Экологическая катастрофа грозит Днепропетровской области

На его территории расположены 9 радиоактивных могильников. Радиационный фон вблизи них выше нормы во много раз. От опасного соседства страдают люди - болеют раком, и экология - радиация со свалок попадает в местную реку, которая входит в бассейном Днепра. От домов радиоактивный могильник отделяет несколько десятков метров. Радиация - почти под окнами.


Если хранилище на Лозовой угрожает только днепродзержинцам, то могильник Сухачевка всей Украине, передает . И вокруг нет никаких предостерегающих знаков. Ни забора, ни охраны. По бумагам - 42 миллиона тонн радиационных отходов на территории города просто не существует. Чтобы компенсаций не платить. Поэтому и деньги на безопасное содержание могильников государство не выделяет. Результат - выбросы радиации такие, что дозиметр зашкаливает.


Шестьдесят пять процентов всех урановых руд Советского союза перерабатывалось на Приднепровском химическом заводе (ПХЗ). После распада Союза мощное производственное объединение распалось на несколько кусков: "Приднепровский гидрометаллургический завод", "Приднепровский завод цветных металлов" и научно-производственное предприятие "Цирконий".


За 44 года работы (с 1948 по 1991 год) в отвалах ПО "ПХЗ" накопилось 36,34 млн. т радиоактивных отходов (РАО) объемом 18,96 млн. кубометров. Для сравнения: по наиболее пессимистической оценке, масса РАО, находящихся внутри саркофага, составляет примерно 2,5 млн. т (объем до 1,74 млн. куб. м). При этом общая активность радионуклидов в Чернобыльской зоне составляет менее двух третей активности зоны "приднепровской" (точнее — "приднепродзержинской").


Радиоактивные отходы формировались на ПХЗ десятилетиями вследствии того, что предприятие перерабатывало урановые руды сначала с месторождения Висмут, расположенного на границе Чехии и ГДР, а затем с отечественных Желтых Вод и казахстанского Мангышлака. При этом железорудный концентрат с содержанием урана не менее 0,15-0,2% плавился в домне №6 Днепровского металлургического комбината им. Дзержинского, а оставшийся шлак выщелачивался на ПХЗ с помощью продукции ПО “Азот” (ныне — ОАО “Днепразот”), который поставлял химикам кислоту. В Днепродзержинске до сих пор гордятся, что первая советская атомная бомба была снаряжена плутонием, полученным из днепродзержинского урана. Да и крупнейший в СССР урановый химзавод в казахстанском Шевченко был также построен на основе украинских технологий.


Чтобы сделать из руды урановое топливо, ее нужно обогатить, т. е. убрать примеси.


Урановую руду в Украине добывают в шахтах с помощью взрывчатки.


Породу доставляют на поверхность, где она проходит радиометрическую сепарацию, т. е. разделяется на фракции по содержанию урана. Забалансовая (с низким содержанием урана) руда идет в отвалы, а богатая радиоактивным веществом отправляется на дальнейшее обогащение. На специальных заводах из нее делают т.н. желтый кек (yellow cake) — концентрат, содержащий от 70 до 80% урана.


В нашей стране этим занимался ПХЗ. Поступившая на предприятие руда дробится, измельчается, а затем выщелачивается серной кислотой (или щелочью) с помощью окислителей. При обработке основная часть урана (до 90%) переходит в раствор, вместе с ним растворяется небольшая часть других радиоактивных элементов, а также некоторые компоненты сопутствующих пород. При разделении образуется т. н. песковая фракция, составляющая основную часть твердых отходов, которая после промывки поступает на хвостохранилище («хвосты» - это отходы химического производства). Вместе с ней доставляют и нерастворившиеся радиоактивные элементы (торий, радий и др.).

 

Урановые руды, как правило, содержат не только долгоживущие элементы и продукты распада U238, называемые радионуклидами, но и соединения токсичных элементов: мышьяка, свинца, ванадия, селена и др.


Следовательно, размещаемые на поверхности земли отвалы становятся источниками непрерывного и долговременного радиоактивного и химического загрязнения основных компонентов окружающей среды: поверхностных и подземных вод вследствие вымывания из отвалов атмосферными осадками и поверхностными водотоками токсичных и радиоактивных элементов; атмосферы — за счет выделения (эманации) радона, который путем диффузии и конвекции переносится на большие расстояния (свыше 4—5 км), и радиоактивной пыли, образующейся в результате физико-химического выветривания и ветровой эрозии приповерхностного слоя перекультивированных отвалов. В процессе добычи для получения 1 т кондиционной руды из отбитой горной массы отделяется большое количество пустой породы и низкосортной (забалансовой) руды, поэтому в отвалах накапливаются огромные массы отходов.


