Православный ответ на призыв папы к единству

Имя Христово создает общение и единство, а разделения между христианами – это скандал, - заявил папа римский Франциск на общей аудиенции 22 января, во время так называемой «Недели молитв о христианском единстве». Папа напомнил, что эта Неделя «посвящена молитве о единстве всех крещеных», согласно словам Христовым: «Да будут все едино». 


«В этом году тему Недели, вдохновленную словами из Послания святого Павла к Коринфянам – «Разве разделился Христос?» - выбрали Церкви и церковные общины Канады, под руководством Всемирного Совета Церквей и Папского совета по содействию христианскому единству», - передает русская служба Радио Ватикана.

 

«Разумеется, Христос не разделился. Мы должны искренне и с болью признать, что наши общины по-прежнему переживают скандальные разделения. Разделение между нами, христианами, - это скандал. Нельзя назвать по-другому: это скандал», - подчеркнул римский понтифик. В заключение он призвал всех к соединению под своей властью.

 

Православным ответом на призыв папы к единству является речь святителя Марка Ефесского от 9 апреля 1438 года, произнесенная им на открытии Ферраро-Флорентийского собора в присутствиипапы Евгения, окруженного сановниками, а также греческой делегации во главе с Императором и Патриархом.

 

«Святейший Отец, - обратился святитель к папе, - прими чад твоих, издалека с Востока приходящих: обними их, бывших в разделении в течение долгого времени; уврачуй смутившихся. Всякий терний и причину преткновения, угрожающие делу мира, повели убрать из среды». Он призвал папу, руководствуясь словами святого пророка Исаии Путь сотворите людем Моим, и камение, еже на пути, размещите (Ис. 62, 10), своих подчиненных настроить на отказ от заблуждений. «До каких пор мы, Того же Христа и той же веры, будем друг друга поражать и рассецать?! Доколе мы, почитатели Той же Троицы, будем друг друга угрызать и снедать, пока друг друга не истребим (см.: Гал. 5, 15) и дадим возможность внешним врагам уничтожить нас?!..», - взывал святой Марк, обращаясь к римскому понтифику.

 

По его словам, «новшеское прибавление» (имеется в виду прибавление Filioque в Символ веры, внесенное латинянами – примеч. авт.) Тело Христово «рассекло и разделило в мировоззрении». Оно привело к недружественному презрению и отчуждению к смущающимся братиям, обвинению Святых Отцов, к тому, что «их веру мы сделали ущербленной, а нашу - как бы более совершенную» (здесь святой как бы сопричисляет и себя к еретикам, исказившим веру, чтобы яснее показать их заблуждения – примеч. авт.).

 

«Какой злой демон позавидовал нашему согласию и единству?! – вопрошает святой Марк. - Кто отъял от нас братскую любовь, вводя различную Жертву, которую незаконно приносить, ибо она не разделяется?!».

 

Он напомнил, что это не свойственно духу Апостолов, настроению Святых Отцов и братскому расположению, а свойственно «некоему странному, извращенному и обособленному духу, не видящему совершенно ничего страшного в том, если все погибнут». Святой подчеркнул, что тот, кто «ввел это разделение и "Свышеистканный Хитон Господнего Тела" разорвал», подлежит «большему наказанию, чем распинавшие (Христа) и все от века нечестивцы и еретики» (здесь имеется в виду папа Лев IX, его легаты во главе с Гумбертом Сильва-Кандидским и прочие папские сановники – примеч. авт.).

 

Он призвал папу исправить это неестественное положение, обещая ему от лица Господа нетленный венец. Святитель приводит и богословское основание, опираясь на которое еретики-паписты могли бы отказаться от своего заблуждения. «Я слышал, - сказал он, -одного ученого из вашей среды, говорящего благоприятное для дела мира и исправления тех лиц, которые, имея неправильное понятие о вере, думали, что это прибавление (т. е. Filioque) было от самого начала (в Символе веры). Поэтому ради икономии пусть оно будет снова изъято для того, чтобы вам восприять братьев, из-за разделения с которыми, вы, думается, все должны страдать, если вы - не безчеловечны!»

 

Святой пытался расположить папу к единству и ярким изображением страданий православных христиан под игом исламистов. «Представь себе мысленно кровь христиан, которая проливается каждый день, - сказал он, - и горькое рабство под варварами, и поношение Креста Христова, затем, ниспровержение Жертвенников, разрушение молитвенных домов, прекращение божественных песнопений, захват Святых Мест, разграбление священных облачений и утвари».

 

По его словам, все это могло бы благополучно разрешиться при восстановлении мира и согласия, в случае, если папа и его подчиненные пожелали бы, «отложив черствость и неподатливость», снизойти к ним, немощным, и изъять из среды то, что их смущает.

 

Он напомнил слова святого Павла Аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса во веки (1 Кор. 8, 13), в которых выражена апостольская уступчивость ради любви к ближним. Приводя ее в пример, святой призывает папу и его подчиненных последовать ему. «Так и ныне, Святейший Отец! Хорошо - квасный хлеб, хорошо - и безквасный; но если безквасный хлеб смущает и считается хуже для Жертвы, и несовершенным и мертвым, и в Писании называется "хлебом беззакония" (Притч. 4, 17; ср. 1 Кор. 5, 8), то почему же не воспринять квасный, и не отвергнуть безквасный?» (Здесь святой указывает еще на одно папское новшество – примеч. авт.).

 

Затем Ефесский святитель указал на отсутствие евхаристического общения, как на явный признак отсутствия подлинного церковного единства. «Когда мы не являемся участниками одного Хлеба, то, очевидно, мы - не одно Тело, и не содуховны друг ко другу, и не одно и то же воспринимаем устремление».

 

Он напомнил папе и кардиналам, что в прежние времена и они, и греки во всем мыслили согласно со Святыми Отцами. Но после искажения Символа веры паписты нарушили церковное единство. «Некогда мы полностью говорили тожде, и между нами не было раскола, и тогда мы, обе стороны, были в согласии с Отцами; ныне, когда не говорим одно, как можем быть вместе?... Вы, введши новшества, этим необходимо обнаруживаете, что находитесь в разногласии прежде всего в отношении самих себя [прежних], затем в отношении общих Отцов и, наконец, по отношению к нам».

 

В заключение своей речи святой Марк призвал папу обдумать его слова и утешить Церковь воинствующую и торжествующую.«Ради Святой Троицы, ради общей надежды, на которую все полагаются, не допустите, чтобы мы ушли без плода и без успеха! "По Христе молим, яко Богу молящу нами" (2 Кор. 5, 20): не постыдите посланников, не сведите на нет труды, не обезчестите молитв, сделав их безплодными; не исполните желание врагов, не допустите общему врагу и супостату смеяться над нами, как прежде; и не сотворите Бога и Духа Его Святаго оскорбиться».

 

Увы, глас святителя Марка оказался гласом, вопиющим в пустыне (см.: Ис. 40, 3). Несмотря на все умилительные призывы, на все братские увещания, папа и его сановники предпочли скандал церковному миру, отвергли советы мудрого врача, растоптали любовь, попрали все нормы гостеприимства, моря греков голодом и заключая в темницы, вынуждая их подписать унию, признать главенство папы. И до сих пор не последовало ответа от еретиков-папистов на призыв святителя Марка к церковному единству. Паписты не желают оставить то, что смущает православных христиан. Папа призывает к единству в его ереси, единству во грехе. Естественно, православные христиане не могут последовать этому душепагубному призыву, памятуя слова Спасителя: Если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну (Мф. 5, 30).

 

Дмитрий Мельников

5 сентября 2023 Просмотров: 7 521