в нашем сознании начинает формироваться образ Локоти как одного из ключевых духовных пунктов Отечества. Локотская икона Божией Матери «Умиление» явила великие чудеса мироточения, благодатной помощи людям, укрепления в вере. О. Николай Гурьянов, которого Святейший Патриарх назвал столпом русского старчества, узнав о ней, воскликнул: «Это диво всем дивам в России будет!»


Дважды возглавляла Локотская икона Всероссийские крестные ходы Курск - Дивеево, обошла многие уделы России, привлекая сердца людей к вере. Чудесным образом оказалась в Сарове, где мир в лице высоких представителей всех Поместных Православных Церквей, Патриарха всея Руси чествовал великого русского святого преподобного Серафима Саровского. В те же памятные дни августа 2003 года икона на самом почетном месте прошла величественным крестным ходом Саров - Дивеево, подобного которому не было за последние 80 лет русской истории. В 2004 году крестный ход Курск - Дивеево и Локотскую икону встречали по пути следования уже тысячи людей, включая иерархов нашей Церкви, губернаторов, представителей органов власти всех уровней. Необыкновенный духовный подъем наблюдался почти всюду, торжественное шествие воспринималось как «вторая Пасха», старожилы не помнили таких впечатляющих событий.


Духовный подвиг иеромонаха Мелетия (в миру Матвея Ивановича Демина) чудесным образом соприкасается с личностью святого праведного Иоанна Кронштадтского. Его жизнь таинственно повторяет некоторые черты жития преп. Серафима Саровского, и глубинная связь Локоти и Дивеево раскрывается на наших глазах все в новых и новых гранях.


Локотской подвижник прожил на земле 103 года, ему было открыто его будущее. Четырежды арестовывали, дважды выводили на расстрел, но пули не брали его, веером расходясь в разные стороны. В 1945 году Ростовский епископ Иосиф постриг его в монахи с именем Мелетий и рукоположил во иереи. В год окончания воинского подвига русских людей в Великой Отечественной войне начался высокий духовный подвиг нового монаха - о.Мелетия, воина Христова.


В лице иеромонаха Мелетия Господь даровал Русской Земле великого подвижника, с особенной силой запечатлевшего в себе образ Христов. И о нем должен узнать наш народ. Пусть же духовный облик дивного Локотского подвижника укрепляет нас в вере, мужестве, в стоянии за чистоту Православия и жажде послужить возрождению порушенного Отечества!


Детство


Родился Матвей Иванович в селении Столбово Брянской области в 1879 году, в многодетной благочестивой семье. С юного возраста мечтал о монастырской жизни, много молился. И Господь берег его. Однажды он упал в глубокий колодец с ледяной водой. Не скоро обнаружили его отсутствие. На удивление всем он не утонул и не замерз, был совершенно невредим. С тех пор стали дразнить его святым.


«Ты мой возлюбленный сын»

 

Родители Матвея желали, чтобы он никуда не уезжал, присмотрел за ними в старости, искали ему спутницу. Видя их настойчивость, Матвей уединялся, прятался, молился и постом и молитвою стремился изменить желание родителей. Господь не замедлил прийти на помощь. Батюшка Иоанн Кронштадтский, провидя все это духовными очами, вызывает Николая, мужа одной из сестер Матвея, которая находилась в Кронштадте, и говорит: «Сейчас же поезжай на родину и привези сюда Матвея Ивановича!»


Отец Мелетий вспоминал: «Той радости, которую я ощутил в этот счастливый для меня час, не забуду до самой моей кончины. В этом я увидел Промысел Божий и успокоился, а то закралась у меня мысль: «Может, я не прав? Против воли родителей иду!»


По приезде в Кронштадт отец Иоанн явился Матвею во сне, причастил его и сказал, чтобы утром он пришел к началу службы, и тогда он причастит Матвея уже наяву. В Андреевском соборе люди занимали очередь с вечера, чтобы войти в собор первыми. Матвей этого не знал, и когда пришел к службе, собор был полон народа, в него не войти, много верующих стояло на улице. И вот отец Иоанн выходит уже с Чашей. Матвей мысленно говорит:


- Батюшка Иоанн, ты говорил мне во сне, что будешь причащать меня первым, а я, наверно, и последним за множеством народа не причащусь. - Он горько заплакал, и послышался ему голос о. Иоанна:

 

- Иди сюда!

 

Свершилось великое чудо: Матвей стоит первым около Чаши. Он никогда не вспоминал об этом без слез:

 

- Я не шел между людьми, не летел, а как оказался первым возле Чаши - этого на всю жизнь не забыть.