В Днепродзержинске под хвостохранилища использовали глиняные карьеры, а радиоактивные отходы вместе с ядовитой химией сливали в овраги.


В Днепродзержинске и его окрестностях расположено 9 хвостохранилищ (Западное, Центральный Яр, Юго-Восточное, Днепровское (хвостохранилище «Д»), Сухачевское (первая и вторая секции), База «С», Лантановая фракция, ДП №6), а на территории области их всего 12. В настоящее время хвостохранилища ПО ПХЗ (кроме второй секции Сухачевского хвостохранилища ) находятся на содержании ГП “Барьер”. Вторая секция Сухачевского хвостохранилища находится в ведении ГП “Приднепровский гидрометаллургический завод”.


Шесть из девяти хвостохранилищ введены в эксплуатацию еще в 1949—1956 гг., расположены они в балках без какой-либо защиты, незаконсервированы и являются постоянными источниками интенсивного радиоактивного загрязнения промплощадок, территории города, поверхностных и грунтовых вод.


В декабре 2005 года база «С» (пгт Таромское), где в советские времена хранилась урановая руда и, кроме того, были захоронены радиоактивные части вышеупомянутой домны ДП-6, взорванной в 1982 году, было ликвидировано. Сотрудниками Восточного горно-обогатительного комбината (Желтые Воды) и ГП “Барьер” тогда было собрано, по некоторым данным, 150 тыс. тонн отходов и отправлено на ВостГОК для последующей переработки и захоронения.


Из всех хвостохранилищ региона хвостохранилище «Д» (площадь - 73 га, отходов – 12 млн. тонн, общая активность – 33 тыс. кюри) рассматривается как наибольший потенциальный источник загрязнения окружающей среды вследствие близости к реке Днепр, наличия утечек и возможности катастрофического разрушения удерживающих дамб, а также то, что радиоактивные отходы находятся в водонасыщенном состоянии. Радиоактивные отходы загрязняют не только подземные воды, но во время подтоплений и наводнений попадают прямо в Днепр.


Основной причиной подъема уровней грунтовых вод оказался подпор потока подземных вод хвостохранилища "Днепровское" шламоотстойниками и золонакопителями коксохимического (ДКХЗ) и металлургического (ДМК) производств. Кроме этого, подъему уровней способствовали дополнительное инфильтрационное питание с промплощадок ПО ПХЗ и ДМК, а также общий подъем уровня воды в реке Днепр (1958 г.). В настоящее время условия, обеспечивающие высокое положение уровня грунтовых вод и подтопление территории, сохранились.


Осенью 2000-го года в районе Днепровского хвостохранилища поднялся уровень подземных вод , и радиоактивные отходы попали в местную речку Коноплянку (она имеет небольшую протяженность и впадает в Днепр ниже отвалов металлургического комбината ОАО «ДМКД»).


Спешно выделенные в том же 2000-м году средства на проведение необходимых работ подлатали только самые большие дыры. На сегодня радиоактивные пятна того же Днепровского хвостохранилища закрыты только на четверть, и до сих пор не завершено укрепление дамбы.

 

Как показало проведенное в 2002 году независимое журналистское расследование - пока только отсутствие сильных паводков в районе спасает от сползания примерно 12 млн. тонн РАО прямо в Днепр. Да что дамба, если в центре Днепродзержинска имеются пять официально зарегистрированных «фонящих» площадок, а автомобильная трасса из Днепропетровска в Днепродзержинск проложена прямо по захоронению радиоактивных отходов…!

 

Куда исчезли радиоактивные трубы?

Еще в январе 2009 года руководство «Днепродзержинского правозащитного союза» информировало прокуратуру Днепропетровской области о фактах разворовывания труб в районе хвостохранилища «Сухачевское». По этим трубам в прошлом перекачивалась радиоактивная пульпа, а также вода, необходимая для содержания хвостохранилищ в экологически безопасном состоянии. После обращения правозащитников прокуратура на протяжении девяти месяцев не принимала кардинальных мер, что позволило похитить еще десятки километров труб, полностью разрушить насосные станции и нанести государству многомиллионный ущерб.


