Письмо Патриарху Варфоломею I от Патриарха Иерусалимского Диодора (22 сентября 1992 г.)

altС лета 1989 года единогласным решением Синода поставлено прекратить богословские диалоги со всеми инославными вообще, учитывая, что они не только бесполезны, но и вредны для Православной Церкви в целом и Святейшей нашей Церкви Иерусалимской в частности...

 

Поэтому мы дерзаем изложить перед Вашим Всесвятейшеством наши тревоги относительно, как нам представляется, уже законченного диалога с дохалкидонитами.

 

Во-первых, и в основном, в догматическом плане между Православной Церковью и дохалкидонитами существует огромная пропасть, если иметь в виду, что как IV, так и последующие V, VI, VII Святые и Вселенские Соборы осудили страшную ересь монофизитства, анафематствовали поименно ересиархов: Диоскора, Анфима Трапезундского, Евтихия, Севира, Петра Апамейского, Зоора и многих других, которые в сознании дохалкидонитов являются «великими отцами» и «святыми», и определив как еретиков всех их сторонников и последователей...

 

Мы задаемся вопросом, каким образом могло случиться согласие между нашей Святейшей Православной Церковью и дохалкидонитами? Как мы сегодня дошли до того, чтобы пересматривать то, что утверждено Вселенскими Соборами и получило всеправославное значение как просвещенные решения и плоды снисхождения Всесвятого Духа на собравшихся на соборах богодухновенных свв. Отцов? Неужели мы нашими решениями поставим под сомнение их исследование существовавших тогда догматических проблем и поднимем руку на их суждения, которыми они окончательно анафематствовали монофизитов и их последователей?

 

Мы смиренно полагаем, что анафемы Святых Вселенских Соборов и Отцов Церкви, провозглашенные против нераскаявшихся еретиков и умерших в ереси, канонически не только не могут быть сняты, но и осмеливающиеся на снятие их караются и анафематствуются согласно постановленному на VII Вселенском Соборе: Если кто-либо будет оправдывать (отстаивать правоту) сущего от осужденной ереси или живущего в ней - анафема. А анафемы еретиков против православных недействительны в церковном отношении...

 

Необходимо в таковых обстоятельствах, чтобы еретики, признав заблуждением то, в чем они пребывали, представили письменное покаяние и приняли не выборочно, но в целокупности, православное догматическое учение и Св. Предание, а также Святые Вселенские и Поместные Соборы православных и священные их решения...

 

Матерь Церквей настаивает на прекращении подобных диалогов и не признает ни одного решения, которое не согласовывалось бы с решениями и канонами Святых и Вселенских Соборов и православным Св. Преданием».

 

Δια τους μονοφυσίτας και πάλιν// 'Ορθόδοξος πίστις και άντιχαλκηδόνιοι ή μονοφυσίται. «Ό Σωτήρ», 'Αθήναι, 1995, σ. 45-47


Публикуется по изд.:


о. Олег Давыденков. Традиционная христология нехалкидонитов. М.: ПСТБИ, 1998. СС. 183-184

15 декабря 2011 Просмотров: 12 409