И слышит от о. Иоанна: 


- Я же тебе говорил, что буду причащать тебя первым.


Причастил его и произнес:


- Ты мой возлюбленный сын, я ныне родил тебя.




С этого дня Матвей некоторое время жил, трудился и молился в Доме трудолюбия, основанном о. Иоанном.


Матвей Иванович был членом Общества духовно-нравственного просвещения, во главе которого стояла мать Царя Николая II - Императрица Мария Федоровна. Распространял духовную литературу, книги о. Иоанна Кронштадтского, разрешение на это имел за подписью Самого Государя. 


«Я сам приду за тобой»


Святой Кронштадтский пастырь открыл юному Матвею его будущее: «Надлежит тебе прожить более ста лет, а когда придут твои последние дни, я сам приду за тобой...». Благословил его на тайную христианскую жизнь в предсказанные им трудные годы, на подвиг исповедничества... В незыблемости пророчества Матвей Иванович не сомневался ни при каких обстоятельствах, даже когда его выводили на расстрел, а это было дважды. Но вот в 1982 году, сказав, что к нему приходил дорогой батюшка, отец Мелетий стал готовиться к смерти. Похоронен он был в сапогах св. Иоанна Кронштадтского.

 

Подвиг исповедничества


Отца Мелетия арестовывали не менее четырех раз, давали различные сроки. В 1947 году он вновь возвратился на родину, в Столбово, где тайно совершал богослужения и окормлял жителей села, духовных чад, приезжавших к нему из разных мест.


Со слезами на глазах вспоминала Александра, дочь колхозного пасечника Сергачева Федора Тимофеевича, приютившего батюшку, как в деревню приехал «черный ворон», милиция окружила дом, как вывели арестованного отца на крыльцо, и он, прощаясь, обвел всех взглядом, а потом удивленно сказал: «Посмотрите, солнце играет ...» Все посмотрели на небо и застыли в изумлении: огромный диск солнца разбился на отдельные сектора и переливался всеми цветами радуги. Воспользовавшись замешательством, пятеро детей облепили отца, расплакались... Арестовали еще троих, среди них и о. Мелетия. Было это в 1952 г.


Когда в Брянской тюрьме разрешили свидание, в изможденном, высохшем человеке с лицом не больше «кулачка» дочь Ф.Т. Сергачева Александра не узнала родного отца. Не выдержав нервного потрясения, она потеряла сознание. В тюрьме его жестоко пытали на электрическом стуле, истязали так, что вся одежда насквозь пропитывалась кровью. Из тюрьмы он вышел в 1956 г. тяжело больным человеком и прожил около года. Жена не дождалась его освобождения, умерла от голода и болезней. Так и остались пятеро сирот...

 

Протоколы допросов


altПриговоры и протоколы допросов христиан позже часто становились доказательством их духовного подвига и важным источником информации. То же произошло и с «делом» отца Мелетия. Вот скупые строки протокола допроса №23 от 14 апреля 1952 г.: «Определенного места жительства не имеет. Национальность: русский. Никаких документов не имеет.

 

Грамотный, окончил два класса сельской школы. Специальность: столяр и плотник. Место службы и должность: нелегально занимается священнослужением. Степень родства: одинокий. Происхождение: из крестьян. Судимость: трижды арестовывался за антисоветскую деятельность». Читая протоколы допросов отца Мелетия, нельзя не поразиться его духовной твердости. В его ответах нет и тени лукавства, желания смягчить свою «вину» перед советской властью. В них дышит спокойная и непоколебимая уверенность в своей правоте, полное бесстрашие перед физическими пытками и смертью.


Сколько было таких допросов по 5-6 часов? Сколько за листками протокола боли и страданий? Известно это только одному Богу. Объемны и увесисты три тома материалов и допросов к делу  № 314-ПС, обосновывающих, с точки зрения советского правосудия, справедливость приговора областного суда г. Брянска: высшая мера наказания. Окончательный приговор гласил: исправительно-трудовой лагерь сроком на 25 лет.


Освободили всех, как и предсказал отец Мелетий, через 3 года, в 1956-м. О. Мелетий около года после этого жил в Столбово, а затем переехал в соседний поселок Локоть, где и оставался до самой своей кончины. По-прежнему совершал тайно богослужения, принимал у себя духовных чад.

 

Чудеса по молитвам отца Мелетия в заключении


Исцеление больного 


Во время первого ареста Матвей Иванович находился в Бутырской тюрьме, его приставили в качестве санитара ухаживать за безнадежно больным осужденным. Тело больного представляло одну сплошную гниющую зловонную рану. Видя бесполезность лечения, врачи уже не подходили к нему и просто ждали, когда он отмучается. Никаких лекарств Матвею Ивановичу не выдали. Но он каждый день грел воду и с молитвою омывал ею больного. Через неделю больной исцелился, более того, его тело стало абсолютно чистым, не осталось даже шрамов от глубоких гнойников.