Диаметр трубопроводов составлял 350 и 500 мм, а их общая длина превышала 51 км. Такие трубопроводы сложно демонтировать без использования экскаваторов, тракторов и мощных грузовых автомобилей. Даже если предположить, что злоумышленники располагали картой размещения трубопроводов и имели доступ к спецтехнике, то украсть и незаметно вывезти трубы большого диаметра, тем более радиоактивные, крайне сложно. Хищения подобного рода, как правило, возможны только при наличии криминальных связей с правоохранительными органами и чиновниками общегосударственного масштаба.


Кто же обязан охранять принадлежащие государству гидротехнические сооружения (51 км труб, пять насосных станций) бывшего ПХЗ? Прекращение работы ПХЗ привело к тому, что на балансе госпредприятия «Приднепровский гидрометаллургический завод» (ПГМЗ) оказались, в частности, и хвостохранилища «Сухачевское. Секция 1» и «Сухачевское. Секция 2», а также все вышеупомянутые гидротехнические сооружения. В 2004 году «спасать» ПГМЗ (являющийся, кстати, участником госпрограммы возобновления в Украине ядерно-топливного цикла) от банкротства, взяв его в аренду, пришла компания с мировым именем — ООО «Феррэкспо». Его фактическим владельцем является миллиардер, народный депутат от БЮТ Константин Жеваго. Именно «Феррэкспо» в лице арбитражного управляющего Валентина Мартынко взяло на себя обязательство сохранить систему водоподкачки хвостохранилища «Сухачевское», которая на сегодняшний день разрушена.


К сожалению, преступная бездеятельность арбитражного управляющего ПГМЗ и санатора привели к тому, что государство понесло многомиллионные убытки.


Какой же была реакция государства на такую пощечину? Министр топлива и энергетики публично называет лиц, причастных к санации, жуликами, но практически ничего не делает для замены санатора. Невольно напрашивается вопрос: почему же министр не может (или не хочет?) повлиять на незаконный ход санации?


И ответ, наверное, как никогда банален — все дело в политике. Во всей этой истории налицо внутрипартийный конфликт интересов.

С одной стороны, это министр топлива и энергетики Юрий Продан, председатель подкомитета Верховной Рады по вопросам обращения с техногенными месторождениями и промышленными отходами, народный депутат Евгений Шаго (оба — представители БЮТ). С другой — влиятельный бютовец, народный депутат Константин Жеваго. Не возникает даже вопроса, к какой силе близок министр внутренних дел Юрий Луценко, в обязанности которого входит расследование фактов хищений труб и насосных станций бывшего ПХЗ на многие миллионы.

 

Осторожно! Зона повышенного радиационного излучения!

Охранники рассказывают, что бывали случаи, когда во время уборки урожая трактористы умывались водой прямо из хвостохранилищ. А порой на берега «мертвых озер» приезжают семьями, загорают и отдыхают на лоне природы. Ничего удивительного: внешне хвостохранилища выглядят довольно привлекательно и напоминают скорее заброшенное озеро рыбхозяйства, чем опасный объект. Живописные овраги, отсутствие бытового мусора, прозрачная вода и чистый песок, заросли камыша и аромат цветущего подсолнечника… На фоне такой красоты маленькие, скромные таблички, информирующие о радиационной опасности, либо остаются незамеченными, либо не воспринимаются всерьез.


Еще в 2007 году МАГАТЭ разработало новый вид радиационного знака, который не просто информирует о радиационной опасности, но и четко указывает на необходимость как можно быстрее покинуть местность с повышенным радиационным фоном. Поскольку хвостохранилища расположены рядом с оживленными автотрассами и населенными пунктами, организация «Голос Природы» считает, что для своевременного оповещения граждан целесообразно использовать предупреждающие знаки нового образца.


Задолго до Чернобыльской катастрофы учеными была выявлена способность радионуклидов мигрировать по пищевой цепочке (сено—корова—молоко—человек) и накапливаться в тканях животных и людей. Превышение предельно допустимой концентрации содержания радионуклидов в различных средах (в зависимости от вида радионуклидов), как и предельно допустимых доз облучения (в зависимости от природы облучения — гамма-, бета- или альфа-облучение), всегда чревато опасными последствиями для человека.


По просьбе представителей общественности сотрудники ГП «Барьер» измерили уровень гамма-излучения на первой секции хвостохранилища «Сухачевское». На обследованных участках были зафиксированы показатели от 100 до 350 мкР/ч, что значительно превышает уровень естественного излучения, характерного для данной местности. Естественным же фоном для Днепродзержинска и прилегающих районов являются 12—13 мкР/ч.

 

30 ноября 2013 Просмотров: 7 870