 

Расстрелы


Матвея Ивановича повели на расстрел. Под конвоем он спустился в глубокий подвал. Солдат-латыш зарядил винтовку, до выстрела оставалось мгновение... Неожиданно подземную тишину нарушил телефонный звонок: «Казнь отменить». Когда Матвей Иванович вернулся в камеру, все заключенные в едином порыве встали и, несмотря на присутствие надзирателей, громко запели: «Христос воскресе из мертвых...»

 

В 30-е годы его снова приговорили к расстрелу. Но твердая вера в пророчество о. Иоанна Кронштадтского не покидала Матвея Ивановича. Когда его вывели на казнь, он молился Господу и дорогому батюшке. И по вере его свершилось чудо: пулемет стрелял практически в упор, но «пули только веером рассыпались вокруг». Палачи приняли его за гипнотизера, завязали ему глаза черной повязкой, но тут пулемет сломался. Начальник тюрьмы понял, что перед ним необычный человек. И убедился в этом окончательно, когда по молитвам подвижника исцелилась его парализованная мать. Пораженный всем этим начальник тюрьмы устроил ему побег.


Тридцатые годы, время массовых репрессий и расстрелов, а тюремный начальник, подвергая смертельному риску себя и свою семью, отпускает заключенного на волю. Воистину как в апостольские времена!


Чудеса по молитвам отца Мелетия в миру


Спасение со дна реки


После революции, несмотря на жесточайшие репрессии, Матвей Иванович ходил по городам, поселкам, деревням, распространяя Евангелие. Однажды вместе с тяжелой поклажей он провалился под лед глубокой реки, достиг дна, выбраться на поверхность в тяжелой одежде не было никакой возможности. По его собственным воспоминанием, он взмолился, и как будто невидимая рука взяла его и вытолкнула на берег. Вся одежда промокла, но книги были сухими.


«Тогда Домна умирать не будет»


Духовный сын о. Мелетия Дмитрий Григорьевич приехал из села Петровское Ставропольского края, где батюшка жил долгое время и где остались его духовные чада. Отец Мелетий спросил об Елизавете, своей духовной дочери. Дмитрий Григорьевич ответил, что сейчас она ухаживает за больной старенькой Домной, которой около 90 лет. Батюшка предсказал, что когда Дмитрий Григорьевич вернется домой, то Домна уже умрет. «Елизавета просила вам передать, что если Домна умрет и вы не возьмете Елизавету в свой дом, то она уедет на Урал».


- Как же она уедет на Урал ? - возразил отец Мелетий, - там никого нет наших. Она там не спасется. Поэтому, Дмитрий Григорьевич, Домна умирать не будет, пока я не пришлю к Елизавете рабу Божию Марию. Вот тогда Домна умрет. Хотя она уже отболела за свои грехи, теперь будет болеть за грехи Елизаветы, чтобы она не уехала и не пропала.


 Судьбы людей, о которых шла речь, сложились именно так, как предсказал о. Мелетий.


«А в центре солнышка - наш батюшка»

Из воспоминаний келейницы: «Мы жили тогда в Столбово. Вот однажды прочитали утренние молитвы и каноны - Покаянные ко Господу нашему Иисусу Христу и Матери Божией. Отец Мелетий говорит: «Теперь идите готовить пищу, а я закончу правило». И начал читать канон Ангелу Хранителю. Место для молитвы было занавешено большой шторой. Вдруг открывается край шторы, батюшка поет 5-й ирмос канона: «Утренююще вопием Ти: Господи, спаси ны; Ты бо еси Бог наш...». А мы с матушкой Анной смотрим - и видим великое чудо: большое круглое солнце, оно нас не опаляет, а в центре этого солнышка - наш батюшка. Матушка Анна громко запела: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою...».

 

Посмертные чудеса


Мироточение на могилке


В 1999 году началось мироточение в доме его духовной дочери Натальи Николаевны Мурашкиной, а в 2000 году замироточили крест и земля на могиле отца Мелетия.


Есть удивительная связь между чудесами на могилке и в доме. Сходящее миро разное, оно зависит от календарного праздника, от состава молящихся, наверное, от других, уже непонятных нам причин, но по цвету и запаху миро на могилке и в доме идентично.

 

Весной 2004 года после пасхальной службы в Богородицкой Площанской пустыне я и четверо моих спутников посетили могилку о. Мелетия. Крест на могиле и земля вокруг были сухими, но, когда мы семь раз пропели: «Христос воскресе из мертвых...», крест покрылся мириадами микроскопических блесток, которые, объединяясь на наших глазах, превращались в капли, а капли, стекая вниз, сливались в струи. Через несколько минут весь крест уже обильно мироточил.

 

Огненный столб


Соседка батюшкиной келейницы рассказала. Придя однажды на кладбище, она заметила, что к могиле о. Мелетия направляются две посетительницы, одна из которых (в поселке знали об этом) занималась черной магией и имела славу колдуньи.


Это же надо! - подумала она. - «Как же батюшка Мелетий такое допускает?!»

 

В это время посетительницы открыли калитку, чтобы войти внутрь ограды. Но тут случилось невероятное. С шипением, как гейзер, прямо из-под земли возле могилы о. Мелетия вырвался огромный, достигающий высоких крон лип огненный столб. Непрошеные гостьи с воплями ужаса кинулись в разные стороны. Внутри ограды все заполыхало. Цветы, венки - сгорело все. Поверхность креста на могиле обуглилась, края металлической фотографии оплавились и тоже почернели... Спустя время крест покрасили. Теперь только оплавленная огнем металлическая фотография батюшки и воспоминания очевидцев - свидетели того чуда...


Мироточение в доме духовных чад


Мироточение в доме Виктора Владимировича Ремизова и Натальи Николаевны Мурашкиной началось после события, связанного непосредственно с о. Мелетием. Виктор Владимирович лично не был знаком с батюшкой. Однажды Наталье Николаевне приснился сон. Будто отец Мелетий собрал всех своих оставшихся в живых духовных чад. Наталье Николаевне батюшка сказал: «Пока я не могу за Виктора молиться такой же молитвой, как за вас, но, так как вы полюбили его, он должен сделать следующее: поехать в Петербург, в Свято-Иоанновский монастырь, где покоятся мощи св. Иоанна Кронштадтского, исповедоваться там и причаститься... Пусть исповедуется там - это я буду его исповедовать, и причастится - это я его причащу. И с этого времени буду молиться о нем, как о своем духовном сыне». Из-за круговорота мирских дел супруги смогли попасть в этот монастырь только спустя полтора года, и почти сразу после возвращения началось чудо мироточения.


Икона Божией Матери «Умиление»


В 1999 году стало мироточить изображение иконы Божией Матери «Умиление», вырезанное Натальей Николаевной из настенного календаря и находящееся у нее в доме. На обратной стороне репродукции проявился нерукотворный образ Царицы Небесной. Постепенно в доме замироточили все иконы. По молитвам перед мироточивыми иконами совершается множество чудес: люди исцеляются, получают вразумления в трудных обстоятельствах, встают на путь благочестивой жизни, укрепляются в вере. Миро сходит на иконы, привозимые многочисленными паломниками, на освящаемую воду. Многие иконы обновляются, происходят в доме и другие чудеса, которые подтверждаются многочисленными письменными свидетельствами и видеозаписями.

 

Кровоточение икон


Перед трагическими событиями некоторые иконы, находящиеся в доме, кровоточили. Накануне гибели подлодки «Курск» кровоточил образ Спасителя, накануне бомбардировок Югославии - Казанская икона Божией Матери, перед трагедией в Беслане - образ святого преподобного Феодосия Кавказского, перед захватом театрального центра «Норд-Ост» кровоточил образ Божией Матери «Державная».

 

Дом, в котором мироточат иконы


При строительстве дома, где совершаются чудесные явления, в его фундамент были заложены частицы подрясника о. Мелетия. Ныне покойная келейница батюшки Клавдия пожертвовала песочек с Канавки Божией Матери в Дивеево, который она хранила в мешочке на груди. Не расставалась она с этим песочком даже в Тайшете, на лесоповале, где во время гонений отбывала срок за веру. Этим песочком посыпали по периметру будущего дома перед закладкой фундамента, у входа в дом, а затем и верх стен перед постройкой крыши.

 

Загадочные слова


Вновь и вновь вспоминает Наталья Николаевна загадочные слова батюшки, сказанные им перед смертью: «Скоро в нашем Локте будет второе солнце». Хранители чудотворной иконы Матери Божией «Умиление», а также все, кто соприкоснулся с этим чудом, убеждены: оно связано с о. Мелетием, с тем, что Сам Господь хочет прославить имя этого дивного подвижника, прославить духовный подвиг его богоугодной жизни.


Юрий Жарый, г.Брянск

1 апреля 2024 Просмотров: 24 550